УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

для студентов отделения заочного обучения

 

 

 

Нижний Новгород

2013

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «НГЛУ».

УДК 82(08) (075.83) 

Русский язык, стилистика русского языка и культура речи: Учебно-методические материалы для студентов отделения заочного обучения. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013. – 45 с.

 

 

Учебно-методические материалы включают задания для подготовки к контрольной работе (практические задания, план и образцы их выполнения) и экзамену по русскому языку и культуре речи, а также список рекомендуемой литературы, образцы деловых бумаг и краткий терминологический словарь.

 

Составитель Н.К. Винник, ст. преп. каф. стилистики русского языка и культуры речи

                      

Рецензент Н.В. Макшанцева, док. пед. наук, профессор, зав. каф. стилистики русского языка и культуры речи

 

©  ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013

В соответствии с учебным планом для студентов, обучающихся на I курсе заочного отделения по специальностям «Иностранный язык», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», предусмотрено проведение зачетной контрольной работы по «Русскому языку и культуре речи».

     Контрольная работа предполагает 4 варианта. Каждый студент должен выполнить свой вариант заданий (вариант I пишут студенты, фамилии которых начинаются на буквы А-Ж; II вариант – З-Н; III вариант – О-Т; IV вариант – Ф-Я).

     Задания необходимо выполнить в соответствии с предложенными образцами.

До начала зимней экзаменационной сессии контрольная работа должна быть предоставлена в деканат не позднее 1 декабря. В том случае, если работа не будет предоставлена вовремя, в зачетную ведомость выставляется «незачет» и, как следствие, студента не допускают к сдаче итогового экзамена по «Русскому языку и культуре речи».

При получении «незачета» за выполненную в срок работу студент должен исправить задания с учетом замечаний и рекомендаций, сделанных преподавателем, и предоставить новый вариант до начала экзаменационной сессии.

В методическом пособии также дан список вопросов к экзамену по русскому языку и культуре речи и список рекомендуемой литературы для выполнения контрольной работы и подготовки к экзамену.

 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Языковые нормы и речевые ошибки

Вариант 1.

Лексика. Фразеология

1. Устранить лексические ошибки и стилистические недочеты.

Указать причины их появления.

1. На вечере случился радостный инцидент: от спонсора юбиляру преподнесли корзину цветов.

2. Совместное сотрудничество советских и японских ученых укрепит дружбу двух народов.

3. Исследования показали, что это высокогорный материк.

4. Проезжая часть улицы завалена сугробами снега.

5. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

6. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

7. Неприглядно выглядят эти нарушители уличного движения.

8. Можно привести армаду цифр, характеризующих экономику страны.

9. Чувствуя превосходство перед другими, они вели себя вызывающе.

10. Как же отображают образ героя современные поэты?

2. Выбрать нужный вариант. Объяснить свой выбор.

1. Утвержден (статус/статут) новой организации.

2. В этом городе долго не проживешь: жизнь очень (будничная/будняя).

3. Защитник (представил/предоставил) суду новые факты.

4. Люди простодушные принимают (желаемое/желательное) за действительное.    

5. Это был человек (хара’ктерный/характе’рный).

6. Поставьте, пожалуйста, дату и (роспись/ подпись).

7. Было вынесено решение о том, чтобы пенсию (оплачивать/выплачивать) в срок.

8. Дружинник помог устранить хулиганский (поступок/проступок).

9. История этой семьи могла бы лечь в (основу/основание) романа.

10.  Положение этих людей стало (затрудненным/затруднительным).

 

3. Устранить речевые ошибки в употреблении фразеологических единиц. Указать причины их появления.

1. Не торопись принимать решение, а то можно наломать дрова.

2. Необходимо предпринять меры для ликвидации последствий аварии.

3. Ольга никогда не пряталась за чужую широкую спину.

4. Скрепив сердце решился он переехать в Москву.

5. Китай не случайно называют страной восходящего солнца.

 

Морфология

1. Определить род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. Свой выбор объяснить.

Глуп… рандеву, дорог… бистро, красив… боа, страшн… цунами,    праздничн… Тбилиси, лондонск… Таймс, стар… рантье, заморск… кольраби, вкусн… иваси, крупн… ТЭЦ.

2. Исправить ошибки в предложениях, где это необходимо.

 Указать причины ошибок.

1. Внутри них, в комнатах, стояли чинные комфортабельные стулья и кресла.

2. У обоих часов сломана пружина.

3. Нет ничего более худшего, чем ложь.

4. В «Горячем снегу» Ю. Бондарев писал почти о себе.

5. В этом году едь на море обязательно.

6. Оратор усиленно готовится к выступлению, состоявшемуся через   неделю.

7. Ваня, нельзя быть такой занудой.

8. Он мягкий по характеру, однако слабоволен.

9. Молодёжь выглядит празднично. Они одеты в свои лучшие костюмы.

10. На днях состоится вечер, посвященный творчеству Жана Жака Руссо.

3. Выбрать нужную форму, свой выбор объяснить

  Собор (величествен – величественен), у причала стоит семь (барж – баржей), что (двигает – движет) поступками людей, церковные (образы – образа), (высыпи – высыпь) мелочь, трудиться в (поте лица – поту лица), он постепенно (глох – глохнул), у нас в доме нет (кочерг – кочерег – нет формы Р.п. мн. ч.), (двое – две) подружки, общественно–политические (лагери – лагеря).

4. Поставить числительное в нужную форму

Выпускники нашего педучилища работают в 234 областях. Она с 1857 года.

Синтаксис

Устранить ошибки в синтаксических конструкциях.

Указать причины ошибок.

1. Для повышения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия.

2. Никто из сестер, даже старшая, не знали о случившемся.

3. Однако тем не менее промышленного применения эти установки не получили.

4. Единственное, на что нужно обратить внимание в классе, - это на дисциплину на уроке рисования.

5. Приходите между пятым и шестым часами.

6. Лишь пять человек поддержало его в трудную минуту.

7. Глядя на эту ветку сирени, мне вспоминается молодость.

8. Шопену казалось, что в этом крупнейшем центре европейской литературы, музыки, культуры он сможет добиться признания.

9. Мы проверили карточки, служившие для учетов выработки и которые обычно находились у старшего бухгалтера.

10. Стены украшают плакаты.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 344.