Тексты для анализа функциональных типов речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н.М.Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более груда, нежели другим».

(Д.Э. Розенталь)

 

Публицистика – это характерная особенность всех жанров литературы. Всех. Без исключения. И все-таки не зря мы выделили публицистику в отдельный жанр. Не зря называем этот жанр боевым. Точное понимание проблемы. Убежденность в своей правоте. Яростная полемичность и спокойный голос факта. Мужество. Порою риск в самом буквальном значении этого слова. Вой не для виду, не с тенью... Боевой жанр!

(Р. Рождественский)

 

Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут вес множиться и возрастать.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны он. как правило, равнодушен и к своей стране.

(Д.С. Лихачев)

 

 

Выражение яблоко раздора заимствовано из греческого мифа.

На свадьбе присутствовали три богини: Афродита. Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, четвертая богиня раздора Эрида бросила в толпу золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено ей и ни за что его не уступала. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите богине красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Разгорелась кровопролитная война, в результате которой погибла Троя. С тех пор мы называем всякий повод для разногласий яблоком раздора.

(Л.Т. Григорян)

 

В заволжских лесах издавна славились семеновские балясники. Из осиновых плах выделывали они фигурные балясины для украшения перил, балконных поручней, оконных рам.

Работа эта сравнительно легкая: обтачивая дерево, токари поют, ведут бойкий шутливый разговор. Эта работа считалась несерьезной: вытачивая столбики, резали из них разные безделушки, головки зверей, петушков, вазы, кувшинчики.                                               

В свое время балясники украшали волжские суда своей затейливой пестрой резьбой, фантастическими змеями, драконами. Постепенно промысел балясников исчез, но намять о них осталась в живой речи. Веселыми говорунами были балясники: точили балясы (или лясы) и вели шумную беседу.

(Л.Т. Григорян)

 

Язык, как и любой живой организм, не безграничен в своей возможности самоочищаться, самообновляться и самовозрождаться.

От чего же зависит самосохранение, самообновление и самоочищение национального языка? Мне кажется, что от самого общества, от его нравственного состояния. Красота и разнообразие человеческих отношений влекут за собой те же свойства в языке. Чем глубокомысленнее стремится быть просвещенное невежество, тем смешнее оно выглядит, чем человек хитрее во имя своих корыстных целей, тем фальшивее становятся его слова и манера общения. Наоборот, честный и смелый человек может говорить открыто, распахнуто, и тогда язык его становится сильным, ясным, а иногда и образным. Последнее, впрочем, зависит еще и от природного дара...

Легко сказать возразит иной читатель быть смелым и честным! Не каждому-то дано быть смелым и честным...

Действительно, возможности в тгом деле разные у разных людей. Но ведь если заглушать совесть и не стремиться к идеалу и совершенству, теряются и самые малые возможности. А если стремиться, да еще всею душою, то появляются новые, даже большие возможности, причем весьма неожиданно. Что может быть прекрасней таких неожиданностей?

(В. Белов)

 

Я живу в большом, опустевшем к осени доме. Ночью приходить в него страшновато. Он как старый брошенный замок. Скрипят и глухо повторяют шаги половицы. Скрипят двери, скрипит рама в комнате с окном, выходящим к лесу, скрипит накрашенный стол у меня в комнате. И не поймешь: дом обрадовался или недоволен твоим приходом.

(В.Песков)

 

Герасим вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинул армяк и. разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке всего было недели три, глаза у нее прорезались недавно: один глаз даже казался немножко больше другого. Герасим взял ее легонько за голову и принагнул ей мордочку к молоку. ... месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась она в очень ладную собачонку испанской породы. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала пи па шаг. все ходила за ним,повиливая хвостиком.

(И.Тургенев)

Образец выполнении задания

     Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный;  вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени … Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката. Вот оно бледнеет, синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже ничего не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет … Что это? Пожар ?... Нет, это восходит луна.

                                                                                     И. Тургенев

 

1. Тема текста – краски вечерней природы (вечерний пейзаж).

2. Функциональный типа текста – описание.

 Коммуникативная цель – нарисовать, воспроизвести картину наступившего вечера и наступающей ночи.

Объект описания – состояние природы, явления природы в изменяющихся красках вечера – начала ночи.

3. Композиция: а) вступление – 1-ое предложение, обозначающие объект описания; б) основная часть – остальные предложения, раскрывающие отдельные стороны описываемого объекта.

4. Главное языковое средство – спрягаемые формы глаголы несовершенного вида настоящего времени, обозначающие обычное, регулярно воспроизводимое, повторяющееся действие и состояние (наступает, садится, ложится, падает, дрожит, бледнеет, синеет, исчезают, наливается, белеют, яснеет, восходит). Данные спрягаемые формы глагола преобладают, что типично для описания.

Поскольку в состоянии природы происходят изменения и описание носит динамический характер, в тексте используются и формы глагола совершенного вида прошедшего времен (запылала, обхватила, побежали, села, зажглась), характеризующие явления и события с точки зрения временной соотносительности и последовательности.

5. Определяющие языковые средства:

-  тематически объединенная лексика с семой «природа» (вечер, заря, небо, солнце, воздух, луна …), «цвет» (алый, черный, мгла, мрак, синеет, белеют, яснеет …), «движение, перемещение в пространстве; возникновение - исчезновение предметов, признаков, явлений» (садится, ложится, наступает, падает, исчезают …);

- существительные с конкретным лексическим значением (дерево, куст, собака, звезда…) и с отвлеченным значением (блеск, мгла, мрак…);

- качественные прилагательные (из 11 прилагательных – 9 качественные: прозрачен, мягкий, теплый, алый…); относительное прилагательное стеклянный употребляется в составе образного сравнения;

-  разноуровневые средства выражения сравнения (метафора – заря запылала, море заката …; творительный падеж существительного – пожаром; сравнительный оборот – словно стеклянный);

-   наречия меры и степени (как-то, особенно, едва, смутно);

- наречия места, времени, а также другие словоформы и словосочетания с аналогичным значением (вблизи, вдали, за двадцать шагов, между тем, уже);

-   указательные частицы (вот, вон, это);

-  простые предложения (7) и бессоюзные сложные предложения (4), осложненные однородными членами предложения (запылала и обхватила; зажглась и дрожит; от деревьев, от кустов, от стогов сена), обособленными определениями (теплый на вид, еще недавно облитые потоками жидкого золота);

- четырежды употребляется составное именное сказуемое (воздух, прозрачен; не видно; что это; пожар);

-  многочленные бессоюзные сложные предложения перечислительного характера, с отношениями одновременности и последовательности;

- пассивная синтаксическая конструкция в составе бессоюзного сложного предложения (воздух наливается мглою);

- двусоставные предложения, а также односоставное безличное предложение (за двадцать шагов уже ничего не видно) в составе бессоюзного сложного предложения;

-   вопросительные риторические предложения (Что это? Пожар?);

-  параллельная и цепная связь между предложениями в сложном синтаксическом целом; параллельная связь представлена в сложном синтаксическом целом с микротемой «начало вечера, заря»: зачин (1-е предложение) имеет обобщающее значение, последующие предложения раскрывают отдельные стороны общего содержания (соотношение общего и частного в описании картины), местоименные слова отсутствуют, не используются лексические повторы и синонимические замены; цепная связь представлена в сложных синтаксических целых с микротемами «после захода солнца», «наступление ночи»: используются местоименные замены (море заката – оно; край неба смутно яснеет – это), лексические повторы (небо – край неба), синонимические замены (мгла – мрак), синтаксическая неполнота (Что это? Пожар?)

Приложение

 

Функциональные типы речи (текста)

Описание

1. Коммуникативная цель – нарисовать, воспроизвести какую-то картину. Объектом описания может быть человек (его внешность, характер, состояние и т. п.), животное, какой-либо предмет и т. д. Описание бывает статическим и динамическим; может носить сравнительный характер.

2. Композиция чаще всего представляет из себя а) вступление, где обозначен объект описания или передается общее впечатление от объекта описания; б) основную часть, раскрывающую свойства объекта; в) концовку (часто содержащую оценочный момент).

3. Главное языковое средство – спрягаемые формы глагола несовершенного вида настоящего (как правило), прошедшего или будущего времени, обозначающие обычное, регулярно воспроизводимое, повторяющееся событие, действие или состояние.

4. Определяющие языковые средства:

- имена существительные с конкретным лексическим значением, а также с отвлеченным значением, обозначающие свойство, состояние;

-  «цветовая» лексика;

-  качественные имена прилагательные;

-  причастия разных грамматических разрядов;

-  наречия образа действия, меры и степени;

-  именные сказуемые;

-   пассивные синтаксические конструкции;

- простые  предложения,   осложненные    однородными, обособленными и уточняющими членами;

-   односоставные назывные и безличные предложения;

- сложносочиненные  предложения  с   перечислительнными и сопоставительными отношениями;

-   бессоюзные сложные предложения с аналогичными отношениями;

-  сложноподчиненные  предложения      с     придаточными определительными, места и времени;

-     разноуровневые средства выражения сравнения;

- параллельная связь между предложениями в сложном синтаксическом целом.

Повествование

1. Коммуникативная цель – рассказать о чем-то, передать случай, эпизод из жизни, т. е. в центре повествования – событие, произошедшее с повествователем или другими действующими лицами. Повествование имеет сюжет, оно динамично, события представлены как завершенные и характеризуются с точки зрения временной соотносительности и последовательности.

2. Композиция, как правило, трехчленная:

а) начало события (завязка);

б) развитие действия;

в) конец события (развязка).

3. Главное  языковое  средство – спрягаемые формы глагола совершенного вида прошедшего времени. Формы настоящего времени используются реже и только в значении настоящего исторического.

4.  Определяющие языковые средства:

- имена существительные с конкретным лексическим значением; одушевленные существительные, называющие людей, животных, в том числе имена собственные;

- глаголы со значением движения, перемещения, конкретного физического действия;

- наречия времени, места, а также другие словоформы и словосочетания с аналогичным значением;

- глагольное сказуемое преобладает над именным;

 - двусоставные простые предложения, а из односоставных – определенно-личные;

- контекстуально-неполные предложения;

- сложноподчиненные предложения с придаточными времени, места, цели и причины; бессоюзные сложные предложения с аналогичными смысловыми отношениями между частями;

- использование диалога и разновидностей чужой речи: прямой, косвенной и несобственно-прямой;

-  цепная связь между предложениями в сложном синтаксическом целом.

Рассуждение

1. Коммуникативная цель – доказать свое мнение по какому-либо вопросу, прокомментировать какое-то явление действительности; убедить в чем-то собеседника или читателя.

2. Композиция, как правило, трехчленна:

а) тезис – мнение, мысль, требующие доказательств;

б) аргументирующая   часть,  содержащая   развитие   тезиса, доказательства его истинности или ошибочности;

в) вывод, т. е. подтверждение правильности тезиса или указание на несогласие с ним, его опровержение.

Композиция может быть двучленной:

а) сообщение   о  каком-либо событии, явлении действительности, факте, проблеме;

б) размышление по этому поводу, разъяснение, комментарий на эту тему.

3. Главное языковое средство – синтаксис, т. к. синтаксическая структура предложения и текста в целом ориентирована на показ логических связей между явлениями, предметами, их свойствами и т. п. Эту функцию выполняют:

- простые предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями;

- односоставные  неопределенно-личные  и  обобщенно-личные предложения, а также безличные с модальной семантикой;

- сложноподчиненные предложения с придаточными цели, условия, причины, следствия, уступки, а также бессоюзные сложные предложения с аналогичными смысловыми отношениями между частями;

-  многочленные сложные предложения с разными видами связи;

-  риторические вопросительные предложения;

- цепная вязь между предложениями в сложном синтаксическом целом.

4. Определяющие языковые средства:

-  лексика с абстрактным (отвлеченным) значением;

-  слова с оценочной семантикой;

-  слова с модальной семантикой;

-  имена существительные и местоимения с обобщенным значением;

-  глагольные формы условного и повелительного наклонения;

- спрягаемые формы глаголов настоящего времени в расширенном значении.

 



ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

Образцы деловых бумаг

 

 Декану факультета

заочного обучения НГЛУ

 им. Н.А. Добролюбова

Борышневой Н.Н.

Алексеева Ивана Васильевича,

студента I курса 101а группы,

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск с 05.02.2010 для поездки домой по семейным обстоятельствам.

Письмо с сообщением о болезни моей матери прилагается.

 

2 февраля 2010                                                        подпись


Примечание:


Дата: 2019-05-28, просмотров: 674.