Коллектив разрозненный. Дети мало знают имена друг друга, общаются только с несколькими более знакомыми людьми (соседи по комнате). Нет общих интересов и сами подготовить отрядное дело они не могут
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стиль управления: авторитарное установление вариантов деятельности.

Цель вожатого: мягкая адаптация детей.

2) «Мягкая глина»

Отношения в коллективе разные: и доброжелательные и конфликтные. Есть мини-группы в которых общаются дети. Есть стремление к совместной деятельности, но они не могут организоваться. Скрепляет коллектив формальная дисциплина. Появляются первые конфликты.

Вожатый- организатор.

Стиль управления: авторитарный.

Цель вожатого: Сближение детей. Мотивация на творческое раскрытие

3) «Мерцающий маяк»

Дети активно общаются. Они явно отделяют свой отряд от других. Появилось чувство МЫ. Есть активные лидеры, пытаются внести инициативу. Иногда получается общее дело. Очень конфликтная стадия.

Вожатый медиатор, старший куратор, направление детей в деятельности

Стиль управления: Вожатый: направляет в деятельности. Поддерживает инициативу.

Цель вожатого: Поддержка лидеров и инициативы детей.

4) «Алый парус»

Дети в коллективе тесно общаются, явно выделяют свой отряд от других, остро переживают поражения коллектива. С трудом признают ошибки. Идут за лидерами. Конфликты возникают часто, но они уже хорошо их.

Вожатый старший товарищ. Обучает справляться с неудачами.

Стиль управления: Кураторство.

5) «Горящий факел»

Коллектив сплочен, дети выбирают сотрудничество соперничеству. Могут самостоятельно организоваться на любое дело. Эффективная команда. Открыты вожатому. С конфликтами справляются сами. Возникают они редко

Стиль управления: Кураторство

Цель: Поддерживать коллектив. Настроить детей на общение «после смены».

 

Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.

Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.

Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется

Приёмы создания детского коллектива

1. Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение. Свечка-знакомство («Расскажи мне о себе»)

2. Формальное создание группы. Название отряда, эмблема, девиз, выбор командира и пр.

3. Осознание принадлежности к группе (отряду). Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила.

4. Сплочение и развитие коллектива. Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД

Лидерство в ВДК

Управление группой, ее самоуправление, поведение отдельных членов ВДК обычно осуществляется и через официальных лиц - воспитателей или вожатых, и через неофициальных лиц, имеюших высокий статус среди ВДК, назовем их лидерами. Авторитет лидера в ВДК обычно не менее силен, чем мнение педагога.

Права, данные педагогу, не всегда достаточны, чтобы в любой вид деятельности побудить детей к деятельности. Очень важно при этом убеждать, а не приказывать.

Очень важно для педагога увидеть, кто в вашем ВДК является лидером. Постараться сделать так, чтобы стать с ним партнером. От этого многое зависит.

Типажи детей в структуре детского коллектива:

Формальный лидер – назначенный ребенок. Его выбрали, но не всегда слушают и идут за ним.

ВАЖНО: Следите за тем, чтоб дети не гнобили формального лидера! Если вы понимаете, что он исключительно формален, не стоит заставлять его делать то, что не нравится всем остальным (например, строить отряд каждый раз)

Неформальный лидер - В коллективе, кроме того, всегда будет «душа компании», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело, доверенное «душе компании», обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит.

Антилидер (?) – ребенок, который идет «против» вас, и ведет за собой других детей. Он бунтует, выражает недовольство, байкотирует правила. Но он максимально крут для детей, и они слушают его.

ВАЖНО: Сделайте его своим «другом». Не ведитесь на поводу, покажите ему свои границы и правила. При этом постарайтесь найти что-то, что будет интересно самому ребенку. Направьте его энергию в полезное русло, и он поведет за собой ребят.

В детском обществе может встретиться неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива – «серый кардинал». Желательно выявить таких ребят и использовать их способность, чтобы через них влиять на общий настрой всех детей.

«Изгой» - ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. ИЗУЧИТЕ МАТЕРИАЛ ПО КОНФЛИКТОЛОГИИ! ГДЕ ПОДРОБНО РАЗБИРАЕТСЯ РАБОТА С ТАКИМ РЕБЕНКОМ! (он будет в группе!)

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 229.