Индивидуально – типологические особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные, генотипические особенности учащихся.

Природные, генотипические особеннос­ти - генетически детерминированные свой­ства нервной системы, которые в своих соче­таниях определяют присущий человеку тип высшей нервной деятельности.

Подросток со слабой нервной системой не спосо­бен к длительному умственному напряжению, боль­шой объем материала утомляет его, а высокий темп деятельности с частым переключением и распределе­нием внимания отрицательно влияет на работоспо­собность.

Несмотря на быструю утомляемость, дети со сла­бой нервной системой способны при определенных условиях справляться с учебной нагрузкой и достигать хороших результатов в учебе. Для этого необходимо опираться на их сильные стороны и не ставить их в дис­комфортные ситуации.

Сильными сторонами подрос­тков со слабой нервной системой являются:

• склонность к планированию и любовь к последо­вательности при выполнении любого вида деятель­ности;

• успешность в составлении различных письмен­ных планов для управления своей деятельностью и деятельностью других людей;

• склонность к систематизации знаний, что обес­печивает им большую глубину усвоения;

• предпочтение внешних опор и различных схем и изображений, поэтому они не только успешно умеют ими пользоваться, но и обнаруживают существенное преимущество при их составлении.

Учебная деятельность включает также в себя зада­ния, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной систе­мы: лабильностью и подвижностью.

Инертный подросток склонен тщательно и кропотливо выполнять свою работу. Результат ее выполне­ния в обычных условиях, где время работы не огра­ничено, будет ничуть не хуже результата, полученно­го подвижным школьником. Более того, степенность и неторопливость, присущая медлительному ребен­ку, позволяет ему:

• дольше выполнять однообразную и неинтерес­ную работу, что гораздо труднее, чем качественно вы­полнять нечто захватывающее и увлекательное;

• долго сохранять активность, длительно работать в своем темпе, несмотря на то, что инертный ребенок медленно включается в деятельность;

• быть более усидчивым и внимательным и, следо­вательно, дольше слушать объяснение учителя;

• более устойчиво закреплять усвоенный матери­ал, который дольше сохраняется, что способствует высокой активности в работе по пройденному мате­риалу;

• глубоко продумывать и тщательно организовывать различные виды деятельности.

Задача педагога - учитывать природные осо­бенности инертного подростка, которые никакие отразятся на его успеваемости, если учитель не будет ставить его в ситуации, создающие опре­деленные трудности.

Трудности могут воз­никнуть:

1. При решении задач, разнообразных по со­держанию и способам решения. Не следует ждать от подростка быстрых и разных вариантов реше­ния, спрашивая его в числе первых. Это же отно­сится и к выполнению заданий на сообразитель­ность. При высоком темпе работы с такими зада­ниями или ограниченном количестве времени, данном на их выполнение, продуктивность дея­тельности у инертного школьника резко снижается.

2. При объяснении или опросе в быстром тем­пе, когда последовательность вопросов неизвест­на заранее или неясна.

3. При ограничении времени работы и угроз отрицательной отметки за ее невыполнение (ти­пичный вариант короткой проверочной или само­стоятельной работы).

4. При частом отвлечении и быстром переклю­чении внимания. Особенность медлительного ребенка такова, что он долго включается в рабо­ту и не сразу может переключиться на другой вид деятельности. «Раздергивание» лишь напрягает и нервирует ребенка.

5. При оценке результата усвоения нового ма­териала на первых этапах его заучивания.

Чрезмерная учебная нагрузка

Какой должна быть оптимальная учебная нагруз­ка, способствующая полноценному усвоению учебного материала и не отражающаяся негативно на физическом и психологическом развитии подростков?

Под оптимальной учебной нагрузкой педагоги и физиологи обычно понимают такую, при которой учащиеся достаточно глубоко и прочно овладевают программным материалом без превышения норм вре­мени на классную и домашнюю работу, полностью восстанавливая за время, отведенное на сон и отдых, свою работоспособность.

Учебная перегрузка характеризуется прежде всего тем, что подростки тратят значительно больше вре­мени на приготовление домашних заданий, чем это предусмотрено возрастными нормами, Так, для уча­щихся 5-х классов норма для приготовления уроков дома не должна превышать 2 часов, а у учащихся 8-х пассов - 2,5-3 часов.

Следует отметить, что кроме сложных учебных программ и перенасыщенного домашнего задания, когда педагоги считают, что их предмет наиболее важ­ный и количество заданного дается без учета других предметов, причиной учебной перегрузки зачастую является недостаточная сформированность у подростка интеллектуальной или мотивационно-потребностной сферы.

Шаблонность и однообразие учебных упражнений и заданий обусловливают исполнительский, а не творческий характер учебной деятельности школьни­ков. Нерациональное и механическое заучивание влечет за собой затрату неоправданно большого количе­ства времени, приводит к возникновению у подрост­ка чувства недовольства, скуки и отвращения к учебной работе.

В связи с этим, наиболее часто учебная перегрузка возникает у учащихся, настроенных на учебу, но име­ющих недостаточно хорошо сформированные умения анализировать и обобщать вербальный и образный материал, часто использующих в своих ответа конк­ретные примеры и опирающихся на хорошо сформированные пространственные элементы мышления.

Неорганизованность, неумение выполнить наме­ченное, нехватка времени порождают неуверенность в своих силах, создают атмосферу эмоционального дискомфорта и напряженности. Все это в целом ведет к снижению успеваемости, ухудшению учебных результатов, усиливает эмоциональное неблагополу­чие школьника.

Нарушение поведения и школьная недисциплинированность

Факторы:

1. Природные, генотипические особенности личности.

2. Возрастные особенности подростка:

o • подростковые реакции (эмансипации, группирирования, лидерские, накопительные, эгоцентрические, азартные, информационно-коммуникативные, интеллектуально-эстетические).

o • детские реакции (отказа, оппозиции, имитации, отрицательной эмансипации, компенсации и гиперкомпенсации).

3. Индивидуальные особенности учителей

o характерологические и индивидуально-типологические особенности;

o стиль руководства школьным коллективом;

4. Положение в классом коллективе («звезда», «предпочитаемый», «принимаемый» и т. д.)

5. Особенности семейных взаимоотношений:

o негармоничная семья;

o тип воспитания в семье;

6. Социальные условия жизни;

7. Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней;

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                              Кафедра психологии

 

 

  «УТВЕРЖДАЮ»
  Ректор ___________________                     С.В. Жолован «____»_____________200__г.
     

 

 

             

 

        «Работа с трудным подростком»:

 

Цель программы «Работа с трудным подростком» - сформировать у слушателей практические умения работы с трудными подростками различных категорий.

Категория слушателей педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, классные руководители

Срок обучения 24 часа (час., нед., мес.)

Режим занятий по 6 часов еженедельно

 

В настоящее время проблема девиантного поведения подростков обострилась в крайней степени. В частности, это относится к Санкт-Петербургу. Делинквентное поведение, различные ваиенты невротического и психотического поведения, суицидальное поведение в среде подростков сегодня стали практически обыденным явлением. Подростковая преступность бьет, прежде всего, по самим подросткам. Что же в данной ситуации могут сделать взрослые – субъекты системы образования: учителя, воспитатели, социальные педагоги, психологи? Нам представляется, что для изменения ситуации к лучшему нужно четко ответить на следующие вопросы: почему нарушена социализация российских (петербургских) подростков? С какими именно нарушениями развития нам необходимо работать? Каким конкретным образом можно это сделать? Программа «Работа с трудным подростком» призвана внести вклад в практико-ориентированное решение обозначенных выше проблем.

 

 

                           Учебно-тематический план

учебной программы «Работа с трудным подростком»

 

№ пп

Наименование занятия

Всего часов

Количество часов

Форма контроля

Лекции Практичес- кие занятия
1. Трудные подростки в современном Петербурге. 2 2       Опрос.
2. Делинквентное поведение: работа с подростками-правонарушителями.   8 2 4   Опрос
3. Работа с подавленными подростками («козлами отпущения»)     6       2         4     Опрос
4. Воспитательная работа с незрелой, диффузной группой подростков 6 2 4 Опрос
5.  . Завершающее занятие. 2   4 Опрос
  Итого: 24 8 16 Зачет

 

Содержание лекционных и практических занятий:

 

Раздел 1

Лекция «Трудные подростки в современном Петербурге».

 

 

Особенности подросткового возраста с точки зрения глубинной психологии. Какие основные потребности подростков сегодня не удовлетворяются? Экстремальные игры современных петербургских подростков. Подростковые группировки в современном Петербурге.

Раздел 2.

Лекция «Делинквентное поведение: работа с подростками-правонарушителями» (2 часа).

Психологические особенности подростков-правонарушителей. Психологические особенности подростков с повышенной агрессивностью. Психологические особенности подчиняемых подростков. 

 

Практические занятия (4 часа):

Стратегии и тактики снятия приступа агрессии (вербальные и невербальные). Техники установления контакта с агрессивным подростком. Техники перенаправления энергии агрессии в позитивное русло. Техники саморегуляции при работе с агрессивным подростком и для обучения агрессивных подростков. Техники работы с «неустойчивыми» подростками-правонарушителями.

Раздел 3. 

Лекция «Работа с подавленными подростками («козлами отпущения» (4 часа).

Техники установления доверительных взаимоотношений с подавленными подростками. Техники эксперсс-помощи подросткам в ситуации психологического стресса. Техники развития уверенности в себе у подавленных подростков. Техники проработки подавленной агрессивности. Техники снятия тревожных состояний у подростков.

 

Раздел 4.

 

Лекция «Воспитательная работа с незрелой, диффузной группой подростков» (2 часа)

Особенности структуры подростковой группы. Особенности групповой динамики подростковой группы. Незрелая группа и коллектив. Особенности работы с подростковой группой: теории А. Макаренко, В Сухомлинского, В. Гарбузова, Ф. Дольто.

 

Практические занятия (4 часа):

Мини-тренинг групповой сплоченности. Мини-тренинг доверия и выражение глубинных чувств любви и радости.

 

 

Список литературы, рекомендованной для изучения участниками программы:

 

 

1. Байярд Д. Байярд Р. «Ваш беспокойный подросток», М, 1990

2. Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. - СПб: "Питер", 1999 - 352с.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика", 1991.

4. Гарбузов В. И. «Практическая психотерапия», Спб, 1992

5. Дольто Ф. «На стороне подростка», М, 1998

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. –М.: Педагогика, 1989.

7. Личко А. Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков», Л, 1977

8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. - 1996. - №5. - С. 3-18.

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.