В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные, генотипические особенности учащихся.
Природные, генотипические особенности - генетически детерминированные свойства нервной системы, которые в своих сочетаниях определяют присущий человеку тип высшей нервной деятельности.
Подросток со слабой нервной системой не способен к длительному умственному напряжению, большой объем материала утомляет его, а высокий темп деятельности с частым переключением и распределением внимания отрицательно влияет на работоспособность.
Несмотря на быструю утомляемость, дети со слабой нервной системой способны при определенных условиях справляться с учебной нагрузкой и достигать хороших результатов в учебе. Для этого необходимо опираться на их сильные стороны и не ставить их в дискомфортные ситуации.
Сильными сторонами подростков со слабой нервной системой являются:
• склонность к планированию и любовь к последовательности при выполнении любого вида деятельности;
• успешность в составлении различных письменных планов для управления своей деятельностью и деятельностью других людей;
• склонность к систематизации знаний, что обеспечивает им большую глубину усвоения;
• предпочтение внешних опор и различных схем и изображений, поэтому они не только успешно умеют ими пользоваться, но и обнаруживают существенное преимущество при их составлении.
Учебная деятельность включает также в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.
Инертный подросток склонен тщательно и кропотливо выполнять свою работу. Результат ее выполнения в обычных условиях, где время работы не ограничено, будет ничуть не хуже результата, полученного подвижным школьником. Более того, степенность и неторопливость, присущая медлительному ребенку, позволяет ему:
• дольше выполнять однообразную и неинтересную работу, что гораздо труднее, чем качественно выполнять нечто захватывающее и увлекательное;
• долго сохранять активность, длительно работать в своем темпе, несмотря на то, что инертный ребенок медленно включается в деятельность;
• быть более усидчивым и внимательным и, следовательно, дольше слушать объяснение учителя;
• более устойчиво закреплять усвоенный материал, который дольше сохраняется, что способствует высокой активности в работе по пройденному материалу;
• глубоко продумывать и тщательно организовывать различные виды деятельности.
Задача педагога - учитывать природные особенности инертного подростка, которые никакие отразятся на его успеваемости, если учитель не будет ставить его в ситуации, создающие определенные трудности.
Трудности могут возникнуть:
1. При решении задач, разнообразных по содержанию и способам решения. Не следует ждать от подростка быстрых и разных вариантов решения, спрашивая его в числе первых. Это же относится и к выполнению заданий на сообразительность. При высоком темпе работы с такими заданиями или ограниченном количестве времени, данном на их выполнение, продуктивность деятельности у инертного школьника резко снижается.
2. При объяснении или опросе в быстром темпе, когда последовательность вопросов неизвестна заранее или неясна.
3. При ограничении времени работы и угроз отрицательной отметки за ее невыполнение (типичный вариант короткой проверочной или самостоятельной работы).
4. При частом отвлечении и быстром переключении внимания. Особенность медлительного ребенка такова, что он долго включается в работу и не сразу может переключиться на другой вид деятельности. «Раздергивание» лишь напрягает и нервирует ребенка.
5. При оценке результата усвоения нового материала на первых этапах его заучивания.
Чрезмерная учебная нагрузка
Какой должна быть оптимальная учебная нагрузка, способствующая полноценному усвоению учебного материала и не отражающаяся негативно на физическом и психологическом развитии подростков?
Под оптимальной учебной нагрузкой педагоги и физиологи обычно понимают такую, при которой учащиеся достаточно глубоко и прочно овладевают программным материалом без превышения норм времени на классную и домашнюю работу, полностью восстанавливая за время, отведенное на сон и отдых, свою работоспособность.
Учебная перегрузка характеризуется прежде всего тем, что подростки тратят значительно больше времени на приготовление домашних заданий, чем это предусмотрено возрастными нормами, Так, для учащихся 5-х классов норма для приготовления уроков дома не должна превышать 2 часов, а у учащихся 8-х пассов - 2,5-3 часов.
Следует отметить, что кроме сложных учебных программ и перенасыщенного домашнего задания, когда педагоги считают, что их предмет наиболее важный и количество заданного дается без учета других предметов, причиной учебной перегрузки зачастую является недостаточная сформированность у подростка интеллектуальной или мотивационно-потребностной сферы.
Шаблонность и однообразие учебных упражнений и заданий обусловливают исполнительский, а не творческий характер учебной деятельности школьников. Нерациональное и механическое заучивание влечет за собой затрату неоправданно большого количества времени, приводит к возникновению у подростка чувства недовольства, скуки и отвращения к учебной работе.
В связи с этим, наиболее часто учебная перегрузка возникает у учащихся, настроенных на учебу, но имеющих недостаточно хорошо сформированные умения анализировать и обобщать вербальный и образный материал, часто использующих в своих ответа конкретные примеры и опирающихся на хорошо сформированные пространственные элементы мышления.
Неорганизованность, неумение выполнить намеченное, нехватка времени порождают неуверенность в своих силах, создают атмосферу эмоционального дискомфорта и напряженности. Все это в целом ведет к снижению успеваемости, ухудшению учебных результатов, усиливает эмоциональное неблагополучие школьника.
Нарушение поведения и школьная недисциплинированность
Факторы:
1. Природные, генотипические особенности личности.
2. Возрастные особенности подростка:
o • подростковые реакции (эмансипации, группирирования, лидерские, накопительные, эгоцентрические, азартные, информационно-коммуникативные, интеллектуально-эстетические).
o • детские реакции (отказа, оппозиции, имитации, отрицательной эмансипации, компенсации и гиперкомпенсации).
3. Индивидуальные особенности учителей
o характерологические и индивидуально-типологические особенности;
o стиль руководства школьным коллективом;
4. Положение в классом коллективе («звезда», «предпочитаемый», «принимаемый» и т. д.)
5. Особенности семейных взаимоотношений:
o негармоничная семья;
o тип воспитания в семье;
6. Социальные условия жизни;
7. Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра психологии
«УТВЕРЖДАЮ» | |
Ректор ___________________ С.В. Жолован «____»_____________200__г. | |
«Работа с трудным подростком»:
Цель программы «Работа с трудным подростком» - сформировать у слушателей практические умения работы с трудными подростками различных категорий.
Категория слушателей педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, классные руководители
Срок обучения 24 часа (час., нед., мес.)
Режим занятий по 6 часов еженедельно
В настоящее время проблема девиантного поведения подростков обострилась в крайней степени. В частности, это относится к Санкт-Петербургу. Делинквентное поведение, различные ваиенты невротического и психотического поведения, суицидальное поведение в среде подростков сегодня стали практически обыденным явлением. Подростковая преступность бьет, прежде всего, по самим подросткам. Что же в данной ситуации могут сделать взрослые – субъекты системы образования: учителя, воспитатели, социальные педагоги, психологи? Нам представляется, что для изменения ситуации к лучшему нужно четко ответить на следующие вопросы: почему нарушена социализация российских (петербургских) подростков? С какими именно нарушениями развития нам необходимо работать? Каким конкретным образом можно это сделать? Программа «Работа с трудным подростком» призвана внести вклад в практико-ориентированное решение обозначенных выше проблем.
Учебно-тематический план
учебной программы «Работа с трудным подростком»
№ пп | Наименование занятия | Всего часов | Количество часов | Форма контроля | |
Лекции | Практичес- кие занятия | ||||
1. | Трудные подростки в современном Петербурге. | 2 | 2 | Опрос. | |
2. | Делинквентное поведение: работа с подростками-правонарушителями. | 8 | 2 | 4 | Опрос |
3. | Работа с подавленными подростками («козлами отпущения») | 6 | 2 | 4 | Опрос |
4. | Воспитательная работа с незрелой, диффузной группой подростков | 6 | 2 | 4 | Опрос |
5. | . Завершающее занятие. | 2 | 4 | Опрос | |
Итого: | 24 | 8 | 16 | Зачет |
Содержание лекционных и практических занятий:
Раздел 1
Лекция «Трудные подростки в современном Петербурге».
Особенности подросткового возраста с точки зрения глубинной психологии. Какие основные потребности подростков сегодня не удовлетворяются? Экстремальные игры современных петербургских подростков. Подростковые группировки в современном Петербурге.
Раздел 2.
Лекция «Делинквентное поведение: работа с подростками-правонарушителями» (2 часа).
Психологические особенности подростков-правонарушителей. Психологические особенности подростков с повышенной агрессивностью. Психологические особенности подчиняемых подростков.
Практические занятия (4 часа):
Стратегии и тактики снятия приступа агрессии (вербальные и невербальные). Техники установления контакта с агрессивным подростком. Техники перенаправления энергии агрессии в позитивное русло. Техники саморегуляции при работе с агрессивным подростком и для обучения агрессивных подростков. Техники работы с «неустойчивыми» подростками-правонарушителями.
Раздел 3.
Лекция «Работа с подавленными подростками («козлами отпущения» (4 часа).
Техники установления доверительных взаимоотношений с подавленными подростками. Техники эксперсс-помощи подросткам в ситуации психологического стресса. Техники развития уверенности в себе у подавленных подростков. Техники проработки подавленной агрессивности. Техники снятия тревожных состояний у подростков.
Раздел 4.
Лекция «Воспитательная работа с незрелой, диффузной группой подростков» (2 часа)
Особенности структуры подростковой группы. Особенности групповой динамики подростковой группы. Незрелая группа и коллектив. Особенности работы с подростковой группой: теории А. Макаренко, В Сухомлинского, В. Гарбузова, Ф. Дольто.
Практические занятия (4 часа):
Мини-тренинг групповой сплоченности. Мини-тренинг доверия и выражение глубинных чувств любви и радости.
Список литературы, рекомендованной для изучения участниками программы:
1. Байярд Д. Байярд Р. «Ваш беспокойный подросток», М, 1990
2. Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. - СПб: "Питер", 1999 - 352с.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика", 1991.
4. Гарбузов В. И. «Практическая психотерапия», Спб, 1992
5. Дольто Ф. «На стороне подростка», М, 1998
6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. –М.: Педагогика, 1989.
7. Личко А. Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков», Л, 1977
8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. - 1996. - №5. - С. 3-18.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.