Профилактика правонарушений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии, человек не только проявляется, но и формируется, развивается, складывается как личность в ходе выполнения им ведущей деятельности, социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех. Первостепенной задачей в профилактике правонарушений несовершеннолетних является изменение структуры их потребностей, интересов посредством включения в общественно полезные виды деятельности, в том числе во внешкольные.

Теоретической базой для практической деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних выступает закон возвышения потребностей. Сущность закона сводится к тому, что по мере удовлетворения физиологических - органических низших потребностей - в питании, одежде, жилище, на первый план выдвигаются потребности более высокого уровня - качество питания, одежды, жилища, одежда. Удовлетворение этих потребностей не является самоцелью, а создает необходимые условия для реализации более высоких социальных потребностей — в общении - дружбе, любви, утверждении себя как личности - достижение признания, уважения, популярности, познании - в приобретении общих мировоззренческих, научно-технических, общественно-политических, художественно-эстетических знаний.

Эффективность профилактики правонарушений несовершеннолетних целиком зависит от того, в какой мере удается добиться социального оздоровления отмеченной неблагоприятной микросреды, в которой находится подросток.

              Одной из главных задач  в психологической профилактике асоциального поведения несовершеннолетних играют методы коррекции личности. Многие дети к моменту поступления в школу имеют отклонения в своем психическом и физическом развитии. Они испытывают особые трудности при переходе из класса в класс. Низкая адаптация к социальным и психологическим нагрузкам обуславливает неадекватные поведенческие реакции и вместо адаптации у них происходит дезадаптация. Формируются патологические черты характера, формируются отношения с окружающими его людьми – возникают ссоры, оскорбления, драки, агрессивность, лживость, воровство, злобность, бродяжничество. Наиболее часто такие проблемы возникают в подростковом и юношеском возрасте. Обеспечение профилактики осуществляется коррекцией самой личности, выработкой новых представлений, установок, ориентации, а не мерами «силового давления», запретов, не говоря уже об административно-правовом воздействии.

    Здесь необходимо применение комплекса целенаправленных психологических воздействий на сознание, чувства, воли, поведение подростка с учетом его индивидуальных психологических особенностей, с учетом акцентуаций его личностных качеств.

    В проведении профилактической работы с несовершеннолетними необходим системный подход с привлечением всех структур и служб, хотя бы как-то касающихся с воспитанием, коррекцией и профилактикой – использованием их ресурсов.

              Общие меры профилактики включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствования его организации, методического уровня.

  Это весьма острая проблема, поскольку «по официальным данным Министерства образования 46 процентов учителей даже не скрывают, что пользуются авторитарными методами, без учета «Конвенции о правах ребенка». Мало того, что обучение должно быть воспитывающим, важно специально организовать воспитательный процесс в образовательном учреждении и в целом в обществе в целях формирования высокой духовности и нравственности, поскольку стало ясно, что «бездуховность порождает преступность. Способствуют росту преступности «взорванные на закате существования СССР его коллективистические устои» (Кириллова С. Надоело жить на качелях. Педагогический калейдоскоп. 1996, № 25).

              Система профилактики включает также организационно-правовые меры, социальные психолого-педагогические и специально-криминалогические. Успех применения данных мер зависит от высокого уровня правовой и психолого-педагогической компетентности лиц, занимающихся профилактикой преступности несовершеннолетних, знания и соблюдения основных принципов профилактической работы.

              В профилактике важно соблюдать принцип взаимодействия всех сил и средств, ведущих борьбу с преступностью, это предполагает: обмен информацией между участниками профилактической работы, разработка планов по переориентации, разобщению и пресечению их деятельности, обеспечение совместного контроля за функционированием, умело использовать преимущества каждой из взаимодействующих сторон, участвующих в этой работе.

    Необходимым условием в профилактической работе является принцип своевременности, то есть важно своевременно оздоровить условия и микросреду склонного к правонарушению подростка – упредить совершение им преступления.

    В профилактической работе по предупреждению правонарушений подростками, исключительно важным становится индивидуальный подход, то есть применяться те или иные меры профилактики с учетом личности несовершеннолетнего.

    Важными принципами в профилактике правонарушений также являются: последовательность в применении различных средств, непрерывность во времени и приоритетным – комплексное использование сил и средств в решении поставленных задач и целей.

    Реализация всех этих принципов и методов – дело не механическое, а живое, творческое. Его успех зависит в первую очередь от надежного информационного обеспечения предупредительно-профилактической работы, целенаправленной работы по формированию межличностных отношений в учебном коллективе, сплочению коллектива учащихся на здоровой основе активной совместной деятельности.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально- психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.

Коррекция поведения “трудного” подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и “лечении” социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их “переделке”, какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции рассчитаны как на взрослых-родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов – это прежде всего социально-психологические тренинги, психодраммы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а так же родителей и коллег.

Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами, можно применять аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола.

Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с “трудными” подростками ставит на повестку дня создание специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, состояния нервно-психологического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.