Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних правонарушений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возрастная психология, возрастная педагогика, накопили громадный эмпирический и теоретический материал, позволяющий сделать вывод о том, что возрастные особенности существенно и серьезно сказываются на поведении подростков. Есть такие положения о возрастных особенностях несовершеннолетних, совершающих правонарушения, без которых трудно обойтись при анализе причин правонарушений и преступлений. Подростковый возраст (11 - 15 лет) является переходным, поскольку это - период полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном аспекте подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Как правило, все подростки этого возраста - школьники. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически это - возраст противоречия. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.

Процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте до 14 лет. Это обстоятельство учитывают законодатели, установили частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, которые предусмотрены законами - с 16 лет. Личность "трудного" подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в 3-х основных сферах его воспитания: в семье, школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, на личность "трудного" подростка большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью. Когда идет переход из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к первому, ни ко второму. Они представляют собой «третий мир». Эта особенность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Это напряжение и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

 

Специфику поведения подростков выявил и описал А.Е.Личко.

1. Реакция эмансипации — стремление высвободиться от навязчивой опеки, руководства, контроля, покровительства взрослых - родителей, учителей, воспитателей. Реакция может распространяться не только на родителей и членов семьи, но и на установленные взрослыми правила, порядки, законы, на все, что ценится и уважается в обществе, — идеалы, нравственные нормы, духовные ценности. Эта реакция является для подростков одной из форм самоутверждения.

У мальчиков она бывает выражена сильнее, чем у девочек. Факторами выступают чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его самостоятельности, третирование подростка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявления этой реакции весьма разнообразны — от эпизодического «бунта» против родительской власти до каждодневной демонстрации своего стремления всегда и везде поступать «самостоятельно», «по-своему».

Реакция эмансипации выражается умереннее, она усиливается в случае неблагоприятной семейной обстановки, когда такие подростки рвутся из дома. Тяга к группированию со сверстниками также выражена умеренно. В группе товарищей на роль вожака они никогда не претендуют.

    2. Реакция группирования со сверстниками характеризуется

инстинктивным тяготением подростков к сплочению, объединению со сверстниками. Подростковые группы отличаются однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией - во дворе, на своей улице; примитивной символикой - свой «язык», клички, особые отметки на одежде.

На передний план здесь выдвигаются побуждения лжетоварищества, ложно понятой личностной самореализации, возобладание престижно-потребительских интересов, стремление к самоутверждению в референтно асоциальной группе, подчиненность групповой ингибиции, демонстративный протест. Мотивы подростковых преступлений во многих случаях отличаются инфантильностью, а вся структура их криминального поведения – нетранзитивностью.

 

В значительном числе случаев правонарушения совершаются подростками под давлением группы, ее «морали», по таким мотивам, как слепое стремление поддержать друзей, упрочить занимаемое в группе положение, заслужить «авторитет» равного среди равных. Устойчивость, сплоченность криминогенной досуговой группы обеспечивается посредством совершения подростками преступлений. В основе преступного поведения несовершеннолетних лежит ряд мотивов, среди которых на первом месте находятся мотивы самоутверждения, стремления занять свое место в группе. К их числу принадлежат - «мотивы роста», которые проявляются в противоречивой форме: с одной стороны, подросток убеждает группу - «я как все», с другой стороны, подчеркивает - «я — личность» (К. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Изобр. философ. произв Т. 1, 1960, с.358).

Группа оказывает на ее членов многостороннее влияние и является базой формирования взглядов и установок, лежащих в основе преступного поведения. Осуществляется путем «навязывания» аморальных и преступных норм поведения. Даже если несовершеннолетний, попавший в такую группу, придерживается другой системы ценностей и взглядов, преступление он может совершить вопреки им, поддаваясь групповому нажиму, давлению. Психологическим механизмом яв­ляется конформизм. Чем более выражена их антисоциальная направленность, тем более жестким является конформизм в ней. Посредством конформизма вначале осуществляется частичная идентификация подростка с криминогенной группой, при которой он только внешне подчиняется нормам группы. Впоследствии она переходит в полную, жесткую идентификацию, при которой подросток усваивает ее ценности, взгляды и нормы.

Идентификация подростка с такой группой приводит к ослаблению внутренних тормозов, мотивов, препятствующих совершению преступления, а также уменьшению чувст­ва личной ответственности. В основе лежат механизмы психологической защиты, которые снижают, нейтрализуют, снимают социальный контроль, его барьерное, тормозящее действие. На этой основе происходит самоопределение и внутреннее высвобождение от ответственности за совершаемое и совершенное преступление. Для подавляющего числа обследованных преступников характерно стремление снять с себя ответственность за совершение преступления, переложить вину на других лиц или обстоятельства.

В основе совершения насильственных преступлений, особенно хулиганства, разбойных нападений, лежит психологический механизм - гиперкомпенсация.

Л. Р. Ратинов и Г. X. Ефремова отмечают, что «речь идет о стремлении устранить ощущение какой-то мнимой или действительной неполноценности, доказав себе и окружающим хотя бы и в уродливой, антиобщественной форме сверхценность своей личности. В суждениях просматривается стремление к самоутверждению, желание показать другим и почувствовать самому свою силу, смелость, бесстрашие, способность к риску. Указанные тенденции проявляются в «семантической защите» совершенного деяния путем его переименования и обозначения нейтральными терминами «взял» вместо «украл». К такому психологическому механизму регу­ляции поведения подростков, как конформизм, добавляется подражание. Подражание предполагает принятие очевидных моделей поведения и направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются при этом определенной рациональной направленностью. Именно подражание способствует выработке у них сложного, социально значимого поведения. Однако нередко подростка захватывает чисто внешняя сторона поведения, и он слепо подражает образцам социально отрицательным и даже вредным. Особенно это характерно для несовершеннолетних правонарушителей. Подростки-правонарушители в разговорах со сверстниками в своей среде хвастают своими преступными действиями и получают одобрение собеседников. Окружение подростка является фактором, в значительной степени снижающим у него страх перед возможным уголовным наказанием.

 

    3. Реакция отказа, более характерная для детей, но встречающаяся и у подростков, возникает при резкой перемене ситуации - отрыв от семьи и помещение в воспитательное учреждение, переезд на новое местожительство, проявляется в отказе от контактов, привычной деятельности.

    4. Реакция оппозиции возникает как активный протест против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку - отлично учиться при одновременных занятиях спортом, музыкой, а также как следствие резкого уменьшения привычного внимания со стороны взрослых, родителей или близких лиц. Реакция может проявляться разнообразно - от прогулов в школе и побегов из дома до кражи и попыток самоубийства.

5. Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу или образу. Подросток подражает кому-либо из своих товарищей, более популярному в среде сверстников и более в чем-либо преуспевающему. Предметом подражания становятся кумиры молодежной моды. Модель для подражания диктует своя компания, группа, к которой принадлежит подросток и с которой он идентифицирует себя - референтная группа. Взрослый может стать объектом имитации, если только он пользуется высоким авторитетом и уважением у подростка. Иногда в роли образца для подражания выступает отрицательный «герой», нередко имеющий судимость, окруженный ореолом преступной романтики.

Отрицательная реакция имитации выражается в том, что все поведение строится противоположное определенному образцу модели, по механизму реактивного образования. Подросток отказывается от всяких предлагаемых семьей материальных благ, от возможности по знакомству поступить в престижное учебное заведение и предпочитает немодную поношенную одежду, непривлекательную работу, компанию неудачников. Все его поведение было противопоставлено идеалу, которому служил его отец - преуспевающий делец и стяжатель (Личко А.Е., Подростковая психиатрия, 1985, с .20-31).

6. Реакция компенсации проявляется в том, что свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый подросток, неспособный утвердить себя среди сверстников в подвижных играх, мужских видах спорта, компенсирует ощущение своей неполноценности отличными успехами в учебе или поражающими сверстников подробнейшими сведениями из интересующих их видов спорта. Неудачи в школе компенсируются смелостью, отвагой, рискованным поведением в уличных компаниях.

7. Реакция гиперкомпенсации выражается в упорном стремлении подростка добиться успехов именно в той области, где он слаб. Хилый мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов. Трусливый подросток, чтобы казаться в глазах сверстников смелым, в силу гиперкомпенсации может совершить озорные, безрассудные действия, граничащие с хулиганством.

8. Акцентуации характера подростка.

Значительную роль в формировании отклоняющегося поведения несовершеннолетних - дефектов социализации, играют личностные особенности указанных лиц. В исследованиях отмечается повышенная, даже максимальная готовность к патологическому, асоциальному реагированию на неблагоприятные условия у подростков с акцентуациями характера. Подростковые акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых от­дельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуации характера подростков выявил и изучил А.Е. Личко (Личко А.Е., Подростковая психиатрия, 1985, с.34-77).

Акцентуации характера - «слабые места» характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями:

- повышенная уязвимость личности в отношении отдельных

психотравмирующих факторов;

- неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность,

боязливость, тревожность;

- пониженный или завышенный уровень притязаний;

- повышенная склонность к самоанализу и самообвинению;

- затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения;

- дисфория - злобно - тоскливое настроение;

- вязкость мышления;

- конфликтность;

- повышенная обидчивость;

- склонность к доминированию;

- повышенная потребность в признании.

Склонность к делинквентности при различных типах акцентуации (по данным А.Е. Личко):

    1. Неустойчивый тип акцентуации характера падает 76% делинквентного поведения,

    2. Эпилептоидный тип — 61%,

3. Истероидный — 52%,

4. Шизоидный — 44%,
5. Гипертимный — 36%,
6. Лабильный— 36% (Личко А.Е., Психопатии и акцентуации характера у подростка. 1983 с. 54).

Каждому типу акцентуаций характера присущи определенные особенности делинквентного поведения:

У неустойчивых, обнаруживается два возрастных пика, отклоняющегося поведения: один совпадает с переходом в 4—5 классы школы — от одного учителя к предметной системе с более сложной программой обучения, другой падает на окончание 8-летнего образования и переход в ПТУ, причем делинквентность неустойчивых в 90% случаев сочетается с ранней алкоголизацией.

У гипертимов начало делинквентности в 50% случаев падает на предподростковый возраст — 10—12 лет.

Отклоняющееся поведение у истероидов начинается в разные годы — от 10 до 15 лет. У них обнаруживается особая склонность к воровству, мошенничеству, хулиганским действиям.

У эпилептоидов более типичны драки, жестокие избиения.     Отклоняющееся поведение у шизоидов в 60% случаев относится к более старшему возрасту — к 14— 15 годам. Подростки в возрасте 15 – 16 лет более склонны к сексуальным правонарушениям.

Мотивы одних и тех же правонарушений могут быть различными: «Кражи неустойчивого подростка» чаще путь раздобыть средства для

развлечений и удовольствий.

«Кражи гипертимного подростка» носят «престижный характер», то есть, предназначены показать сверстникам его смелость и превосходство.

Элептоиды воруют, имея целью прежде всего присвоение материальной ценности, но иногда сам риск, острые ощущения в процессе совершения кражи доставляют им трудно описуемое наслаждение.

Среди шизоидов встречаются «символические» кражи - присвоение предметов, принадлежащих объекту тайного обожания, кражи во имя «восстановления справедливости», в целях «пополнения собираемой коллекции» (Личко А.Е., Психопатии и акцентуации характера у подростка. 1983 с. 55).

Самое уязвимое, слабое место конформного подростка — неспособность противостоять дурному влиянию. Если по какой-либо причине привычная группа сверстников изгоняет его, он, как правило, поддается влиянию уличных компаний — втягивается в алкоголизацию, употребление наркотиков, в групповые правонарушения, его легко подбить на побег из дому, на расправу с чужаками.

 

При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено четыре типа нарушителей для которых общественно опасное деяние является:

а) случайным, таким, что противоречит общей направленности  личности

б) возможным, с учетом общей неустойчивости личностной

направленности, но ситуативным с точки зрения причины и ситуации

в) результатом общего негативного ориентирования личности,

обуславливающей выбор среды, время препровождения и непосредственного варианта

действий при наличии подстрекательства (наговоры), примера преступного поведения и т.д.

г) результатом преступной установки личности, включающей активный

поиск, организацию причины и ситуации для преступных деяний, соответствующей относительно устойчивой системы .

Наиболее общие личностные характеристики "трудных" подростков

Остановимся на некоторых особенностях личностных характеристик "трудных" подростков.

 1. Это прежде всего стойкая изоляция от учебного коллектива. Ребенок ходит в школу с переусложненной программой, сидит в переполненном классе. Между учителем и учеником в процессе обучения должна быть обратная связь, а она в классе, где свыше 30 человек, невозможна, репетитора родители нанять не могут. Ученик начинает "не успевать". А если у него к тому же несформированное прилежание? Ему ставят двойки, учителя его ругают, родители тоже. Подросток начинает испытывать дискомфорт в школе, пропускает занятия, конфликтует с одноклассниками и учителями. И идет на улицу, в компанию таких же подростков, где его понимают и принимают таким, каков есть.

2. Следующей характерной особенностью несовершеннолетних является примитивизм интересов и потребностей.

Стремление к достижению успехов в учебной деятельности, в общественной работе у правонарушителей заменено иными потребностями и интересами. Бесцельное времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес, он закрепляется в привычке, а последняя ведет к социально негативной потребности, к общественно опасным противоречивым способам ее удовлетворения. Наличие негативных потребностей, интересов к употреблению алкоголя, токсичных веществ, наркотиков, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах, подвалах и т. п. фиксируется не менее чем у двух третей лиц, совершивших преступления. Отмечается так же общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. Высокой оценкой пользуются азартные игры, совместные выпивки, публичная демонстрация пренебрежения к нормам общественной морали, культивирование вражды к некоторым группам подростков, не принадлежащих к их кругу. Интересы в сфере техники, спорта проявляются в 3 - 4 раза реже, чем у подростков с позитивным поведением. За последние пять лет число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, возросло на 50,4%, а количество правонарушений -- на 44,5%. Рост преступности уже давно стал для нас обыденностью. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет составляют около 8% населения, а на их долю приходится 16% всех раскрытых преступлений. Растет число умышленных убийств, грабежей и разбоев, преступлений на почве наркомании и токсикомании.

Назовем некоторые из них. К 10 -12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу "что такое хорошо и что такое плохо". Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино- и видеофильмов. И конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание. К 14 -16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. ОН убежден в том, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Можно сказать, от несчитанной статистики, отложившейся у него в подсознании (и в сознании, конечно). Убеждения -- это уже позиция. Подросток спорит, другими словами, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик. Лишь к 18 - 20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяют жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более -- суждений.

Возрастные особенности несовершеннолетних, в свете рассматриваемой проблемы, не ограничиваются особенностями формирования суждений, убеждений, мировоззрений или характером взаимодействия жизненных установок и ценностных ориентаций. Важно и то, что в подростковом возрасте действуют на уровне физиологического рефлекса такие поведенческие реакции, как тяготение к обществу себе подобных, подражание, чем и объясняются многие, порой огорчающие взрослых, поступки несовершеннолетних. Это естественные для его возраста поступки. Но в них имеется потенциальная возможность встречи с негативными формами поведения.

Молодым свойственен и поисковый рефлекс. Подросток неосознанно, но постоянно определяет - что можно, а что нельзя. Только среда и ситуация дают ему сигнал - что можно, а где предел. Еще более важен рефлекс, которому даже трудно подобрать название, но который, бесспорно, существует, - это возрастное стремление к авантюре, к приключениям и к потребности испытать "замирание духа". Например, подросток знает, что бросать камни в окна электрички нельзя, но бросает. Часто в таком поведении подростков наблюдается не только хулиганство, но и стремление испытать приключение. Если среда не ответила быстрым возмездием, то установка "искать приключения" подобным образом закрепится.

3. Еще одна характерная черта личностной характеристики несовершеннолетних правонарушений - глубокая деформация нравственных и правовых ориентаций и установок.

Это прослеживается в выборе перспективных и текущих жизненных целей, средств их достижения. Имеют место "ножницы" - разрыв между известными и одобряемыми в принципе ценностями общества и фактически используемыми ими в повседневной жизни в качестве "руководства к действию" ориентациями на требования нездоровой в социальном отношении микросферы. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т. п. переосмысливаются этими подростками, исходя из искаженных групповых ценностей. Эти ценности смещены в сторону группового комфорта, сиюминутных удовольствий, потребительства. Аморальные и противоправные поступки несовершеннолетние правонарушители стремятся всячески облагораживать, искажать оценку личности и поведения потерпевших.

В эмоционально-волевой сфере подростков фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, несдержанность и даже грубость, лживость, несамокритичность. Ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15-20%. Следовательно, причина противоправного, аморального поведения - не в слабоволии, а в отрицательной волевой направленности. Эмоциональную неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность с страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних правонарушителей. Речь здесь идет не о возрастных особенностях, которые присущи основной массе подростков, а о деформациях в морально-эмоциональной сфере.

4. Низкий культурный уровень - также одна из многочисленных черт несовершеннолетних правонарушителей.

Интерес к чтению имеют не более 10-20%. Предпочтение отдается низкопробным видеофильмам. Театры, выставки, картинные галереи ими практически не посещаются (см. выше анкетные данные). Многие духовные запросы, культурные интересы заменяются бесцельным времяпрепровождением, пьянством, употреблением токсических и наркотических веществ, хулиганскими действиями.

 Выводы: подростков характеризует преимущественно импульсивное поведение, нарушение структуры личности, наличие четко выраженных асоциальных потребностей, деформация духовных, познавательных, эстетических ценностей. У значительной части "трудных" детей поступки являются следствием неправильно сформированных суждений, убеждений, мировоззрений. Каковы же истоки правонарушений и преступлений, совершаемых "трудными" подростками, рассмотрим в следующей главе.

 

Факторы делинквентного поведения.

Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей проявляются как условия их асоциального поведения. Но они не предопределяют подростковую преступность. Часто причина криминального заражения несовершеннолетних – дефекты социализации, упущение в семейном воспитании, неогражденность подростка от влияния криминальной среды, невключенность подростка в социализированные группы, несформированность социально-положительных интересов, повышенный запрос к утилитарному потребительству, раннее формирование опыта насильственного поведения, социально неконтролируемая делинквентость.

На делинквентное поведение несовершеннолетних влияет два фактора: это факторы средового влияния, т.е. социальные факторы. В начале зоной ближайшего социального окружения играет семья. Роль семьи для формирования нравственного здоровья ребенка огромна, хотя адаптация в семье протекает более или менее гладко. Далее у ребенка появляется другая среда - детский сад. Здесь требуется усвоение социальных норм, их выполнение, приспособление. Факторы, нарушающие нормальную адаптацию ребенка:

- частая смена воспитателей и детских учреждений, т.е. отсутствие стабильной социальной среды;

- жесткая система оценивания, которая ставит самоуважение личности в зависимости от имеющих у нее умений или быстроту овладения последними;

    - ранее групповое обучение детей начальным школьным навыкам.

Механизм мотивации хулиганского поведения имеет особенности:

Во-первых, преступление происходит без видимых внешних причин, что явилось основанием для бытующего мнения о «беспричинности» и «безмотивности» хулиганского поведения.

Во-вторых, подавляющее большинство хулиганских действий совершается в состоянии опьянения, которое ускоряет протекание процессов мотивации. Хулиганство несовер­шеннолетних чаще всего бывает полимотивационным, т. е. совершается под влиянием нескольких мотивов, а именно, мотивов вымещения и замещения, мотива ложного утверждения.

Мотивы замещения и вымещения выражаются в том, что если первоначальная цель становится недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой — достижимой. Благодаря замещающим действиям происходит разрядка - снятие нервно-психического напряжения. В силу того, что трудновоспитуемые, деморализованные подростки не могут добиться утверждения своей личности адекватным способом - признание в семье, достижение успехов в школе, среди одноклассников, у них возникает состояние психического напря­жения - фрустрация. Разрядка возникшего нервно-психического напряжения проявляется в виде агрессивной реакции «не по адресу» — в совершении хулиганства. В процессе совершения хулиганских действий происходит:

- вымещение своей агрессии, озлобленности на посторонних лицах, снятие напряжения - замещение;

- ложное, извращенное утверждение себя путем унижения, подавления личности других, насилия над ними, где проявляется механизм гиперкомпенсации.

Самоутверждение через насилие типично подростковая мотивация. Нередко она сочетается с особой жестокостью насильственного поведения несовершеннолетних. Л. В. Филонов, специально изучавший генезис жестокости, пришел к выводу, что самое большое число случаев жестокости падает на подростков 11—16 лет. Именно в подростковом возрасте совершаются преступления против личности, поражающие своей бессмысленной жестокостью, садизмом.

        

 

6 типов правонарушителей.

1. Он просто «валяет дурака». Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безбилетный проезд, подложить дымовуху. Это может быть неугомонный нрав, склонность к поиску, риску. Таким детям полезно поработать.

2. «Враг родителей»- причина- месть одному или обоим родителям, постепенно враждебность превращается в войну.

3. «Испорченный ребенок». Личность с асоциальной направленностью. При изменении социальных условий может поменяться.

4. «Органик»- с мозговой травмой или задержкой психического развития. Расторможенный ребенок, ослабленный интеллект, отсутствие способности оценивать свои поступки.

5. «Психотики»- умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мании, навязчивые мысли.

6. «Дурное семя»- дурная наследственность, первичнык психопаты, для них характерны хронические правонарушения, появляются с раннего возраста. Совершает асоциальные поступки несмотря на то что наказание неотвратимо. «Криминальная зависимость» между родными отцами и сыновьями гораздо выше.

 

3. Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Вспомним, что преступление - крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом. Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: "В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням..." Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.



Семейное неблагополучие.

Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. . Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.

Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Если попытаться квалифицировать семьи "трудных" подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном времяпрепровождении (табл.1).

 

Исследования криминологов, социологов, педагогов, психологов, приведенные в разны е годы, показали, что подростки, выросшие в неполных семьях, совершали правонарушения в 2-4 раза чаще, чем подростки, воспитывавшиеся в полных семьях. Неполные семьи придают своеобразие криминогенным факторам, детерминирующим противоправное поведение подростков. Из 10 учащихся , состоящих на учете в ИДН, 5 воспитываются в неполных семьях.

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

Неблагополучной (криминогенной) семьей можно назвать такую, в которой не обеспечивается надлежащее нравственное формирование личности детей и подростков, в силу чего они усваивают отрицательные образцы поведения, негативные ценностные ориентации, в дальнейшем реализуя их в собственном преступном поведении. Неблагополучие колеблется от скрытого эмоционального неприятия ребенка до жестких и жестоких отверганий несовершеннолетних.

Основными типами криминогенных семей являются такие семьи, где родители эмоционально не принимают своих детей, где интенсивно действуют внутренние примеры антиобщественного поведения старших членов семьи, где поставлены ошибочные и аморальные жизненные цели, там, где родители занимают неправильную позицию относительно целей и средств воспитания или где они попросту не в состоянии справиться с несовершеннолетним. Можно предположить, что основными типами криминогенных семей являются семьи, которые не желают воспитывать, не умеют это делать или добросовестно заблуждаются, считая, что их методы воспитания правильны.

Механизм криминогенного заражения несовершеннолетних членов семьи состоит в трех нижеперечисленных моментах: активное вовлечение несовершеннолетних в пьянство, употребление наркотиков и иных дурманящих средств, драки, разврат, совершение правонарушений; «пассивный» пример безнаказанного антиобщественного поведения, воспринимаемый детьми как стереотип привычного, обыденного, нормального поведения; выталкивание подростков на улицу, их разочарование в родителях, ощущение собственной ущербности, обделенности, что в дальнейшем становится основой для формирования отрицательного отношения к окружающим и последующего криминогенного поведения.

Криминогенная семья обычно формирует детей по своему образу и подобию, но если она выталкивает их дома, формирование антиобщественных черт личности происходит под влиянием неформального группового окружения.

Неблагополучные (криминогенные) семьи условно можно разделить на «врожденные» и «приобретенные».

 Первые - это семьи алкоголиков, наркоманов, токсикоманов, семьи, члены которых ведут антиобщественный образ жизни.

Вторые - это семьи, которые в силу сложившихся обстоятельств (нравственно-психологических, материальных и иных) распались, фактически или юридически.

Главная черта неблагополучных семей - это эмоциональное отвергают детей и подростков (в любых формах), а также пренебрежение своими родительскими обязанностями или (и) демонстрация антиобщественного поведения им.

Основные направления профилактического воздействия на криминогенные семьи заключаются в следующем:

- выявление неблагополучных семей и их изучение;

ранняя и сверхранняя профилактика, вплоть до изъятия новорожденных у злостных алкоголиков или наркоманов, лиц, систематически ведущих бродячий образ жизни;

обеспечение помощи семье со стороны школы;

меры материальной помощи семье;

медицинская помощь, если есть соматические и психические больные;

воздействие на неформальные группы подростков, которые ведут антиобщественный образ жизни;

беседы, психологическая помощь детям и подросткам;

постоянный контакт с самими несовершеннолетними;

воздействие на родителей и других старших членов семьи, от бесед, принятия к ним в случае необходимости мер вплоть до уголовной ответственности (административной, гражданской);

разрешение внутрисемейных конфликтов.

 

Но эти же проблемы могут возникнуть и в однодетных, и в многодетных семьях. эти семьи вызывают тревогу демографов. Конечно, не всегда они ущербны. Но в однодетной семье (это тоже данные исследований) детям чаще всего присущи эгоизм, равнодушие, стремление любым путем удовлетворить свои потребности и т. д. В свою очередь, по данным криминологов, дети из многодетных семей чаще всего становятся на социально опасный путь поведения, поскольку многодетные семьи чаще всего испытывают материальные затруднения, которые не позволяют в полной мере удовлетворить необходимые, естественные для настоящего времени потребности и интересы детей.

Рассматривая разные показатели неблагополучных семей, следует назвать также тяжелую болезнь или инвалидность родителей. В таких семьях, как правило, внешне конфликты не проявляются, но постепенно происходит утрата влияния родителей на детей.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 248.