Причины правонарушений учащихся ГОУ и их преодоление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Причины правонарушений учащихся ГОУ и их преодоление.

 

(Учебно-методическое пособие)

 

 

                                      Санкт – Петербург

                     

                                                2014

    Введение.

1. Возрастные особенности подростков.

2. Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних

правонарушителей.

3. Причины и условия возникновения девиантного поведения подростков.

4. Профилактика правонарушений.

5. Диагностика психологических особенностей подростков.

6. Рекомендации в работе с подростками.

 

 

    Введение.

7. Возрастные особенности подростков.

8. Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних

правонарушений.

9. Причины асоциального поведения.

10. Профилактика правонарушений.

11. Приложения.

Диагностика психологических особенностей подростка.

Рекомендации в работе с подростками.

 

 Причины правонарушений учащихся ГОУ и их преодоление.

    Введение.

Возрастные особенности подростков.

Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних

Правонарушений.

Причины асоциального поведения.

Профилактика правонарушений.

16. Приложения.

Диагностика психологических особенностей подростка.

Рекомендации в работе с подростками.

Первичным толчком к развитию отклоняющегося поведения служат нарушения общения со взрослыми в семье и школе. Если один из этих социальных институтов понимает и поддерживает подростка, ситуация разрешается легче; если обе инстанции вооружились против, он ищет поддержку на стороне, и часто - в асоциальных группах. Вхождение в группу воспринимается как повышение статуса и личности, и группы. Характерно, что их лидером является физически более развитый парень, который подавляет не только своим авторитетом, но и угрозами физической расправы. Выйти из такой группы достаточно сложно.

В работе с трудными подростками основными задачами являются:
1) увлечь новым, необычным делом, в котором трудный подросток мог бы достичь определенных успехов;
2) подчеркивая достижения, повысить статус подростка в группе сверстников;
3) восстановить доверительные отношения со взрослыми в школе и семье;
4) помочь включиться в учебную работу, основную для школьника, представить ее как путь закалки воли и характера.

И главное условие эффективной работы с трудными подростками - обеспечение им успеха и признания в социально-значимой деятельности.

 





Введение.

 

В последнее время в обществе резко ухудшилась криминогенная обстановка. Преступность, являясь дестабилизирующим фактором общественного развития, обнаружила тенденцию к интенсивному росту. Причиной послужил всесторонний кризис: политический, социально-экономический, идеологический, социокультурный, экологический.

     Кризис неизбежно инициировал рост преступного поведения всех возрастных категории, не оставив в стороне и наименее защищенных - детей и подростков.

В современных условиях по-новому определяется место молодежи в общественной жизни: с одной стороны, она достаточно активно участвует в решении общественных задач, выборе конкретных социальных ролей, жестче проявляет свои интересы, в том числе в труде, учебе, но с другой стороны - молодежь, не нашедшая себя в условиях рыночной реальности, утверждается не всегда легитимными средствами и способами.

Среди причин совершения преступлений несовершеннолетними - сочетание различных факторов влияния внешней среды с персональными особенностями личности самого подростка.

    К таким факторам следует отнести:

1. Биологические факторы: пренатальные патологии, родовые травмы, инфекции и травмы в первый год жизни ребенка, проявление некоторых наследственных заболеваний – психопатия, олигофрения, алкоголизм, наркомания и др.

    2. Социальное окружение подростка: семья, друзья, школа, статус самого несовершеннолетнего среди сверстников.

    3. Личностные особенности характера и темперамента, уровень ценностных ориентаций, самооценка, отношение к будущему, профессиональное самоопределение.

    4. Уровень правосознания подростка, который формируется в течение всей жизни и детерминирован социальной средой.

 

Таких детей часто называют «трудными». Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д.

Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками “трудного”. Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется с детского сада. Многие считают, что это просто детские шалости.

Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том, что “личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать.

Психолог Л. М. Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?”, отвечал: “С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”. “Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи–восьми лет”, – утверждал В. А. Сухомлинский.

Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии, до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом – школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.

Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают прежде всего педагогическую запущенность.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.

Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является семья.

Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ.

Подростковый возраст это период, который является самым головоломным для родителей, педагогов, обывателей и правоохранительных органов.

Древнерусское слово «отрок»обозначало и дитя и подростка и юношу. Отрок –буквально означало « не имеющий права говорить» Подросток маргинален, он находится на границе между двумя мирами- миром детей и миром взрослых. Центральным новообразованием этого возраста является представление о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, но у него нет ощущения полноценной взрослости.

Известный отечественный педагог А.П. Крачковский сравнивал особенности поведения младшего школьника и младшего подростка (у которых разница 1 год) констатировал, что подростки в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков в 42 раза больше, чем у младших школьников. Американские исследователи Р. и Д. Баярд составили список поступков, которые беспокоят родителей их- 65.

Поведение подростка характеризуется следующими особенностями:

1. Резкое ухудшение поведении (проявляется в негативизме, упрямстве, драчливости);

2. Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (дискомфорт- тревога, страх, ощущение одиночества);

3. Реакция эмансипации (А.Е.Личко) стремление освободиться из- под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых;

4. Реакция группирования со сверстниками;

5. Акцентуация характера.

 

Кризис подросткового возраста проходит 3 фазы:

1. Негативная или предкритическая, ломка старых стереотипов, распад сформированных ранее структур.

2. Кульминационная точка кризиса (как правило в 13 лет).

3. Подкритическая – период формирования новых структур, построене новых отношений.

1 и 2 фазы могут идти двумя путями: 1. Кризис независимости симптомы строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, протест- бунт, ревность к собственности.

2. Кризис зависимости. Суть- чрезмерное послушание , зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Кризис независимости- рывок вперед, кризис зависимости- рывок назад. Как правило присутствуют 2 тенденции, поэтому повышенно- либеральные «разрешающие» отношения наталкиваются на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий запрет (аргументированный) вызывает кратковременную вспышку и ведет к успокоению и эмоциональному благополучию

Благоприятные тенденции:

1. стремление к взрослости;

2. общая активность;

3. важность мнения другого человека, желание осознать себя личностью;

4. стремление к самостоятельности;

5. увеличение широты и разнообразие интересов;

6. возрастание устойчивости и разнообразия интересов.

Неблагоприятные тенденции:

1. незрелость самооценок и оценок другого человека;

2. стремление к взрослости чисто внешнее;

3. стремление к самостоятельности;

4. отсутствие умения применять теоретические знания в практической жизни;

5. неумение сосредоточить усилия в одном направлении.

Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

1. Тенденция к «самоподкреплению», когда главным является неосознанное желание сохранить ту или иную эмоцию как позитивную так и негативную. Отсюда негибкость, нечеткость, костность,инертность мртивов и эмоций. «Купаться» в печали, в горе, гнев, чувство вины.

2.жажда ощущений - новых и сильных, что связано с рискованными формами поведения (музыка, наркотики, вандализм).

несдержанность в проявлении чувств, эмоциональное напряжение, психологический стресс (13-14 лет).

3.аффекты носят разрушительный характер. Это не адекватный выход из ситуации. характер. Это неадекватный выход из ситуации оставляет аффективный след травмирующего опыта.

Поисковая активность- профилактика эмоциональной напряженности. (Исследования В.С. Ротенберга и Аршавского В.В.)

АГРЕССИЯ.

А. Основной возбудитель- угроза, она вызывает стресс и стимулирует агрессию.

Б. Действия фрустраторов, непреодолимых барьеров, стоящих на пути достижения цели, это вызывает эмоцию гнева.

По мнению К. Изарда агрессия запускается эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Составляющие: гнев, отвращение, презрение, эмоция страха.

Они проявляются в напряжении, импульсивности, самоуверенности.

Причины гнева по К. Изарду: 40% - чувство обиды, 30%- мысли о неприятном, 34 % - свои неверные глупые действия.

Презрение: 60%- в ответ на чувство превосходства над другими, 40%- мысли об осуждении действий других людей.

Эмоции отвращения: 28% - на неправильные собственные действия, 26%- ответ на чувство усталости или разочарования в самом себе, 23% - мысль об осуждении или неприятии других людей.

Негативные переживания возникают:

Ответ на семейные конфликты

Недовольство родителей друзьями детей

Частые наказания детей

Морализирование родителей и старших.

К основным факторам влияющим на эмоциональные нарушения относятся:

природные особенности

социальные факторы: тип семейного воспитания, отношения воспитателя, учителя, влияние других людей.

При анализе поведения подростка следует обращать внимание на следующее:

сон, отношение к еде, случаи проявления страха (наказания, окрики, страхи связанные с поведением взрослых), как проявляется страх, чему радуется и что вызывает огорчения, умеет ли выразить сочувствие своим близким

доброжелателен ли к сверстникам, отстаивает ли свои интересы и каким образом: находит аргументы, упрашивает, хитрит, плачет, как реагирует на неудачи и на успех.

Суммируя наблюдения различных психологов, попытаемся пунктирно обрисовать особенности каждого возраста школьного периода. В основном будем опираться на описания Гезелла [253, 254] и И.С. Кона [101]

Нельзя не принимать во внимание возрастную цикличность настроения и поведения детей, выявленную американскими психологами:

—в 2; 5; 10 лет характер ребенка спокойный и дружелюбный;

—в 2,5; 5,5; 6; 11 — характер неровный и очень беспокойный;

—в 3; 6,5; 12 — характер спокойный, уравновешенный;

—в 3,5; 7; 13 — характер беспокойный, раздражительный;

—в 4; 8; 14 — характер энергичный, «завоевательный»;

— в 4,5; 9; 15 — характер замкнутый, неврастеничный.

 

Д есять лет — это возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, еще мало заботится о своей внешности. Десятилетние мальчики — драчуны. Надо обнаружить причины, по которым нарушается послушание взрослым. Почему он дерется? Почему игнорирует замечания взрослых? Обычно это происходит потому, что он (его друзья) и взрослые оценивают его поведение с разных точек зрения.. Ценности возрастной группы и родителей постепенно начинают расходиться. Учитывая это обстоятельство, нежелательно наказывать виновника при посторонних, тем более в присутствии сверстников. Такое поведение взрослых может уже рассматриваться детьми как унижение и привести к замкнутости, отказу от повиновения.

В этом возрасте дети повышенно внушаемы. Каждый человек ведет себя так, как мы к нему относимся.. И чем младше ребенок, тем легче он поддается внушению.

К этому возрасту ребенок уже должен иметь свое место в доме:

комнату, часть комнаты, стол. В тех семьях, где у ребенка 9— 10 лет нет своего пространства, которое он сам контролирует, отношения с родителями более конфликтные. Возможность реального контроля части среды обитания, место, где человек выступает в качестве автономной личности, формирует у него ответственность, способность принимать самостоятельные решения, активность. Когда такой среды нет — развивается нерешительность, зависимость и пассивность.

В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется поведение. Если десятилетние всегда активны и почти всегда в хорошем настроении, то в 11—12 лет скелет ребенка тяжелеет, движения становятся угловатыми, грубыми, теряется грациозность (особенно у мальчиков). Растет дух противоречия.

Подросток становится более импульсивным, демонстрируя частую смену настроения, он нередко ссорится со сверстниками. Поскольку именно в этом возрасте наблюдается развитие волевой сферы, постольку авторитарность со стороны родителей и педагогов восприняв мается уже иначе, чем в детстве. В этом возрасте особенно болезненно переносится стиль воспитания, подавляющий активность и инициативу, однако и излишняя свобода — тоже еще непосильный груз..

 -Чрезмерная регламентация со стороны взрослых в этом возрасте приводит к тому, что он становится несамостоятельным, у него повышается агрессивность. Вместе с тем и чрезмерная свобода порождает асоциальные, эгоистические тенденции в поведении, бессистемность и беспорядочность.

. Приняв «правила игры», ребенок способен поставить свое поведение в очень жесткие рамки, но они же вызовут бурный протест, если будут навязываться родителями.

Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У мальчиков выше уровень тревожности, чаще невротические симптомы. Они хуже контактируют со сверстниками. У них недостаточное самоуважение, им труднее усвоить мужские роли, поэтому они часто гипертрофируют их, проявляя агрессивность, грубость, драчливость. При этом сильная зависимость от матери может сочетаться с чувством враждебности к ней.

Любопытный анализ того, кто из членов семьи что запрещает детям, проведен в работе Т. А. Репина: запреты, касающиеся безопасности подростка, составляют 42%, направленные на сохранение вещей и порядка в доме — 28%, связанные с охраной покоя взрослых — 22%, а запреты нравственного характера, не затрагивающие непосредственных интересов семьи, — всего 8%. При этом матерей больше всего волнует безопасность ребенка и сохранение вещей и порядка в доме, отцов — охрана собственного покоя, бабушек и дедушек — безопасность ребенка. За нарушением запрета обычно следует наказание.

В двенадцать лет импульсивность, вызванная началом гормональных перестроек, у подростка частично сглаживается и отношение к миру становится более положительным. Растет его автономия в семье и одновременно усиливается влияние на него сверстников.

Он охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о своей внешности и интересоваться представителями противопо­ложного пола.

 Интенсивное развитие логической памяти и мышления определяет главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор.

Существенная черта тринадцатилетнего подростка — обращение внутрь себя. Бурное развитие сознания и самосознания обусловливает нарастающий интерес к себе, поэтому подросток склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике. Он начинает интересоваться психологией, скептически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе. Кражи, нечестность, нередко наблюдаемые у мальчиков этого возраста, часто обусловлены потребностью в контакте со сверстниками. Здесь деньги и вещи выступают как способ привлечь их внимание. Поэтому родители должны стараться давать подростку карманные деньги. Не ждать, когда попросит.

В четырнадцать лет центр внимания опять переносится в окружающий мир — интраверсия сменяется экстраверсией. В этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе. Одновременно у него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с други­ми. Особенно быстро развиваются мыслительные операции, поэтому подросток приписывает безграничные возможности своему мышлению, способному, по его мнению, преобразовать окружающую жизнь. Постепенно фаза философской интоксикации проходит и он превращается из абстрактного реформатора в активного члена общества. Итог этого переходного к юношескому возраста состоит в движении от системы внешнего регулирования психики к саморегулированию. Возраст 14—15 лет — это то время, когда начинают всерьез оглядываться вокруг и задумываться над значением жизни. Нередкие случаи нервных срывов в этом возрасте связаны с утратой душевного равновесия из-за отсутствия перспективы.

Необычайно растет внимание к своим внешним данным и мнению окружающих по этому поводу. Иногда возникают даже идея уродства, как акцентирование какой-либо физической особенности, усугубляемые представлением о том, что все это видят и неприятно.

Максимализм самостоятельности — главная особенность пятнадцатилетних. Юноша отвоевывает себе право на собственную позицию, убеждения, привязанности. В этом возрасте сверстнику чаще, чем взрослому, приписывается дружелюбие, веселость, общительность. Самые важные и наиболее ценные для юноши качества других — верность, честность и в этом случае подросток предъявляет к себе иные (заниженные) требования, чем к окружающим.

Для подростка особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Предмет его постоянного внимания — такие качества характера, как целеустремленность, решительность, выдержка. Ему присуща жажда деятельности необычной, влечение к риску, таинственности.

Для этого он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии возражениями, резкими выпадами, излишней пря­мотой. Все это направлено на попытку разрушить позицию противника, провести «разведку боем», испытать других, себя и установить границы своих возможностей. Здесь очень уместны элементы воинского воспитания — начиная от спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями. Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку. Однополые подростковые группы способствуют расторжению или ослаблению отношений с родителями, помогая становлению автономии и самостоятельности подростка. Подросток гордится принадлежностью к группе, даже если «входным билетом» в нее служит наркотик, нередко это — «плата», которую он вносит за принятие его группой. Л. Б. Филонов пришел к заключению, что самое большое число случаев жестокости падает на подростковый возраст 11— 16 лет. Истоки ее — во внутренних конфликтах личности с неадекватно завышенными притязаниями.

Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений. Родители — на отдаленных. Это источник конфликтов между ними. Для предотвращения таких конфликтов не надо непрерывно говорить подростку, что он должен делать, и не следует задавать вопросов, на которые ему так не хочется отвечать. Потому чужие люди, в отличие от родителей, и получают чаще удовольствие от общения с вашими детьми, что, не чувствуя ответственности, не изводят их наставлениями.

Ведущая деятельность: общение со сверстниками в контексте общественно- полезной деятельности главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Усиливается стремление быть похожим на старших, приобрести качества взрослости.

Подражание внешним атрибутам взрослости.

Процесс самосознания ребенка направлен на сознание своих личных особенностей.

Содержание оценочных нравственных эталонов углубляется, становится более тонким, дифференцированным, индивидуально различным.

Семейное неблагополучие.

Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. . Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.

Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Если попытаться квалифицировать семьи "трудных" подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

Для всех трех групп трудных семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей. Подростки в таких семьях рано теряют потребность в общении с родителями, совместном времяпрепровождении (табл.1).

 

Исследования криминологов, социологов, педагогов, психологов, приведенные в разны е годы, показали, что подростки, выросшие в неполных семьях, совершали правонарушения в 2-4 раза чаще, чем подростки, воспитывавшиеся в полных семьях. Неполные семьи придают своеобразие криминогенным факторам, детерминирующим противоправное поведение подростков. Из 10 учащихся , состоящих на учете в ИДН, 5 воспитываются в неполных семьях.

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

Неблагополучной (криминогенной) семьей можно назвать такую, в которой не обеспечивается надлежащее нравственное формирование личности детей и подростков, в силу чего они усваивают отрицательные образцы поведения, негативные ценностные ориентации, в дальнейшем реализуя их в собственном преступном поведении. Неблагополучие колеблется от скрытого эмоционального неприятия ребенка до жестких и жестоких отверганий несовершеннолетних.

Основными типами криминогенных семей являются такие семьи, где родители эмоционально не принимают своих детей, где интенсивно действуют внутренние примеры антиобщественного поведения старших членов семьи, где поставлены ошибочные и аморальные жизненные цели, там, где родители занимают неправильную позицию относительно целей и средств воспитания или где они попросту не в состоянии справиться с несовершеннолетним. Можно предположить, что основными типами криминогенных семей являются семьи, которые не желают воспитывать, не умеют это делать или добросовестно заблуждаются, считая, что их методы воспитания правильны.

Механизм криминогенного заражения несовершеннолетних членов семьи состоит в трех нижеперечисленных моментах: активное вовлечение несовершеннолетних в пьянство, употребление наркотиков и иных дурманящих средств, драки, разврат, совершение правонарушений; «пассивный» пример безнаказанного антиобщественного поведения, воспринимаемый детьми как стереотип привычного, обыденного, нормального поведения; выталкивание подростков на улицу, их разочарование в родителях, ощущение собственной ущербности, обделенности, что в дальнейшем становится основой для формирования отрицательного отношения к окружающим и последующего криминогенного поведения.

Криминогенная семья обычно формирует детей по своему образу и подобию, но если она выталкивает их дома, формирование антиобщественных черт личности происходит под влиянием неформального группового окружения.

Неблагополучные (криминогенные) семьи условно можно разделить на «врожденные» и «приобретенные».

 Первые - это семьи алкоголиков, наркоманов, токсикоманов, семьи, члены которых ведут антиобщественный образ жизни.

Вторые - это семьи, которые в силу сложившихся обстоятельств (нравственно-психологических, материальных и иных) распались, фактически или юридически.

Главная черта неблагополучных семей - это эмоциональное отвергают детей и подростков (в любых формах), а также пренебрежение своими родительскими обязанностями или (и) демонстрация антиобщественного поведения им.

Основные направления профилактического воздействия на криминогенные семьи заключаются в следующем:

- выявление неблагополучных семей и их изучение;

ранняя и сверхранняя профилактика, вплоть до изъятия новорожденных у злостных алкоголиков или наркоманов, лиц, систематически ведущих бродячий образ жизни;

обеспечение помощи семье со стороны школы;

меры материальной помощи семье;

медицинская помощь, если есть соматические и психические больные;

воздействие на неформальные группы подростков, которые ведут антиобщественный образ жизни;

беседы, психологическая помощь детям и подросткам;

постоянный контакт с самими несовершеннолетними;

воздействие на родителей и других старших членов семьи, от бесед, принятия к ним в случае необходимости мер вплоть до уголовной ответственности (административной, гражданской);

разрешение внутрисемейных конфликтов.

 

Но эти же проблемы могут возникнуть и в однодетных, и в многодетных семьях. эти семьи вызывают тревогу демографов. Конечно, не всегда они ущербны. Но в однодетной семье (это тоже данные исследований) детям чаще всего присущи эгоизм, равнодушие, стремление любым путем удовлетворить свои потребности и т. д. В свою очередь, по данным криминологов, дети из многодетных семей чаще всего становятся на социально опасный путь поведения, поскольку многодетные семьи чаще всего испытывают материальные затруднения, которые не позволяют в полной мере удовлетворить необходимые, естественные для настоящего времени потребности и интересы детей.

Рассматривая разные показатели неблагополучных семей, следует назвать также тяжелую болезнь или инвалидность родителей. В таких семьях, как правило, внешне конфликты не проявляются, но постепенно происходит утрата влияния родителей на детей.

Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

Анкетирование учащихся, проводимое в 7-х классах, подтвердило эти факты.

О правовой неосведомленности свидетельствует и судебно-следственная практика. Кража вещей, рэкет, поломка телефонов-автоматов, драки с нанесением телесных повреждений, истязания - все это совершается подростками, нередко находящимися в неведении об ответственности за содеянное.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ воспитателю по работе с «трудными» подростками

1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

2.   В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

3. Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслитель­ный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

5.Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпи­тывают нежелательное поведение.

6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затрудни­тельное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

8. Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их лич­ности и приемлемые для них черты нашей личности.

10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12 декабря 1993 г.) Российская газета от 25.12.1993

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

3. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав

человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998. Ст. 1514.

4. Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989 г.) СПС Консультант

плюс. Международные акты.

5. Федеральный закон Ml20 ФЗ «Об основах профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» СЗ 28.06.1999 №26. Ст. 31-77.

6.  Абрамчук Е.П. Подросток и его мир. М., 1997.

7.  Андреев Н.А., Тараканов Ю.В. Асоциальное поведение

несовершеннолетних Самара: Юрид. ин-т; Под ред. Горожанина А.В. Самара, 2001.

8. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники

с акцентуациями характера: Учеб. пособие. М.: МВД РФ. Всероссийское НИИ. 1993.

9. Асоциальные явления в молодежной и подростковой среде: Метод,

пособие Под ред. Ю. П. Скачкова. Пенза, 2005.

10.  Барденштейн Л.М. Некоторые социальные факторы риска

противоправного поведения подростков. Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1993.

11. Байард Р.Т., Байард Д. Ваш беспокойный ребенок. М. !991.

12. Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М. 1998.

13.  Бурлаков В.П., Волгарева И.В., Федорова Г.Г. Основы

профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних: Учеб. пособие Рос. гос. пед. Ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Образование, 1992.

14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком… Как?, М., 2000.

15. Жирков С.И., Шуйкова И.М. Подростковый возраст как самоценность личности, СПб, 2000.

16. Захарчук В.А. Нормы и отклонения в подростковой среде Динамика

ценностного сознания молодежи. Тюмень, 1995.

17.  Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и

группы. Изд. Питер, Киев, 2010

18. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося

поведения., из. Академия, Москва, 2008.

19. Иванов В.П. Девиантное поведение: причины и масштабы Соц.

полит, журн. М., 1995.

20.  Каневский Л.Л. Актуальные проблемы совершенствования ранней

профилактики преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних Правоведение 1999. 

21.  Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколения? М., 1988.

22.  Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. СПб, 2001.

23.  Кэррел С. Групповая психотерапия подростков СПб, 2002

24. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного

поведения. Изд. Речь, Санкт-Петербург, 2010

25.  Капустин А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла.

Изд. Речь, Санкт-Петербург, 2006

26.   Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. М.:, 2004

27.  Личко А.Е. Эти трудные подростки

28.  Малкина – Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста М.: 2004

29. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях.-М.: Академия, 2005.

30. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности, Изд. Прайм

Еврознак, Санкт-Петербург, 2008

31. Овчарова Р.В. Справочник школьного психолога. М. 1996.

32.  Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А. Реана – СПб, 2003.

33.  Пятков Е.О. Подросток, Личность, Кризисы и открытия. СПб, 2001.

34.   Тяглова А.В. Ваш ребенок – подросток. М., 1996.

35.  Фопель К. Психологические группы М.:1999

36.  Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов Рига: 1997

 

 

 



Правонарушители)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

                                         

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, таким образом взаимно детерминирована влиянием многих факторов, в первую очередь внешней социальной средой, а именно микросредой, а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые определяют его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи".

Советский психолог Л.Выготский еще в 1920-х годах отмечал, что в психологии данного возраста значительно больше общих теорий чем твердо установленных фактов.

Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного опыта личности, круга его общения, групп принадлежности, на которую он ориентирован, так как поведение подростка определяется прежде всего его маргинальностью, неопределенностью его положения. Левин исходил из того, что человеческое поведение выступает функцией личности, с одной стороны, а с другой - окружающая среда. Свойства личности и среды взаимосвязаны.

Критическим фактором выступает также полное пренебрежение к воспитанию детей. Отсутствие контроля со стороны родителей часто приводила к развитию преступных наклонностей у них.

Перед подростком всегда стоит проблема социального и личностного самоопределения. Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют завышенные требования, в том числе и материальные, а рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти.

 

Проведенные исследования показали, что материальные трудности являются одной из важнейших причин совершения преступлений, а особенно при неравномерного распределения материальных ресурсов. Это возникает из-за повышенной мобильность общества, которое в свою очередь заставляет менять семейный устав, формировать новые традиции и т.д.

В среде несовершеннолетних в последнее время распространяются новые преступления, которые ранее были присущи только взрослым. К ним относятся: торговля наркотиками, разбойные нападения на предпринимателей, компьютерные преступления, рэкет в своей среде и др.. Преступность части становится групповой и источники ее часто лежат именно в бездоглянутости уличных компаний, лидерами которой становятся "тяжелые" дети или взрослые правонарушители.

Необходимо также отметить деформацию правосознания у правонарушителей. Среди них допускаются нарушения уголовно-правовой или иной правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовых запретов и общепринятых общественных норм жизни и морали.

Следует обратить внимание на внутренние противоречия подростка, которые характеризуют данный возрастной период.

Деформации происходящие в ценностно-мотивационной сфере: с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительности труда, с другой - демонстрирует гиперпотяг к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.п. Целью преступного поведения становится удовлетворение гипертрофированных потребностей и интересов, а также проведения досуга правонарушителями с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуаные связи и т.п.

Во многих правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная "тупость", нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно проявляется эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным реакциям в различных ситуациях. Часто наблюдаются негативные изменения воли и волевых качеств.

Анализ мотивационной сферы правонарушителей позволяет найти различные формы регуляции поведения. Односторонность, незрелость их мотивационной сферы часто заключается в узкой временной ориентации мотивации, в стремлении "жить сегодняшним днем", "плыть по течению", пользоваться тем, что "попадает в руки" и т.д. Подобная ориентация демобилизует личность, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, а ведет к ситуативности, импульсивности в действиях и поступках.

Особенностью познавательной сферы правонарушителя выступает, прежде всего, ригидность, малоподвижности восприятия, его негибкость, "оскудения" личностного смысла У правонарушителей своеобразное восприятие работников правоохранительных органов. Они их относят к категории "Они", т.е. лиц, специально поставленных, чтобы наказывать, судить, угнетать и т.д.

Совершенно очевидно, что психологический механизм регуляции социального поведения направлен, прежде всего, на максимальную адаптацию подростка в данной конкретной ситуации и в данный конкретный момент. Поэтому источники саморазрушения поведения нередко заключаются в попытках приспособления с помощью девиантных форм к актуальным и социальных ситуаций путем отказа от норм, общечеловеческих культурных ценностей.

Действительно любая преступная поведение такой только в определенной системе координат. Описаны социальные и психологические эффекты свидетельствуют о перспективе (угрозу) "потерять поколение", требуют неотложных мер: законодательных, воспитательных, психокоррекционных.

Любая форма поведения имеет определенное значение для самого человека. Ее действия (и преступные в том числе) можно рассматривать как способ решения задач или способ самовыражения. Так насильственным преступникам присущи такие качества, как пренебрежение интересами личности, неуважение к чести, достоинства и здоровья другого человека. Корыстные преступники проявляют лживость, лицемерие, корысть и стяжательство, стремление уклониться от производительного труда. Хулиганы проявляют черты моральной распущенности, пренебрежения правилами поведения в обществе и несдержанности. Среди характерологических качеств правонарушителей часто называют недисциплинированность, неорганизованность, недоверчивость, замкнутость, лень и др..

В зависимости от преобладания тех или иных личностных качеств, степени выраженности асоциальных установок, уровня криминального опыта и квалификации может быть проведена психологическая классификация правонарушителей (преступников).

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетних обусловлена влиянием многих факторов, среди которых ведущими являются: неблагоприятные социальные условия, а особенно семейные; Индивидуальные особенности личности подростка; непосредственное влияние сверстников или взрослых людей, референтных групп, социальная НЕ контролируемость.

Конфликтные ситуации очень часто является следствием неправильной самооценки подростка. Препятствием для нормального развития личности с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают некоторые исследователи, дети с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.

Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение групповых преступлений том, что многие преступления технически невозможны для одинокого подростка, кроме того некоторые подростки участвуя в действиях группы становятся смелее и даже наглеют, поскольку это здобрюеться групповым авторитетом.

В.Л. Васильев считает, что криминальную направленность групп характеризуют следующие количественные и качественные характеристики: участие в группе ранее осужденных элементов, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а также наличие в группе лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно криминальная направленность группы, формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т.д.). Позднее при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений.

. Особенности психического развития ребенка в подростковом периоде

Подростковый период – определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. По мнению Ф. Райса [ ] подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мостом, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творчески взрослым человеком.

Если рассматривать подростковый возраст со строго биологических позиций, то он может быть определен как период физического и полового созревания ребенка, когда в его организме происходят важные изменения, вызванные процессом роста.

Это время неравномерного физического развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, что приводит к угловатости, потере гармонии в движениях. Даже легкая ирония и насмешка в отношении фигуры, позы или походки подростка вызывает часто бурную реакцию, ибо его угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих.

Непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы.

Одним из наиболее влиятельных представителей биологического направления в исследованиях подросткового возраста был Дж. Стенли Холл. Он считал: «юность или пубертатный период (от 13 до 24) временем больших потрясений, плохой эмоциональной адаптации и неуравновешенности, частой сменой настроений, колебаний между активным интересом ко всему вокруг и апатией, веселостью и подавленностью, самовлюбленностью и скромностью »[ ].  

Эрик Эриксон считал, что: «задача юности заключается в формирование идентичности. Формирование личной идентичности начинается еще до наступления юности и с ее окончанием не завершается. Личная идентичность формируется в процессе эволюции Я, которое постепенно принимает окончательную форму последовательного и многократного синтеза, длящегося на протяжении всего детства».  

Э. Эриксон подчеркивал, что юность является периодом « нормального кризиса», для которого характерны силы Я и вполне нормально усиление конфликтов. В ходе обретения идентичности, что является основой самосознания в подростковом возрасте, сам индивид становится жертвой этого процесса. Для этого он должен сам оценить свои сильные и слабые стороны и научиться использовать их для получения ясного представления о себе и о том, каким он хочет стать в будущем.

Эриксон считал, что: «в подростковом возрасте происходит объединение всех сближающихся элементов самосознания и таким образом получает свое разрешение конфликт, который он разделил на семь основных частей.

- временная перспектива или расплывчатое чувство времени

- уверенность в себе или застенчивость

- экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли

 - ученичество или паралич трудовой деятельности

 - сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация

- отношения лидер (последовательность или неопределенность авторитета)

- идеологическая убежденность или размытость системы ценностей» [ ].

Юность с точки зрения когнитивной психологии представлена формально-операционной стадией (после 11 лет). На этой стадии подросток выходит за рамки конкретных, имевших место в действительности, переживаний и начинает мыслить более логично и абстрактно. Его мышление становится интроспективным, т.е. он приобретает способность анализировать свои мысли. [ ].

Левин назвал подростка «маргинальным человеком». Маргинальность подростка выражается в том, что он иногда действуем скорее как ребенок, особенно когда хочет избежать взрослой ответственности, а иногда - скорее как взрослый и претендует на права взрослого [ ]. 

Определяющем состоянием подростка, которое является психологической действительностью, выступает его реальная, внутренняя готовность к принятию взрослых норм жизнедеятельности, что выражается в стремлении занять новую социальную позицию, реализуемую им в плане сознания и в плане поведения. При этом главным для подростка является получение от взрослых признание его взрослости. Причем здесь мы сталкиваемся не только с трудностями подростка, но и с трудностями взрослых – им очень сложно перестроить свои отношения и признать взрослость подростка. Отсюда специальная организация социально признаваемой и социально одобряемой важна и для утверждения определенной социальной позиции. Эта деятельность должна быть реально необходима обществу, выступая вместе с тем основанием функционировании развития 10-15 летнего ребенка [ ].

Современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношений подростка к взрослым. Ярко выражены, как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивая собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенно не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого.

Развитие сознания агрессивного ребенка также имеет свои особенности. Поведение детей, не склонных к агрессии, находится под контролем таких факторов, как чувство вины и внутреннее желание избежать конфликта. У агрессивного ребенка или вообще нет сдерживающих факторов или в качестве такового выступает страх наказания, в то время как внутренний контроль над агрессивными чувствами у них отсутствует. Развития сознания агрессивных сыновей страдает и оттого, что у них не бывает близких отношений с родителями, в особенности с отцами [ ].

В раннем подростковом возрасте, как утверждает Ю Б. Гиппенрейтер: « дружеские отношения насыщены, эмоциональны, но порой приводят к конфликтам, если их участники не получают удовлетворения своих потребностей. Подростки могут ошибиться в своем выборе: поведение приятелей, не отвечающих их запросам, может стать причиной досады и гнева » [ ].

Определяют восемь задач, которые необходимо осуществить подростку в своем развитии:

1. физическое созревание должно соответствовать возрасту подростка

2. познание собственного внутреннего мира должно быть интересно

3. должно осуществиться партнерство в подростковой группе

4. должна сформироваться половая идентичность

5. многие решения следует принимать независимо от родителей

6. морально ценностные установки становятся зрелыми

7.установливаются гетеросексуальные отношения

8.временная перспектива должна быть широкой (выбор специальности, образовательного маршрута.[ ]

Д.И. Фельштейн [ ] считает, что подростковый возраст психологически крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями уровня и темпа развития. Важнейшая психологическая особенность его - чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически не достиг еще. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой.

Подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящей в запальчивость, неуравновешенностью, порождающей склонность к колебаниям настроения. Отрицательные эмоциональные порывы зачастую не компенсируются в должной степени соответствующими центрами торможения. Порой подросток сначала что - то сделает, а потом подумает, часто осознавая, что следовало поступить наоборот.

Бурно развиваются чувства подростка, в то же время эмоциональные переживания их приобретают устойчивость.

 Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это как раз и способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет он сам, пробуждает ответственное, критичное отношение к себе и другим людям. Подросток постоянно пытается испробовать «чего он может добиться». Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок нередко оскорбляет окружающих его людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. В 12 - 13 лет, наряду с общим принятием себя, сохраняется и ситуативно - отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего его сверстников У части подростков из - за длительного неудовлетворения какой либо существенной потребности возникают аффективные формы поведения. Их характеризуют или заносчивость, агрессивность, бравада, или повышенная обидчивость, легкая ранимость. В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний и фактическим положением ребенка в коллективе. 

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» – сверстники, члены одной группы, и «они» – взрослые или ровесники, но члены другой группы – имеет для подростка очень большое значение. Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление, соответствовать их требованием, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников.

Подростки достаточно сильно различаются по степени своей «включенности» в группу. С развитием группового общения связанна одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности. От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. Обычно у него есть один или два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющем различать эти два явления.

В случае отверженности это негативное переживания при адекватном осознание своего положения и позитивное – при неадекватном, носящем защитный характер – подросток осознает свое положение как благополучное. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания.

С утверждение себя, своей позиции среди сверстников, часто бывает, связанна также принимающие достаточно уродливые, а временами и опасные формы стремление любой ценой утвердить свое лидирующие положение [ ].

Центральная личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я – концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. [ ].

Х. Ремшмидт считает что: «кризис подросткового возраста проходит 3 фазы:

1- негативную или предкритическую – фазу ломка старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур

2- кульминационную точку кризиса

3- посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построение новых отношений» [ ].

Отрочество сенситивно для развития средств общения. Средства общения – это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группы людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытие и получения удовольствия от общения. Существенная черта подросткового возраста оказывает значительное влияние на поведение, силу потребностей, интенсивность и остроту эмоциональных реакций школьника. У подростков отмечается повышенная потребность в эмоциональном насыщении, «жажда ощущений», причем новых и сильных. С чем бывают, связанны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой “бьющей по нервам” музыки, первое знакомство с наркотиками.

Подросток бурно и непосредственно выражает свои эмоции, часто не может сдержать радость, гнев, замешательство. Аффективные реакции имеют сильный и в определенном смысле разрушительный характер, характер «взрыва». Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, эмоции в этом случае полностью блокируют инеллектуальный план, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций: ярости, гнева, страха. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.

Переживание аффекта оставляет в психике особый “аффективный” след травмирующего опыта. Такие следы могу накапливаться в ситуациях сходных с той, которая первоначально вызвала аффект. В результате аффективные реакции могут возникать и по незначительным поводам и даже без реального повода.

У подростка существенное влияние на подобную тенденцию оказывает повышенная чувствительность к ситуациям, актуализирующим ведущие потребности возраста, прежде всего потребность в самоутверждении [ ].

В работах Хьюитта и Дженкинса была выдвинута идея, что все нарушения поведения можно разделить на две группы:

· делинквентное поведение, которое проявляется при взаимодействии с обществом в целом

· агрессивное поведение ребенка, неадаптировавшегося в жизни общества

Для первой группы не характерны эмоциональные расстройства, они легко приспосабливаются к социальным нормам внутри группы сверстников или семьи, где применяются неадекватные средства воспитания и где антисоциальные формы поведения усваиваются непосредственно в семье и среди друзей.

Ко второй группе относятся плохо приспособленные к жизни в обществе агрессивные дети, у которых очень тяжело складываются отношения с другими детьми, и со своей семьей. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – основные черты их характера. Многие родители в подобных случаях относятся к своим детям с непониманием, перестают их любить, в семье постоянно происходят ссоры, ребенок чувствует недостаток тепла и внимания.

В основании данного разделения на группы лежит идея, что в одном случае у детей нет психологических нарушений, а в другом - есть, и достаточно серьезные. Поступки психически здоровых детей носят антиобщественную направленность просто потому, что приобретенные им стереотипы поведения противоречат общественным нормам и соответствуют тем, которые установлены в семьях этих детей или внутри группы сверстников. Агрессивный характер деятельности же свойственен детям, имеющим психические нарушения, которые проявляются в эмоциональных расстройствах и проблемных межличностных отношениях.

Проблемы поведения такого ребенка возникают в результате стрессов и разногласий в семье.[ ]

Выводы :

1. К психологическим особенностям подростка относится способность к самостоятельному поведению, что дает ему возможность приобщиться к миру взрослых. Это возможно в том случае, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружающих, но прежде всего собственным требования самооценки.

2. Центральное новообразование этого возраста становление самосознания личности. Главная задача подросткового возраста – обретение взрослости, становление личной идентичности.

3. У подростков появляется новый вид деятельности – общение. В этот период характерно резкое ухудшение поведения, противоречивость стремлений и их неустойчивый характер, потребность войти в состав какой –либо подростковой группы.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Трудности в обучении подростков:

В классификации, предложенной Л. С. Славиной, выделяется пять групп неуспевающих школьников:

1. школьники, трудности в учении которых обу­словлены неправильным отношением к учению.

2. школьники, испытывающие трудности в усвое­нии учебного материала из-за отсутствия способнос­тей.

3. плохо успевающие школьники с несформиро­ванными навыками и способами учебной работы.

4. учащиеся, не умеющие трудиться.

5. школьники, трудности в учении которых вызва­ны отсутствием познавательных и учебных интересов.

Основ­ные факторы, способные стать причинами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте:

1. Особенности учебной деятельности в средних классах. Учебная деятельность в средних классах тре­бует от ребенка умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контро­лировать и оценивать свою работу. Многие подрост­ки оказываются не готовыми к выполнению новых форм учебной деятельности.

 2. Иной тип взаимоотношений с учителями в сред­них классах. Ситуация несовпадения стилей отноше­ний с детьми учителя начальной школы и классного руководителя средней достаточно типична. Демократизм педагога средней школы часто воспринимается как ли­берально-попустительский стиль взаимоотношений. Кроме того, представляет некоторую трудность необ­ходимость приспособления сразу ко многим учите­лям с различными требованиями.

3. Недостатки в формировании отдельных позна­вательных процессов, затрудняющие усвоение учеб­ной программы. Исследования показывают, что только 50% тринадцатилетних школьников достигают к этому возрасту уровня, га­рантирующего высокоуспешную интеллектуальную и учебную деятельность. Недостаточно развитыми оказываются умения обобщать и классифицировать. В целом продолжает преобладать наглядно-действен­ное (практическое) и наглядно-образное мышление, а умение действовать в уме у 58% подростков вообще не сформировано.

4. Эмоциональные расстройства. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подрост­ков часто возникают необоснованное чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессивные состо­яния, обостряются разного рода патологические ре­акции. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настрое­ний, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость и неадекватность реакций.

5. Пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ, несформированность умений и навыков и отсутствие знаний, которые должны были быть усвоены на предыдущих этапах обучения, дела­ют невозможным движение школьника вперед. Но­вый материал оказывается непонятным или недо­ступным для понимания, обусловливая дальнейшее отставание подростка в ходе обучения.

6. Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка. Безраз­личное отношение родителей к успехам ребенка в шко­ле снижает ценность образования в глазах подростка. Напряженные отношения между родителями и педа­гогическим коллективом способствуют вовлечению в конфликтную ситуацию не только взрослых, но и под­ростка, который вынужден занять чью-либо сторону. Складывающееся противоборство отвлекает школьни­ка от учения, его внимание концентрируется не на учеб­ных достижениях, а на оценивании поведения взрос­лых. Подобная ситуация складывается, если конфликт затрагивает внутрисемейные отношения. Разлад в се­мье оказывается мощным фактором, способным ска­заться на успеваемости ребенка.

Перечисленные факторы необходимо рассматри­вать именно как факторы риска, способные при опре­деленных условиях стать причинами школьной не­успеваемости в подростковом возрасте.


Причины неуспеваемости:

1. Отсутствие адекватной мотивации учения;

2. Интеллектуальная пассивность;

3. Индивидуально – типологические особенности;

4. Недостатки в развитии познавательных процессов

5. Чрезмерная учебная нагрузка;

6. Несформированность компонентов учебной деятельности;



Чрезмерная учебная нагрузка

Какой должна быть оптимальная учебная нагруз­ка, способствующая полноценному усвоению учебного материала и не отражающаяся негативно на физическом и психологическом развитии подростков?

Под оптимальной учебной нагрузкой педагоги и физиологи обычно понимают такую, при которой учащиеся достаточно глубоко и прочно овладевают программным материалом без превышения норм вре­мени на классную и домашнюю работу, полностью восстанавливая за время, отведенное на сон и отдых, свою работоспособность.

Учебная перегрузка характеризуется прежде всего тем, что подростки тратят значительно больше вре­мени на приготовление домашних заданий, чем это предусмотрено возрастными нормами, Так, для уча­щихся 5-х классов норма для приготовления уроков дома не должна превышать 2 часов, а у учащихся 8-х пассов - 2,5-3 часов.

Следует отметить, что кроме сложных учебных программ и перенасыщенного домашнего задания, когда педагоги считают, что их предмет наиболее важ­ный и количество заданного дается без учета других предметов, причиной учебной перегрузки зачастую является недостаточная сформированность у подростка интеллектуальной или мотивационно-потребностной сферы.

Шаблонность и однообразие учебных упражнений и заданий обусловливают исполнительский, а не творческий характер учебной деятельности школьни­ков. Нерациональное и механическое заучивание влечет за собой затрату неоправданно большого количе­ства времени, приводит к возникновению у подрост­ка чувства недовольства, скуки и отвращения к учебной работе.

В связи с этим, наиболее часто учебная перегрузка возникает у учащихся, настроенных на учебу, но име­ющих недостаточно хорошо сформированные умения анализировать и обобщать вербальный и образный материал, часто использующих в своих ответа конк­ретные примеры и опирающихся на хорошо сформированные пространственные элементы мышления.

Неорганизованность, неумение выполнить наме­ченное, нехватка времени порождают неуверенность в своих силах, создают атмосферу эмоционального дискомфорта и напряженности. Все это в целом ведет к снижению успеваемости, ухудшению учебных результатов, усиливает эмоциональное неблагополу­чие школьника.

Нарушение поведения и школьная недисциплинированность

Факторы:

1. Природные, генотипические особенности личности.

2. Возрастные особенности подростка:

o • подростковые реакции (эмансипации, группирирования, лидерские, накопительные, эгоцентрические, азартные, информационно-коммуникативные, интеллектуально-эстетические).

o • детские реакции (отказа, оппозиции, имитации, отрицательной эмансипации, компенсации и гиперкомпенсации).

3. Индивидуальные особенности учителей

o характерологические и индивидуально-типологические особенности;

o стиль руководства школьным коллективом;

4. Положение в классом коллективе («звезда», «предпочитаемый», «принимаемый» и т. д.)

5. Особенности семейных взаимоотношений:

o негармоничная семья;

o тип воспитания в семье;

6. Социальные условия жизни;

7. Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней;

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                              Кафедра психологии

 

 

  «УТВЕРЖДАЮ»
  Ректор ___________________                     С.В. Жолован «____»_____________200__г.
     

 

 

             

 

        «Работа с трудным подростком»:

 

Цель программы «Работа с трудным подростком» - сформировать у слушателей практические умения работы с трудными подростками различных категорий.

Категория слушателей педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, классные руководители

Срок обучения 24 часа (час., нед., мес.)

Режим занятий по 6 часов еженедельно

 

В настоящее время проблема девиантного поведения подростков обострилась в крайней степени. В частности, это относится к Санкт-Петербургу. Делинквентное поведение, различные ваиенты невротического и психотического поведения, суицидальное поведение в среде подростков сегодня стали практически обыденным явлением. Подростковая преступность бьет, прежде всего, по самим подросткам. Что же в данной ситуации могут сделать взрослые – субъекты системы образования: учителя, воспитатели, социальные педагоги, психологи? Нам представляется, что для изменения ситуации к лучшему нужно четко ответить на следующие вопросы: почему нарушена социализация российских (петербургских) подростков? С какими именно нарушениями развития нам необходимо работать? Каким конкретным образом можно это сделать? Программа «Работа с трудным подростком» призвана внести вклад в практико-ориентированное решение обозначенных выше проблем.

 

 

                           Учебно-тематический план

учебной программы «Работа с трудным подростком»

 

№ пп

Наименование занятия

Всего часов

Количество часов

Форма контроля

Лекции Практичес- кие занятия
1. Трудные подростки в современном Петербурге. 2 2       Опрос.
2. Делинквентное поведение: работа с подростками-правонарушителями.   8 2 4   Опрос
3. Работа с подавленными подростками («козлами отпущения»)     6       2         4     Опрос
4. Воспитательная работа с незрелой, диффузной группой подростков 6 2 4 Опрос
5.  . Завершающее занятие. 2   4 Опрос
  Итого: 24 8 16 Зачет

 

Содержание лекционных и практических занятий:

 

Раздел 1

Лекция «Трудные подростки в современном Петербурге».

 

 

Особенности подросткового возраста с точки зрения глубинной психологии. Какие основные потребности подростков сегодня не удовлетворяются? Экстремальные игры современных петербургских подростков. Подростковые группировки в современном Петербурге.

Раздел 2.

Лекция «Делинквентное поведение: работа с подростками-правонарушителями» (2 часа).

Психологические особенности подростков-правонарушителей. Психологические особенности подростков с повышенной агрессивностью. Психологические особенности подчиняемых подростков. 

 

Практические занятия (4 часа):

Стратегии и тактики снятия приступа агрессии (вербальные и невербальные). Техники установления контакта с агрессивным подростком. Техники перенаправления энергии агрессии в позитивное русло. Техники саморегуляции при работе с агрессивным подростком и для обучения агрессивных подростков. Техники работы с «неустойчивыми» подростками-правонарушителями.

Раздел 3. 

Лекция «Работа с подавленными подростками («козлами отпущения» (4 часа).

Техники установления доверительных взаимоотношений с подавленными подростками. Техники эксперсс-помощи подросткам в ситуации психологического стресса. Техники развития уверенности в себе у подавленных подростков. Техники проработки подавленной агрессивности. Техники снятия тревожных состояний у подростков.

 

Раздел 4.

 

Лекция «Воспитательная работа с незрелой, диффузной группой подростков» (2 часа)

Особенности структуры подростковой группы. Особенности групповой динамики подростковой группы. Незрелая группа и коллектив. Особенности работы с подростковой группой: теории А. Макаренко, В Сухомлинского, В. Гарбузова, Ф. Дольто.

 

Практические занятия (4 часа):

Мини-тренинг групповой сплоченности. Мини-тренинг доверия и выражение глубинных чувств любви и радости.

 

 

Список литературы, рекомендованной для изучения участниками программы:

 

 

1. Байярд Д. Байярд Р. «Ваш беспокойный подросток», М, 1990

2. Бэрон Р., Ригардсон Д. Агрессия. - СПб: "Питер", 1999 - 352с.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика", 1991.

4. Гарбузов В. И. «Практическая психотерапия», Спб, 1992

5. Дольто Ф. «На стороне подростка», М, 1998

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. –М.: Педагогика, 1989.

7. Личко А. Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков», Л, 1977

8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. - 1996. - №5. - С. 3-18.

 

 

Причины правонарушений учащихся ГОУ и их преодоление.

 

(Учебно-методическое пособие)

 

 

                                      Санкт – Петербург

                     

                                                2014

    Введение.

1. Возрастные особенности подростков.

2. Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних

правонарушителей.

3. Причины и условия возникновения девиантного поведения подростков.

4. Профилактика правонарушений.

5. Диагностика психологических особенностей подростков.

6. Рекомендации в работе с подростками.

 

 

    Введение.

7. Возрастные особенности подростков.

8. Психолого-педагогические особенности несовершеннолетних

правонарушений.

9. Причины асоциального поведения.

10. Профилактика правонарушений.

11. Приложения.

Диагностика психологических особенностей подростка.

Рекомендации в работе с подростками.

 

 Причины правонарушений учащихся ГОУ и их преодоление.

    Введение.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 232.