КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ «ТРУДНОГО» ПОДРОСТКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Научить анализировать свои поступки и проблемы.

2. Расширить диапазон способов поведения в трудных ситуациях.

3. Осознать свои проблемы и имеющийся стереотип поведения.

 

Психолог Т. Васильева советует не наказывать ребенка и не ругать:

а) когда он болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакция непредсказуема; когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;

б) сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, недоразумение или конфликт), пусть даже в этой травме или неудаче виноват только он сам; нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;

в) когда не справился с делом, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, прилагая искренние старания справиться, хотя и не в полной мере, когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, нетерпение, просто неопытность – короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;

г) когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны или сомнительны;

д) когда мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль, не преодолена. И в этом состоянии гнев всегда несправедлив.

 

8. Рекомендации по созданию условий для сплочения коллектива:

1. Проведение взводных и ротных мероприятий, вне общеучилищного плана, с обязательным условием предварительной подготовки.

 2. Повышать авторитет отдельных суворовце за счет выделения их личных достижений.

3. Проведение тренинговых программ для сплочения коллектива.

 4. Офицерам- воспитателям пытаться оценивать не столько личностные качества, сколько совершенные поступки. («Это плохо потому что…»)

5. Офицерам- следить за высказываниями по поводу оценки личностных и деловых качеств воспитанников.

6.Не провоцировать межличностные конфликты…(офицеры, учителя)

7. Офицерам контролировать свое поведение и высказывания в отношениях, в силу вступает «эффект подражания». Отработать свои личностные проблемы, дабы не перекидывать их на воспитанников.

8. Создавать «иллюзию» самостоятельного решения ряда проблем во взводе.

9. По мере возможности, объективно осуществлять поощрения и наказания. В этом серьезные проблемы в понимании справедливости подростков и взрослых, не бояться объяснить причину.

10. По мере возможности избегать «двойной морали».

 

Рекомендации по индивидуальному подходу кподросткам.

1. Убрать субъективизм из личностных оценок воспитанников, по- возможности видеть перспективу в развитии каждого.

2. Оценивать не личные качества, а поступки.

3. Отслеживать и корректировать межличностные отношения.

4. Оказывать помощь в затруднительных ситуациях. (Когда у подростка 2-3 проблемы- он теряется не осознавая с какой начать и все превращается в «снежный ком».

5. Стимулировать желание быть лучше не только формально принятыми методами поощрения и наказания. (Может быть двойка, но исправлено две- возможно поощрение).

6. По- возможности, индивидуальные мужские беседы о самом суворовце, а не о его дисциплине или поведении.

7. Стимулирование на индивидуальное развитие. Сравнивать воспитанника не только с остальными, но и с самим собой, чего он достиг в результате определенных усилий.

8. У подростков нет длительной мотивации в поведении и в деятельности, поэтому необходимо ставить ближние цели, а затем переходить к следующим.

9.  По мере необходимости обращаться к специалистам для решения проблем в связи с индивидуальными особенностями суворовцев.

10.  Выделить свои проблемные места как педагога для результативности в педагогической деятельности и осуществлении индивидуального подхода.

 

 

Первичные девиантные симптомы (косвенные признаки интереса подростка к наркотикам):

• снижение интереса к учебе и успеваемости за последнее время;

• изменение привычек, увлечений подростка;

• появление отчужденности, «наплевательского» отношения ко всему, усиление таких черт, как лживость, скрытность (резкое изменение контактов со старшими, например, в виде демонстрации «секретного поведения»: уносит телефон в свою комнату, просит не спрашивать о чем-либо);

• заметные изменения личности за последнее время, например, беспричинные колебания настроения;

• ухудшение физического состояния подростка (потеря веса, изменение аппетита, периодическая тошнота, рвота);

• компания, в которой подросток проводит много времени, состоит из лиц более старшего возраста;

• эпизодическое наличие крупных или непонятное происхождение небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи, стремление занимать деньги или отнимать их у более слабых;

• тенденция общаться с подростками, которые употребляют психоактивные вещества;

• повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление подружиться с ними;

• наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцы, иглы, облатки из-под таблеток, небольшие кулечки целлофана или фольги, тюбики из-под клея; наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражения на коже.


 

 

        

                                     

 


Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12 декабря 1993 г.) Российская газета от 25.12.1993

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

3. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав

человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998. Ст. 1514.

4. Конвенция о правах ребенка (от 20.11.1989 г.) СПС Консультант

плюс. Международные акты.

5. Федеральный закон Ml20 ФЗ «Об основах профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» СЗ 28.06.1999 №26. Ст. 31-77.

6.  Абрамчук Е.П. Подросток и его мир. М., 1997.

7.  Андреев Н.А., Тараканов Ю.В. Асоциальное поведение

несовершеннолетних Самара: Юрид. ин-т; Под ред. Горожанина А.В. Самара, 2001.

8. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники

с акцентуациями характера: Учеб. пособие. М.: МВД РФ. Всероссийское НИИ. 1993.

9. Асоциальные явления в молодежной и подростковой среде: Метод,

пособие Под ред. Ю. П. Скачкова. Пенза, 2005.

10.  Барденштейн Л.М. Некоторые социальные факторы риска

противоправного поведения подростков. Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1993.

11. Байард Р.Т., Байард Д. Ваш беспокойный ребенок. М. !991.

12. Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М. 1998.

13.  Бурлаков В.П., Волгарева И.В., Федорова Г.Г. Основы

профилактики правонарушающего поведения несовершеннолетних: Учеб. пособие Рос. гос. пед. Ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Образование, 1992.

14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком… Как?, М., 2000.

15. Жирков С.И., Шуйкова И.М. Подростковый возраст как самоценность личности, СПб, 2000.

16. Захарчук В.А. Нормы и отклонения в подростковой среде Динамика

ценностного сознания молодежи. Тюмень, 1995.

17.  Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и

группы. Изд. Питер, Киев, 2010

18. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося

поведения., из. Академия, Москва, 2008.

19. Иванов В.П. Девиантное поведение: причины и масштабы Соц.

полит, журн. М., 1995.

20.  Каневский Л.Л. Актуальные проблемы совершенствования ранней

профилактики преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних Правоведение 1999. 

21.  Климов Ю.М. Поколение кризиса или кризис поколения? М., 1988.

22.  Кулаков С.А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. СПб, 2001.

23.  Кэррел С. Групповая психотерапия подростков СПб, 2002

24. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного

поведения. Изд. Речь, Санкт-Петербург, 2010

25.  Капустин А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла.

Изд. Речь, Санкт-Петербург, 2006

26.   Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. М.:, 2004

27.  Личко А.Е. Эти трудные подростки

28.  Малкина – Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста М.: 2004

29. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях.-М.: Академия, 2005.

30. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности, Изд. Прайм

Еврознак, Санкт-Петербург, 2008

31. Овчарова Р.В. Справочник школьного психолога. М. 1996.

32.  Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А. Реана – СПб, 2003.

33.  Пятков Е.О. Подросток, Личность, Кризисы и открытия. СПб, 2001.

34.   Тяглова А.В. Ваш ребенок – подросток. М., 1996.

35.  Фопель К. Психологические группы М.:1999

36.  Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов Рига: 1997

 

 

 



Правонарушители)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

                                         

Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, таким образом взаимно детерминирована влиянием многих факторов, в первую очередь внешней социальной средой, а именно микросредой, а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые определяют его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи".

Советский психолог Л.Выготский еще в 1920-х годах отмечал, что в психологии данного возраста значительно больше общих теорий чем твердо установленных фактов.

Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного опыта личности, круга его общения, групп принадлежности, на которую он ориентирован, так как поведение подростка определяется прежде всего его маргинальностью, неопределенностью его положения. Левин исходил из того, что человеческое поведение выступает функцией личности, с одной стороны, а с другой - окружающая среда. Свойства личности и среды взаимосвязаны.

Критическим фактором выступает также полное пренебрежение к воспитанию детей. Отсутствие контроля со стороны родителей часто приводила к развитию преступных наклонностей у них.

Перед подростком всегда стоит проблема социального и личностного самоопределения. Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют завышенные требования, в том числе и материальные, а рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти.

 

Проведенные исследования показали, что материальные трудности являются одной из важнейших причин совершения преступлений, а особенно при неравномерного распределения материальных ресурсов. Это возникает из-за повышенной мобильность общества, которое в свою очередь заставляет менять семейный устав, формировать новые традиции и т.д.

В среде несовершеннолетних в последнее время распространяются новые преступления, которые ранее были присущи только взрослым. К ним относятся: торговля наркотиками, разбойные нападения на предпринимателей, компьютерные преступления, рэкет в своей среде и др.. Преступность части становится групповой и источники ее часто лежат именно в бездоглянутости уличных компаний, лидерами которой становятся "тяжелые" дети или взрослые правонарушители.

Необходимо также отметить деформацию правосознания у правонарушителей. Среди них допускаются нарушения уголовно-правовой или иной правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовых запретов и общепринятых общественных норм жизни и морали.

Следует обратить внимание на внутренние противоречия подростка, которые характеризуют данный возрастной период.

Деформации происходящие в ценностно-мотивационной сфере: с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительности труда, с другой - демонстрирует гиперпотяг к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.п. Целью преступного поведения становится удовлетворение гипертрофированных потребностей и интересов, а также проведения досуга правонарушителями с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуаные связи и т.п.

Во многих правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная "тупость", нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно проявляется эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным реакциям в различных ситуациях. Часто наблюдаются негативные изменения воли и волевых качеств.

Анализ мотивационной сферы правонарушителей позволяет найти различные формы регуляции поведения. Односторонность, незрелость их мотивационной сферы часто заключается в узкой временной ориентации мотивации, в стремлении "жить сегодняшним днем", "плыть по течению", пользоваться тем, что "попадает в руки" и т.д. Подобная ориентация демобилизует личность, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, а ведет к ситуативности, импульсивности в действиях и поступках.

Особенностью познавательной сферы правонарушителя выступает, прежде всего, ригидность, малоподвижности восприятия, его негибкость, "оскудения" личностного смысла У правонарушителей своеобразное восприятие работников правоохранительных органов. Они их относят к категории "Они", т.е. лиц, специально поставленных, чтобы наказывать, судить, угнетать и т.д.

Совершенно очевидно, что психологический механизм регуляции социального поведения направлен, прежде всего, на максимальную адаптацию подростка в данной конкретной ситуации и в данный конкретный момент. Поэтому источники саморазрушения поведения нередко заключаются в попытках приспособления с помощью девиантных форм к актуальным и социальных ситуаций путем отказа от норм, общечеловеческих культурных ценностей.

Действительно любая преступная поведение такой только в определенной системе координат. Описаны социальные и психологические эффекты свидетельствуют о перспективе (угрозу) "потерять поколение", требуют неотложных мер: законодательных, воспитательных, психокоррекционных.

Любая форма поведения имеет определенное значение для самого человека. Ее действия (и преступные в том числе) можно рассматривать как способ решения задач или способ самовыражения. Так насильственным преступникам присущи такие качества, как пренебрежение интересами личности, неуважение к чести, достоинства и здоровья другого человека. Корыстные преступники проявляют лживость, лицемерие, корысть и стяжательство, стремление уклониться от производительного труда. Хулиганы проявляют черты моральной распущенности, пренебрежения правилами поведения в обществе и несдержанности. Среди характерологических качеств правонарушителей часто называют недисциплинированность, неорганизованность, недоверчивость, замкнутость, лень и др..

В зависимости от преобладания тех или иных личностных качеств, степени выраженности асоциальных установок, уровня криминального опыта и квалификации может быть проведена психологическая классификация правонарушителей (преступников).

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетних обусловлена влиянием многих факторов, среди которых ведущими являются: неблагоприятные социальные условия, а особенно семейные; Индивидуальные особенности личности подростка; непосредственное влияние сверстников или взрослых людей, референтных групп, социальная НЕ контролируемость.

Конфликтные ситуации очень часто является следствием неправильной самооценки подростка. Препятствием для нормального развития личности с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают некоторые исследователи, дети с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.

Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение групповых преступлений том, что многие преступления технически невозможны для одинокого подростка, кроме того некоторые подростки участвуя в действиях группы становятся смелее и даже наглеют, поскольку это здобрюеться групповым авторитетом.

В.Л. Васильев считает, что криминальную направленность групп характеризуют следующие количественные и качественные характеристики: участие в группе ранее осужденных элементов, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или наркотиками, занимаются азартными играми, а также наличие в группе лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно криминальная направленность группы, формирование субкультуры группы (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т.д.). Позднее при систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при совершении преступлений.

. Особенности психического развития ребенка в подростковом периоде

Подростковый период – определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. По мнению Ф. Райса [ ] подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мостом, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творчески взрослым человеком.

Если рассматривать подростковый возраст со строго биологических позиций, то он может быть определен как период физического и полового созревания ребенка, когда в его организме происходят важные изменения, вызванные процессом роста.

Это время неравномерного физического развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, что приводит к угловатости, потере гармонии в движениях. Даже легкая ирония и насмешка в отношении фигуры, позы или походки подростка вызывает часто бурную реакцию, ибо его угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих.

Непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, порой возникают конфликты и кризисы.

Одним из наиболее влиятельных представителей биологического направления в исследованиях подросткового возраста был Дж. Стенли Холл. Он считал: «юность или пубертатный период (от 13 до 24) временем больших потрясений, плохой эмоциональной адаптации и неуравновешенности, частой сменой настроений, колебаний между активным интересом ко всему вокруг и апатией, веселостью и подавленностью, самовлюбленностью и скромностью »[ ].  

Эрик Эриксон считал, что: «задача юности заключается в формирование идентичности. Формирование личной идентичности начинается еще до наступления юности и с ее окончанием не завершается. Личная идентичность формируется в процессе эволюции Я, которое постепенно принимает окончательную форму последовательного и многократного синтеза, длящегося на протяжении всего детства».  

Э. Эриксон подчеркивал, что юность является периодом « нормального кризиса», для которого характерны силы Я и вполне нормально усиление конфликтов. В ходе обретения идентичности, что является основой самосознания в подростковом возрасте, сам индивид становится жертвой этого процесса. Для этого он должен сам оценить свои сильные и слабые стороны и научиться использовать их для получения ясного представления о себе и о том, каким он хочет стать в будущем.

Эриксон считал, что: «в подростковом возрасте происходит объединение всех сближающихся элементов самосознания и таким образом получает свое разрешение конфликт, который он разделил на семь основных частей.

- временная перспектива или расплывчатое чувство времени

- уверенность в себе или застенчивость

- экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли

 - ученичество или паралич трудовой деятельности

 - сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация

- отношения лидер (последовательность или неопределенность авторитета)

- идеологическая убежденность или размытость системы ценностей» [ ].

Юность с точки зрения когнитивной психологии представлена формально-операционной стадией (после 11 лет). На этой стадии подросток выходит за рамки конкретных, имевших место в действительности, переживаний и начинает мыслить более логично и абстрактно. Его мышление становится интроспективным, т.е. он приобретает способность анализировать свои мысли. [ ].

Левин назвал подростка «маргинальным человеком». Маргинальность подростка выражается в том, что он иногда действуем скорее как ребенок, особенно когда хочет избежать взрослой ответственности, а иногда - скорее как взрослый и претендует на права взрослого [ ]. 

Определяющем состоянием подростка, которое является психологической действительностью, выступает его реальная, внутренняя готовность к принятию взрослых норм жизнедеятельности, что выражается в стремлении занять новую социальную позицию, реализуемую им в плане сознания и в плане поведения. При этом главным для подростка является получение от взрослых признание его взрослости. Причем здесь мы сталкиваемся не только с трудностями подростка, но и с трудностями взрослых – им очень сложно перестроить свои отношения и признать взрослость подростка. Отсюда специальная организация социально признаваемой и социально одобряемой важна и для утверждения определенной социальной позиции. Эта деятельность должна быть реально необходима обществу, выступая вместе с тем основанием функционировании развития 10-15 летнего ребенка [ ].

Современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношений подростка к взрослым. Ярко выражены, как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивая собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенно не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого.

Развитие сознания агрессивного ребенка также имеет свои особенности. Поведение детей, не склонных к агрессии, находится под контролем таких факторов, как чувство вины и внутреннее желание избежать конфликта. У агрессивного ребенка или вообще нет сдерживающих факторов или в качестве такового выступает страх наказания, в то время как внутренний контроль над агрессивными чувствами у них отсутствует. Развития сознания агрессивных сыновей страдает и оттого, что у них не бывает близких отношений с родителями, в особенности с отцами [ ].

В раннем подростковом возрасте, как утверждает Ю Б. Гиппенрейтер: « дружеские отношения насыщены, эмоциональны, но порой приводят к конфликтам, если их участники не получают удовлетворения своих потребностей. Подростки могут ошибиться в своем выборе: поведение приятелей, не отвечающих их запросам, может стать причиной досады и гнева » [ ].

Определяют восемь задач, которые необходимо осуществить подростку в своем развитии:

1. физическое созревание должно соответствовать возрасту подростка

2. познание собственного внутреннего мира должно быть интересно

3. должно осуществиться партнерство в подростковой группе

4. должна сформироваться половая идентичность

5. многие решения следует принимать независимо от родителей

6. морально ценностные установки становятся зрелыми

7.установливаются гетеросексуальные отношения

8.временная перспектива должна быть широкой (выбор специальности, образовательного маршрута.[ ]

Д.И. Фельштейн [ ] считает, что подростковый возраст психологически крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями уровня и темпа развития. Важнейшая психологическая особенность его - чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически не достиг еще. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой.

Подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящей в запальчивость, неуравновешенностью, порождающей склонность к колебаниям настроения. Отрицательные эмоциональные порывы зачастую не компенсируются в должной степени соответствующими центрами торможения. Порой подросток сначала что - то сделает, а потом подумает, часто осознавая, что следовало поступить наоборот.

Бурно развиваются чувства подростка, в то же время эмоциональные переживания их приобретают устойчивость.

 Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это как раз и способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет он сам, пробуждает ответственное, критичное отношение к себе и другим людям. Подросток постоянно пытается испробовать «чего он может добиться». Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок нередко оскорбляет окружающих его людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. В 12 - 13 лет, наряду с общим принятием себя, сохраняется и ситуативно - отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего его сверстников У части подростков из - за длительного неудовлетворения какой либо существенной потребности возникают аффективные формы поведения. Их характеризуют или заносчивость, агрессивность, бравада, или повышенная обидчивость, легкая ранимость. В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний и фактическим положением ребенка в коллективе. 

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.

Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования. Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» – сверстники, члены одной группы, и «они» – взрослые или ровесники, но члены другой группы – имеет для подростка очень большое значение. Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление, соответствовать их требованием, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников.

Подростки достаточно сильно различаются по степени своей «включенности» в группу. С развитием группового общения связанна одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности. От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. Обычно у него есть один или два близких друга. Наличие таких друзей служит важным признаком, позволяющем различать эти два явления.

В случае отверженности это негативное переживания при адекватном осознание своего положения и позитивное – при неадекватном, носящем защитный характер – подросток осознает свое положение как благополучное. При низкой общительности адекватности осознания соответствуют позитивные переживания.

С утверждение себя, своей позиции среди сверстников, часто бывает, связанна также принимающие достаточно уродливые, а временами и опасные формы стремление любой ценой утвердить свое лидирующие положение [ ].

Центральная личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я – концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. [ ].

Х. Ремшмидт считает что: «кризис подросткового возраста проходит 3 фазы:

1- негативную или предкритическую – фазу ломка старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур

2- кульминационную точку кризиса

3- посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построение новых отношений» [ ].

Отрочество сенситивно для развития средств общения. Средства общения – это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группы людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытие и получения удовольствия от общения. Существенная черта подросткового возраста оказывает значительное влияние на поведение, силу потребностей, интенсивность и остроту эмоциональных реакций школьника. У подростков отмечается повышенная потребность в эмоциональном насыщении, «жажда ощущений», причем новых и сильных. С чем бывают, связанны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой “бьющей по нервам” музыки, первое знакомство с наркотиками.

Подросток бурно и непосредственно выражает свои эмоции, часто не может сдержать радость, гнев, замешательство. Аффективные реакции имеют сильный и в определенном смысле разрушительный характер, характер «взрыва». Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, эмоции в этом случае полностью блокируют инеллектуальный план, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций: ярости, гнева, страха. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.

Переживание аффекта оставляет в психике особый “аффективный” след травмирующего опыта. Такие следы могу накапливаться в ситуациях сходных с той, которая первоначально вызвала аффект. В результате аффективные реакции могут возникать и по незначительным поводам и даже без реального повода.

У подростка существенное влияние на подобную тенденцию оказывает повышенная чувствительность к ситуациям, актуализирующим ведущие потребности возраста, прежде всего потребность в самоутверждении [ ].

В работах Хьюитта и Дженкинса была выдвинута идея, что все нарушения поведения можно разделить на две группы:

· делинквентное поведение, которое проявляется при взаимодействии с обществом в целом

· агрессивное поведение ребенка, неадаптировавшегося в жизни общества

Для первой группы не характерны эмоциональные расстройства, они легко приспосабливаются к социальным нормам внутри группы сверстников или семьи, где применяются неадекватные средства воспитания и где антисоциальные формы поведения усваиваются непосредственно в семье и среди друзей.

Ко второй группе относятся плохо приспособленные к жизни в обществе агрессивные дети, у которых очень тяжело складываются отношения с другими детьми, и со своей семьей. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – основные черты их характера. Многие родители в подобных случаях относятся к своим детям с непониманием, перестают их любить, в семье постоянно происходят ссоры, ребенок чувствует недостаток тепла и внимания.

В основании данного разделения на группы лежит идея, что в одном случае у детей нет психологических нарушений, а в другом - есть, и достаточно серьезные. Поступки психически здоровых детей носят антиобщественную направленность просто потому, что приобретенные им стереотипы поведения противоречат общественным нормам и соответствуют тем, которые установлены в семьях этих детей или внутри группы сверстников. Агрессивный характер деятельности же свойственен детям, имеющим психические нарушения, которые проявляются в эмоциональных расстройствах и проблемных межличностных отношениях.

Проблемы поведения такого ребенка возникают в результате стрессов и разногласий в семье.[ ]

Выводы :

1. К психологическим особенностям подростка относится способность к самостоятельному поведению, что дает ему возможность приобщиться к миру взрослых. Это возможно в том случае, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружающих, но прежде всего собственным требования самооценки.

2. Центральное новообразование этого возраста становление самосознания личности. Главная задача подросткового возраста – обретение взрослости, становление личной идентичности.

3. У подростков появляется новый вид деятельности – общение. В этот период характерно резкое ухудшение поведения, противоречивость стремлений и их неустойчивый характер, потребность войти в состав какой –либо подростковой группы.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Трудности в обучении подростков:

В классификации, предложенной Л. С. Славиной, выделяется пять групп неуспевающих школьников:

1. школьники, трудности в учении которых обу­словлены неправильным отношением к учению.

2. школьники, испытывающие трудности в усвое­нии учебного материала из-за отсутствия способнос­тей.

3. плохо успевающие школьники с несформиро­ванными навыками и способами учебной работы.

4. учащиеся, не умеющие трудиться.

5. школьники, трудности в учении которых вызва­ны отсутствием познавательных и учебных интересов.

Основ­ные факторы, способные стать причинами школьной неуспеваемости в подростковом возрасте:

1. Особенности учебной деятельности в средних классах. Учебная деятельность в средних классах тре­бует от ребенка умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контро­лировать и оценивать свою работу. Многие подрост­ки оказываются не готовыми к выполнению новых форм учебной деятельности.

 2. Иной тип взаимоотношений с учителями в сред­них классах. Ситуация несовпадения стилей отноше­ний с детьми учителя начальной школы и классного руководителя средней достаточно типична. Демократизм педагога средней школы часто воспринимается как ли­берально-попустительский стиль взаимоотношений. Кроме того, представляет некоторую трудность необ­ходимость приспособления сразу ко многим учите­лям с различными требованиями.

3. Недостатки в формировании отдельных позна­вательных процессов, затрудняющие усвоение учеб­ной программы. Исследования показывают, что только 50% тринадцатилетних школьников достигают к этому возрасту уровня, га­рантирующего высокоуспешную интеллектуальную и учебную деятельность. Недостаточно развитыми оказываются умения обобщать и классифицировать. В целом продолжает преобладать наглядно-действен­ное (практическое) и наглядно-образное мышление, а умение действовать в уме у 58% подростков вообще не сформировано.

4. Эмоциональные расстройства. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подрост­ков часто возникают необоснованное чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессивные состо­яния, обостряются разного рода патологические ре­акции. Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настрое­ний, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость и неадекватность реакций.

5. Пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ, несформированность умений и навыков и отсутствие знаний, которые должны были быть усвоены на предыдущих этапах обучения, дела­ют невозможным движение школьника вперед. Но­вый материал оказывается непонятным или недо­ступным для понимания, обусловливая дальнейшее отставание подростка в ходе обучения.

6. Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка. Безраз­личное отношение родителей к успехам ребенка в шко­ле снижает ценность образования в глазах подростка. Напряженные отношения между родителями и педа­гогическим коллективом способствуют вовлечению в конфликтную ситуацию не только взрослых, но и под­ростка, который вынужден занять чью-либо сторону. Складывающееся противоборство отвлекает школьни­ка от учения, его внимание концентрируется не на учеб­ных достижениях, а на оценивании поведения взрос­лых. Подобная ситуация складывается, если конфликт затрагивает внутрисемейные отношения. Разлад в се­мье оказывается мощным фактором, способным ска­заться на успеваемости ребенка.

Перечисленные факторы необходимо рассматри­вать именно как факторы риска, способные при опре­деленных условиях стать причинами школьной не­успеваемости в подростковом возрасте.


Причины неуспеваемости:

1. Отсутствие адекватной мотивации учения;

2. Интеллектуальная пассивность;

3. Индивидуально – типологические особенности;

4. Недостатки в развитии познавательных процессов

5. Чрезмерная учебная нагрузка;

6. Несформированность компонентов учебной деятельности;



Дата: 2019-05-28, просмотров: 213.