Первостепенной задачей является раннее выявление асоциальных и аморальных семей с тем, чтобы как можно быстрее исключить их отрицательное влияние на подростков. Для этих семей характерно нежелание воспитывать надлежащим образом своих детей, т. е. речь идет о невыполнении гражданами своей важнейшей конституционной обязанности. Нарушение обязанностей по надлежащему воспитанию детей влечет семейно-правовую ответственность родителей. Этим предусматривается защита не только интересов ребенка, но и интересов общества в целом. Определенную сложность представляет профилактика социально-проблемных и псевдоблагополучных семей, т.к. негативное влияние более скрыто, завуалировано внешним, формальным благополучием. Эти семьи отличаются педагогической безграмотностью и родительской безответственностью. Наиболее распространенной формой педагогической безграмотности является использование в воспитательной практике физического наказания.
Родительская безответственность проявляться в формах:
- Социально опасная форма — прямое невыполнение обязанностей по воспитанию детей родителями, ведущими преступный и аморальный образ жизни;
- Скрытую безотцовщину, т. е. полное самоустранение отцов от воспитания. Особенно пагубно сказывается на воспитании мальчиков, поскольку дефицит положительного мужского влияния в семье и школе компенсируется негативным влиянием сверстников и более взрослых ребят из уличных компаний;
- Отчужденность подростков от родителей — одна из важнейших социально-психологических причин появления несовершеннолетних правонарушителей.
- Передача воспитательных функций общественным учреждениям, что выражается в стремлении родителей пристроить подростков в секции, кружки, музыкальные школы, т. е. полностью переложить заботу о подростках на педагогов, тренеров, организаторов.
Основные пути повышения родительской ответственности:
1. Формирование педагогической культуры у родителей. Основными источниками педагогических знаний являются: специальная педагогическая литература, советы учителей, психологов, передачи по радио и телевидению, материалы из газет и журналов.
2. Изменение методов воспитания в семье и в целом всей нравственно-психологической атмосферы в ней. Вместо авторитарных методов воспитания, основанных на запретах, приказаниях, слепом повиновении детей, физическом наказании, родителям необходимо перейти к демократическим методам — советам, разговору по душам, большему
использованию различного рода поощрении.
3. Семейная психотерапия, цель которой — изменение межличностных отношений и устранение эмоциональных нарушений в семье. Психотерапия направлена на разрешение конфликтов путем перестройки нарушенных семейных отношений, установления теплой эмоциональной атмосферы в семье.
4. Сохранение и укрепление молодой семьи, т.е. формирование ответственности личности перед семьей, готовности к выполнению своих семейных обязанностей, воспитание педагогической зрелости как составной части гражданской зрелости будущих родителей.
Профилактика школьного неблагополучия.
Основной путь преодоления школьного неблагополучия - устранение формализма и авторитарности из педагогического процесса. Антигуманная педагогика, отравляющая нравственную атмосферу в школе, искажающая отношения школьников с учителями и родителями, порождающая правонарушения, должна уступить место педагогике сотрудничества, основанной на уважении и доверии к личности ученика, обеспечивающей демократизацию школьной жизни.
Отсутствие предвзятости в отношении с трудновоспитуемыми ребятами является предпосылкой для положительного стимулирования, которое состоит в оказании им доверия. Умение использовать разнообразные формы поощрения трудновоспитуемых - одобрения, похвалы, поощрения, благодарности, награды.
Завершающим и самым трудным этапом является пробуждение у подростка потребности в самовоспитании. Успех самовоспитания у трудного учащегося зависит от наличия у него нравственного идеала, образца для подражания.
Профилактика негативных влияний стихийных подростковых групп.
Профилактика негативных, асоциальных влияний делинквентного окружения представляет наибольшую трудность. В зависимости от степени социальной опасности этого окружения могут применены различные средства воспитательного воздействия: разобщение и переориентация. Разобщение — насильственное разъединение членов подростковой группы с целью предотвращения совершения ими преступлений.
Переориентация — способ воздействия, цель которого — изменение направленности асоциального окружения подростков в позитивную сторону. Методы разобщения и переориентации наиболее целесообразно применять к делинквентному окружению несовершеннолетнего как наиболее социально опасному.
Переориентация - в основе метода лежит идея А.С.Макаренко о двух видах педагогического воздействия на личность:
- Прямое - индивидуальное воздействие;
- Косвенное - параллельное педагогическое воздействие через коллектив.
Четыре основных способа переориентации.
1.Через лидера асоциального окружения возможна в том случае, когда возможно принятие им позитивной направленности.
2.Через подключенного к ним шефа, т.е. установить психологический контакт с членами окружения, завоевать доверие, вовлечь ребят в интересную деятельность, в ходе которой осуществляется процесс перевоспитания. Значительная занятость, физическая загрузка тренировками, беседы о необходимости строгого соблюдения режима, недопустимости курения и употребления алкоголя - положительно сказывается на поведении и учебе подростков.
3.Через позитивный подростковый коллектив - включение большинства, или всех членов в деятельность подросткового коллектива с положительной направленностью: разновозрастные отряды по месту жительства, спортивные команды и клубы, различные кружки и студии, военно-спортивные лагеря.
4. Через трудовой коллектив молодых взрослых - включение в студенческие педагогические отряды, временные студенческие отряды. Участие трудновоспитуемых ребят в работе дает широкое поле для позитивного общественно полезного самоутверждения.
В области первичной профилактики специалисты, работающие с проблемами подростков и молодежи считают наиболее значимыми:
- вовлечение несовершеннолетних в профилактическую работу;
- организацию системы занятий с педагогами;
- организацию системы занятий с психологами;
- организацию системы занятий с социальными педагогами;
- работу специализированного телефона Доверия.
В области вторичной профилактики:
- организацию консультаций для созависимых;
- организацию консультаций для наркозависимых, индивидуальные беседы;
- организацию консультативной службы для наркозависимых (психотерапевтические группы);
- вовлечение молодежи в профилактическую работу;
Организацию работы специализированного телефона Доверия;
- организацию терапевтических групп для созависимых.
В области третичной профилактики:
- развитие системы реабилитационной помощи;
- организацию индивидуальных и семейных консультаций;
- организацию системы социальной поддержки несовершеннолетних и их семьи;
- организацию психологического консультирования;
- вовлечение молодежи в профилактическую работу;
- организацию работы специализированного телефона Доверия.
Процесс сопровождения подростков включает в себя следующие этапы:
1. Диагностика психического и социального здоровья подростка, выявление черт характера;
2. Анализ полученной информации.
3. Совместная разработка рекомендаций для подростка, учителей и родителей; составление планов комплексной помощи для каждого типа акцентуированных подростков.
4. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем подростка с акцентуацией характера.
5. Выполнение рекомендаций всеми участниками процесса сопровождения.
6. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.
7. Дальнейший анализ развития подростка.
Указанные направления по коррекции противоправного поведения несовершеннолетних должны быть направлены на изменение когнитивного компонента, эмоциональных реакций и развития навыков конструктивного реагирования в ситуациях эмоционального напряжения.
Основные цели процесса социально-педагогического сопровождения акцентуированных подростков следующие:
1. Сохранения естественных механизмов развития подростка, отсутствие условий для деформации характера.
2. Формирование у подростка потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию.
Основные принципы работы с подростками в ходе социально- психологического сопровождения:
1. Воспитательная функция, которая предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления у них акцентуаций характера.
2. Компенсирующая функция, которая проявляется в формировании у подростков стремления устранить тот или иной недостаток усилием деятельности в той или иной области, которая ему больше нравится, где он быстрее добьется успехов, где есть стремления к самореализации.
3. Стимулирующая функция, которая выражается в поддержании тех положительных личностных качеств, которые есть у подростка.
4. Корректирующая функция – заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у подростка с возникновением акцентуаций.
5. Социализирующая функция, направленная на предоставление возможностей подростку для социального развития и социального познания- формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности.
Эффективность процесса сопровождения во многом зависит от специалиста, организующего и координирующего данный процесс.
Основной фактор, определяющий профессиональную компетентность специалиста по сопровождению несовершеннолетних – гуманистическая направленность его личности. На практике она проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личности и профессиональная ответственность, социальная справедливость, терпимость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.