§ Увеличение объёмов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
§ Строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала[30].
Реализация проекта «Здоровье» привела к улучшению социально-экономической обстановки в России. Увеличение финансирования здравоохранения и политическая воля руководителей страны позволила добиться заметного улучшение демографических показателей в государстве. Данный проект послужил основой для дальнейших преобразований в отрасли.
Следующим этапом реформирования стала «Программа модернизации здравоохранения субъектов РФ» на 2011–2012 гг. и 2014-2016гг. Основные направления программы заключались в укреплении материально-технической базы медицинских учреждений, внедрении современных информационных систем в здравоохранение и внедрении стандартов оказания медицинской помощи.[31] Общий объем финансирования программы составил 630 миллиардов рублей, в том числе 174 миллиарда рублей было выделено на реализацию региональных программ. К 1 января 2013 года было потрачено 579,4 миллиардов рублей.
Итогом реализации программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг. стало: создание и введение в эксплуатацию в рамках пилотного проекта единой государственной информационной системы здравоохранения (РС ЕГИЗ), строительство 22 региональных и 2 федеральных перинатальных центров, капитальный ремонт в 895 учреждениях из запланированных 3567 объектов, текущий ремонт - в 105 учреждениях из запланированных 280 объектов, фактически поставлено 104 361 единицы оборудования из запланированных 259191, стандарты медицинской помощи при оказании стационарной медицинской помощи внедрены в 3274 учреждениях из запланированных 3538.
По итогам реализации программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг. можно сказать, что достигнуть запланированных результатов не удалось - двухлетний период для реализации поставленных целей оказался не достаточным, хотя определенные показатели можно оценить как положительные.[32]
Цель программы модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2014-2016гг заключается в продолжение реализации Программы развития перинатальных центров в РФ. В рамках реализации программы предусмотрены мероприятия по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию 32 перинатальных центров в 30 субъектах РФ.[33]
С 1января 2013 года был впервые возвращен принцип социального равенства при распределении государственных ресурсов здравоохранения, он заключался в переходе на одноканальную систему финансирования. Ранее денежные средства попадали в ЛПУ из бюджетов разных уровней и фондов социального страхования. Одноканальная система финансирования предполагает, что основная часть финансовых средств, поступающих в учреждение здравоохранения, идет из фонда обязательного медицинского страхования, состоящего из средств страховых взносов работодателей и органов исполнительной власти субъектов РФ для неработающей части населения. Финансирование учреждения в рамках данной системы основывается на принципах единого для всех регионов подушевого финансирования (получение средств за всех прикрепленных граждан) и оплаты за непосредственные результаты деятельности (объем оказанных услуг).
Создание одноканальной системы было нацелено на охрану здоровья граждан, создание конкурентного рынка медицинских услуг, мотивацию лечебных учреждений и медицинских работников к усилению профилактической направленности работы, повышение качества услуг и интенсивности лечения, сокращение издержек, оптимизацию структуры и штатов. В конечном итоге это должно привести к повышению качества медицинских услуг и эффективности использования ресурсов здравоохранения. Но увеличение страховых взносов (с 3,6% до 5,1%), а в следствии и налоговая нагрузка на работодателя (30% страховых взносов от зарплаты работника) частично повлияла на сокращение официальной части заработной платы и появлению «заплаты в конвертах».
Итогами всех трансформаций в здравоохранении стало изменение институциональных основ отрасли, реорганизация управления, деятельности некоторых элементов и связей между ними, ресурсного обеспечения. Данные изменения положительно повлияли на систему, но не способствовали повышению общественного здоровья в целом, что являлось главной и конечной целью функционирования системы здравоохранения. Уровень неудовлетворенности потребительских ожиданий и низкая степень доверия к системе остаются одними из основных проблем в отрасли, вызванных снижением эффективности, доступности и качества медицинской помощи, а ведь для многих граждан государственный сектор здравоохранения является основным и безальтернативным источником получения медицинской помощи.
Другой актуальной проблемой, влияющей на качество медицинских услуг, является недостаток квалификации кадров, низкая заработная плата, низкие социальная защищенность и престиж медицинской профессии.[34] Для мотивации сотрудников к улучшению качества оказываемых услуг и увеличению производительности труда необходимо было изменить размер заработной платы, в связи с чем, Правительством РФ было принято Распоряжение от 28.12.2012 N 2599-р«Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения"».[35]
В целях устойчивого социально-экономического развития РФ была сформирована концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, основанная на анализе состояния здравоохранения в РФ, в которой были определены основные цели, задачи и способы совершенствования на основе применения системного подхода. Концепцию разрабатывали в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области здравоохранения и с учетом отечественного и зарубежного опыта. Исходя, из содержания данного документа была, разработана государственная программа «Развитие здравоохранения».
На сегодняшний день государственная программа «Развитие здравоохранения» рассматривается в качестве основного инструмента реализации государственной политики в сфере здравоохранения. Эта программа включает в себя 11подпрограмм, в том числе федеральные целевые программы, поэтому цели, которые государство хочет достигнуть с помощью данной программы, очень масштабны. Поэтому она разбита на два этапа:
1)01.01.2013г.-31.12.2015г.
2)01.01.2016-31.12.2020г.
Объем бюджетных ассигнований планируемых потратить в ходе реализации программы составляет 2 038 088 713,4 тыс. руб.[36]
Подпрограммы, входящие в состав программы «Развития здравоохранения»:
1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи
2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации
3. Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины
4. Охрана здоровья матери и ребенка
5. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям
6. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям
7. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
8. Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья
9. Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья
10. Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан
11. Управление развитием отрасли
Задачи программы заключаются в следующем:
1) повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
2) развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
3) повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
4) развитие медицинской реабилитации населения и совершенствовании системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
5) обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
6) обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
7) повышение роли российской федерации в глобальном здравоохранении;
8) повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья;
9) медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения.
Ожидаемые результаты реализации программы: снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения; снижение младенческой смертности до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения до 622,4 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза до 11,2 случая на 100 тыс. населения; снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 10 литров на душу населения в год; снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26 процентов; снижение числа зарегистрированных больных с диагнозом активный туберкулез, установленным впервые в жизни (на 100 тыс. населения) до 61,6 случая на 100 тыс. населения; обеспеченность врачами составит 40,2 человека на 10 тыс. населения; количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача, составит 3 человека; повышение отношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 200 процентов; повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов; повышение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов; повышение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации до 100 процентов; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 года.[37]
Государство модернизирует отрасль, выделяя колоссальный объем финансовых средств для дальнейшей реализации целевых программ, но помимо этого оно развивает и другое направление своей деятельности - государственно-частное партнерство (ГЧП), активно внедряя частный капитал в данную сферу.[38]
В российской практике такая форма отношений успешно зарекомендовала себя с 2000 года в транспортной и строительной сферах, жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике и промышленности.
В 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ, распространяющий данную форму государственно-частного партнерства в здравоохранении.[39] Отличительной характеристикой данной формы выделяют то, что частные организации имеют право управлять переданным им имуществом и получать выручку. В настоящее время основной формой ГЧП в здравоохранении являются годовые контракты на оказание услуг, выполнению работ и поставку товаров согласно государственному заказу.
Однако в 2015 году Министром Здравоохранения был подписан Приказ №37 «Об утверждении комплекса мер, направленных на развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении, на 2015-2016 годы»[40], где основными приоритетными направлениями являются:
- создание Координационного совета Министерства здравоохранения Российской Федерации по государственно-частному партнерству;
- разработка методических рекомендаций по применению концессионных соглашений для развития объектов инфраструктуры здравоохранения на федеральном и региональном уровне;
- подготовка предложений по внесению изменений в основные нормативно-правовые акты в области здравоохранения;
- подготовка предложений по совершенствованию мер государственной поддержки реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры здравоохранения с привлечением внебюджетных источников финансирования на принципах государственно - частного партнерства.
Ростовская область является одной из первых, на территории которой будет создан реабилитационный центр на принципах государственно-частного партнерства. Для его размещения город Таганрог предоставит территорию бывшего лечебно-оздоровительного учреждения на берегу Таганрогского залива. Партнер - некоммерческая организация - привлечет специалистов и апробированные методики по избавлению от наркозависимости и восстановлению социальных навыков пациентов.[41]
Еще одной формой является инвестиционный фонд. Основной принцип – инициирование привлечения денежных средств инвестиционного фонда. Активизации инвестиционного процесса как основному механизму государственно-частного партнерства в здравоохранении необходимо поддержка и мониторинг со стороны государства за счет:
- стимулирования инвестиций из федеральных и региональных бюджетов в инфраструктуру;
- увеличения иностранных инвестиций;
- предоставления государственных гарантий частным инвесторам;
- реализации государственной программы создания общественно-государственного инвестиционного фонда.
Государственно-частное партнерство является эффективным механизмом финансирования здравоохранения, который позволит улучшить систему здравоохранения в целом за счет оптимизации расходов, государственных источников инвестиций, а также создания условий для технологического и стабильного роста в отрасли. Наша страна находится в самом начале пути построения цивилизованных отношений между государством и бизнесом в здравоохранении.[42]
Таким образом, приоритетными направлениями государственной политики в сфере здравоохранения являются, создание мер для естественного прироста населения, а также обеспечение высокого уровня жизни граждан. Анализ основных направлений реформирования системы здравоохранения в России показывает, что политика государства по развитию данной сферы в долгосрочной перспективе предполагает создание не только единой правовой системы регулирования, а целого комплекса мероприятий, способствующих их реализации.оРосси
Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.