I. Теоретико-методологические основы исследования государственной политики в сфере здравоохранения
II. Государственное регулирование в сфере здравоохранения в России и за рубежом
III. Современные аспекты регулирования системы здравоохранения
Заключение
Здравоохранение является одним из основных и неотъемлемых элементов структуры социальной сферы, которая всегда должна находиться в числе первых интересов государства.
Исторически сложилось так, что отечественное здравоохранение всегда отличалось от здравоохранения других стран своей социальной направленностью. Не смотря на то, что советская государственная политика имела выраженную военную ориентацию, здравоохранению всегда уделялось особое место.
В начале ХХ века советскими врачами удалось создать централизованную государственную медицину, которая эффективно справилась с массовыми эпидемиями, охватившими страну, и в свое время была действительно эпохальным достижением политического, социального и экономического строительства в истерзанной революцией и гражданской войной стране. Система Семашко - советская модель здравоохранения в свое время была передовой, не имеющих аналогов в мире. Подобная модель организации здравоохранения стала одной из немногих сфер государственной деятельности, получавшей позитивные оценки экспертов капиталистических стран. Многие страны изучали опыт советской модели, Всемирная Организация Здравоохранения рекомендовала использовать отдельные ее элементы в ряде стран. К примеру, на основе данной модели была создана модель оказания медицинской помощи в Великобритании. Однако тотальная политизация сдерживала развитие медицинской науки, которая развивалась изолированно от мировой, нередко в ложном направлении. Эти и ряд других стратегических ошибок привели к кризису советской модели.
На современном этапе государство пытается исправить ошибки, допущенные ранее, что бы спасти систему от кризиса, в котором она находится после распада Советского Союза.
В современной России здравоохранение реформируется, происходит в течение нескольких десятилетий. Изменения коснулись во всех аспектов отрасли. Изменилась законодательная база здравоохранения, принципы финансирования, организации медицинской помощи и многое другое. Главное, что осталось неизменным это то, что государство гарантирует населению право на бесплатную медицину, считая охрану здоровья населения делом государственной важности.
Роль государственного регулирования в настоящее время является ведущей в данной отрасли. Причиной тому является то, что в области здравоохранения нельзя сформировать полноценный рынок. Простейшие рыночные отношения, такие понятные в других секторах экономики, здесь не срабатывают из-за несостоятельности рынка, поскольку здравоохранение, как отрасль общественного хозяйства, обладает целым рядом характеристик, нарушающих действие рыночных механизмов. Обеспечение равных возможностей в потреблении медицинских услуг диктует необходимость перераспределения бюджета здравоохранения, что возможно только при условии государственного регулирования и в условии разрозненности социально-экономических возможностей населения делает актуальным принцип солидарности здравоохранения
. Приоритетными направлениями государственной политики в сфере здравоохранения являются, создание мер для естественного прироста населения, а также обеспечение высокого уровня жизни граждан. Только государство, имея в наличии все необходимые административные, правовые и экономические инструменты, способно оказывать влияние на сложившуюся ситуацию. Основные направления реформирования системы здравоохранения в России показывают, что политика государства по развитию данной сферы в долгосрочной перспективе предполагает создание не только единой правовой системы регулирования, а целого комплекса мероприятий, способствующих их реализации.
Целью государственной политики в области здравоохранения является совершенствование доступности медицинской помощи, повышение эффективности и качества медицинских услуг на основе передовых достижений медицинской науки. Нововведения в сфере здравоохранения осуществляются в виде создания новых технологий, медицинских приборов, препаратов, лечебных методик или организационных процессов, внедряемых в производство товаров или оказание услуг. К продуктовым и процессным инновациям в системе здравоохранения относят систему предупреждения и лечения заболеваний, реабилитацию больных, создания принципиально новых лекарственных препаратов, новой медицинской техники и оборудования, иных информационных, учетных, управленческих и других благ, способствующих повышению качества медицинских услуг. Российская специфика такова, что основным инвестором в передовые медицинские технологии выступает государство. Несмотря на рост инвестиций в здравоохранение, Россия заметно отстает от передовых стран по объемам финансирования и показателям, определяющим уровень развития медицинской науки. Создание национальных приоритетных проектов, федеральных целевых программ, пилотных проектов в здравоохранении оказали существенное влияние на отрасль. Помимо перечисленных направлений, государство активно развивает взаимодействие с частным сектором, для привлечения дополнительных инвестиций в здравоохранение и улучшения качества оказываемых услуг, за счет конкуренции на рынке медицинских услуг.
Не смотря на общее мнение о провалах первого этапа реформ, положение дел в отрасли значительно улучшилось. Обновление материально-технической базы позволили улучшить качество оказываемых медицинских услуг, а открытие различных федеральных медицинских центров, позволили оказывать населению высокотехнологичную медицинскую помощь, что в итоге привело к увеличению продолжительности жизни населения и увеличению роста рождаемости. Не смотря на кризис сложившийся в экономике страны из-за определенных внешних факторов, и необходимость сокращения государственных расходов, финансирование проектов по развитию здравоохранения не уменьшается.
В настоящее время управление системой здравоохранения России сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями социально-экономического развития системы здравоохранения, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер. На данный момент, нет ни одной страны в мире с эффективной моделью организации здравоохранения, все они находятся в стадии реформирования, стараясь подстраиваться под факторы, оказывающие влияние на отрасль.
Эволюционное реформирование сферы здравоохранения в изменяющихся политических, экономических и социальных условиях предполагает усиление регулятивной функции государства, введения новых организационных технологий и экономических методов управления, адекватных динамике происходящих в обществе процессов и корректируемых по результатам мониторинга экономической и социальной эффективности нововведений.
[1]
[2]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11].
[13]
[14]
[15]
[16]
[17]
[18].
[19]
[20].
[21]
[22].
[23].
[24].
[25]
[26]
.
[28]
.
[30].
[31]
[32].
[33].
[34].
[35]
[36].
[37].
[38]
[39]
[40].
[41]
[42].
[43].
[44]
[45].
[46].
[47].
[48].
[49].
[50].
[51])
[52]
[54]
[55]
[56].
[57]
[58]
[59].
[60]
[61]
[62]
[63]
[64]
[65]
[66]
[67]
[69]
[70]
[71]
[73].
[74]
I. Теоретико-методологические основы исследования государственной политики в сфере здравоохранения
Дата: 2019-05-28, просмотров: 297.