Назначаем сталь 40ХН (для колес) и 40ХН (для шестерней), причём для лучшей приработки зубьев твёрдость шестерни назначают больше твёрдости колеса не менее чем на 10-15 единиц. Термообработка для колёс улучшение, ориентировочный режим термообработки: закалка 820-8400 С, охлаждение в масле, отпуск 560-6000 С. Твёрдость 300 HB, предел текучести σт =600 МПа, предел прочности σв=850 МПа. Термообработка для шестерни закалка т.в.ч., ориентировочный режим термообработки: закалка 820-8400 С, охлаждение в масле, отпуск 180-2000 С. Твёрдость 47 HRC, предел текучести σт =1400 МПа, предел прочности σв=1900 МПа.
Допускаемые контактные напряжения:
(2.1)
где σно- предел контактной выносливости,
Sн- коэффициент безопасности,
КHL- коэффициент долговечности.
Для колеса и шестерни предел контактной выносливости
σно=2НВ+70 МПа; (2.1а)
коэффициент безопасности Sн=1,1 (из таблицы 8.9 [3]).
Предельные допускаемые напряжения
[σн]MAX=2,8σт МПа; (2.2а)
[σF]MAX=2,74НВ МПа. (2.2б)
Определим пределы контактной выносливости для колеса и шестерни 2-й ступени по формуле (2.1а).
Для колеса НВ 300, σно=2∙300+70=670(МПа), для шестерни НВ 470, σно=2.470+70=1010(МПа).
Допускаемые контактные напряжения для 2-й ступени определяем по материалу колеса, как более слабому.
Число циклов напряжений для колеса 2-й ступени при переменной нагрузке:
(2.3)
где - отношение соответствующего момента цикла к максимальному из моментов, берем из графика нагрузки,
ni – частота вращения выходного вала (ni=57,3 об\мин),
с – число зацеплений зуба за один оборот колеса(с равно числу колёс, находящихся в зацеплении с рассчитываемым).В нашем случае с=1,
ti – ресурс передачи.
ti=t.365.kг.24.kсут (2.3а)
t =7 – срок службы передачи (ч).
365.kг (kг=0,75) – количество дней работы передачи в году,
24.kсут (kсут=0,4) – количество часов работы передачи в сутки.
Подставим эти данные в формулу (2.3а), получим
ti=7∙365∙0,75∙24∙0,4=18396 (ч).
NНЕ=60∙18396∙57,3(13∙0,35+0,753∙0,3+0,43∙0,35)= 31557106,8≈3,15∙107.
По графику (рис. 8.40. [3]) для колёс при НВ 300 NH0=2,5.107. Сравнивая NHE и NH0, отмечаем, что для колеса 2-й ступени NHE> NH0 . Так как все другие колёса вращаются быстрее, то аналогичным расчётом получим и для них
NHE < NH0 . При этом для всех колёс передачи коэффициент долговечности , где m-показатель, который зависит от вида колёс, так как у нас цилиндрические, то m=6. Отсюда КHL=0.96.
Допускаемые контактные напряжения определяем из формулы (2.1)
[σн]=584,7(МПа).
Допускаемые напряжения изгиба:
(2.4)
где σFO- предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба,
SF- коэффициент безопасности,
КFC-коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки.
КFL-коэффициент долговечности.
Для колеса и шестерни предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба: σFO=1,8∙НВ (2.4а)
Коэффициент безопасности SF=1,75([3]). Для колеса 2-й ступени по формуле (2.4а) σFO=1,8∙300=540 (МПа). Для шестерни 2-й ступени по (2.4а) σFO=1,8∙470=846 (МПа). Число циклов напряжений для колеса 2-й ступени при переменной нагрузке, по аналогии с формулой (2.3):
(2.5)
Отсюда NFE=3,15∙107. Рекомендуется принимать NFO=4∙106 для всех сталей.
NHE < NH0 . При этом коэффициент долговечности аналогично предыдущему расчету KFL =0,71.
Так как нагрузка на зубья действует только с одной стороны, то коэффициент КFC=1.
Допускаемые напряжения изгиба определяем из формулы (2.4)
для колеса [σFO]=353,6 (МПа),
для шестерни [σFO]= 554 (МПа).
Допускаемые напряжения при перегрузке:
Для колёс предельные контактные напряжения при перегрузке находим из формулы (2.2а), учитывая, что σт =850 МПа:
[σн]MAX=2,8∙850=2380(МПа)
Для колёс и шестерни предельные изгибные напряжения при перегрузке находим из формулы (2.2б), учитывая, что для колеса НВ 300, получим [σF]MAX=2,74∙300=822 (МПа), для шестерни при НВ 470 [σF]MAX=2,74∙470=1278,7 (МПа).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.