Нематериальные активы предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нематериальные активы – совокупность активов предприятия, удовлетворяющих следующим условиям:

- способность приносить организации экономические выгоды в будущем, использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- возможность выделения либо отделения (идентификации) от другого имущества;

- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества в течение 12 месяцев;

- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.);

- отсутствие материально-вещественной формы.

К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:

1) объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

- секреты производства (ноу-хау);

2) средства индивидуализации – исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

3) деловая репутация организации.

В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Первоначальной стоимостью нематериального актива признается сумма, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.

Первоначальная стоимость нематериального актива, по которой он принят к учету, не подлежит изменению. Изменение первоначальной стоимости нематериального актива допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.

Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.

Определение ежемесячной суммы амортизационных отчислений по нематериальному активу производится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбор способа определения амортизации нематериального актива производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к учету, и начисляются до полного погашения стоимости либо списания этого актива с учета.

Деловая репутация (гудвилл) это преимущества, которые получает покупатель при приобретении действующей компании по сравнению с созданием новой фирмы. Эти преимущества могут быть связаны с наличием постоянной клиентуры, партнерских связей, выгодным географическим расположением, высоко­квалифицированной управленческой командой, хорошо органи­зованной системой сбыта, секретной технологией или «форму­лой», налоговыми льготами, благоприятными кредитными усло­виями и т.д.

Деловая репутация определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и остаточной стоимостью (суммой) всех активов по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).

Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.

Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации определяются линейным способом.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.