С течением времени основные средства подвергаются физическому и моральному износу.
Физический износ выражается в потере объектами основных средств своих первоначальных качеств в процессе эксплуатации. Уровень физического износа основных средств зависит от следующих факторов: интенсивность нагрузки; технические условия эксплуатации, определяемые организацией и технологией производства (температурные колебания, изменение давления, агрессивность среды и т.п.); качество изготовления и монтажа самих основных средств; климатические условия эксплуатации; квалификация обслуживающего персонала; качество обслуживания и ремонта основных средств. Основные причины физического износа основных средств – эрозионный, коррозионный, абразивный износы, а также механический износ деталей и оборудования.
Моральный износ возникает вследствие технического прогресса.
Высокие темпы технического прогресса вызывают необходимость замены действующих основных средств новыми из-за их морального износа часто задолго до того, как они физически отработают свое время.
Различают две формы морального износа. Первая форма морального износа проявляется, когда действующие основные средства теряют свою рыночную стоимость вследствие появления более дешевых аналогов. Вторая форма морального износа проявляется, когда действующие основные средства теряют свою рыночную стоимость вследствие появления более производительных, лучших по технико-экономическим характеристикам объектов того же назначения.
Для замедления, а также для полного и частичного устранения последствий физического и морального износа осуществляются техническое обслуживание, ремонт и модернизация объектов основных средств.
Техническое обслуживание осуществляется с целью сохранения работоспособности объекта и предотвращения его повышенного износа. Содержание работ по техническому обслуживанию и их периодичность определяются правилами эксплуатации объекта, установленными изготовителем.
Для предотвращения и устранения преждевременного износа основных средств, поддержания их в состоянии эксплуатационной готовности выполняют периодические ремонты.
В промышленности распространена система планово-предупредительных ремонтов (ППР), предусматривающая комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению работоспособности объектов основных средств, осуществляемых в плановом порядке. В зависимости от объема и содержания работ ППР различают текущий и капитальный ремонт.
Текущий ремонт заключается в замене быстроизнашивающихся деталей, регулировке отдельных узлов. Его производят, как правило, на месте эксплуатации объекта основных средств.
Капитальный ремонт предполагает полную разборку ремонтируемого объекта, замену всех изношенных деталей и узлов.
В системе ППР различаются следующие показатели.
Ремонтный цикл – время между двумя смежными капитальными ремонтами. Длительность его зависит от особенностей оборудования, условий эксплуатации, срока службы, качества ремонтных работ.
Структура ремонтного цикла определяет порядок чередования осмотров и текущих ремонтов между двумя капитальными ремонтами и может обозначаться, например: К-О-Т-О-К, где К – капитальный ремонт; О – текущее обслуживание; Т – текущий ремонт.
Время между двумя смежными ремонтами называют межремонтным периодом.
Моральный износ объектов основных средств может компенсироваться в процессе модернизации.
Модернизация основных средств предполагает полное или частичное устранение морального износа посредством применения каких-либо научно-технических достижений. В результате модернизации технико-экономические характеристики действующего оборудования могут быть повышены до уровня нового, более современного.
Модернизация основных средств может осуществляться по следующим основным направлениям:
- повышение уровня механизации, автоматизации;
- изменение технологического назначения объектов основных средств;
- повышение их износоустойчивости, надежности;
- интенсификация технологических режимов и т.п.
Ремонт и модернизация основных средств не исключают необходимости их замены. Средства, необходимые для замены и реконструкции основных средств, формируются за счет амортизационных отчислений.
Под амортизацией понимают процесс отнесения части стоимости основного средства на себестоимость продукции.
Амортизация как экономическая категория отражает износ основных средств и связана с их воспроизводством (сумма амортизации должна быть достаточной для замены изношенных основных средств на новые аналоги).
Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции, а после ее реализации возвращаются на предприятие и аккумулируются в специальном фонде, который называется амортизационный фонд.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.).
Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия конкретного объекта к бухгалтерскому учету, производятся до полного погашения стоимости либо списания этого объекта и прекращаются с первого числа месяца, следующего за этим.
Начисление амортизации приостанавливается в случае нахождения основных средств на консервации с продолжительностью не менее трех месяцев по решению руководителя организации и на период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Амортизационные отчисления предприятия зависят от срока полезного использования основных средств.
Срок полезного использования – это период, в течение которого использование основных средств приносит доход или служит для выполнения целей деятельности организации.
Согласно ПБУ 6/01, определение срока полезного использования объекта основных средств производится предприятием самостоятельно при их принятии к учету. При этом учитывается: ожидаемый срок использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; предполагаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации (например, количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонтно-профилактических работ; нормативно-правовые и другие ограничения использования объекта (например, срока аренды).
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации предприятием пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации с помощью ряда методов (рисунок 1.1).
Линейный метод. Годовая сумма амортизационных отчислений (АГОД) определяется исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств (СПЕР) и нормы амортизации (К), выраженной в процентах к стоимости объекта основных средств:
. (1.2)
Рисунок 1.1 – Методы начисления амортизации
Норма амортизации при линейном способе начисления амортизации зависит от срока полезного использования (Т):
. (1.3)
Линейный метод является традиционным для российских предприятий и позволяет равномерно переносить стоимость основных средств на готовую продукцию, включая начисленную сумму амортизационных отчислений в себестоимость.
Метод суммы чисел лет срока полезного использования. Годовая сумма амортизационных отчислений (Аt) определяется исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств и изменяющейся по годам нормы амортизации (Кt):
, (1.4)
, (1.5)
где Т – срок полезного использования; Т – t + 1 – число лет, оставшихся до истечения срока полезного использования объекта основных средств.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений уменьшается из года в год.
Метод уменьшаемого остатка. При методе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений (АtУМ.ОСТ) определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного периода (СОСТ), нормы амортизации, рассчитываемой аналогично линейному методу (КУМ.ОСТ=К) и коэффициента ускорения (k), который согласно законодательству РФ может принимать значения от 1 до 3:
. (1.6)
Величина коэффициента ускорения должна быть отражена в учетной политике.
Амортизационные отчисления, рассчитанные методом уменьшаемого остатка, из года в год уменьшаются. Чем больше k, тем большая часть стоимости основных средств списывается на издержки в первые годы.
Амортизационные отчисления при данном методе не возмещают полностью стоимость основных средств (ликвидационная стоимость не равна нулю). В мировой практике этот метод используется с переходом на линейный, что позволяет списать стоимость основных средств до конца.
Метод списания стоимости пропорционально объему продукции. При методе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде (QФ) и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств к предполагаемому объему продукции за весь срок полезного использования (QП):
. (1.7)
При списании стоимости основных средств пропорционально объему продукции амортизационные отчисления играют роль переменных издержек, что позволяет снизить постоянные затраты и уменьшить операционный леверидж, а значит и риск.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Остаточная стоимость (СО) определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленного износа:
, (1.8)
где ЗКМ – затраты на капитальный ремонт и модернизацию основных средств; К – годовая норма амортизации, %; ТЭ – срок эксплуатации основных средств.
Для целей налогового учета начисление амортизации на объекты основных средств имеет некоторые особенности. Амортизация начисляется с применением линейного метода и метода уменьшаемого остатка в зависимости от срока полезного использования объекта. Предприятие самостоятельно определяет срок полезного использования объектов амортизируемого имущества, руководствуясь Классификацией основных средств[1].
Амортизируемые основные средства объединяются в амортизационные группы (таблица 1.1).
К основным средствам со сроком полезного использования свыше 20 лет (8 - 10 группы) применяется исключительно линейный метод начисления амортизации. К основным средствам со сроком полезного использования до 20 лет (1 - 7 амортизационные группы) возможно применять как линейный, так и ускоренный методы начисления амортизации.
Применение ускоренной амортизации позволяет за более короткий срок накопить достаточные амортизационные отчисления, а затем использовать их для реконструкции и технического перевооружения производства. То есть у предприятия появляются большие инвестиционные возможности.
Таблица 1.1 – Амортизационные группы основных средств
Амортизационная группа | Срок полезного использования |
Первая | От 1 года до 2 лет включительно |
Вторая | Свыше 2 лет до 3 лет включительно |
Третья | Свыше 3 лет до 5 лет включительно |
Четвертая | Свыше 5 лет до 7 лет включительно |
Пятая | Свыше 7 лет до 10 лет включительно |
Шестая | Свыше 10 лет до 15 лет включительно |
Седьмая | Свыше 15 лет до 20 лет включительно |
Восьмая | Свыше 20 лет до 25 лет включительно |
Девятая | Свыше 25 лет до 30 лет включительно |
Десятая | Свыше 30 лет |
Второй выигрыш у предприятия при ускоренной амортизации заключается в том, что себестоимость продукции в первые годы эксплуатации увеличивается на величину дополнительной амортизации ΔА, а прибыль снизится на эту же величину, следовательно, предприятие заплатит меньший налог на прибыль на величину (0,2 ΔА, где 0,2 – ставка налога на прибыль организаций).
В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. При применении нелинейного метода начисления амортизации коэффициент не применяется к основным средствам 1-3 амортизационных групп.
Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент ускорения, но не выше 3 (за исключением основных средств, относящихся к 1, 2 и 3 амортизационным группам).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.