Для характеристики эффективности использования основных средств используют соответствующие показатели.
Обобщающими показателями использования основных средств являются фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность основных фондов.
Фондоотдача (ФО) – показатель, характеризующий уровень эффективности использования основных средств. Показатель отражает, сколько продукции (в натуральном или стоимостном выражении) выпускается на 1 руб. основных средств:
, (1.9)
где Q – годовой объем продукции в натуральном или стоимостном выражении; ССГ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
В системе транспорта и хранения нефти и газа показатель фондоотдачи определяется отношением объема транспортируемой продукции или объема транспортной работы к среднегодовой стоимости основных фондов.
Для предприятий нефтепродуктообеспечения показателем, характеризующим уровень использования основных фондов, является коэффициент оборачиваемости (КОБ) резервуара (резервуарного парка):
КОБ = Q / V*ρ*Кз, (1.10)
где Q – годовой объем товарооборота; V – вместимость резервуарного парка нефтебазы; ρ – плотность нефтепродуктов; Кз – коэффициент заполнения резервуаров.
Фондоемкость (ФЕ) – показатель, обратный фондоотдаче. Показывает стоимость основных средств, приходящихся на 1 рубль товарной продукции или на единицу выпускаемой продукции в натуральном или стоимостном выражении:
. (1.11)
Показатель фондовооруженности труда (ФТ) – характеризует степень оснащения рабочих мест средствами труда:
, (1.12)
где Ч – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала.
Рентабельность основных средств (Р):
, (1.13)
где П – прибыль от продаж.
При анализе использования основных средств рассмотренные показатели часто рассчитываются по активной части как по составляющей, в наибольшей мере определяющей эффективность их использования.
Для планирования, оценки и анализа фактической эффективности использования оборудования и машин используются коэффициенты экстенсивного, интенсивного и интегрального использования основных фондов.
Коэффициент экстенсивного использования оборудования (КЭК) характеризует его использование во времени:
, (1.14)
где ТФ, ТК – соответственно фактически отработанное время и календарный фонд времени работы оборудования.
Коэффициент интенсивного использования оборудования (КИ) характеризует его использование по производительности:
, (1.15)
где QФ – фактическая производительность оборудования в единицу времени; QMAX – максимально возможная производительность.
На предприятиях транспорта и хранения нефти и газа данный показатель рассчитывается по пропускной способности трубопровода – фактической и максимально возможной.
Под пропускной способностью нефте-или газопровода или его отдельного участка понимается максимальное количество газа (нефти), которое может быть передано по трубопроводу за сутки при максимальном использовании принятых расчетных параметров и установившемся режиме работы трубопровода.
Интегральный коэффициент использования (КИНТ) основных средств характеризует одновременно их использование во времени и по производительности и определяется как произведение коэффициентов интенсивного и экстенсивного использования.
Для характеристики загрузки оборудования во времени используется коэффициент сменности работы оборудования (КСМ):
, (1.16)
где ТМАШ.СМ– отработанные машино-смены за сутки; N – количество единиц оборудования.
Коэффициент внутрисменного использования оборудования определяется по формуле
, (1.17)
где tСМ – плановый сменный фонд времени работы оборудования, станко-час; t ПР – время простоев оборудования за смену, станко-час.
Третьей группой показателей являются показатели, характеризующие воспроизводство основных средств, их структуру и динамику.
Коэффициент обновления основных средств (КОБН) характеризует интенсивность ввода и поступления новых основных средств за анализируемый год:
, (1.18)
где СВ – стоимость введенных за год основных средств; СК – стоимость основных средств на конец года.
Коэффициент выбытия основных средств (КВЫБ) характеризует интенсивность ликвидации и выбытия основных средств за анализируемый период:
, (1.19)
где СВЫБ – стоимость выбывших за анализируемый период основных средств; СН – стоимость основных средств на начало периода.
К показателям обновления основных средств относятся коэффициент износа и коэффициент годности.
Коэффициент износа основных средств (КИ) показывает степень их износа:
, (1.20)
где СПЕР, – первоначальная стоимость основных средств; СИ – стоимость износа основных средств.
Коэффициент годности основных средств (КГ) определяется по формуле
. (1.21)
Этот показатель характеризует качественное состояние основных средств и способность их к дальнейшей эксплуатации.
Для обеспечения высокой эффективности использования основных средств на предприятии должен осуществляться постоянный анализ рассмотренных показателей с целью оценки их изменений во времени и определения степени влияния различных факторов на эти изменения.
Результаты анализа служат основой для планирования деятельности предприятия и обоснования путей повышения эффективности его функционирования в целом и в области использования основных средств.
К основным факторам, улучшающим использование основных средств в трубопроводном транспорте нефти и газа, относятся:
1 Увеличение времени работы оборудования в течение года, что достигается:
а) сокращением простоев в капитальном и текущем ремонтах;
б) повышением эксплуатационной надежности агрегатов и сокращением за счет этого резервных агрегатов, что позволяет повышать эффективность использования основных средств трубопроводного транспорта в целом;
в) удлинением межремонтного периода путем своевременного применения средств по борьбе с коррозией и т. д.
2 Улучшение использования пропускной способности трубопроводов. На улучшение ее использования влияют проведение мероприятий по регулированию неравномерности, т. е. развитие подземных хранилищ газа, при помощи которых выравнивают неравномерное потребление газа, а также применение более совершенных средств зачистки трубопровода. Кроме того, улучшает использование трубопроводов: оптимизация режимов работы трубопроводов, качественная подготовка нефти и газа к транспорту (очистка, удаление влаги и конденсата, из-за которых в трубопроводе образуются гидратные и ледяные пробки, нарушающие режим его работы и снижающие пропускную способность трубопровода).
3 Повышение технического уровня системы трубопроводного транспорта путем максимальной механизации и автоматизации не только основных, но и вспомогательных производственных процессов.
4 Ускорение оборачиваемости нефти и нефтепродуктов за счет более полного использования резервуарной вместимости нефтебаз.
5 Ликвидация излишнего оборудования и сверхлимитных запасов резервного оборудования.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.