Организация расследования дел о контрабанде в значительной мере обуславливается характером следственных ситуаций, складывающихся на момент возбуждения уголовного дела.
К распространенным (типичным) относятся такие ситуации, когда в распоряжении следствия имеются достаточные данные:
1. о деянии, содержащем признаки контрабанды, однако информация о лице, ее совершившем, полностью отсутствует либо ее недостаточно для индивидуализации этого лица – так называемая «бесхозная» контрабанда;
2. о деянии, содержащем признаки контрабанды, и лице, причастном к ее совершению, однако местонахождение этого лица неизвестно либо оно находится за границей;
3. о деянии, содержащем признаки контрабанды, и лице, ее совершившем, и о местонахождении этого лица – лицо задержано либо известно, где оно находится.
В первой типичной следственной ситуации при обнаружении «бесхозной» контрабанды выдвигаются версии о круге лиц, причастных к контрабанде, месте их нахождения, мотивах и целях преступления, а также по объективной стороне преступления: об источниках приобретения предметов контрабанды, способах перемещения и маскировки, местах хранения и сбыта, возможных соучастниках, о совершении иных преступлений, связанных с контрабандой, например хищениях продукции, должностных преступлений, прежде всего взяточничества, последствиях преступления (как наступивших, так и предотвращенных).
Конкретизируя круг лиц, возможно причастных к совершению преступления, особое внимание следует обратить: на имеющих доступ или какое-либо иное отношение к контрабандной продукции (например, взрывчатым веществам, военной технике и т. п.) и транспортным средствам, на которых она перевозилась, к информации о специфике деятельности таможенных и иных контролирующих органов, знание которой необходимо для совершения контрабанды того или иного вида; обладающих определенными полномочиями по службе, с использованием которых могло быть совершено преступление, навыками (при обнаружении контрабанды в специально изготовленных тайниках или приспособленных для этих целей иных предметах или транспортных средствах); могущих иметь прямую или косвенную заинтересованность в совершении преступления и на другие категории лиц.
В процессе расследования следователь производит все следственные действия, возможные без участия лица, подозреваемого в совершении преступления: осмотр места происшествия, осмотр места контрабанды и иных предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, допросы свидетелей, назначение экспертиз, производство выемок, следственных экспериментов.
Основными задачами расследования во второй типичной следственной ситуации являются: установление местонахождения лица, совершившего преступление, сбор данных о его личности, родственных и иных связях; установление неизвестной следствию стадии подготовки к преступлению и других обстоятельств объективной стороны преступления; выявление соучастников и свидетелей преступления; фиксация имеющихся и получение дополнительных доказательств преступной деятельности скрывшегося лица; доказывание вины подозреваемого, мотивов и целей совершения преступлений; установление обстоятельств, при которых лицо, совершившее преступление, скрылось со своего места жительства (или оказалось за границей), а также причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Выдвигаемые частные версии вытекают из названных выше задач расследования и касаются неизвестных обстоятельств объективной стороны преступления, возможных соучастников, обстоятельств, при которых лицо скрылось с места происшествия и места проживания, мотивов и целей преступления и т. д.
Следователь в условиях рассматриваемой типичной следственной ситуации производит все возможные без участия лица, совершившего преступление, следственные и иные действия: осмотр места происшествия, предметов контрабанды и иных вещественных доказательств, допрос свидетелей (а также соучастников, если таковые имеются и не скрылись от следствия), обыски по местам работы и жительства и в других местах, где могут находиться вещественные доказательства и само скрывающееся лицо, выемку документов и предметов, необходимых для установления истины по делу, назначение экспертиз, предъявление для опознания предметов контрабанды и других предметов и средств (например, транспортных), а также скрывшегося лица по фотографии, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку.
Самой благоприятной для расследования, как правило, является третья типичная следственная ситуация, когда на момент возбуждения уголовного дела в распоряжении следствия имеются достаточные данные о деянии, содержащем признаки контрабанды, лице (лицах), его совершившем (совершивших), и о местонахождении этого лица (лиц) – лицо задержано либо известно, где оно находится на территории страны.
Чаще всего такие ситуации возникают при обнаружении предметов контрабанды работниками таможни или военнослужащими пограничных войск на КПП либо при установлении факта совершения контрабанды конкретным лицом в процессе расследования уголовного дела, возбужденного по другой статье УК РФ.
На начальном этапе расследования в рассматриваемой типичной ситуации решаются такие задачи, как: установление неизвестной следствию стадии подготовки преступления, закрепление имеющихся материалов, их уточнение, дополнение, детализация, доказывание вины подозреваемого (обвиняемого), мотивов и целей преступления. Эти задачи конкретизируются на основе анализа и оценки тех фактов и обстоятельств, информация о которых содержится в поступивших материалах, а также исходя из вида контрабанды и способа ее совершения. В случаях, когда в отношении подозреваемого избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, в качестве одной из важнейших задач выступает предупреждение его уклонения от следствия и суда.
После возбуждения уголовного дела или принятия его к производству осуществляются следующие действия: задержание (арест) подозреваемого; его личный обыск и допрос; осмотр изъятых предметов контрабанды, мест ее обнаружения; средств и приспособлений для ее перемещения или хранения; документов, использованных для ее прикрытия; обыски и выемки по месту жительства и работы подозреваемого и у других лиц, у которых могут находиться предметы контрабанды и иные предметы и документы, могущие иметь значение для дела; наложение ареста на имущество, денежные вклады и иные ценные бумаги, подлежащие конфискации; выемка (истребование) предметов и документов в соответствующих учреждениях, организациях, предприятиях, фирмах, компаниях, обществах; наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка; допросы свидетелей и потерпевших (к их числу можно отнести лиц, у которых незаконно изъяты предметы и ценности, перемещаемые через таможенную границу); предъявление им для опознания предметов контрабанды, а при необходимости и подозреваемого; проведение очных ставок между ними и подозреваемым, назначение экспертиз, ревизий и документальных проверок; производство следственных экспериментов.
В практике расследования дел о контрабанде довольно часто возникают ситуации, объединяющие в различном сочетании элементы двух или всех трех рассмотренных выше типичных ситуаций, что сказывается на направлениях расследования, которых может быть несколько.
Расследование дел о контрабанде (ч. 2 – 4 ст. 188 УК РФ) на основании ч. 2 ст. 151 УПК РФ отнесено к компетенции следователей Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел. Дознание по ч. 1 ст. 188 УК РФ проводится дознавателями таможенных органов в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Поводами к возбуждению уголовного дела о контрабанде являются: обнаружение органами таможни признаков преступления, получение в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий информации о контрабанде, заявления и письма граждан.
Возбуждение уголовных дел о контрабанде имеет некоторые особенности: бланкетность статьи и в этой связи изучение уже на стадии возбуждения уголовного дела значительного количества нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, приказов ГТК России, регламентирующих порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации; необходимость изъятия большого количества документов, проведения ревизий уже на стадии возбуждения уголовного дела.
Определенное значение для обоснованного возбуждения уголовного дела о контрабанде, т. е. по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, также имеет наличие заключения специалиста по качественному, количественному составу контрабандно перемещаемого товара – его относимость к категории и соответствующим кодам по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В случае возбуждения уголовных дел о контрабанде на основании материалов, полученных в рамках Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», как правило, трудностей на стадии возбуждения уголовного дела не возникает. В случае же возбуждения уголовного дела по факту, когда оперативная работа этому не предшествовала, а контрабандный груз был задержан на таможенной границе, встает вопрос об определении подследственности. Кроме того, при перемещении груза через таможенную границу автомобильным транспортом, его сопровождают, как правило, водители автомашин, имеющие на руках поддельные грузосопроводительные документы, иногда не знающие, а иногда дающие заведомо ложные показания о незнании ими того, что везут контрабанду. Возможен вариант, когда груз сопровождает экспедитор, также не являющийся владельцем груза. Документы на груз оформляются от имени коммерческих учреждений, создаваемых именно для контрабандной поставки, с использованием поддельных таможенных печатей и штампов. В случае задержания контрабанды на таможенной границе фирмы, от имени которых производится поставка или кому она предназначается, ликвидируются, все связи между владельцами контрабанды и лицами, их сопровождающими, утрачиваются.
Так или иначе, в ходе проведения предварительной проверки выявляются признаки, указывающие на совершение преступления.
Признаками, указывающими на возможную контрабандную поставку, могут быть:
предъявление поддельных сертификатов, вид бланка или номера которых не соответствуют образцу;
несоответствие адреса доставки груза месту возможного использования продукции, указанной в разрешении на ввоз;
истечение указанного в разрешении на ввоз срока использования предмета;
несоответствие пломбы с оттисками отправителя данным, указанным в товаросопроводительных документах;
несовпадение перечня товаров, указанных в предъявленной в ходе проверки спецификации, с действительно перемещаемым грузом (количество груза, используемая упаковка, тип маркировки и т. п.).
Признаки сокрытия от таможенного контроля груза, перемещаемого в режиме внутреннего таможенного транзита (ВТТ), и осуществления ложного транзита:
по учетам транспортных фирм одни и те же автомашины, занятые транспортировкой груза в режиме ВТТ, одновременно находились в разных регионах;
хронологическое несоответствие дат регистрации прибытия грузов на СВХ и выпуска в свободное обращение;
несоответствие информации о ввезенном грузе, содержащейся в электронной копии и комплекте документов, представленных во внутренние таможни;
отрицательный ответ по запросу в приграничные таможенные органы стран СНГ о ввозе транзитного груза на их территорию.
Признаки совершения правонарушения при перемещении груза через таможенную границу с использованием процедуры международных дорожных перевозок (МДП):
стоимость груза, указанная в товаросопроводительных документах, ниже стоимости фрахта МДП, что свидетельствует о заключении практически невыгодной сделки;
несовпадение идентификационного номера на обложке книжки МДП и на последующих ее страницах свидетельствует о перекупке книжки МДП и подмене транспортируемого груза;
несоответствие пломб на автомашине указанным в книжке МДП свидетельствует о возможной подмене груза;
срок доставки транзитом груза превысил установленные нормы, что свидетельствует о возможном изменении маршрута для подмены груза;
срок доставки, определяемый по отметкам таможенных постов, нереально короткий (меньше 300 км/сутки), в этом случае документы могут быть фиктивными;
данные на перевозчика, указанные в графе 3 первой страницы обложки книжки, не совпадают с данными в графе 16 CMR;
в графе 8 обложки и графе 7 отрывного листа не указан регистрационный номер транспортного средства, принадлежащего перевозчику – держателю книжки МДП;
государственные регистрационные знаки тягача не соответствуют стране регистрации держателя книжки МДП и стране, в которой выдана книжка.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 196.