Уже в первых веках до нашей эры среди населения, и в особенности среди представителей высших слоёв римского общества, росло скептическое отношение к древним наивным культам и божествам. Не внесло изменений в отношение к религии и введение новых культов – почитания божественного «гения» императора и культа богини Ромы как божественной покровительницы Римской империи. Представители высших слоёв римского общества всё больше склонялись не только к религиозному скептицизму, но и к философскому мировоззрению – стоицизму. Среди масс городского и сельского плебса Италии и особенно жителей провинций наибольшую симпатию вызывали проповедники-киники, чьи проповеди носили ярко выраженную направленность против знати.
В середине I в. до н. э. Римская Империя пережила тяжелый политический кризис, вылившийся в ряд провинциальных восстания и жестокую гражданскую войну 68-69 гг. н. э. Особенно остро проявился этот общественный катаклизм в Иудее и других восточных провинциях Империи. В 66 году страну охватило масштабное восстание против римлян и связанной с ними иудейской знати, и на фоне этого восстания среди иудейского народа начали распространяться учения о скором приходе Мессии, который уничтожит царство злых и установит «тысячелетнее царство Бога» в Иерусалиме.
Образ Мессии-Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I – первой половине II вв., появились жизнеописания легендарного основоположника новой религии. Эти повествования получили название Евангелий, их было более десяти, однако в IV веке главы христианских религиозных объединений объявили истинными лишь четыре из них: Евангелия по Матфею, Марку, Луке и Иоанну.
На рубеже I-II вв. существовали различные общины верующих в Христа, но зачастую их религиозные представления сильно отличались друг от друга, никакого единого общепризнанного учения о Христе ещё не существовало. Они вели между собой ожесточенную борьбу, в которой лишь постепенно получили преобладание сторонники взглядом апостола Павла и евангельских повествований. К концу II-началу III в. н. э. они стали считать себя единственными истинными, «ортодоксальными» христианами, называя представителей других течений заблуждающимися, еретиками.
Древнейшие общины, верившие в Мессию-Христа, первоначально состояли из низших слоёв городского населения – рабов, вольноотпущенников, мелких ремесленников и торговцев. Лишь на рубеже II-III вв. обострение социально-политической обстановки в Римской империи привело к появлению среди христиан представителей высших слоёв общества. Изменилось и положение руководителей христианских общин: если в древнейшее время пресвитеры и епископы ничем не отличались от массы рядовых членов, то ко второй половине III в. епископы становятся единоличными руководителями общин, опирающимися на пресвитеров и диаконов.
В древнейший период своего существования христианские общины вызывали подозрение и неприязненное отношение со стороны императоров и римской провинциальной администрации. В период правления Траяна был издан эдикт, запрещавший тайные сборища и общества. По мере роста и распространения христианских общин в западных провинциях Римской империи увеличивалось и количество расправ с отдельными их представителями. Рескрипт Траяна был юридическим основанием для процессов против христиан и при его преемниках Адриане и Антонине. Новый момент ввёл лишь рескрипт Марка Аврелия 177 г. Это была эпоха ожесточённых христианских погромов, особенно в Галлии и Малой Азии; считаясь с настроением народных масс, император приказал судить и наказывать тех, кто введением новых культов подаст повод к народным смутам; порядок процесса был розыскной, что было значительным ухудшением в сравнении с рескриптом Траяна. Гонения улеглись при Коммоде, это было также время сплочения христианской церкви. Мир продолжался около 20 лет; он был нарушен Септимием Севером, который, оставляя в силе рескрипты прежних императоров против христиан, в 201 г. издал новый, обращённый специально против перехода язычников в X. Рескрипт этот подал повод к очень сильным и жестоким гонениям, особенно в Александрии.
Одно из самых страшных гонений, какие когда-либо испытали христиане , разразилось в 251 году при императоре Деции. Риму угрожала тогда сильнейшая опасность со стороны готов; наказание безбожников должно было поднять дух оробевшего населения. Организатором гонения был, впрочем, не сам Деций, а его гражданский наместник в Риме, позднейший император Валериан; от него получили соответственные приказы правители провинций, и гонения начались. Волей императора было, чтобы все подданные отреклись от христианства или же были наказаны за своё упорство. Наказаниями были, кроме казни, заточение, конфискация имущества, тюрьма и бичевание. После небольшого перерыва гонения продолжились с новой силой с восшествием на престол Валериана, однако после его смерти они прекратились, так как власть была слишком сильно поглощена восстановлением практически развалившейся к концу правления Валериана Римской империи.
Следующая волна гонений началась при императоре Диоклетиане. Заставил всех христиан, служивших в войске или при дворе, отречься от христианства или же, в случае упорства, подать в отставку. По опыту прежних гонений Диоклетиан знал, что мученичества лишь увеличивают обаяние христианства и способствуют его распространению, поэтому его принципом было поэтому не доводить дело до казней. Суровый характер гонения приняли только на Востоке.
В 395 году императором Константином христианство было легализовано и возведено в статус государственной религии.
24. Римская литература 1в до н.э. – 1в н.э.: поэзия, ораторское искусство, философия, историография.
Первые литературные произведения были подражательными, первые римские писатели – греки, первые произведения на латыни – переводы с греческого. Первый римский поэт – Ливий Андроник, грек из Тарента (3в до н.э.). Делал вольные переводы, оказали огромное влияние на литературу Рима, тк познакомили римлян с греческой литературой. Чуть позже Гней Невий (комедии и трагедии, заимствовал сюжеты у греков), составил поэму о 1й Пунической с кратким изложением предшествующей истории Рима; и Энний (описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам, первый ввел гекзаметр). Плавт (к3-н2), комедии, подражал грекам, но много римского (греческие имена, но римские должностные лица). Публий Африканец (н2в), внимание чистоте и изяществу языка, у героев есть психологическое развитие. Пакувий (220-130) и Акций (170-85) трагики. Трагедия подражательна и слабо связана с римской действительностью. Гай Луцилий (180-102)-сатуры (объединение длинных и коротких стихов), начало реалистического направления.
1в до н.э. – Тит Кар (95-51) и Гай Катулл (87-54). Лукреций «О природе вещей», философская поэма, излагающая учение грека Эпикура. Основная цель – дать материалистическое объяснение всего сущего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия. Катулл мастер лирической поэзии. На его поэтическое творчество оказала влияние александрийская поэзия, с ее личными переживаниями автора, изысканностью языка, вниманием к мифологии.
Параллельно развивалась проза, до 2в до н.э. очень редка. Первые вещи подражательны, писались по-гречески, но в них изображалась римская история. Первая проза на латыни – Катон Старший «О сельском хозяйстве» (90ег 2в).
В 1в до н.э. Марк Теренций Варрон (116-27) и Марк Туллий Цицерон (106-43). Варрон –«Древности дел божеских и человеческих» (энциклопедия), «Портреты» (биографии), «Менипповы сатуры» (поэтическое произведение), еще при жизни поставили памятник (единственному). Цицерон писал в разных прозаических жанрах: философские произведения («О природе богов»), юридические («О государстве»), речи («Против Катилины»), сочинения по теории ораторского искусства, письма и др.
Юлий Цезарь еще и писатель «Записки о галльской войне», «Записки о гражданской войне». Выступая в роли писателя преследовал политические цели (оправдать завоевания и вероломные действия, взволить ответственность за гражданскую войну на противников). Салюстий Криспа (86-35) –исторические сочинения («История», «Югуртинская война»).
В 1-2в н.э. изменения и в культурной жизни –создание качественно новой средиземноморской культуры, которая развивалась на римско-италийской основе. В это время впервые возникла прослойка, которую можно называть античной интеллигенцией. Империя рассматривала формирование особой политики в области культуры как важную гос задачу. Этапы литературного творчества (условно): золой (время правления Августа -44г до н.э. -14г н.э.), серебряный (правление Юлиев-Клавдиев и Флавиев, 1в н.э.), бронзовый (2в).
Август проводил целенаправленную политику в области литературы с целью создания официальной (выражающей интересы существующего режима). Вергилий, Гораций, Овидий, Тит Ливий. Вергилий (70-19), замечен Меценатом, стал официальным поэтом рождающегося принципата. «Буколики» (показал ценности мирной жизни), «Георгики» (о земледелии, по мимо технических советов, показал красоту земледельческого труда), «Энеида». Гораций (65-8), ряд стихотворений сатирического характера, «Од» или «Песен» (лирика), «Посланий» или «Писем» (проблемы эстетики, рассчитаны на образованное население), «Песнь столетия» -написана по заказу Августа, гимн римскому господству и образу жизни. Он развенчал старую систему нравов и провозгласил новую систему моральных ценностей (связывал с новым монархическим порядком) –честная жизнь с маленькими радостями, отказ от политической активности, сосредоточение на внутреннем мире. Но он не ограничивался разработкой новых моральных норм, также показывал общечеловеческие ценности, значимость каждого человека и тд. Овидий (43г до н.э. -18г). Выражал настроения высшей знати, идеи были не совместимы с политикой, был сослан. Основная тема –любовь как наиболее важное проявление человеческих взаимоотношений. «Элегии» и «Песни любви» или «Героиды» -описание вольных нравов высшего общества, предполагавших свободную любовь. «Метомарфозы» (основы греко-римской мифологии), «Фасты» (описание всех римских праздников). «Письма с Понта», «Тристии», «Скорбные элегии» -лирические переживания опального поэта. Тит Ливий (59г до н.э. -17г) «От основания Рима» от Энея до к1в до н.э. Обосновывает провиденциальную роль Рима.
В серебренный век увеличивается количество, но ухудшается качество. Основная тема –прославление режима и императора (напрямую или через любимые темы и героев). В оппозиции много интересного: Лукан «Фарсали» (борьба Цезаря и Помпея). Марциал (42-104) «Эпиграммы»(картина нравов и быта). Ювенал «Сатиры» (целенаправленно бичует общественные пороки), в качестве мишеней или умершие, или низкого положения.
В 1-2в повышается роль прозы. Петроний «Сатирикон»(роман, время Нерона), Плиний Младший сборник писем (жизнь знати), Аппулей «Метомарфозы»(2п 2в). Плутарх -2 категории: трактаты на моральные темы и биографии. «Параллельные жизнеописания» -46 попарно объединенных биографий, привлекают внутренние качества. Лукиан (120-180), много скитался –синкретизм, в основном диалоги и памфлеты (сатирическое описание религиозных течений, суеверий). Тацит «Анналы», «История», «Диалог об ораторах», трактат «Германия» (образ жизни, обычая германцев).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 190.