Государственные и религиозные реформы Константина Великого (306-324-337)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 В 306 Диоклетиан и Максимиан ушли в отставку, августами провозглашены бывшие цезари Галерий (восточная часть), Констанций Хлор (западная). Новые августы избрали себе цезарей-заместителей, но вскоре появились самопровозглашенные августы и цезари, началась борьба. В 306 умер Хлор, британские легионеры провозгласили цезарем его сына Константина, август Галерий вынужден поддержать. Потом вспыхнула борьба между Галерием и вернувшимся Максимианом и его сыном Макценцием, Константин проявил осторожность, дождался истощения воюющих сил. После смерти Галерия в 311 августом слал Лициний, Константин заключил с ним союз против Макценция; в 312 решающее сражение у Красных Скал. Константин стал августом западной части, Лициний восточной, между ними разногласия по управлению Балканами, в итоге в 324г Константин стал единственным правителем всей Империи.

Государственные реформы (во всех реформах, кроме религиозных, был последовательным преемником Диоклетиана):

1. 314 –новая денежная реформа, в основу новой монеты солид было положено только золото, серебряная монета только мелкая разменная (стабилизировалась денежная система).

2. Продолжил прикрепление к месту жительства куриалов, колонов, ремесленников. Куриалы ответственны за поступление налогов, недоимки пополняли за свой счет; обязанности пожизненные и наследственные, запрещалось переселение и уклонение от муниципальных повинностей. Одновременно происходило прикрепление к профессиональным коллегиям ремесленников, коллегии наследственные (эдиктом 317 прикреплены монетчики, потом ремесленники). 332 –указ «О беглых колонах» (беглых возвращали, лица их укрывавшие платили налоги вместо них).

3. Высокие налоги и злоупотребления привели к такому социальному явлению как патроциния (крестьяне добровольно переходили под патроциний магнатов и становились их колонами, отдавали магнатам свои участки и получали их уже во временное владение).

4. Пограничные и маневренные войска оставались, но маневренные разделены на 2 категории (выделены привилегированные дворцовые части), преторианцы расформированы. Общая варваризация армии отразилась на ее структуре, численность легионов уменьшена, число начальников увеличино; варварам открылся доступ к высшим должностям.

5.Тетрархия упразднена, но деление империи на 4 части осталось, назывались префектурами. Префект претория –гражданский, командование армией передано военным магистрам. Общая тенденция разделения военных и гражданских магистратур (взаимно контролировали друг друга).

6.Консисториум –высший совещательный совет при доминусе (заменил консилиум).

Религиозные реформы: еще в 311 Галерий отменил гонения на христиан.

1. В 313г миланский эдикт (Константин и Лициний) –христианство объявлено равноправным со всеми другими религиозными системами. Конфискованное имущество церкви возвращалось или компенсировалось.

2. До издания этого эдикта Константин издал указ, по которому христианское духовенство освобождалось от повинностей в пользу государства, а в 315 гарантировал свободное проведение христианских молитвенных собраний. Церкви получили права убежища, духовенство статус юридических лиц, запрещено привлекать христиан к участию в языческих культах.

3. В христианской среде разногласия. Донатизм –движение в Африке, возглавляемое Донатом против карфагенского епископа, обвиненного в нестойкости. К донатистам примкнули бедняки (потом их назвали циркумцеллионы), которые выступали против союза христианства с Империей, разбойничали, грабили. В Египте возникло Арианство (Арий считал, что Христос не равен Богу-отцу, а является посредником между ним и людьми), противник Афанасий (его поддерживал Константин) –арианство одна из попыток осмыслить христианство с тз интеллигентного античного язычника (тк неоплатоники тоже говорили о существовании промежуточного существа, осуществляющего связь между богом и людьми). В 325г в Никее 1й Вселенский собор (Константин созвал всех епископов Запада и Востока для решения разногласий). Под давлением Константина епископы приняли ортодоксальные основы и осудили арианство и донатизм, кто так не сделал, был проклят и сослан (однако учения не исчезли). Приняли христианский календарь (распределение праздников по месяцам и числам), уточнена система христианской иерархии (епископы Рима и Александрии –патриархи и папы, епископ Антиохии –патриарх; во главе клира провинции архиепископы, в городах клир возглавляется епископом).

Еще в к3в Рим перестал быть резиденцией императора, Константин перенес свою столицу в Византий (Новый Рим, Константинополь). 328 –расширение городской территории и строительство новых зданий, в 330 освящение города и объявление его столицей.

Итог: сохранялась сложная политическая и идеологическая обстановка, но Константин исправил просчеты религиозной политики Диоклетиана. Система домината приобрела стройность и единообразие (в центре и на местах). Реформы Диоклетиана и Константина вывели империю из кризиса, возродили политическое могущество, стабилизировали обстановку на границах. Происходит и экономическое возрождение.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.