Патриарх Сергий (Страгородский)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сергий (Страгородский Иоанн Николаевич), Патриарх Московской и всея Руси.

Родился 11 января 1867 года в Нижегородской губернии в гор. Арзамасе, в семье протоиерея, где получил глубокое религиозное воспитание.

Первоначальное образование получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище.

В 1886 году окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Спб духовную академию.

30 января 1890 года пострижен в монашество, будучи студентом 4-го курса академии, а 21 апреля рукоположен во иеромонаха.

9 мая 1890 года году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и 13 июня был назначен в Японию членом Православной духовной миссии.

В декабре 1891 года назначен судовым священником на корабль "Память Азова".

В 1893 году назначен испол. должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета к С.-Петербургской духовной академии.

С 13 декабря 1893 года назначен испол. должность инспектора Московской духовной академии.

21 сентября 1894 год возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах.

В 1895 году 1880 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию "Православное учение о спасении".

В 1897 году вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии.

29 июля 1899 года определен ректором Спб духовной семинарии, а 6 октября того же года назначен инспектором Спб духовной академии.

С 21 января 1901 года - ректор той же духовной академии.

25 февраля 1901 года хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Петербургский Антоний, митрополит Киевский Феогност, митрополит Московский Владимир, архиепископ Холмский и Варшавский Иероним, епископ Кишиневский Иаков, епископ Борис, епископ Гдовский Вениамин, Нарвский Никон и епископ Сарапульский Владимир.

С 6 октября - архиепископ Финляндский и Выборгский.

В 1906 году участвовал в сессии Святейшего Синода, председательствовал в Учебном Комитете, одновременно занимаясь исправлением текста богослужебных книг.

С этого же года состоял Почетным членом Спб духовной академии.

С 6 мая 1911 года - член Святейшего Синода.

В марте 1912 года назначен Председателем Предсоборного совещания при Синоде.

6 мая 1912 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

4 апреля 1913 года назначен Председателем Миссионерского Совета при Святейшем Синоде.

С 14 января 1915 года. Согласно просьбе, освобожден от должности Председателя Миссионерского Совета.

(В книге Патриарх Сергий и его духовное наследство" на с. 183 ошибочно указан год освобождения от должности Председателя Миссионерского Совета 1917-й, см "Церковные Ведом." 1915, № 3, с. 26.).

Участник Всероссийского Свящ. Собора 1917 / 1918 гг. в Москве.

С 10 августа 1917 года архиепископ Владимирский и Шуйский.

28 ноября того же года возведен в сан митрополита.

С 1922 года епархией не управлял.

С 18 марта 1924 года - митрополит Нижегородский.

С 10 декабря 1925 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

С ноября 1926 года епархией не управлял.

С 27 марта 1926 года снова вступил в управление Русской Церковью, как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви с того самого момента , когда он принимал управление, а многие отделились от него в последующие годы, особенно после декларации, выпущенной им 16/29 июля 1927 года.

Его собственная ошибка, временное отпадение в обновленческий раскол , сыграла немалую роль в этих событиях, так как поколебала доверие к нему в сознании отдельных иерархов и рядового духовенства.

Вместе с тем , задача, стоявшая перед ним была велика и сложна.

Нужно было найти правильную основу взаимоотношений между Церковью и Советской властью и легализировать Церковь, да еще и довести до сознания всех пасомых, что подчинение атеистической власти не является изменой Богу, и что забота о благосостоянии Родины - обязанность каждого.

Григорианский раскол, возникший раньше всех расколов этого периода, имея легальный орган управления, зарегистрированный гражданской властью, опирался на это преимущество до того момента , когда зарегистрировал Временный Патриарший совет и тем выбил почву из-под ног григорианского ВВЦС. Затем возник ленинградский раскол - иосифлянство, увлекшее небольшое число епископов, священников и мирян.

Отделение ярославской группы во главе с митрополитом Агафангелом было хотя и кратковременным, но тоже болезненным.

Прекратил общение с митрополитом Сергием уважаемый всеми митрополит Кирилл , бывший ранее первым кандидатом на пост Патриаршего Местоблюстителя. Отходили и другие лица и группы, меньшие по количеству входивших туда иерархов - Викторианский раскол, Даниловская и Мечевская группировки и другие.

Наиболее умеренная часть оппозиционеров продолжала признавать митрополита Сергия законным главой Церкви, хотя и с большой горечью в душе, считая некоторые его действия и распоряжения неправильными.

Отколовшиеся в разной степени удалялись от митрополита Сергия и возглавляемой им Церкви, причем самые крайние из них доходили до того, что действия митрополита Сергия считали изменой православию, его самого чуть ли не предтечей антихриста, молитвенное общение с его сторонниками - грехом, а таинства совершаемые ими - безблагодатными.

Вполне понятно, что эти расколы, отходы и резкие обличительные письма, которые писали митрополиту Сергию недовольные им епископы тяжело действовали на его моральное состояние. Тяжесть эта усугублялась еще и тем, что среди отходивших были и хорошие пастыри, проявившие себя наиболее стойкими во время борьбы с обновленчеством, и уважаемые иерархи, из которых некоторые были лично близки и дороги митрополиту Сергию.

Из тех, которые остались верными ему, как законному главе Церкви, многие все-таки осуждали его поступки и выступления, но говорили, что это его личный грех, за который но сам будет держать ответ перед Господом. Ереси он никакой не проповедует, поэтому нельзя прерывать с ним молитвенного общения.

По отношению ко всем иерархам, отделившихся от общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий держался такого метода:

Сначала он писал им, затем увещивал, просил отказаться от принятого им неправильного пути. Указывал на большой церковный вред, причиненный расколами.

Если не действовали ни увещания, ни предупреждения , то созывалась сессия Синода и выносилось постановление о лишении виновных кафедр и запрещении их в священнослужении.

Многие из увещательных писем митрополита Сергия были проникнуты глубоким чувством, как например, его письмо к митрополиту Агафангелу, в котором увещающий пишет:

"Мы с Вами подошли уже к той черте, когда остается только одно: дать ответ на судище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага святой церкви прошу Вас и молю не разрывайте общения с нами, не переходите на сторону наших врагов".

Все разделения , расколы и смуты, посеянные лукавым с целью ослабить Церковь Христову, постепенно изжили себя по мере того, как возвращались, или умирали, или отоходили от активной деятельности их организаторы, и еще раз оправдались слова Спасителя о том, что врата адовы не одолеют Церкви.

12 апреля 1932 года постановлением за № 60/б награжден предношенем креста при богослужении.

14/ 27 апреля 1934 года ему присвоен титул "Блаженнейший митрополит "Московской и Коломенский, с правом ношения двух панагий.

10 марта 1941 года - Сороколетие в сане епископа.

26 августа ст/ ст 1943 года собором русских иерархов был избран Патриархом Московским и всея Руси.

30 августа ст/ ст 1943 года состоялась его интронизация в Московском кафедральном Богоявленском соборе.

В жизни и деятельности Патриарха Сергия нельзя не отметить один чрезвычайно важный момент: во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны. Призывая к усиленной борьбе против захватчиков и к самоотверженному труду в тылу. Под его руководством духовенство укрепляло патриотический дух русского народа, поддерживало его моральное состояние и оказывало значительную материальную помощь фронту.

Скончался 2/15 мая 1944 года

Погребен в Николаевском приделе Московского Патриаршего Богоявленского собора.

Труды:

"Православное учение о спасении" (Магистерская диссертация). Сергиев Посад, 1895. 2-е изд. Казань, 1898.

"Вопрос о личном спасении". (Речь перед защитой магистерской диссертации). Москва, 1895.

"Вечная жизнь, как высшее благо". Москва, 1895.

"Христианство в Китае и Японии".

"Русск. вестник" 1892, дек., 1893, февр.

"На Дальнем Востоке" (письма японского миссионера). Арзамас, 1897.

"Богослов. Вестник", 1895-1896.

"По Японии" (письма о миссионерском путешествии). "Богослов. Вестник" 1899, апр.-дек. (Переизд.: По Японии: (Записки миссионера).- М.: Крутицкое Патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 1998.- 229 с.).

"Происхождение пастырского служения и его необходимость". "Богослов. Вестник" 1900, авг., с. 507.

"Разбор инославных учений об оправдании". 1. Учение средневекового инославного богословия.

"Богослов. Вестник" 1895, апр., с. 1, авг., с. 141.

2. Современное учение инославного богословия.

"Богослов. Вестник" 1895, июнь, с. 346.

"Речь на могиле покойного профессора Лопухина".

"Церковный вестник" 1904, № 36, с. 1132-1134.

"Святи их во истину Твою" (Статья). "Церковный вестник" 1904, № 24 с. 740.

Речь при наречении его во епископа Ямбургского 22 февраля 1901 года "Приб. к "ЦВ" 1901, № 9, с. 312-313.

Речь епископу Киприану при его хиротонии 10 марта 19113 года. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 12, с. 518-520.

"Послание к пастырям и пастве". 29 июля 1927 года. "Патр. Сергий и его духовное наследство". МП, 1947, с. 59-63.

"Предисловие к книге" Правда о религии в России". Изд. МП, 1942.

"Как православный христианин должен отнестись к предстоящему чествованию графа Толстого".

"Приб. к "ЦВ" 1908, № 34 , с. 1619-1622. "Церковный вестник" 1908, № 35, с. 1081-1083. "Изв. Каз. Еп." 1908, № 32-33, с. 973-983.

"Что разделяет нас со старокатоликами?". 1902.

"К вопросу о том, что разделяет нас со старокатоликами". 1903.

Две речи: 1) при пострижении в монашество Елевферия (Богоявленского). "Церковный вестник" 1904, № 12, с. 356. 2) Дамиана (Воскресенского) "Церковный вестник" 1904, № 50 с. 1578.

"Закон Божий, написанный в сердце человека". СПб, 1904.

"Слова и речи (1901-1905). СПб, 1905.

"Речь, сказанная в Гельсингфорсом православном соборе вновь назначенному генерал-губернатору , генерал-лейтенанту Ф,А. Зейну (21 ноября 1909 г.). "Церковный вестник" 1910, № 1 с. 5-6.

"Письмо к митрополиту Агафангелу от 28 января/ 10февраля 1928 года".

"Письмо к митрополиту Агафангелу (апрель 1928 года. Архп. Иоанн (Снычев). "Церковные расколы XX столетия, с. 175.

"Письмо к митрополиту Кириллу от 5/18 сент.1929 г.".

"Письмо к митрополиту Кириллу от 2 января 1930 г.".

"О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его заместителей" "ЖМП" 1931, № 1, с. 3-5.

"Письмо от 28 окт.1931 г. на имя Высокопр. Митрополита Евлогия, Управляющего русскими церквами в Западной Европе". "ЖМП" 1931, № 2, с. 2-3. № 3, с. 1.

"Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам". "ЖМП" 1931, № 2, с. 5-7. № 3, с. 3-6. № 4, с. 3-7.

"Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви". "ЖМП" 1931, № 5, с. 1-2.

Отзыв на тетрадь гражд. Д.Е. Ивановой под заглавием" Апология ежедневного и повседневного приобщения Св. Таин. Как заповеди Христа Спасителя". (Машинопись). "ЖМП" 1931, № 5, с. 3-5.

"Послание Патриарху Константинопольскому Фотию II" "ЖМП" 1931, № 6, с. 1-2.

"Послание Константинопольскому Патриарху Святейшему Фотию II архп. Константинопольскому - Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 15 окт. 1931 года за № 7623." "ЖМП" 1932, № 7-8, с. 1-2.

"Ответ на приглашение к участию в Лондонской догматической комиссии и в предсоборном всеправославном собрании (Просинод) от 30 сент. 1931 г. за №7467". "ЖМП" 1932, № 7-8, с. 6-7.

"Письмо представителю Вселенского Патриарха в СССР Архимандриту Василию Диномуло от 12 апр. 1932 г., № 521". "ЖМП" 1932, № 9-10, с. 1-2.

"Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церковью ". "ЖМП" 1932, № 11-12, с. 8-11.

"Послание Блаженнейшему Патриарху Сербскому (Варнаве) от 23 марта 1933года. № 311". "ЖМП" 1933, № 14-15, с. 1-4.

"Временному Экзарху Московской Патриархии в Америке, Управляющему Русской Северо-Американской Православной епархией, Преосвященному архп. Вениамину, боголюбивым клирикам и мирянам, устоявшим в вере и в послушании Святой Церкви." "ЖМП" 1933, № 1617, с. 1-3.

"Воскресенье Христово в отличие от Воскресения Лазаря". "ЖМП" 1933, № 16-17, с. 4-7.

"Значение апостольского преемства в инославии". "ЖМП" 19332, № 23/ 24, с. 23-24.

" Основное заблуждение католичества и протестанства" "Прав. Финляндский сборник" 1911, № 9, с. 3. "ЖМП" 1963, № 3, с. 50, п/ с. 13.

"Послание к пастырям и пасомым Христовой Церкви 22 июня 1941 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 3-5.

"Речь на молебне о победе русского воинства вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве". " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 83-86.

"Поучение, сказанное за литургией в церкви Иоанна воина на Б. Якиманке в Москве 12 авг. 1941 года". " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 95-97.

"Послание православным людям на временно оккупированной немцами территории (январь, 1942г.)". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 11-12.

"К православной пастве Украины от 5 февраля 1942 г.". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 13-17.

"Правда о религии в России ", МП. 1942 , с.129-135.

"Второе послание по делу епископа Поликарпа Сикорского"26 марта 1942 года. " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 136.

"Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 18-21.

"Послание Московской пастве 1/14 окт. 1941 года". " Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 409-410.

"Пасхальное приветствие 2 апреля 1942 года".

"Правда о религии в России ", МП. 1942 , с. 449-451.

"Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 24-25.

"Послание возлюбленным о Христе чадам Святой Русской Православной Церкви 22 июня 1942 года".

"Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 29-31.

"Послание всем верным чадам нашей Святой Русской Православной Церкви в особенности обитающим в Литве, Латвии и Эстонии 22 сентября 1942 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 32-34.

"Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви" 25 декабря 1942 года. "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 37-38.

"Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в областях СССР, еще не освобожденных от немецкой оккупации 13 декабря 1942 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 39-40.

"Архипастырское послание к православной пастве Ростова на Дону и Ростовской епархии 20 марта 1943 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 43-45.

"Пасхальное послание 23 апреля 1943 года" "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 46-47.

"Послание ко дню двухлетия войны 22 июня 1943 года". "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 48-50.

"Святительское обращение ко всем Христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах", 23 апреля 1943 года. "Русск. Православ. Церк. и Велик. Отечественная война", с. 83-86.

"О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны" (доклад на Соборе 8 сентября 1943 года). "ЖМП" 1943, № 1, с. 7-8.

"Послание к пастве". 12 сентября 1943 года.

"Речь его в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы в день интронизации,12 сентября1943 года".

"ЖМП" 1943, № 2, с.8.

"Праздничное приветствие". "ЖМП" 1943, № 4, с. 3-4.

"Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Православной Церкви 7 ноября 1943 года" "ЖМП" 1943, № 3, с. 3-4.

"Рождественское послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Святой Русской Православной Церкви". "ЖМП" 1944, № 4, с. 5-6.

"Есть ли у Христа наместник в Церкви?" (статья) "ЖМП" 1944, № 2, с. 13-18.

"Пасхальное приветствие (1944 г.) "ЖМП" 1944, № 4, с. 3-4.

"Чин отпевания инославных"

" Журнал Засед. Св. Синода" № 12 от 9.VI.1949.

"Чин панихиды по инославным"

" Журнал Засед. Св. Синода" № 12 от 9.VI.1949.

Die Wahrheit uber die Religion in Rubland. Zurich, 1941.

К вопросу о праве Константинопольского Патриарха на территорию Западной Европы. Из послания от 15. X. 1931... Патриарха Фотия II., в: Вест. Экзархата 5 (1950) 25-27.

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам. в: Вест. Экзархата 19 (1954) 106-126.

Le Christ a-t-il un Vicaire dans l`Eglise., in: Vest. Ekzarchata 20 (1954) 213-219, Paris 1960

Le culte de la Mere de Dieu dans l`Eglise orthodoxe, edba. 220-227.

L` Eglise du Christ et lesCommunatutes dissidentes(avec introduction et notesde V. Lossky), in: Vest. Ekzarchata 21 (1955) 9-32.

Die Beziehung der Kirche Christi zu denGemeinschaften? Die sich von ihr getrennt haben, in: Kyrios 1(1960/61) 159-186.

Die Bedeutung der apostolischen Sukzession bei den heterodoxen Glaubensgemeinschaften, in: StdO 1962, № 6, 26-34.

La signification de la succession apostolique dabs l`heterodoxie, in: Vest. Ekzarchata 42/43 (1963) 74-96.

Отношение православного человека к своей Церкви, в: "ЖМП" 1967, № 1, с. 63-69.

L`attitude d`un orthodoxe envers sonEglise et envers l`eterodoxie, in: Vest. Ekzarchata 62/64 (1968) 112- 121.

The Significance of Apostolic Successorsin the Non-Orthodox Faiths, in Diakonia 6 (1971) 147-162.

AL question du filioque, in: Istina 17(1972) 290-292.

Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви в: "ЖМП" 1973, № 9, с. 57-61. Немец. StdO 1974, № 5, 56-64.

Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря, в: "ЖМП" 1973, № 104, с. 61-66.

Эй, гряди, Господи Иисусе!, в: "ЖМП" 1973, № 12, с. 32-33.

Von der Verehrung der Gottesmutter in der Orthhodoxie, in: StdO 1973, № 5, 56-64. ("ЖМП" 1932, № 14/15, с. 1-4).

Resurrection du Christ et resurrection de Lazare. Paris o. J. 11 s.

Der Wiederkunft Christs entgegen, in: StdO 1978, № 1, 28-30.

Радость исполненного долга, "ЖМП" 1983, № 9, с. 72-73.

"Правдой и верой жив будет", "ЖМП" 1984, № 7, с. 44-45.

ЖМП. 1994. [№] 5 практически весь составлен из материалов, посвященных 50-летию со дня кончины Патриарха Сергия

Во имя любви к ближнему / В.О. (Церковь в Отечественной войне 1941-1945 гг.)

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 127-131.

Воскресение Христово в отличие от воскресения Лазаря ЖМП. 1994. [№] 5. С. 50-56.

9 января 1905 года

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 15.

Есть ли у Христа наместник в Церкви?

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 98-102.

Зачем Святой Руси дана вера православная? (Речь после молебна перед открытием годичного собрания Общества ревнителей веры и милосердия 22 октября 1901 г.)

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 9-11.

Значение апостольского преемства в инославии

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 61-79.

К вопросу о веротерпимости

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 19-22.

Накануне объявления полной веротерпимости (Поучение на молебне в день основания академии 17 февраля 1905 года)

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 16-18.

Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 80-98.

Патриарший Местоблюститель смиренный Сергий, митрополит Московский и Коломенский пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви. Москва, 7/22 июня 1941 г. [Послание было разослано в первый день войны по всем приходам]

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 122-123.

Поучение за литургией в церкви Иоанна Воина на Большой Якиманке в Москве 12 августа 1941 года

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 125-126.

Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 56-61.

Речь на молебне о победе русского воинства вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 124-125.

Речь при наречении во епископа (22 февраля 1901 г.) [в сане архимандрита]

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 8.

Юбилей Петербурга, 16 мая 1903 г. (Синодальный период)

ЖМП. 1994. [№] 5. С. 11-14.

Составил акафисты: 1. В честь "Владимирской иконы Божией Матери". 2. В честь "Боголюбской иконы Божией Матери". 3. В честь "Умиления иконы Божией Матери". 4. В честь "Воскресения Христова". 5. "Святому духу". 6. "Живоносному древу Креста Господня". 7. "Преп. Сергию и Герману Валаамским чудотворцам". "Преп. Сергию Радонежскому".

Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.