Молочная промышленность Республики Беларусь: состояние и проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В сложный период экономической нестабильности, перехода к рыночным отношениям и ведения новых форм хозяйствования, когда главным регулятором становиться рынок, в нашей стране возрастает роль коммерческой деятельности предприятия. Это связано с переходом на рыночный механизм хозяйствования, с тем, что товарно-денежные отношения проникают в каждое звено экономического комплекса Республики Беларусь.

Молоко и молочные продукты являются важнейшей составляющей ежедневного рациона питания каждого человека. В молочной продукции содержится большое количество важных компонентов, таких как аминокислоты, жирные кислоты, молочный сахар, минеральные вещества, ферменты, витамины и ряд других веществ. Поэтому потребление молочных продуктов должно быть достаточным как относительно норм рационального питания, так и разнообразного выбора товара.

Молочно-продуктовый подкомплекс занимает в структуре АПК Республики Беларусь значимое место. Одной из важнейших составляющих частей АПК страны, наряду с производством сельскохозяйственной продукции, является перерабатывающая сфера, поэтому как производители сырья, так и торговля, а также население заинтересованы в эффективной деятельности перерабатывающих предприятий.

Но наряду со значимостью перерабатывающей отрасли, однако, на данном этапе развития рыночных отношений, она находится в сложном экономическом положении.

Потребление молочной продукции на душу населения в нашей стране меньше научно обоснованных норм потребления. К тому же в последнее время отечественных производителей вытесняют с внешних рынков. В условиях перехода к рыночной экономике производство молока связано с рядом существовавших трудностей: государственное регулирование цен на молочную продукцию, несовершенство отношений с производителями и поставщиками сырья, изношенность оборудования, и, как следствие, незаинтересованность в результатах собственного труда. Поэтому важное значение имеет изучение проблем и определение путей выхода из кризиса молочной отрасли.

Основная цель данной работы – совершенствование маркетинговой деятельности на ОАО «Березовский сыродельный комбинат». Исходя из поставленной цели, в дипломной работе нужно решить следующие задачи:

- проанализировать основные технико-экономические показатели работы предприятия (за три последних года): объём выпуска продукции (работ и услуг), себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность, численность, уровень средней заработной платы и др.;

- изучить существующее состояние производственной и сбытовой деятельности ОАО «Березовский сыродельный комбинат»;

- проанализировать фактическое использование инструментов комплекса маркетинга на предприятии;

- разработать проект совершенствования комплекса маркетинга на исследуемом предприятии.

В данной работе речь пойдет об организации товарной политики, политики ценообразования, политики продвижения, коммуникационной политики на исследуемом заводе. Объектом исследования является ОАО «Березовский сыродельный комбинат». При исследовании использовались следующие методы: монографических исследований, комплекс статистических методов, метод анализа и синтеза.

При написании дипломной работы использовались данные годовых отчётов за 2006 – 2008 гг. ОАО «Березовский сыродельный комбинат», а также данные первичной бухгалтерской отчетности, статистическая информация о состоянии молочного подкомплекса Республики Беларусь, работы экономистов-аграрников, нормативно-законодательные документы и экономическая литература.

Молочная промышленность Республики Беларусь: состояние и проблемы

 

Общий обзор отрасли

 

Производство сыров, наравне с остальными видами молочной продукции, является традиционным для Республики Беларусь. На выпуске твердых сыров специализируются около 30 предприятий. Структура выработки жирных сыров в Беларуси представлена на рисунке 1.1:

 

Рисунок 1.1 – Структура производства жирных сыров в Республике Беларусьпо видам

 

Новые виды сыров в Беларуси разрабатываются либо на самих предприятиях, что позволяет держать выгодную для производителя цену на рынке, либо в Белорусском научно-исследовательском и конструкторско-технологическом институте мясной и молочной промышленности. Закваски белорусские сыроделы закупают в основном в России в Институте маслоделия и сыроделия, который раньше был всесоюзным. А молокосвертывающие ферменты поставляются Московским заводом сычужных ферментов. Есть возможность также использовать европейские молокосвертывающие ферменты (из Дании, Голландии и других стран) - их поставляют в Беларусь различные фирмы-посредники.

В 1990 г. производство сыров в стране, по данным Минсельхозпрода Республики Беларусь, составляло в год 65 тыс. т, в том числе твердых (наиболее потребляемых) — 40 тыс. т.

Начиная с 1991 г., валовые надои молока стали снижаться, и соответственно уменьшился объем производства сыров. Выйти из кризиса белорусским сыроделам удалось только в 1996 г., когда вновь наметился рост производства—до 28,5 тыс. т.

На сегодняшний день тенденция роста производства сыров в Республике Беларусь сохраняется. В 2007 г. объем производства жирных сыров по сравнению с уровнем 2006 г. увеличился на 10% и составил 106 тыс. т.

За 8 месяцев 2008 г. производство молока в сельхозорганизациях Беларуси возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,8%. Рост закупок молока в хозяйствах населения за указанный период 2008 г. составил 4,4% по сравнению с соответствующим периодом 2007 г.

Увеличение производства молока, служащего сырьем для продукции сыроделия, послужило толчком для роста его объемов. Выпуск жирных сыров за январь-август 2008 г. по сравнению с тем же периодом 2007 г. увеличился на 9,7% до 81,869 тыс. т, в том числе твердых и полутвердых — на 10,2% до 74,458 тыс. т, плавленых — на 5,2% до 4,66 тыс. т, рассольных на 25,5% до 610 т, прочих сыров — на 19,5% до 190 т. В этой группе сократился только выпуск мягких сыров — на 3,5% до 1,951 тыс. т.

Экспорт белорусских сыров происходит в основном в Россию. Что касается импорта, то при наличии большой концентрации своих сыроделов он незначителен.

Экспорт Республики Беларусь сыров и творога в 2002-2006 гг. характеризуется снижением темпов роста. В 2006 г. поставки белорусской продукции на внешние рынки достигли объема 82,6 тыс. т на сумму 215,3 млн. долл., что относительно 2005 г. на 39% больше в стоимостном выражении. При этом в 2002-2006 гг. экспорт рос в среднем за год на 49% в стоимостном и на 31% в физическом выражении.

Стоит отметить, что экспортировались белорусские сыры и творог в 2006 г. в Российскую Федерацию в объеме 82,5 тыс. т на сумму 214,9 млн. долл. Кроме того, поставки белорусской продукции осуществлялись на рынки Украины (85 т на сумму 238 тыс. долл.), Молдовы (36 т на сумму 101 тыс. долл.) и Армении (четыре тонны на сумму 13 тыс. долл.). Структура белорусского экспорта сыров и творога по видам в 2006 г. приведена на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 – Объемы белорусского экспорта сыров и творога в 2006 г., тыс. долл.

 

Белорусский экспорт сыров и творога в 2007 г. вырос относительно 2006 г. на 56,8% в стоимостном выражении и на 19,9% — в физическом. Динамика экспорта Республики Беларусь в январе 2007- мае 2008 г. сыров и творога, в тоннах и в долл. представлена на рисунке 1.3 и на рисунке 1.4.

 


 

Рисунок 1.3 – Динамика экспорта Республики Беларусь в январе 2007 г. мае 2008 г. сыров и творога, т

 

Рисунок 1.4 – Динамика экспорта Республики Беларусь в январе 2007 г. мае 2008 г. сыров и творога, тыс. долл.

 

Следует отметить, что в рассматриваемом периоде белорусские сыры и творог экспортировались в основном на рынок Российской Федерации. В 2007 г. поставки в этом направлении достигли объема в 98,6 тыс. т на сумму 336,5 млн. долл. в 2007 г. При этом, в январе-мае 2008 г. экспортировано 35,5 тыс. тонн продукции на сумму 159,5 млн. долл., что относительно аналогичного периода в 2007 г. составляет 146,3% в стоимостном выражении и 98,4% — в физическом. Кроме того, Республика Беларусь поставляла рассматриваемую продукцию в Азербайджан, Армению, Италию, Канаду, Молдову и Украину.

Структура белорусского экспорта сыров и творога в 2007 г. по видам характеризуется выраженной неоднородностью.

Поставки на внешние рынки белорусских сыров и творога достигли в 2007 г. объема 31,3 тыс. т на сумму 82,7 млн. долл. В течение января-мая 2008 г. Беларусь экспортировала 12,6 тыс. т рассматриваемой продукции на сумму 45,4 млн. долл. При этом поставки белорусского творога с содержанием жира не более 40% достигли в 2007 г. объема 23,2 тыс. т на сумму 55,5 млн. долл., в январе-мае 2008 г. — 9,2 тыс. т на сумму 30,2 млн. долл.

В свою очередь, внешние поставки тертых сыров белорусского производства составили в 2007 г. 532,8 т на сумму 2 457,0 тыс. долл., в январе-мае 2008 г. — 354,0 т на сумму 1 704,1 тыс. долл.

Экспорт Республики Беларусь плавленых сыров составил в 2007 г. 80,2 т на сумму 267,5 тыс. долл., в январе-мае 2008 г. — 47,8 т на сумму 265,1 тыс. долл.

Импорт Республики Беларусь сыров и творога в 2002-2006 гг. характеризуется значительным увеличением темпов роста. Если в 2002-2006 гг. ввоз рассматриваемой продукции рос в среднем за год на 48% в стоимостном выражении (на 43% — в физическом выражении), то в 2005-2006 гг. — он увеличился на 124%.

Основной объем импорта на белорусский рынок сыров и творога приходится в 2006 г. на поставки из России (2,3 тыс. т на сумму 6,3 млн. долл.) и Украины (1,0 тыс. т на сумму 2,8 млн. долл.). Структура белорусского импорта сыров и творога по видам в 2006 г. приведена на рисунке 1.5.

 


 

 

Рисунок 1.5 – Объемы белорусского импорта сыров и творога в 2006 г., млн. долл.

 

Импорт Республики Беларусь сыров и творога в 2007 г. вырос относительно 2006 г. на 26,7% в стоимостном и сократился на 2,8% в физическом выражении и достиг объема в 3,5 тыс. т на сумму 12,8 млн. долл. При этом в январе-мае 2008 г. на белорусский рынок ввезено 1,3 тыс. т рассматриваемой продукции на сумму 5,8 млн. долл., что в сравнении с аналогичным периодом 2007 г. составляет 136,5% в стоимостном и 96,3% в физическом выражении. Динамика импорта Республики Беларусь в январе 2007 - мае 2008 г. сыров и творога, в тоннах и в долл. представлена на рисунке 1.6 и на рисунке 1.7.

 


 

Рисунок 1.6 – Динамика импорта Республики Беларусь в январе 2007 г. мае 2008 г. сыров и творога, т

 

Рисунок 1.7 – Динамика импорта Республики Беларусь в январе 2007 г. мае 2008 г. сыров и творога, тыс. долл.

 

Доминирующее положение на белорусском рынке сыров и творога среди стран-поставщиков принадлежит в рассматриваемом периоде Российской Федерации. В 2007 г. импорт российской продукции достиг объема 2,8 тыс. т на сумму 9,6 млн. долл., в январе-мае 2008 г. — 1,1 тыс. т на сумму 4,5 млн. долл. (относительно аналогичного периода 2007 г. — 137,5% в стоимостном и 96,8% в физическом выражении).

Значительно снизились в рассматриваемом периоде объемы поставок сыров и творога украинского производства. В течение 2007 г. Украина поставила на белорусский рынок 269,0 т на сумму 1005,8 тыс. долл. При этом в январе-мае 2008 г. относительно аналогичного периода в 2007 г. импорт составил 39,5% в стоимостном и 35,1% в физическом выражении или 16,0 т на сумму 56,7 тыс. долл.

В свою очередь, поставки из Германии в 2007 г. достигли объема в 166,0 т на сумму 889,5 тыс. долл., в январе-мае 2008 г. — 57,2 т на сумму 391,2 тыс. долл. (относительно января-мая 2007 г. — 143,5% в стоимостном и 97,7% в физическом выражении).

 Высокие темпы роста характерны для импорта литовской продукции. Если в январе-мае 2007 г. поставки достигли объема 49,1 т на сумму 199,7 тыс. долл. , то в январе-мае 2008 г. — 56,2 т на сумму 330,4 тыс. долл.

Такая же тенденция наблюдается в динамике поставок сыров и творога из Польши. В 2007 г. импорт польской продукции достиг объема 58,1 т на сумму 288,9 тыс. долл. При этом в январе-мае 2008 г. на белорусский рынок поставлено 55,0 т на сумму 255,1 тыс. долл., что относительно аналогичного периода 2007 г. больше на 93,6% в стоимостном и на 84,1% в физическом выражении.

Вместе с тем, в рассматриваемом периоде Республика Беларусь импортировала сыры и творог из Австрии, Дании, Италии, Нидерландов, Сирии, Финляндии, Франции и Швеции. Структура импорта Республики Беларусь сыров и творога по странам-поставщикам представлена на рисунке 1.8.

 


 

Рисунок 1.8 – Структура импорта Республики Беларусь сыров и творога по странам-поставщикам

 

Основной объем импорта рассматриваемой продукции в Республику Беларусь составляют в 2007 г. поставки сыров и творога — 2,0 тыс. т на сумму 6,3 млн. долл. При этом в январе-мае 2008 г. на белорусский рынок ввезено 0,9 тыс. т на сумму 3,3 млн. долл.

Стоит отметить сильный рост белорусского импорта тертых сыров. Если в 2007 г. поставки рассматриваемой продукции достигли объема 0,7 т на сумму 7,3 тыс. долл., то в течение первых пяти месяцев 2008 г. импорт составил 7,3 тонны на сумму 45,5 тыс. долл.

Рассматривая будущее молочной отрасли Беларуси, следует понимать, что перспективным направлением ее развития может быть экспортная ориентация, и для этого есть объективные предпосылки. Достаточно мощный технический потенциал молочной отрасли и сокращающееся население республики не делают отечественный рынок привлекательным в перспективе.

Но путь на российский рынок лежит только через новые технологии. Существующий технический и технологический уровень молочных предприятий не позволяет полностью обеспечить эффективную переработку сырья. Износ активной части основных фондов в молочной отрасли достиг 57%. Действующее технологическое оборудование морально устаревшее, малопроизводительное и энергоемкое. Техническое перевооружение позволит многим предприятиям не только наладить производство современного ассортимента твердого сыра, но и улучшить качество и товарный вид производимой продукции. Это позволит повысить конкурентоспособность белорусской продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Учитывая вышеизложенное, с целью увеличения объемов производства сыров на предприятии, а также улучшения их качества, и, соответственно, наращивания объемов экспорта в Россию, ОАО «Березовский сыродельный комбинат» инициирует проект технического перевооружения своего производства в части модернизации участка производства жирных сыров.

 





Требования рынка к качеству молочной продукции

 

Белорусские продукты, в большинстве своем натуральные и качественные, уступают западным в отношении упаковки и оформления. Качество отечественных продуктов подтверждают итоги международных конкурсов и конкурс-дегустация «ГУСТ».

Значительное повышение качества белорусских продуктов, в частности, молочных, подтверждают регулярные исследования Республиканского испытательного центра качества мясной и молочной продукции. В последние годы отечественные переработчики укрепили свои позиции на рынке за счет работы над внешним видом изделий и расширения выпускаемой продукции. Большим спросом все-таки пользуется традиционная цельномолочная продукция - десертная, с различными добавками менее популярна – так отмечают специалисты ОАО «Савушкин продукт». Меньшим спросом пользуются молочные продукты с витаминными добавками и комплексами - биокефир, биосметана. Объяснить это еще можно довольно низкой культурой питания. Серьезно повлияла на развитие рынка и качество мясомолочной продукции разработка стандартов республики Беларусь (СТБ).

В Республике Беларусь в настоящее время действует 96 государственных стандартов, которые охватывают практически все виды молочной продукции. Данные стандарты устанавливают не только требования к качеству и безопасности продукции, но и требования к ее маркировке, упаковке и методам контроля. В течение 2000-2004 гг. фонд стандартов на молочную продукцию был обновлен. Разработка государственных стандартов и актуализация действующих осуществлялась с учетом достижений науки, применения прогрессивных технологий изготовления продукции, применения новых видов упаковочных материалов и тары, уточнения сроков годности и режимов хранения готовой продукции, т.е. с учетом факторов, влияющих на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции. С 01.01.2004 г. введен в действие СТБ П ГОСТ Р 51917-2002/2003 «Продукты молочные и молокосодержащие. Термины и определения», устанавливающий основные термины и определения в области молочных и молокосодержащих продуктов, производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь.

В соответствии с вышеуказанным стандартом йогурт – это кисломолочный изготовляемый путем сквашивания протосимбиотической смесью чистых культур палочки, содержание которых в готовом продукте в конце срока годности составляет не менее 10 в 7-ой степени КОЕ в один грамм продукта. Пищевой продукт, изготавлеваемый по технологии йогурта с применением термизации является продуктом йогуртным. Маркировка должна соответствовать требованиям п. 4.4 СТБ 1100-98 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». При жестком контроле качества конечного продукта, технологии производства, но при минимальном контроле сырья у нас производятся довольно высококачественные молочные продукты. В зарубежной практике это делается наоборот - отслеживается качество исходного сырья, потом в зависимости, к примеру, от количества белка, его пускают на производство сыра. Если много жира - то на выпуск масла. В Беларуси само племхозяйство, оснащенное хорошим лабораторным оборудованием, определяет жирность молока, плотность, кислотность, температуру. Вся эта информация вносится в сопроводительные документы. Конечно, технический уровень лабораторий необходимо повышать, чтобы проводить более углубленные анализы для повышения исходного качества сырья. У нас всегда считали, сколько производится у нас молока, но никогда не пытались создать банк данных качества, какое это молоко, сколько в нем белка, жира. Получая молоко, переработчик должен иметь возможность измерить содержание белка, жира, сделать анализ по микробиологическим показателям, пока у нас это в перспективе.

Стандартный микробиологический анализ длится около четырех суток, для производства это большой срок, поэтому микробиологические показатели измеряются раз в десять дней, хотя должна контролироваться каждая партия. В 2004 г. органами государственного надзора Госстандарта были проведены проверки состояния качества и конкурентоспособности продукции молочной отрасли промышленности. Из 66 проверенных за девять месяцев предприятий молочной отрасли 30 нарушали установленные требования технических нормативных правовых актов. Однако ряд предприятий, используя новейшие технологии, выпускают качественную и конкурентоспособную продукцию. Так, например, ОАО «Савушкин продукт», являясь одним из крупнейших и наиболее известных производителей молочных продуктов на рынке Беларуси, реализует свою продукцию, как на внутреннем рынке, так и за пределами страны, налаживая прочные контакты с фирмами различных стран (Польша, Германия, Россия). Одним из важных мероприятий, направленным на обеспечение качества и безопасности молочной продукции, производимой предприятиями республики, является проведение работ по сертификации продукции, а также сертификации систем качества.

Что касается ОАО «Березовский сыродельный комбинат», главные цели в области качества:

- удовлетворение требований и ожиданий потребителей;

- обеспечение экономического благополучия предприятия;

- постоянное повышение благосостояния всех работников.

Достижение поставленных целей обеспечивается:

- проведением маркетинговых исследований рынка молочной продукции: удовлетворенность потребителей, конкуренции, тенденций рынка;

- постоянным освоением и производством новых видов продукции на основе внедрения передовых технологий и материалов;

- строгим соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм, установленных для предприятий молочной промышленности;

- совершенствование системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000;

- применение в системе управления качеством принципов НАССР, анализа рисков и критических контрольных точек по обеспечению безопасности продуктов питания;

- недопущением случаев реализации продукции не соответствующей установленным требованиям;

- представление покупателям полной информации о потребительских свойствах продукции предприятия;

- постоянным контролем качества и безопасности закупаемого сырья, пищевых добавок, технологического оборудования, упаковки и материалов, используемых при производстве молочной продукции;

- постоянным повышением профессионального уровня рабочих, ИТР и служащих на основе производственно-технического обучения, подготовки и переподготовки специалистов по управлению качеством;

- постоянным совершенствованием и развитием систем управления качеством;

- условия транспортировки и упаковки товара соответствуют санитарным нормам и правилам РБ.

Несколько лет назад белорусский рынок очень активно начали завоевывать российские молочные продукты. Яркая и красочная упаковка покорила потребителя, но лишь первое время белорусы отдавали предпочтение российским продуктам. Сегодня наши предприятия модернизируются и догоняют россиян в упаковке и оформлении. Если же говорить о качестве, то наши переработчики сегодня успешно конкурируют с российскими производителями. Сопоставление стандартов на некоторые виды молочной продукции, выпускаемой в нашей республике и в странах СНГ, выявило, что требования, связанные с безопасностью продукции в них идентичны. В республике сохранено действие ряда стандартов с высокими потребительскими свойствами. Например, на масло коровье действует ГОСТ 37-91, в то время как в Российской Федерации уже введена другая классификация масла, расширен диапазон содержания массовой доли влаги, предусмотрена возможность использования ароматизаторов и консервантов. Особое внимание уделяется гармонизации требований, устанавливаемых в государственных стандартах с требованиями международных и региональных стандартов.

Основные требования к молоку коровьему заготовляемому в нашей республике соответствуют требованиям Евросоюза, установленным в Директиве 92 /46 ЕЭС. С целью увеличения экспорта введены единые требования к маркировке молочной продукции (СТБ 1100-98 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Обшие требования», СТБ 8019-2002 «СОЕИ Республики Беларусь. Товары фасованные. Обшие требования к количеству товара»), гармонизированные с требованиями Директив Евросоюза. С 01.07.1994 действует государственный стандарт Республики Беларусь СТД 736-93 «Сыры плавленые. Общие технические условия». Стандарт гарантирует, что в нем должно содержаться не менее 30-60% твердых сычужных сыров без каких-либо стабилизаторов. Если в рамках рецептур, установленных стандартом, использовать стабилизаторы, тогда можно было бы заменять твердые сыры обыкновенным творогом. Для таких случаев фирмы разрабатывают соответствующие ТУ, чтобы потребитель знал, что продукт сделан из творога с добавлением стабилизаторов и к классическому плавленому сыру не имеет отношения.

Таким образом, не смотря на трудности, качество белорусской молочной продукции растет, ассортимент разнообразится, упаковка совершенствуется.

Описание продукции

 

ОАО «Березовский сыродельный комбинат» специализируется на производстве жирных сыров, как твердых, так и мягких. Кроме того, на предприятии производятся цельномолочная продукция, нежирная продукция, масло и сливки. Важным достижением ОАО «Березовский сыродельный комбинат» является то, что целенаправленная работа по улучшению качества продукции была отмечена дипломами и медалями на выставках.

Ниже приведено описание некоторых видов производимых на ОАО «Березовский сыродельный комбинат» твердых сыров.

Сыр «Российский»: низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью. На разрезе равномерно расположен рисунок, состоящий из глазков неправильной угловатой и щелевидной формы. Вкус выраженный, сырный, слегка кисловатый, без посторонних привкусов и запахов. Вес головки - 7-11 кг, жир - 50%, влага - 43%.

Диплом и золотая медаль выставки «Праздник масла и сыра - 2003», г. Москва. Серебряная медаль выставки «Продэкспо - 2004», г. Москва - за сыры сычужные твердые фасованные в ассортименте».

Сыр «Пошехонский»: низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью. На разрезе глазки круглой или слегка сплюснутой неправильной формы. Вкус умеренно сырный, не острый, слегка кисловатый, без посторонних запахов. Вес головки - 5-6 кг, жир -45%, влага - 43%.

Диплом и серебряная медаль выставки «Продовольственный рынок. Тара. Упаковка. Этикетка» - 2003 г., г. Волгоград. Серебряная медаль выставки «Продэкспо - 2004», г. Москва - за сыры сычужные твердые фасованные в ассортименте».

Сыр «Костромской»: низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью. На разрезе глазки круглой или овальной формы, равномерно расположенные по всей массе. Вкус умеренно выраженный, сырный, кисловатый, без посторонних запахов. Вес головки - 6-7 кг, жир - 45%, влага 44%.

Золотая медаль выставки «Праздник масла и сыра - 2003», г. Москва. Лауреат конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь», 2003 г., г. Минск. Лауреат конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» -2003г., г. Минск. Диплом и золотая медаль выставки «Праздник масла и сыра -2003», г. Москва. Диплом и серебряная медаль выставки «Продэкспо - 2004», г. Москва - за сыры сычужные твердые фасованные в ассортименте». Диплом и серебряная медаль выставки «Праздник масла и сыра - 2004», г. Москва. Диплом и золотая медаль выставки «Продовольственный рынок. Тара и упаковка. Новый магазин и ресторан» - 2004 г., г. Волгоград.

Сыр «Голландский»: прямоугольный брусок со слегка выпуклой боковой поверхностью. На разрезе равномерно расположены глазки круглой, овальной или угловатой формы. Вкус выраженный, сырный, с наличием остроты и легкой кислотности, без посторонних запахов. Вес головки - 3-5 кг, жир - 45%, влага - 44%.

Диплом и бронзовая медаль выставки «Продэкспо - 2004», г. Москва. Диплом и серебряная медаль выставки «Продэкспо - 2004», г. Москва - за сыры сычужные твердые фасованные в ассортименте». Диплом и золотая медаль выставки «Праздник масла и сыра - 2004», г. Москва.

Сыр «Монастырский»: низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью с округленной гранью. На разрезе равномерно расположены глазки неправильной угловатой и щелевидной формы. Вкус умеренно выраженный, сырный, слегка кисловатый, без посторонних запахов. Вес головки - 3,5-7,5 кг, жир - 45%+1,6%, влага - 45%. Диплом выставки «Весь мир питания - 2004», г. Москва.

Сыр «Воскресенский»: низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью с округленной гранью. На разрезе равномерно расположены глазки неправильной угловатой и щелевидной формы. Вкус умеренно выраженный, сырный, не острый, слегка кисловатый, без посторонних запахов. Вес головки - 3,5-7,5 кг, жир - 45%+ 1,6%, влага - 44%. Диплом и золотая медаль выставки «Праздник масла и сыра - 2004», г. Москва.

Сыр «Белая Русь»: низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью. На разрезе расположены глазки неправильной угловатой и щелевидной формы. Вкус умеренно выраженный, сырный, не острый, слегка кисловатый, без посторонних запахов. Вес головки - 3,5-7,5 кг, жир - 45%, влага - 44%.

Сыр «Березовский Экстра»: низкий цилиндр со слегка выпуклой боковой поверхностью. На разрезе равномерно расположен рисунок, состоящий из глазков неправильной угловатой и щелевидной формы. Вкус умеренно выраженный, сырный, слегка кисловатый, без посторонних привкусов и запахов, допускается наличие легкой пряности. Вес головки 3,5-7,5 кг, жир 50%, влага 45%.

Диплом и золотая медаль выставки «Весь мир питания - 2004», г. Москва.

Продукция, подлежащая обязательной сертификации, сертифицирована и имеет удостоверения о гигиенической регистрации, что подтверждает соответствие продукции санитарно-гигиеническим нормам и требованиям нормативной документации.

Цельномолочная продукция не подлежит сертификации и гигиенической регистрации.

Сертификаты соответствия СТБ зарегистрированы в Государственном реестре Республики Беларусь, сертификаты соответствия РСТ выданы Госстандартом Республики Беларусь и зарегистрированы в Системе сертификации ГОСТ Госстандарта России.

Одним из важнейших приоритетов производственной деятельности ОАО «Березовский сыродельный комбинат» является обеспечение показателей качества и безопасности выпускаемой продукции. Структурная схема управления качеством продукции предусматривает взаимодействие всех подразделений и служб.

Система обеспечения качества продукции на ОАО «Березовский сыродельный комбинат» основана на выполнении требований нормативных документов по всем видам работ структурными подразделениями, отделами и службами. В действующей на предприятии технологической документации отражен технологические процессы, требования к режимам технологического процесс контролируемые параметры, влияющие на качество продукции.

При производстве продукции используется только сертифицированное или прошедшее гигиеническую регистрацию по показателям безопасности сырье, также тароупаковочные материалы, прошедшие гигиеническую регистрацию в Минздраве Республики Беларусь. С целью предотвращения поступления в производство сырья и тароупаковочных материалов, не соответствующих требованиям нормативной документации, они подвергаются входному контролю по показателям, установленным в этой документации.

Соблюдение технологической дисциплины на предприятии контролируется технологами, начальниками цехов, начальниками смен, мастерами. Результаты контроля регистрируются в журналах контроля соблюдения технологической дисциплины. По результатам контроля разрабатываются конкретные мероприятия с указанием ответственных исполнителей и сроков их выполнения.

В целях повышения качества выпускаемой продукции и обеспечения стабильности производства, на предприятии действует система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000-2001.

В настоящее время на предприятии проводится аккредитация производства твердых сыров на основе принципов НАССР (анализ рисков и контроль критических точек).

Для улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности на предприятии в комплексе решаются задачи, определяемые ежегодной программой «Качество», утверждаемой директором предприятия и включающей в себя следующие мероприятия:

- рост объемов производства, в том числе и экспортной продукции;

- совершенствование маркетинговой деятельности;

- освоение выпуска новой продукции и совершенствование технологий;

- сертификация продукции и системы менеджмента качества;

- проведение технического перевооружения;

- совершенствование кадровой политики.

Стратегическая задача по повышению конкурентоспособности продукции состоит в снижении издержек ее производства. На предприятии имеются все необходимые условия (производственные мощности, обеспеченность специалистами всех профессий, обеспечение всеми видами энергии) для комплексной и безотходной переработки основного молочного сырья. Новое оборудование, приобретаемое предприятием, позволит выпускать продукцию более низкой себестоимости, следовательно, конкурентоспособную по цене.

На предприятии постоянно идет работа по улучшению потребительских свойств выпускаемой продукции и освоению новых видов продукции.

Специалистами предприятия ежегодно разрабатывается план мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции. Кроме улучшения качества выпускаемой продукции на предприятии большое внимание уделяется ее упаковке (вид тары, красочность этикеток и т.д.).

Для изучения спроса на свою продукцию и демонстрации образцов продукции предприятие принимает участие в специализированных выставках и конкурсах, посвященных тематике производства продуктов питания.

 

Сырьевая зона

 

В сырьевую зону ОАО «Березовский сыродельный комбинат» входят хозяйства Березовского района, пять хозяйств Дрогиченского района и четыре хозяйства Ивацевичского района.

Предприятие имеет в своем составе службу, которая обслуживает животноводческие фермы хозяйств-поставщиков молока. Наличие данной службы позволяет эффективно решать вопросы ремонта доильного и холодильного оборудования, снабжения необходимыми запасными частями, что в свою очередь положительно сказывается на качестве заготовляемого молока.

Предприятие также обеспечивает хозяйства моющими средствами, фильтрующими материалами, заменителями цельного молока и помогает приобретать холодильное оборудование.

Основным сырьем является цельное молоко, поступающее на предприятие из хозяйств закрепленной сырьевой зоны. Частично молоко поставляется населением и берется на переработку на давальческих условиях. Сведения о заготовках молока в 2005-2008 гг. приведены в таблице 2.2:

 

Таблица 2.2 Сведения о заготовках молока в 2005-2008 гг.

Наименование показателей 2005 г. 2006 г. Темп роста, % 2007 г. 2008 г. Темп роста, %
1. Заготовки молока – всего, т 78329 105392 134,6 121948 152260 124,9
из него: Березовский район, т 72465 813985 112,3  88331 115757 131,0
Дрогиченский район, т  4449  11930 268,2  11270  13563 120,4
Ивацевичский район, т  5808  10359 178,4
Давальческое сырье, т 1416  11088 853,1  5808  2574  44,3
в т. ч. от населения, т  84  8652  103,0  10732  3032  93,0
Удельный вес молока от населения, % 10,9  9,30  -1,6  8,80  6,60  -2,2
- высший сорт 149,16 159,39  +3,1 166,98  199,98  +9,4
- 1 сорт  165,00 159,06  -1,8 156,09  125,40  -9,3
- 2 сорт 13,86  10,89  -0,9  6,60  6,27  -0,1
- несортовое  1,98  0,66  -0,4  0,33  0,33 -
2. Охлажденное молоко, %  61,7  77,50 +15,8  89,10  88,80  -0,3
3. Средний процент жира, %  3,54  3,55  +0,0  3,61  3,70  +0,1
4. Переработка молока 127766 154833 121,2

 

Как видно из таблицы 2.2, основными поставщиками молока были и остаются хозяйства сырьевой зоны, их удельный вес в общем объеме поставок составляет 91,7%, давальческое сырье – 1,7%, молоко, собранное у населения, составляет 6,6% (по данным за 2008 г.). Наибольшее количество молока поступает из хозяйств Березовского района (в 2008 г. поступило 76,0%).

В целом в поставках молока наблюдается тенденция к увеличению, то есть в 2008 г. объем поставок молока увеличился на 34,6% по сравнению 2007 г.

На ОАО «Березовский сыродельный комбинат» большое внимание уделяется качеству молока. Сохранение высокого качества цельного молока необходимо для производства целого ряда молочных продуктов. Особенно это касается сыров, творожных продуктов, стерилизованного молока, продуктов детского питания.

Поставки на предприятие недоброкачественного сырья от производителей молока влекут снижение качества и объемов производимой продукции, что ведет к уменьшению производства высококачественных и высокотехнологичных молочных продуктов, от реализации которых предприятие получает основную выручку, в том числе и валютную.

В 2005 г. хозяйства Березовского района сдали высшим сортом 49,9% молока, Дрогиченского района - 81,2%, Ивацевичского района - 88,6%, что выше среднереспубликанского показателя, равного 47%.

В 2006 г. лучшие показатели по сдаче молока высшего сорта у СПК «Советская Беларусь» - 73,7%, СПК «Агро-Нива» - 55,0%, ОАО «Александрия-Агро» - 51,3%, ОАО «Восход-Луч» - 63,5%, РСУП «Березовский» - 63,2%.

Для осуществления производственного процесса на предприятии требуется определенное количество вспомогательного сырья (соль, ферментный порошок, хлористый кальций, селитра и т.д.). Их поставка осуществляется на основании договоров, заключенных между поставщиками и предприятием.

 

План реализации проекта

Реализация проекта будет проходить в соответствии с календарным планом, представленном в таблице 4.9:

 

Таблица 4.9  Календарный план реализации проекта в 2009 – 2010 гг.

Номер недели

 

 

Мероприятия

4 квартал 2009 г.

1квартал 2010 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Анализ состояния рынка Х                          
Разработка бизнес-плана   Х Х Х                    
Поиск партнёров       Х Х Х                
Разработка догово ров по поставке оборудования             Х Х            
Подписание договора                 Х          
Подготовка помещения для установки оборудования                 Х Х Х      
Закупка и установка оборудования                     Х Х    
Обучение персонала                       Х    
Наладка оборудования                       Х    
Производство продукции                         Х Х

 

Как видно из таблицы 4.9, на мероприятия по подготовке к пуску линии по производству мороженого «Яначка» будет отведено 3 мес. С началом первого квартала 2010 г. предприятие сможет начать производство данного вида продукции.

 

4.1.3 Инвестиционный план

Для реализации проекта необходимы денежные средства, которые будут направлены на приобретение технологического оборудования и оплату различного рода услуг в соответствии с расчетами приведенными в таблице 4.10.

 

Таблица 4.10 Инвестиции по приобретению оборудования

Наименование приобретённого оборудования Стоимость, тыс. р.
Линия по производству мороженого ОЛ2-В (комплект) 35760
Автомат для выпечки вафельных стаканчиков О2-ОВА 7990
Итого 43750

 

Для финансирования проекта необходимо 43750 тыс. р., которые будут направлены на приобретение оборудования.

Источником финансирования данного проекта является кредит банка в размере 43750 тыс. р., выдаваемый сроком на два года под 13% годовых. Погашение кредита будет происходить равными взносами в конце каждого месяца.

В таблицах 4.11-4.12 представлен порядок погашения кредита.

 

Таблица 4.11 График погашения кредита, тыс. р.

 

Месяц

2010 г.

2011 г.

  Остаток долга, тыс. р.

Основной долг, тыс. р.

Проценты, тыс. р.

Остаток долга, тыс. р. Основной долг, тыс. р. Проценты, тыс. р.
  1 2

3

4

5 6 7
  Январь 43750,000

1822,917

473,958

21874,996 1822,917 236,979
  Февраль 41927,083

1822,917

454,210

20052,079 1822,917 217,231
  Март 40104,166

1822,917

434,462

18229,162 1822,917 197,483
  Апрель 38281,249

1822,917

414,714

16406,245 1822,917 177,734
  Май 36458,332

1822,917

394,965

14583,328 1822,917 157,986
  Июнь 34635,415

1822,917

375,217

12760,411 1822,917 138,238
  Июль 32812,498

1822,917

355,469

10937,494 1822,917 118,490
  Август 30989,581

1822,917

335,720

9114,577 1822,917  98,741

Сентябрь

29166,664

 1822,917  315,972

7291,660

 1822,917  78,993

Октябрь

27343,747

 1822,917  296,224

5468,743

 1822,917  59,245

Ноябрь

25520,830

 1822,917  276,476

3645,826

 1822,917  39,496

Декабрь

23697,913

 1822,917  256,727

1822,909

 1822,917  19,748

Итого

21875,004 4384,114

21875,004 1540,364
                   

 

Таким образом, будет погашен основной долг банку на сумму 43750 тыс. р. и проценты по кредиту в размере 5924,478 тыс. р. Расчет погашения долговых обязательств представлен в таблице 4.12

 

Таблица 4.12 Расчет погашения долговых обязательств, тыс. р

Показатели Всего 2010 г. 2011 г.
Сумма кредита, тыс. р. 43750,000
Задолженность кредита на начало года, тыс. р 43750,000 21874,996
Начислено процентов за кредит, тыс. р.  5924,478  4384,114  1540,364
Выплата процентов, тыс. р.  5924,478  4384,114  1540,364
Погашено основного долга, тыс.р. 43750,008 21875,004 21875,004
Задолженность по кредиту на конец года, тыс. р. 21874,996  0
Итого стоимость обслуживаемого долга, тыс. р. 49674,486 26259,118 23415,368

 

Заключение

 

Актуальность выбранной тематики дипломного исследования очевидна, так как при правильном совершенствовании маркетинговой деятельности будет максимальным образом удовлетворяться спрос потребителей в молочной продукции, увеличатся объёмы продаж на внутреннем и внешних целевых рынках, что приведёт к росту прибыли от реализации молочной продукции.

Основная цель данного исследования в рамках дипломного проекта – совершенствование маркетинговой деятельности на ОАО «Березовский сыродельный комбинат» .

Молочный подкомплекс Республики Беларусь представлен 120 предприятиями, с мощностью переработки от 1,5 до 781,3 т/см при среднереспубликанском показателе 108, 9 т/см (в величине производственных мощностей учитываются только мощности по производству готовой продукции, и не учитываются объёмы молока, проходящие первичную обработку - охлаждение, очистку). В общем объёме товарной продукции пищевой промышленности молочная отрасль занимает 20,4%.

В настоящее время ОАО «Березовский сыродельный комбинат» является региональным предприятием Брестской области, ассортимент которого насчитывает более 150 видов продукции, но основной продукцией предприятия является производство жирных сыров, как твердых так и мягких.

ОАО «Березовский сыродельный комбинат» обладает достаточно мощным производственным потенциалом. Техническое и метрологическое оснащение позволяет обеспечить выпуск продукции в соответствии с требованиями нормативных документов.

Приоритетным направлением в своей деятельности ОАО «Березовский сыродельный комбинат» ставит поддержку агропромышленного комплекса, т.е. своих прямых поставщиков. В настоящее время основные поставки молочного сырья на комбинат из трех районов области: Березовского, Дрогического и Ивацевичского района, четыре хозяйства Ивановского района.

На ОАО «Березовский сыродельный комбинат» служба маркетинга находится в подчинении зам. генерального директора по коммерческим вопросам и включает отдел маркетинга и рекламы, отдел внешнеэкономической деятельности и отдел продаж. Центральной задачей деятельности службы маркетинга является обеспечение реализации маркетинговой стратегии, составной частью которой является товарная стратегия, а также проведение маркетинговых исследований, рекламных компаний и контроль за сбытом молочной продукции.

В научно-исследовательском разделе были рассмотрены состояние и проблемы молочной отрасли РБ, а именно: экспорт и импорт молочных продуктов, потребительский спрос на сыры, требования рынка к качеству молочной продукции и влияние финансового кризиса на работу молочных предприятий.

В аналитическом разделе проведен анализ объема производства и реализации продукции, анализ производственных издержек, анализ состояния и использования основных фондов, анализ прибыли и рентабельности , анализ финансового состояния и анализ комплекса маркетинга. Анализ показал, что по всем видам производимой продукции наблюдается положительная динамика производства и реализации продукции, что касается структуры реализации продукции по рынкам сбыта, видно, что за 2008 г. произошло увеличение доли внутреннего рынка на 13%; наибольший удельный вес в структуре затрат на производство продукции занимают материальные затраты, снижается удельный вес расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды, а доля прочих затрат возрастает; наибольший удельный вес в структуре основных средств занимают машины, оборудование, износ основных средств снизился к концу 2008 г. на 4,6%, а коэффициент годности увеличился.

Предприятие стабильно работало все годы своего существования, получая прибыль. Убытки получены только в 2005 г. в сумме 434 млн. р. по причине реализации сыра за пределы Республики Беларусь по ценам ниже себестоимости. Причинами, повлиявшими на снижение цен реализации, явилось то, что были повышены закупочные цены на молоко, что привело к неконкурентной цене на сыр за пределами Республики Беларусь и отсутствием спроса в пределах РБ. Выручка от реализации увеличивается из года в год, так в 2007 г. она выросла на 27624 млн. р. или на 79,57 %, в 2008 г. на 24500 млн. р. или на 39,3 %. В отношении рентабельности производства отмечается положительная тенденция.

В проектном разделе с целью совершенствования товарной политики нами предлагается бизнес-план по внедрению нового вида продукции – мороженого «Яначка» с низким содержанием лактозы.

С целью технического перевооружения устаревшего оборудования, а также уменьшению энергозатрат предлагается закупить Линию по производству мороженого ОЛ2-В у российской фирмы ООО «Торгсин» со склада в Минске.

В соответствии с техническими и технологическими характеристиками оборудования для его обслуживания будут привлечены 3 чел.; обучение работе на линии включено в контракт.

Для финансирования проекта необходимо 43750000 млн. р., которые будут направлены на приобретение оборудования.

Источником финансирования данного проекта является кредит банка в размере 43750000 млн. р., выдаваемый сроком на два года под 13% годовых. Погашение кредита будет происходить равными взносами в конце каждого месяца.

С целью совершенствования политики распределения предлагается создание специализированного магазина. Одним из перспективных мест для размещения фирменного магазина является город Белоозерск. На данный момент в городе проживает около 8600 потенциальных потребителей. Хорошо развита торговля. В Белозерске находится более 20 магазинов, продающих различные виды товаров, ресторан и 2 бара. Все это свидетельствует о платежеспособности населения. Затраты на строительство составят 64 400 тыс. р. Срок окупаемости проекта составит 8 мес.

С целью совершенствования коммуникационной политики, мы предлагаем провести 2 мероприятия: «День открытых дверей» и «День пожилого человека». Данные мероприятия позволят повысить имидж предприятия, повысят интерес к продукции, позволят привлечь на вакантные места необходимых специалистов.

В конструкторско-технологическом разделе была разработана односторонняя печатная плата блока электронного. Выбор разработки односторонней печатной платы обусловлен тем, что их стоимость в настоящее время ниже стоимости двусторонней печатной платы и многослойных печатных плат, так как она наиболее проста в исполнении, надежна в эксплуатации.

На предприятиях должно уделяться особое внимание охране труда его работников. В данном разделе дипломного проекта освещаются основные вопросы охраны труда, техники безопасности, и организации рабочего места маркетолога.

Предложенные мероприятия позволят предприятию выпустить новый вид мороженого с низким содержанием лактозы, которое будет доступно людям и со средним и с низким достатком, учитывая то, что цены на мороженое планируется устанавливать на уровне конкурентов, даже немного ниже, в то время как качество будет удовлетворять самым взыскательным вкусам, что дает предприятию преимущества перед конкурентами;; а проведение таких мероприятий как «День открытых дверей» и «День пожилого человека» позволят повысить имидж предприятия и интерес к продукции.


 


Список литературы

 

[1] Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учебник Н. А. Русак [и др.] ; под общ. ред. В. И. Стражева. – Минск : Высш. шк., 2005. – 398

[2] Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Ермолович, Л. Л. [и др.] ; под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Минск : Интерпрессервис ; Экоперспектива, 2001. – 576 с.

[3] Бабук, И. М. Экономика предприятия : учеб. пособие / И. М. Бабук.– Минск : УП «ИВЦ Минфина», 2006.– 327 с.

[4] Гончаров, В.И. Основы менеджмента : учеб. пособие / В. И. Гончаров. - Минск : Совр. шк., 2006. – 260 с.

[5] ГОСТ 12.1.003 – 88 – ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

[6] Дорофеев, В. Финансовая отчетность предприятий, ее составление и проверка / В. Дорофеев // Финансы, учет и аудит. - 2003. - №9. - С. 62-65.

[7] Ильющенко, Е. В. Маркетинг на предприятии : учеб. пособие — Минск : Экоперспектива, 2000. — 208 с.

[8] Котлер, Ф. Основы маркетинга : Пер. с англ. – М. : Прогресс, 1992. – 106 с

[9] Кобевник, В. Ф. Охрана труда : учеб.пособие - К. : Высш. шк., 2000. – 123

[10] Крупич, А. Молочный подкомплекс республики и совершенствование его организационной структуры // Агроэкономика. - 2005. - №10. – с. 13-15.

[11] Маркетинг : толковый терминологический словарь-справочник. – М. : Инфоконт, 2001. – 56 с.

[12] Нехорошева, Л. Н. Экономика предприятия : учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева, Н. Б. Антонова, Л. В. Гринцевич ; под общ. ред. Л. Н. Нехорошевой. – Минск : БГЭУ , 2008. – 719 с.

[13] Романович, К. Мясо и молоко : убытки вместо богатства / К. Романович Директор. – 2005. - №3. –с. 10-12.

[14] Статистический ежегодник Республики Беларусь на 2006 г. / М-во статистики и анализа Республики Беларусь. - Минск, 2006. - 611 с.

[15] Трудовой кодекс Республики Беларусь. – Минск : Национальный центр правовой информации РБ, 1999. – 192 с.

[16] Фархутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент : учебник. - М. : Дело, 2004. – 640 с.

[17] Чернобривец, А. С. Анализ производства и реализации продукции / А.С. Чернобривец // Экономика. Финансы. Управление. – 2006. - №1. - с. 19-26.

[18] Эйсмонт, И. Т. Современное состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности в молокоперерабатывающем подкомплексе АПК РБ. // АПК : проблемы управления в условиях перехода к рынку : Материалы международной научно-практической конференции – В 2 ч. / отв. ред. Обухович, В. С. : - Горки, БГСХА, 2001. – 215 с.

Введение

 

В сложный период экономической нестабильности, перехода к рыночным отношениям и ведения новых форм хозяйствования, когда главным регулятором становиться рынок, в нашей стране возрастает роль коммерческой деятельности предприятия. Это связано с переходом на рыночный механизм хозяйствования, с тем, что товарно-денежные отношения проникают в каждое звено экономического комплекса Республики Беларусь.

Молоко и молочные продукты являются важнейшей составляющей ежедневного рациона питания каждого человека. В молочной продукции содержится большое количество важных компонентов, таких как аминокислоты, жирные кислоты, молочный сахар, минеральные вещества, ферменты, витамины и ряд других веществ. Поэтому потребление молочных продуктов должно быть достаточным как относительно норм рационального питания, так и разнообразного выбора товара.

Молочно-продуктовый подкомплекс занимает в структуре АПК Республики Беларусь значимое место. Одной из важнейших составляющих частей АПК страны, наряду с производством сельскохозяйственной продукции, является перерабатывающая сфера, поэтому как производители сырья, так и торговля, а также население заинтересованы в эффективной деятельности перерабатывающих предприятий.

Но наряду со значимостью перерабатывающей отрасли, однако, на данном этапе развития рыночных отношений, она находится в сложном экономическом положении.

Потребление молочной продукции на душу населения в нашей стране меньше научно обоснованных норм потребления. К тому же в последнее время отечественных производителей вытесняют с внешних рынков. В условиях перехода к рыночной экономике производство молока связано с рядом существовавших трудностей: государственное регулирование цен на молочную продукцию, несовершенство отношений с производителями и поставщиками сырья, изношенность оборудования, и, как следствие, незаинтересованность в результатах собственного труда. Поэтому важное значение имеет изучение проблем и определение путей выхода из кризиса молочной отрасли.

Основная цель данной работы – совершенствование маркетинговой деятельности на ОАО «Березовский сыродельный комбинат». Исходя из поставленной цели, в дипломной работе нужно решить следующие задачи:

- проанализировать основные технико-экономические показатели работы предприятия (за три последних года): объём выпуска продукции (работ и услуг), себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность, численность, уровень средней заработной платы и др.;

- изучить существующее состояние производственной и сбытовой деятельности ОАО «Березовский сыродельный комбинат»;

- проанализировать фактическое использование инструментов комплекса маркетинга на предприятии;

- разработать проект совершенствования комплекса маркетинга на исследуемом предприятии.

В данной работе речь пойдет об организации товарной политики, политики ценообразования, политики продвижения, коммуникационной политики на исследуемом заводе. Объектом исследования является ОАО «Березовский сыродельный комбинат». При исследовании использовались следующие методы: монографических исследований, комплекс статистических методов, метод анализа и синтеза.

При написании дипломной работы использовались данные годовых отчётов за 2006 – 2008 гг. ОАО «Березовский сыродельный комбинат», а также данные первичной бухгалтерской отчетности, статистическая информация о состоянии молочного подкомплекса Республики Беларусь, работы экономистов-аграрников, нормативно-законодательные документы и экономическая литература.

Молочная промышленность Республики Беларусь: состояние и проблемы

 

Общий обзор отрасли

 

Производство сыров, наравне с остальными видами молочной продукции, является традиционным для Республики Беларусь. На выпуске твердых сыров специализируются около 30 предприятий. Структура выработки жирных сыров в Беларуси представлена на рисунке 1.1:

 

Рисунок 1.1 – Структура производства жирных сыров в Республике Беларусьпо видам

 

Новые виды сыров в Беларуси разрабатываются либо на самих предприятиях, что позволяет держать выгодную для производителя цену на рынке, либо в Белорусском научно-исследовательском и конструкторско-технологическом институте мясной и молочной промышленности. Закваски белорусские сыроделы закупают в основном в России в Институте маслоделия и сыроделия, который раньше был всесоюзным. А молокосвертывающие ферменты поставляются Московским заводом сычужных ферментов. Есть возможность также использовать европейские молокосвертывающие ферменты (из Дании, Голландии и других стран) - их поставляют в Беларусь различные фирмы-посредники.

В 1990 г. производство сыров в стране, по данным Минсельхозпрода Республики Беларусь, составляло в год 65 тыс. т, в том числе твердых (наиболее потребляемых) — 40 тыс. т.

Начиная с 1991 г., валовые надои молока стали снижаться, и соответственно уменьшился объем производства сыров. Выйти из кризиса белорусским сыроделам удалось только в 1996 г., когда вновь наметился рост производства—до 28,5 тыс. т.

На сегодняшний день тенденция роста производства сыров в Республике Беларусь сохраняется. В 2007 г. объем производства жирных сыров по сравнению с уровнем 2006 г. увеличился на 10% и составил 106 тыс. т.

За 8 месяцев 2008 г. производство молока в сельхозорганизациях Беларуси возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,8%. Рост закупок молока в хозяйствах населения за указанный период 2008 г. составил 4,4% по сравнению с соответствующим периодом 2007 г.

Увеличение производства молока, служащего сырьем для продукции сыроделия, послужило толчком для роста его объемов. Выпуск жирных сыров за январь-август 2008 г. по сравнению с тем же периодом 2007 г. увеличился на 9,7% до 81,869 тыс. т, в том числе твердых и полутвердых — на 10,2% до 74,458 тыс. т, плавленых — на 5,2% до 4,66 тыс. т, рассольных на 25,5% до 610 т, прочих сыров — на 19,5% до 190 т. В этой группе сократился только выпуск мягких сыров — на 3,5% до 1,951 тыс. т.

Экспорт белорусских сыров происходит в основном в Россию. Что касается импорта, то при наличии большой концентрации своих сыроделов он незначителен.

Экспорт Республики Беларусь сыров и творога в 2002-2006 гг. характеризуется снижением темпов роста. В 2006 г. поставки белорусской продукции на внешние рынки достигли объема 82,6 тыс. т на сумму 215,3 млн. долл., что относительно 2005 г. на 39% больше в стоимостном выражении. При этом в 2002-2006 гг. экспорт рос в среднем за год на 49% в стоимостном и на 31% в физическом выражении.

Стоит отметить, что экспортировались белорусские сыры и творог в 2006 г. в Российскую Федерацию в объеме 82,5 тыс. т на сумму 214,9 млн. долл. Кроме того, поставки белорусской продукции осуществлялись на рынки Украины (85 т на сумму 238 тыс. долл.), Молдовы (36 т на сумму 101 тыс. долл.) и Армении (четыре тонны на сумму 13 тыс. долл.). Структура белорусского экспорта сыров и творога по видам в 2006 г. приведена на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 – Объемы белорусского экспорта сыров и творога в 2006 г., тыс. долл.

 

Белорусский экспорт сыров и творога в 2007 г. вырос относительно 2006 г. на 56,8% в стоимостном выражении и на 19,9% — в физическом. Динамика экспорта Республики Беларусь в январе 2007- мае 2008 г. сыров и творога, в тоннах и в долл. представлена на рисунке 1.3 и на рисунке 1.4.

 


 

Рисунок 1.3 – Динамика экспорта Республики Беларусь в январе 2007 г. мае 2008 г. сыров и творога, т

 

Рисунок 1.4 – Динамика экспорта Республики Беларусь в январе 2007 г. мае 2008 г. сыров и творога, тыс. долл.

 

Следует отметить, что в рассматриваемом периоде белорусские сыры и творог экспортировались в основном на рынок Российской Федерации. В 2007 г. поставки в этом направлении достигли объема в 98,6 тыс. т на сумму 336,5 млн. долл. в 2007 г. При этом, в январе-мае 2008 г. экспортировано 35,5 тыс. тонн продукции на сумму 159,5 млн. долл., что относительно аналогичного периода в 2007 г. составляет 146,3% в стоимостном выражении и 98,4% — в физическом. Кроме того, Республика Беларусь поставляла рассматриваемую продукцию в Азербайджан, Армению, Италию, Канаду, Молдову и Украину.

Структура белорусского экспорта сыров и творога в 2007 г. по видам характеризуется выраженной неоднородностью.

Поставки на внешние рынки белорусских сыров и творога достигли в 2007 г. объема 31,3 тыс. т на сумму 82,7 млн. долл. В течение января-мая 2008 г. Беларусь экспортировала 12,6 тыс. т рассматриваемой продукции на сумму 45,4 млн. долл. При этом поставки белорусского творога с содержанием жира не более 40% достигли в 2007 г. объема 23,2 тыс. т на сумму 55,5 млн. долл., в январе-мае 2008 г. — 9,2 тыс. т на сумму 30,2 млн. долл.

В свою очередь, внешние поставки тертых сыров белорусского производства составили в 2007 г. 532,8 т на сумму 2 457,0 тыс. долл., в январе-мае 2008 г. — 354,0 т на сумму 1 704,1 тыс. долл.

Экспорт Республики Беларусь плавленых сыров составил в 2007 г. 80,2 т на сумму 267,5 тыс. долл., в январе-мае 2008 г. — 47,8 т на сумму 265,1 тыс. долл.

Импорт Республики Беларусь сыров и творога в 2002-2006 гг. характеризуется значительным увеличением темпов роста. Если в 2002-2006 гг. ввоз рассматриваемой продукции рос в среднем за год на 48% в стоимостном выражении (на 43% — в физическом выражении), то в 2005-2006 гг. — он увеличился на 124%.

Основной объем импорта на белорусский рынок сыров и творога приходится в 2006 г. на поставки из России (2,3 тыс. т на сумму 6,3 млн. долл.) и Украины (1,0 тыс. т на сумму 2,8 млн. долл.). Структура белорусского импорта сыров и творога по видам в 2006 г. приведена на рисунке 1.5.

 


 

 

Рисунок 1.5 – Объемы белорусского импорта сыров и творога в 2006 г., млн. долл.

 

Импорт Республики Беларусь сыров и творога в 2007 г. вырос относительно 2006 г. на 26,7% в стоимостном и сократился на 2,8% в физическом выражении и достиг объема в 3,5 тыс. т на сумму 12,8 млн. долл. При этом в январе-мае 2008 г. на белорусский рынок ввезено 1,3 тыс. т рассматриваемой продукции на сумму 5,8 млн. долл., что в сравнении с аналогичным периодом 2007 г. составляет 136,5% в стоимостном и 96,3% в физическом выражении. Динамика импорта Республики Беларусь в январе 2007 - мае 2008 г. сыров и творога, в тоннах и в долл. представлена на рисунке 1.6 и на рисунке 1.7.

 


 

Рисунок 1.6 – Динамика импорта Республики Беларусь в январе 2007 г. мае 2008 г. сыров и творога, т

 

Рисунок 1.7 – Динамика импорта Республики Беларусь в январе 2007 г. мае 2008 г. сыров и творога, тыс. долл.

 

Доминирующее положение на белорусском рынке сыров и творога среди стран-поставщиков принадлежит в рассматриваемом периоде Российской Федерации. В 2007 г. импорт российской продукции достиг объема 2,8 тыс. т на сумму 9,6 млн. долл., в январе-мае 2008 г. — 1,1 тыс. т на сумму 4,5 млн. долл. (относительно аналогичного периода 2007 г. — 137,5% в стоимостном и 96,8% в физическом выражении).

Значительно снизились в рассматриваемом периоде объемы поставок сыров и творога украинского производства. В течение 2007 г. Украина поставила на белорусский рынок 269,0 т на сумму 1005,8 тыс. долл. При этом в январе-мае 2008 г. относительно аналогичного периода в 2007 г. импорт составил 39,5% в стоимостном и 35,1% в физическом выражении или 16,0 т на сумму 56,7 тыс. долл.

В свою очередь, поставки из Германии в 2007 г. достигли объема в 166,0 т на сумму 889,5 тыс. долл., в январе-мае 2008 г. — 57,2 т на сумму 391,2 тыс. долл. (относительно января-мая 2007 г. — 143,5% в стоимостном и 97,7% в физическом выражении).

 Высокие темпы роста характерны для импорта литовской продукции. Если в январе-мае 2007 г. поставки достигли объема 49,1 т на сумму 199,7 тыс. долл. , то в январе-мае 2008 г. — 56,2 т на сумму 330,4 тыс. долл.

Такая же тенденция наблюдается в динамике поставок сыров и творога из Польши. В 2007 г. импорт польской продукции достиг объема 58,1 т на сумму 288,9 тыс. долл. При этом в январе-мае 2008 г. на белорусский рынок поставлено 55,0 т на сумму 255,1 тыс. долл., что относительно аналогичного периода 2007 г. больше на 93,6% в стоимостном и на 84,1% в физическом выражении.

Вместе с тем, в рассматриваемом периоде Республика Беларусь импортировала сыры и творог из Австрии, Дании, Италии, Нидерландов, Сирии, Финляндии, Франции и Швеции. Структура импорта Республики Беларусь сыров и творога по странам-поставщикам представлена на рисунке 1.8.

 


 

Рисунок 1.8 – Структура импорта Республики Беларусь сыров и творога по странам-поставщикам

 

Основной объем импорта рассматриваемой продукции в Республику Беларусь составляют в 2007 г. поставки сыров и творога — 2,0 тыс. т на сумму 6,3 млн. долл. При этом в январе-мае 2008 г. на белорусский рынок ввезено 0,9 тыс. т на сумму 3,3 млн. долл.

Стоит отметить сильный рост белорусского импорта тертых сыров. Если в 2007 г. поставки рассматриваемой продукции достигли объема 0,7 т на сумму 7,3 тыс. долл., то в течение первых пяти месяцев 2008 г. импорт составил 7,3 тонны на сумму 45,5 тыс. долл.

Рассматривая будущее молочной отрасли Беларуси, следует понимать, что перспективным направлением ее развития может быть экспортная ориентация, и для этого есть объективные предпосылки. Достаточно мощный технический потенциал молочной отрасли и сокращающееся население республики не делают отечественный рынок привлекательным в перспективе.

Но путь на российский рынок лежит только через новые технологии. Существующий технический и технологический уровень молочных предприятий не позволяет полностью обеспечить эффективную переработку сырья. Износ активной части основных фондов в молочной отрасли достиг 57%. Действующее технологическое оборудование морально устаревшее, малопроизводительное и энергоемкое. Техническое перевооружение позволит многим предприятиям не только наладить производство современного ассортимента твердого сыра, но и улучшить качество и товарный вид производимой продукции. Это позволит повысить конкурентоспособность белорусской продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Учитывая вышеизложенное, с целью увеличения объемов производства сыров на предприятии, а также улучшения их качества, и, соответственно, наращивания объемов экспорта в Россию, ОАО «Березовский сыродельный комбинат» инициирует проект технического перевооружения своего производства в части модернизации участка производства жирных сыров.

 





Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.