Военная диктатура Сарит Танарата и Таном Киттикачона в 1958—1972 гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

15 декабря 1957 г. состоялись новые выборы в Ассамб­лею. Партия Сарита «Сахапум» получила только 40 ман­датов из 160. Значительно усилились позиции Демокра­тической партии, которая провела 39 депутатов. От Объединенного социалистического фронта было избрано 12 человек, остальные 69 мест поделили беспартийные («независимые») и представители мелких партий.

Хотя вместе со 121 назначенным депутатом группа Сарита овладела большинством, все же никогда до сих пор парламентская оппозиция в Таиланде не была так сильна. Поэтому на первых порах Сарит предпочитал держаться в тени и не спешил официально брать власть в свои руки. После созыва новой Ассамблеи во главе пра­вительства был поставлен генерал (вскоре ставший мар­шалом) Таном Киттикачон. Он должен был выступать от имени Объединенной национально-социалистической партии (ОНСП), созданной Саритом на базе слия­ния партии «Сахапум» с остатками пибуновской «Сери Манангкасила» (из 69 беспартийных депутатов 37 в прошлом были членами последней).

7 января 1958 г. была опубликована программа ОНСП из 16 пунктов. В 1-м пункте новая партия обеща­ла бороться «ради всеобщего счастья народа, чтобы пра­вительство было истинным правительством из народа, для народа и по воле народа». Далее партия брала обя­зательство поддерживать демократию в рамках консти­туции, поддерживать «вечную, священную» монархию, поддерживать буддизм как национальную религию и по­кровительствовать прочим религиям. В последнем, 16-м пункте партия выражала убеждение, что «способности, деловитость и честность чиновников необходимы для хо­рошего управления», и обещала организовать такое уп­равление.

Через день, 9 января 1958 г., Ассамблея 162 голосами одобрила эту программу. Против нее голосовали депута­ты от Демократической партии. Депутаты Объединенно­го социалистического фронта воздержались при голосо­вании (возможно потому, что еще не были изжиты ил­люзии, вызванные демагогией Сарита). Остальные депу­таты в голосовании не участвовали.

Последующие девять месяцев знаменовались посте­пенной консолидацией правящей группы. Прежде всего было ликвидировано военное двоевластие. Полиция бы­ла значительно урезана в размерах, поставлена под кон­троль верховного главнокомандующего и потеряла зна­чение самостоятельной военно-политической силы. Став­ленников Пао и Пибуна убрали с ответственных постов в государственном аппарате, оставив только тех, кто свя­зал себя с Саритом узами лояльности.

Между тем демократическое движение в стране не шло на убыль. На массовой первомайской демонстрации 1958 г., организованной Всетаиландским объединением профсоюзов, вновь прозвучали лозунги нейтрализма и выхода из блока СЕАТО. В июне 1958 г. депутаты Объ­единенного социалистического фронта поставили на об­суждение в Ассамблее проект отмены «антикоммунисти­ческого закона».

Значительно окрепшая клика Сарита к осени 1958 г., опираясь на энергичную поддержку США (Сарит еще весной посетил США — формально для лечения, а фак­тически, чтобы укрепить свои отношения с американ­ским правительством и добиться новых кредитов и суб­сидий), принимает решение одним ударом покончить со всеми демократическими свободами, которые еще оста­вались в стране. 20 октября 1958 г. армия совершает новый государственный переворот. Власть в свои руки берет так называемый Революционный совет из военных во главе с Саритом. Он отменяет конституцию 1952 г., распускает Ассамблею, запрещает политические партии, профсоюзы и вплоть до февраля 1959 г. даже не назна­чает Совета министров.

За переворотом 20 октября последовала волна само­го разнузданного террора. Лидер Социалистического фронта Теп Чотинучит, председатель Комитета в защиту мира Чароен Супсен и сотни других общественных дея­телей были брошены в тюрьмы.

28 января 1959 г. была опубликована новая (седьмая по счету) временная конституция, очень краткая, всего из 20 статей. В ней не было ни слова о каких-либо демокра­тических свободах, а суть ее в двух словах сводилась к следующему: вся власть сосредоточивается в руках премьер-министра в обход и короля, и Ассамблеи, и да­же других министров.

Согласно 6-й и 7-й статьям конституции Ассамблея заменяется Учредительным собранием, которое, во-пер­вых, будет состоять только из назначенных депутатов (240 человек) и, во-вторых, заниматься исключительно подготовкой новой постоянной конституции.

В статье 14-й лишний раз подчеркивается строго ог­раниченная роль парламента в устанавливаемой системе: провозглашается, что премьер-министр и министры не могут быть его членами.

Статья 17 объявляет, что «на протяжении действия настоящей конституции в любом случае, когда премьер-министр сочтет необходимым, он уполномочивается по решению Совета министров издавать приказы или пред­принимать соответствующие меры для подавления или пресечения действий, возникающих как внутри, так и вне страны, которые угрожают правопорядку. Такие при­казы или меры считаются законными». Премьер-ми­нистр может сместить любое должностное лицо, а его никто не может сместить, потому что он (имеется в виду Сарит Танарат) не назначен, а, как сказано в преамбуле конституции, «успешно захватил власть».

10 февраля 1959 г. Сарит официально принял пост премьер-министра и сформировал правительство. Поли­тическая оппозиция была жестоко подавлена, и в стране наступил «порядок». Но экономическое положение оста­валось тяжелым.

Правительство Сарита, не считаясь с возможными политическими и экономическими последствиями, видело единственный выход в широчайшем привлечении в Таи­ланд иностранных капиталов.

Одним из первых законодательных актов нового ре­жима, которые стали осуществляться еще до опублико­вания временной конституции и официального премьер­ства Сарита, было принятие в декабре 1958 г. закона, га­рантирующего от национализации создаваемые ино­странцами предприятия. Иностранным предпринимате­лям разрешался беспошлинный ввоз оборудования. Их новые предприятия не облагались налогом от двух до пяти лет. Они получили также ряд других льгот.

В конце 1958 г. был отменен закон о труде, несмотря на свои недостатки в какой-то мере охранявший права рабочих. Эта акция, как и запрещение профсоюзов, должна была гарантировать иностранным инвесторам особую дешевизну таиландской рабочей силы.

В том же году в Таиланде был создан Совет по ин­вестициям, во главе которого был поставлен новый ми­нистр национального развития — Пот Сарасин, извест­ный своими тесными связями с миром американского бизнеса. Этот совет стал выдавать разрешения на стро­ительство предприятий на льготных условиях.

В 1962 г. был издан новый закон о поощрении инве­стиций, согласно которому подоходный налог с организу­емых иностранцами предприятий не должен превышать 25%, а налог на вывоз прибылей — 15%. В поощряемых отраслях (к ним были отнесены почти все основные от­расли промышленности и часть сферы обслуживания) иностранный капитал наравне с местным получал право беспошлинного импорта оборудования и экспорта гото­вой продукции, право свободного перевода капиталов за границу, освобождение на пять лет от подоходного нало­га и пошлин на импорт сырья. Снова давалась гарантия от национализации. В этом же законе правительство принимало на себя обязательство не строить предприя­тия, конкурирующие с частным сектором.

Политика поощрения иностранных капиталовложений продолжалась и после смерти Сарит Танарата (декабрь 1963 г.) его преемником Таном Киттикачоном. В 1965 г. между Таиландом и США было заключено соглашение о страховании имущества американских инвесторов в Таиланде от ущерба в случае войн, революций, восста­ний и т. п. Аналогичный соглашения были подписаны Таиландом с Японией, ФРГ, Данией, Норвегией и Шве­цией.

Результатом всех этих мер явился ускоренный рост притока частного иностранного капитала в страну. Если за семь лет, с 1951 по 1958 г., иностранные капиталовло­жения в Таиланде возросли на 24 млн. долл. (со 140 млн. до 164 млн. долл.), то за такой же отрезок времени, с 1959 по 1966 г., — уже на 355 млн. долл. (до 519 млн. долл.), т. е. прирост был в 14 с лишним раз больше, чем в прошлое семилетие.

К концу 1969 г. общая сумма частных иностранных капиталовложений в Таиланде достигла 787 млн. долл. При этом если раньше иностранные инвестиции шли главным образом в торговый сектор (около 70%), в бан­ковское дело и горную промышленность, то с конца 50-х годов иностранный капитал вкладывается преимущест­венно в нефтеперерабатывающую промышленность, про­изводство металлоизделий, бумажную, химическую, тек­стильную, автосборочную промышленность, в производ­ство шин и т. п.

Возросший приток иностранного капитала привел к образованию в промышленности Таиланда довольно значительного иностранного сектора (правда, большинство компаний этого сектора ради получения дополнительных льгот зарегистрировались как смешанные, но, как прави­ло, иностранный капитал в них составляет более полови­ны и даже двух третей общего капитала).

В середине 60-х годов в Таиланде было зарегистриро­вано 98 американских (в том числе — 17 промышленных и 14 строительных) и 45 японских (причем 40 смешан­ных, с 65% японского капитала) компаний. К концу де­сятилетия число японских компаний превысило 60 (среди них было более 40 промышленных). Вкладывают свои капиталы в промышленность страны и западногерман­ские предприниматели. Компании ФРГ построили в Таи­ланде электроламповый завод, завод молочных продук­тов, фармацевтическую фабрику, алюминиевый завод, завод химических удобрений. Что касается английских капиталовложений в Таиланде, то их объем скорее не рос, а уменьшался вследствие усиленного вывоза капи­талов. Однако они (в частности, в горной и лесной про­мышленности) вес еще весьма значительны, хотя с 1963 г. и меньше американских. В 1964 г. английская компания взяла в концессию нефтеперегонный завод в Сираче нз условии отчисления таиландскому правительству 20% прибыли.

1В 1958—1972 гг. Таиланд продолжал во все более широких размерах пользоваться иностранной государст­венной помощью, в первую очередь экономической по­мощью США. Если за 1950—1956 гг. сумма экономиче­ской помощи Таиланду составила 104,6 млн. долл., то за 1957—1965 гг. — 294 млн. долл. Особенно увеличилась экономическая помощь США после 1965 г., когда Таи­ланд примкнул к американской агрессии во Вьетнаме: в 1966 г. она равнялась 50 млн. долл., в 1967 г. — 70 млн. долл. (сюда, впрочем, входили также расходы на реор­ганизацию полиции), в 1968 г. — 100 млн. долл.

На втором месте в числе стран, предоставляющих Таиланду экономическую помощь, стоит Япония. Еще в 1955 г. между Таиландом и Японией было заключено со­глашение об уплате японского военного долга в сумме 41,67 млн. долл. К 1959 г. из этой суммы Таиланд полу­чил 15 млн. долл. По соглашению от 31 января 1962 г. Япония обязалась выплатить Таиланду оставшуюся часть долга (около 26,7 млн. долл.) за восемь лет в форме безвозвратной субсидии для закупки японских товаров. К 1970 г. Таиланд приобрел на эту субсидию железно­дорожный состав, несколько морских судов, оборудова­ние текстильной фабрики и другие промышленные изде­лия. В 1961—1967 гг. Япония оказала Таиланду также техническую помощь в размере 4 млн. долл. На японские средства в Японии было подготовлено свыше 500 тайских специалистов.

ФРГ предоставила Таиланду за 1957—1966 гг. 156 млн. марок кредита и 10 млн. марок субсидий. 2 апреля 1964 г. между Таиландом и ФРГ было заклю­чено соглашение о технической помощи, по которому ФРГ организует в Таиланде опытные фермы и станции по разведению породистого скота.

Англия к 1966 г. оказала Таиланду техническую по­мощь на сумму 909,8 тыс. ф. ст. Эти средства пошли главным образом на обучение технических кадров. В 1963 г. Англия безвозмездно предоставила Таиланду 200 тыс. ф. ст. на расширение университета.

С течением времени значение всего этого притока ино­странных инвестиций и помощи снижается, в частности потому, что утечка прибылей и выплата процентов по прежним кредитам съедает все большую часть новых поступлений. Тем не менее мощное вливание иностран­ных капиталов позволило таиландскому правящему классу в 60-х годах стабилизировать экономическое по­ложение в стране.

Сельское хозяйство, в 1949—1958 гг. по существу топ­тавшееся на месте, с начала 60-х годов вновь переживает подъем. Благодаря сооружению государством ряда круп­ных гидротехнических объектов растет урожайность. В январе 1959 г. правительство отменяет закон о зе­мельном максимуме. Резко расширяется освоение цели­ны. Уже в 1960 г. крестьяне, переселившиеся в другую сельскую местность, составили 12% всего сельского насе­ления. Особенно большой отток произошел из густонасе­ленного Центрального района, который покинуло 19% населения. В 1962—1964 гг. удельный вес окраин в про­изводстве риса достиг 48,9% (против 44,5% в 1951 — 1953 гг.). Прирост посевных площадей в 60-х годах вновь, хотя и не очень значительно, стал обгонять прирост на­селения. В 1960—1964 гг. среднегодовой прирост насе­ления равнялся 3,2, а прирост всех посевных площадей — 5,7%. Земледелие довольно быстро диверсифицируется. Рис стал постепенно терять свое монопольное значение. Если в 1956 г. под кукурузой было занято только 43 тыс. га, то в 1960 г. посевная площадь под ней соста­вила 285 тыс. га, а в 1967 г. — 645 тыс. га. Выросли так­же посадки сахарного тростника, арахиса, хлопчатника, каучуконосов.

Специфика экономической конъюнктуры (особенно наличие неосвоенных земель) приводит к складыванию в социальной структуре деревни своеобразной ситуации. Беднейшие слои крестьянства, которым подъем целины и далекие переселения были не под силу, на рубеже 50—60-х годов продолжали разоряться, пополняя ряды сель­скохозяйственного пролетариата. Размывание же серед­няцких хозяйств, производивших 53% валовой и 51% то­варной продукции сельского хозяйства, приостановилось. В целом мелкотоварный сектор в деревне численно даже вырос.

В промышленности также по-прежнему преобладали мелкие и мельчайшие предприятия. Промышленность росла весьма быстро. В 1963 г. в стране было 20686 про­мышленных предприятий, в 1965 г. — 38,4 тыс., в 1968 г. — уже 164 тыс. предприятий. Но при этом рост мелких предприятий обгонял рост крупных. Если в 1954 г. на одного нанимателя или кустаря приходилось 2,2 рабочих, то в 1960 г. — только 1,6. В 1968 г. на 160,5 тыс. пред­приятий было занято менее чем по 10 рабочих. Число крупных предприятий в государственном секторе увели­чилось с 60 в 1958 г. до 72 в 1965 г., а в частном — с 240 в 1958г. до 501 в 1963г.

Росту крупных предприятий, как государственных, так и в значительно большей степени частных, способст­вовало осуществляемое в Таиланде государственное пла­нирование.

В 1960 г. правительство разрабатывает первый, шести­летний план экономического развития страны (1961— 1966). Этот план, обязательный только для государствен­ного сектора, включал в себя следующие задачи: 1) раз­витие экспортных отраслей; 2) развитие инфраструктур­ных отраслей (энергетики, транспорта, коммуникаций); 3) первоочередное развитие легкой и пищевой промыш­ленности; 4) увеличение производства цемента, стройма­териалов, химических удобрений; 5) развитие основной химии, легкого машиностроения, электротехнической про­мышленности; 6) постепенный перевод рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность; 7) расширение геологоразведочных работ. План был выполнен. Главным образом в результате государственного строительства по первому шестилетнему плану производство электроэнер­гии в Таиланде выросло до 1900 млн. квт.- ч (в 1967 г.). В это же время начинается развитие и тяжелой про­мышленности. В 1964 г. был построен первый (после 1947 г.) нефтеперерабатывающий завод и в 1965 г. — первый крупный оловоплавильный завод.

Вслед за тем началось осуществление второго плана (1967—1971), который предусматривал прежде всего всемерное поощрение частного (в том числе и иностран­ного) сектора в промышленности. Государственному сек­тору отводилась наиболее капиталоемкая часть разви­тия — инфраструктура. На 1971 г. было запланировано производство 6 млрд. квт.-ч электроэнергии. Имелось в виду также развивать другие отрасли, например, черную металлургию и нефтехимию. К 1969 г. вся нефть и оло­вянная руда, добываемые в Таиланде, перерабатывались в самой стране. В 1970 г. Таиланд по производству олова вышел на второе место в мире. Государственные капита­ловложения по плану 1967—1971 гг. определялись в 57,5 млрд. бат, из которых 27,2% предполагалось по­крыть за счет иностранных займов.

Внутренняя политика военного режима прошла с 1958 по 1972 г. три этапа. На первом этапе, до 1968 г., полно­стью отсутствовала какая-либо легальная политическая деятельность, не исходящая от правительства. Время от времени в прессе поднимался страшный шум по поводу раскрытия какого-нибудь «ужасного коммунистического заговора», который на поверку оказывался очередной по­лицейской провокацией против еще не истребленных ли­деров оппозиции. Смертные приговоры следовали один за другим.

Военно-бюрократическая верхушка окончательно при­мирилась с крупным китайским капиталом, тесно сли­лась с ним и сама продолжала обуржуазиваться, приоб­ретая все более прочные позиции в частном капитали­стическом секторе и испытывая все меньший интерес к государственному сектору. Разумеется, грабеж казны не прекращался, но многие уже так округлили свои личные капиталы, что стали заниматься в основном «чи­стым» капиталистическим предпринимательством.

В середине 60-х годов обнаруживаются признаки но­вого подъема народного движения. В 1965 г. в стране был создан Таиландский патриотический фронт, который на­чал организовывать вооруженное сопротивление режиму военной диктатуры. Партизанские районы были немного­численны и разбросаны на окраинах страны (юге, севе­ро-востоке и севере). Наиболее крупной партизанской акцией до начала 70-х годов было нападение в августе 1968 г. на авиабазу США в Удонтани, откуда американ­ская авиация летала бомбить Вьетнам. Широкая парти­занская война, очевидно, не входила в планы Таиланд­ского патриотического фронта.

Внешнеполитические неудачи и рост внутренней на­пряженности в конце 60-х годов принудили таиландское правительство сделать некоторые шаги в сторону либера­лизации режима (второй этап — 1968—1971 гг.). В июне 1968 г. была наконец принята постоянная (восьмая по счету) конституция. Она предусматривала создание двухпалатного парламента — назначаемого сената (164 человека) и выборной нижней палаты (219 чело­век). По важным вопросам обе палаты должны были заседать совместно, обеспечивая этим правительству большинство. Были вновь разрешены политические пар­тии, за исключением коммунистической.

На выборах, состоявшихся 10 февраля 1969 г., в ниж­нюю палату было избрано 75 членов вновь созданной правительственной Партии объединенного тайского наро­да и 72 «независимых» (группа, контролируемая мини­стром внутренних дел Прапат Чарусатьеном, вторым человеком в правительстве). Правая оппозиция — Демо­кратическая партия во главе с Сени Прамотом — полу­чила 57 мест, левая оппозиция — Объединенный эконо­мический фронт — четыре места.

Новый парламентский режим не просуществовал и трех лет. 17 ноября 1971 г. он был уничтожен новым пе­реворотом, открывшим третий этап военной диктатуры. Парламент был разогнан, Совет министров — распущен, власть в стране стал осуществлять «Революционный со­вет» во главе с Таном Киттикачоном, через пять дней преобразованный в Национальный исполнительный совет (из четырех военных и одного гражданского лица).

Каждый член совета контролировал деятельность не­скольких министерств. Маршал Таном Киттикачон, пред­седатель Национального исполнительного совета, взял на себя контроль над министерствами иностранных дел и юстиции и канцелярией премьер-министра; генерал Пра­пат Чарусатьен — над министерствами обороны и внут­ренних дел; маршал авиации Тави Чуласаб — над мини­стерствами сельского хозяйства, связи и национального развития; начальник полиции генерал Прасет Ручиравонг — над министерствами просвещения и здравоохра­нения; Пот Сарасип — над министерствами финансов, экономики и промышленности.

22 ноября 1971 г. Национальный исполнительный со­вет объявил, что все судебные дела, подлежащие дейст­вию «антикоммунистического закона», 'будут в дальней­шем рассматриваться военными трибуналами без права апелляции и без участия защитников. Размах полицей­ского террора достиг невиданной силы.

Но одновременно стало нарастать и сопротивление таиландского народа режиму военной диктатуры, в том числе и вооруженное. Не ограничиваясь операциями на окраинах, таиландские партизаны в январе 1972 г. совер­шили дерзкий налет на главную авиабазу США в Таилан­де — Утапаю, где они подорвали три стратегических бомбардировщика Б-52.

Рост народного сопротивления к концу 1972 г. прину­дил правящие круги Таиланда отказаться от прямого во­енного управления. 15 декабря 1972 г. Король Рама IX Пумипон Адульядет (с 1946 г.) по рекомендации Таном Киттикачона подписал новую временную конституцию Таиланда, согласно которой в стране создавалось Нацио­нальное собрание из 299 членов, назначаемых королем сроком на три года. Новая конституция еще больше рас­ширяла чрезвычайные полномочия премьер-министра по сравнению с конституцией от 28 января 1959 г. и устанав­ливала, что члены Национального собрания в неопреде­ленном будущем должны будут утвердить постоянную конституцию. 19 декабря 1972 г. был ликвидирован На­циональный исполнительный совет и вновь создан Совет министров во главе с Таном Киттикачоном, состоящий из семи военных и пяти штатских. Таким образом было по­ложено начало четвертому этапу во внутренней полити­ке режима военной диктатуры в Таиланде.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 226.