Демократический подъем в первые послевоенные годы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

20 августа 1945 г., на следующий день после получе­ния госдепартаментом США заявления Приди о мире, американское правительство поспешило заявить, что оно никогда не считало Таиланд воюющей стороной, стало быть, о заключении мира и репарациях Таиланд может не беспокоиться. «Великодушие» правительства Трумэна объяснялось очень просто. До войны инвестиции амери­канского капитала в Таиланде составляли всего 3 млн. долл. Доля США (вместе с Канадой) в таиландском им­порте не превышала 7%, а в экспорте — 1%. Старые убытки можно было легко списать в расчете на куда бо­лее серьезные выгоды, которые сулило уже установив­шееся сотрудничество с новыми властями Таиланда.

Иную позицию в области подведения итогов войны заняла Англия, которая, как уже было показано выше, прежде господствовала в таиландской экономике. Она была намерена, пользуясь правом победителя, не только вернуть до последнего пенса все потерянные во время войны капиталы, но и превратить свое довоенное неофи­циальное господство в хозяйстве этой страны в полный экономический и политический контроль над таиландским государством.

В начале сентября 1945 г. делегация Таиланда, при­бывшая на мирные переговоры в Канди (Цейлон), получила английский ультиматум, содержащий 21 требование. Они включали в себя оккупацию Таиланда английскими войсками; установление английского контроля над во­оруженными силами, внешней торговлей, горнодобываю­щей промышленностью, транспортом и связью; право анг­личан создавать по своему усмотрению на территории страны любые предприятия, энергетические и транспорт­ные сооружения, склады и т. п. Фактически Таиланду предлагался статус британской колонии.

Возможность подобной перспективы сильно обеспо­коила правительство США, которое вовсе не собиралось уступать своему союзнику уже облюбованную для себя территорию. В Канди вылетел американский представи­тель Чарльз Пост с заданием сорвать переговоры.

Почувствовав за собой американскую поддержку, правительство Таиланда заняло твердую позицию, зая­вив, что оно предпочитает уйти в отставку и открыть до­рогу хаосу в стране, чем принять британские требования. Вскоре переговоры были прерваны. Англичанам удалось добиться только подписания 8 сентября 1945 г. соглаше­ния о вводе в Таиланд своих войск. Переговоры были возобновлены в декабре 1945 г. в Вашингтоне при актив­ном посредничестве американской дипломатии.

Англии пришлось отказаться от претензий на эконо­мический и политический контроль в Таиланде. Однако она сумела настоять на более чем щедром возмещении своих убытков. Согласно мирному договору, окончатель­но подписанному 1 января 1946 г. в Сингапуре, Таиланд не только возвращал аннексированные во время войны территории Малайи и Бирмы, но и обязывался выплатить в качестве компенсации ущерба, нанесенного английской собственности, 5224 тыс. ф. ст., бесплатно передать Анг­лии 1,5 млн. т риса и содержать за свой счет британские оккупационные войска до тех пор, пока эти репарации не будут выплачены.

17 ноября 1946 г. после длительных переговоров (так­же при посредничестве США) в Вашингтоне был подпи­сан мирный договор между Таиландом и Францией, по которому во французскую колониальную империю воз­вращались части Камбоджи и Лаоса, захваченные Таи­ландом в начале 1941 г.

В декабре 1946 г. таиландское правительство приняло решение о восстановлении дипломатических отношений с Советским Союзом, и вскоре последовал обмен миссиями. 16 декабря 1946 г. Таиланд (в 1946—1948 гг. вновь назы­вавшийся Сиамом) был принят в ООН.

Политическое урегулирование международных отно­шений Таиланда в 1945—1946 гг. не решило, однако, его экономических проблем.

Хотя сам Таиланд в сущности не воевал, его хозяйст­во немало пострадало от налетов союзной авиации. Анг­лийские и американские самолеты разбомбили 28 желез­нодорожных мостов (в том числе три крупнейших в стра­не), 22 железнодорожные станции, почти все ремонтные мастерские, уничтожили подавляющую часть подвижного состава. Коммуникации с многими рисопроизводящими районами были прерваны.

Крестьяне, не имея сбыта на рынке, к концу войны забросили 25% посевных площадей, а теперь, когда спрос появился, надо было их восстанавливать заново и, кроме того, налаживать дороги для доставки риса в Бангкок.

Производство каучука в годы войны почти полностью прекратилось, в значительный упадок пришла лесоразрабатывающая промышленность.

Доля горнодобывающей промышленности в нацио­нальном доходе в 1946 г. упала в 5,5 раза по сравнению с довоенным уровнем. Английские компании не спешили приступать к восстановлению своих горнодобывающих предприятий, пока им не выплатят компенсацию. Они вновь развернули оловодобывающую промышленность только в конце 1947 г. В том же году западные нефтяные монополий купили у правительства за бесценок и демон­тировали единственный в стране нефтеперегонный завод, построенный в 1941 г.

Выплата репараций Англии ложилась добавочным тя­желым бременем на экономику страны.

Путем ряда маневров таиландскому правительству удалось сократить безвозмездную передачу риса до 160 тыс. т. В мае 1946 г. англичане согласились платить Таиланду за поставки этого продукта. В Таиланде была введена государственная монополия на внешнюю торгов­лю рисом. Вновь созданная специальная организация скупала рис по твердым ценам, а затем продавала его за границу. Установление твердых цен несколько улучшило положение рисопроизводителей, но все же большая часть прибыли по-прежнему оставалась в руках торгово-посреднического капитала, который скупал у крестьян падди, обрушивал его и продавал очищенный рис государ­ству.

Острая нехватка продовольствия в большинстве стран Азии после войны привела к развитию контрабандной торговли рисом. Официально установленная цена на ми­ровом рынке равнялась 35 ф. ст. за тонну, а на черном рынке за тонну риса платили 500—600 ф. ст. В резуль­тате усиленного контрабандного вывоза, в котором участ­вовали многие высокопоставленные чиновники, в стране появились местные миллионеры. В то же время в начале 1947 г. в Таиланде, еще полтора года назад задыхавшем­ся от изобилия риса, были введены на него карточки.

Цепы на продовольствие и на другие товары неудер­жимо росли. Инфляция, начавшаяся во второй половине войны, достигла в середине 40-х годов наивысшей степе­ни. Если в декабре 1941 г. в обращении находилось 236,7 млн. бат, то в декабре 1945 г. — 2103 млн. бат. Импорт в 1946 г. на 25% превышал экспорт. Государст­венный бюджет также сводился с дефицитом. Индекс стоимости жизни в 1946 г. возрос до 1070 со 100 в 1941 г.

Обесценение бата в значительной мере сократило ста­рую крестьянскую задолженность, но не решило карди­нальных проблем крестьянского хозяйства, из которого выкачивали рис, почти ничего не давая взамен. А по тру­дящемуся городскому 'Населению инфляция ударила особенно сильно, так как рост заработной платы неизмен­но отставал от роста цен.

Рабочий класс, численно возросший во время войны в результате расширения национального предпринима­тельства, стал проявлять значительно большую политическую активность, чем прежде. В 1946—1947 гг. про­изошло около 80 забастовок, по своему размаху и созна­тельности участников значительно превосходивших до­военные. Некоторые забастовки носили цепной характер: победа одной вела к началу другой. Одна из наиболее крупных забастовок охватила сразу железные дороги, доки и табачные фабрики.

16 января 1946 г. открылся второй конгресс Ассоциа­ции профсоюзов Бангкока (основанной в 1944 г.), кото­рый разработал не только экономическую, но и полити­ческую программу действий. Наряду с борьбой за повы­шение заработной платы и создание трудового законодательства Ассоциация ставила своей целью борьбу за де­мократические преобразования в стране. Она обратилась к правительству с требованием наказать военных пре­ступников. 26 апреля 1946 г. в Бангкоке состоялась кон­ференция представителей всех профсоюзов страны, кото­рая избрала подготовительный комитет для организации национальной федерации профсоюзов. (Через год, 18 ап­реля 1947 г., такая федерация — Всетаиландское объеди­нение профсоюзов — была создана; в ее ряды вошло 50 тыс. человек — цифра, весьма значительная для Таи­ланда). В 1946 г. впервые в истории Таиланда трудящие­ся отметили праздник 1 Мая. Вышедшая в том же году из подполья коммунистическая партия начала работу по сплочению трудящихся в революционный антиимпериа­листический фронт.

Напряженная обстановка сложилась в 1945—1946 гг. и в таиландской деревне. Отряды «Свободного Таи» не были разоружены и в ряде мест приняли участие в борь­бе крестьян против ростовщиков, помещиков, налоговых чиновников. Многие деревни превратились в крошечные республики, изгнавшие представителей власти и местных эксплуататоров и охранявшие свою самостоятельность с оружием в руках.

В этой сложной внутриполитической обстановке, соче­тавшейся с подъемом национально-освободительного и революционного движения во внешнем мире, для Таилан­да появилась реальная возможность развития по демо­кратическому и некапиталистическому пути. Эта возмож­ность, однако, осталась нереализованной в силу целого ряда как объективных, так и субъективных причин. Од­ной из них была недостаточная политическая организо­ванность и сплоченность демократических сил страны.

После окончания мировой войны в Таиланде сначала явочным порядком, а потом официально стали возникать различные политические партии. Как правило, они были немногочисленны и отличались пестротой состава и не­четкостью программ. Наиболее радикальной из этих но­вых партий была «Сахачип» (Кооперативная партия, или Партия сотрудничества), во главе которой стояли моло­дые деятели «Свободного Таи», выдвинувшиеся в годы антияпонского движения. Их программа включала неко­торые социалистические положения, но имела мало обще­го с научным социализмом. Соратники Приди по революции 1932 г. (бывшие гражданская и морская группы) ор­ганизовали свою, центристскую, партию с еще более рас­плывчатой социальной программой.

Незадолго до выборов в Ассамблею, состоявшихся 6 января 1946 г., партия старых соратников Приди, пар­тия «Сахачип» и близкая к ним по духу Независимая пар­тия объединились в блок Конституционный фронт. Он в известных пределах сотрудничал с коммунистической партией. При его поддержке в Ассамблею впервые в ис­тории Таиланда был избран депутат-коммунист, хотя коммунистическая партия еще не была официально раз­решена. Конституционный фронт получил на выборах 6 января 1946 г. подавляющее большинство голосов. В сущности это была победа мелкобуржуазной демокра­тии.

Силы реакции в это время были дезорганизованы. Пибун Сонгкрам и другие лидеры старого военного ре­жима были заключены в тюрьму на основании принятого в конце 1945г. закона о наказании военных преступников. Что касается центристских сил, то, как уже говорилось, они вошли в Конституционный фронт и даже формально стали во главе его. В этот момент их увлекало влево под­нявшееся снизу мощное демократическое движение.

Реальную оппозицию демократическим партиям с кон­ца 1945 до начала 1947 г. составляли только бывшие про­тивники революции 1932 г. — монархисты, вышедшие в 1945 г. из тюрем или вернувшиеся из эмиграции. В кон­це 1945 г. они организовали Прогрессивную партию во главе с Кукрит Прамогом, редактором «Сиам рат», крупной газеты роялистского направления. Ядро партии составила старая аристократия (в большинстве своем по­мещики). Этой группе удалось привлечь к своей партии наиболее отсталую часть крестьян, среди которых авто­ритет короля как божественного правителя и защитника веры по-прежнему был весьма высок. В декабре 1945 г. в страну вернулся из Швейцарии король Рама VIII Ананда Махидон, которого монархисты рассчитывали исполь­зовать в своих политических интригах.

Признанным лидером демократического движения считался Приди Паномионг. Но несмотря на решитель­ную победу Конституционного фронта на январских вы­борах, он не возглавил новое правительство. Премьер-министром был назначен политический оппортунист Куанг Апайвонг (бывший посредник Приди и Пибуна), который благодаря своему аристократическому проис­хождению имел связи и в роялистской оппозиции. По-ви­димому, в это время Приди и его ближайшие соратники еще лелеяли мечту объединить все политические силы страны в едином «общенациональном» лагере. Примири­тельные шаги были сделаны не только в отношении мо­нархистов. В марте 1946 г. Верховный суд освободил Пи­буна и его сторонников из-под стражи; они были реаби­литированы под тем предлогом, что закон о военных пре­ступниках не имеет обратной силы.

Расчеты Приди на то, что его уступчивость и велико­душие покорят политических противников, однако, не оп­равдались. Продолжавшийся подъем демократического движения, который увлекал за собою Приди, напротив, обострял противостояние политических группировок в стране. Первые разногласия внутри правительства нача­лись уже в феврале 1946 г. в связи с созданием комитета по подготовке новой конституции, которая должна была покончить с назначением определенной категории депута­тов и заменить эту практику полной выборностью парла­мента. Другим пунктом раздора стал вопрос об установ­лении максимума цен на продовольствие и товары широ­кого потребления, которого настойчиво требовали трудя­щиеся города.

Куанг Апайвонг и его сторонники решительно проти­вились проведению в жизнь этих мер. В результате воз­ник правительственный кризис. 24 марта 1946 г. Приди сам возглавил правительство. Куанг Апайвонг и его группа вышли из Конституционного фронта и присоеди­нились к Прогрессивной партии. На базе их слияния воз­никла новая партия — Демократическая — во главе с Куанг Апайвонгом, которая ратовала за сильную власть короля, утверждая, что лишь такая власть может приве­сти в порядок запутанные дела страны.

Весна и лето 1946 г. были периодом максимальных успехов демократических сил Таиланда. 10 :мая 1946 г. Ассамблея приняла новую конституцию. Несмотря на из­вестную непоследовательность, эта конституция была большим шагом вперед по сравнению с конституцией 1932 г. Она предусматривала создание парламента из двух палат: нижняя палата — палата представителей це­ликом избирается народом, а верхняя — сенат (из 80 членов) пока назначается королем (фактически — правя­щей группой), а в дальнейшем также должна формиро­ваться путем прямых выборов. Были отменены стесни­тельные избирательные цензы. По 66-й статье конститу­ции лицам, постоянно находящимся на государственной службе, запрещалось участвовать в политике. Эта статья была направлена в первую очередь против военной бюро­кратии и закрепляла положение, создавшееся после ухо­да Пибуна (в восьми правительствах с июля 1944 по ноябрь 1947 г. участвовало только пять армейских офи­церов).

В период правления Конституционного фронта был из­дан закон о максимуме цен, англичане, как отмечалось выше, стали платить за поставки таиландского риса, бы­ло облегчено положение крестьян. В стране развернулось кооперативное движение. В 1947 г. там было 7,6 тыс. кооперативов с 244 тыс. членов (против 3 тыс. коопера­тивов со 100 тыс. членов в 1941 г.). Появилось, хотя и не­много (5% от общего числа), производственно-сбытовых кооперативов. В 1947 г. был открыт Кооперативный банк, который давал кооперативам ссуды из 6—7%, а они сво­им членам — из 8—10%. Все это повело к резкому подъ­ему сельскохозяйственной экономики. Если в 1945 г. по­севные площади сократились на 15% против 1941 г., то к концу 1947 г. они увеличились на 45,1 % против того же, 1941 г., тогда как население Таиланда с 1941 по 1947 г. выросло только на 15%. В 1946—1947 гг. продолжал раз­виваться государственный сектор в промышленности. К концу 1947 г. государству принадлежало 25 сравни­тельно крупных (в среднем по 270 рабочих па предприя­тие) заводов и фабрик сахарной, винно-водочной, бумаж­ной, текстильной, кожевенной промышленности.

Одним из направлений внешней политики правитель­ства Приди была поддержка национально-освободитель­ного движения народов Юго-Восточной Азии, в особен­ности борьбы расположенных по соседству Лаоса, Кам­боджи, Вьетнама. Приди Паномионг предложил фран­цузскому правительству начать деколонизацию создани­ем союза Таиланда, Лаоса и Камбоджи, к которому с течением времени может присоединиться Вьетнам, а за­тем Бирма, Малайя, Филиппины и Индонезия. Француз­ская дипломатия решительно отвергла это предложение. Тогда таиландское правительство в 1946 г. создало в Бангкоке Лигу стран Юго-Восточной Азии, которая объе­динила представителей национально-освободительных сил Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. После того как в кон­це марта 1946 г. войска государства Патет Лао, провоз­глашенного 12 октября 1945 г. патриотическими силами Лаоса, потерпели поражение от французских войск в Южном Лаосе, они нашли убежище на таиландской тер­ритории. Сюда же был перевезен раненый главнокоман­дующий лаосских освободительных сил принц Суфанувонг. В апреле 1946 г., после падения Вьентьяна, времен­ное правительство Лаоса переехало в Бангкок, где оно функционировало как правительство в изгнании до 1949 г. В 1946 г. в Северо-Восточном Таиланде образова­лись многотысячные поселения вьетнамцев, бежавших от французского террора.

Однако дальнейшему сближению Таиланда с нацио­нально-освободительным движением соседних стран, как и вообще дальнейшему демократическому развитию таи­ландского государства, помешали определенные внешние и внутренние силы.

Таиландская буржуазия, связанная сотнями нитей со свергнутой, но недобитой военной бюрократией, в своей массе очень прохладно относилась к идеям демократиче­ского преобразования страны. К тому же, не пережив ко­лониального гнета, она не прошла той школы антиимпе­риалистической борьбы, которая на более или менее про­должительный период объединила бы ее с народом в ан­тиимпериалистическом фронте. Поэтому, когда США на­чали после войны применять в Таиланде новую для того времени, неоколониалистскую тактику, местная буржуа­зия легко пошла на сговор с американским капиталом, который не жалел средств, чтобы завоевать таиландский рынок (вытеснив с него Англию) и вместе с тем полити­ческие симпатии таиландской буржуазии.

Начиная с 1946 г. американцы стали платить за таи­ландский каучук более высокие цены, чем за лучший по качеству каучук Британской Малайи. Если до войны поч­ти весь каучук вывозился в Сингапур, то теперь экспорт каучука переместился в США, что было гораздо прибыль­нее для таиландских купцов. Посадки каучука начали восстанавливаться и расширяться. В 1947 г. из Таиланда было вывезено 53 тыс. т каучука, а в 1948 г. — уже 96 тыс. т.

В 1947 г. США купили у Таиланда скопившиеся во время войны 5790 т олова и 3100 г оловянного концентра­та, стимулировав, таким образом, дальнейшее развитие оловодобывающей промышленности. Если в 1946 г. в Таиланде было произведено 1056 т оловянного концент­рата, то в 1948 г. его производство поднялось до 4240 т, а в 1949 г. — до 7815 т.

Доля США в общем торговом обороте Таиланда под­нялась с 8,87% в 1946 г. до 18,86% в 1947 г.

Уже в декабре 1946 г. США предоставили Таиланду кредит в 10 млн. долл. на 20 лет из 2,375%. В 1947 г. США предоставили Таиланду заем на восстановление железнодорожной сети. В том же, 1947 г. США купили таиландский золотой запас, депонированный у них, за 9 млн. долл., что в тот момент было выгодно для таи­ландской торговли.

Но все это было лишь авансом по сравнению с тем, что американский капитал обещал стране, если в ней ус­тановится «твердая» антикоммунистическая власть. И естественно, буржуазия Таиланда, которая ради своих вы­год и так внутренне была готова перейти в лагерь меж­дународной реакции, получила весомый дополнительный стимул для такого перехода.

Рабочий же класс, несмотря на значительный подъем его политической активности после войны, был еще слиш­ком слаб и малочислен, чтобы дать буржуазии решитель­ный бой. Достаточно сказать, что в 1947 г. в Таиланде было менее 100 предприятий с числом рабочих свыше 50.

Подавляющую часть населения составляло крестьян­ство (в 1947 г. 85% самодеятельного населения страны было занято в сельском хозяйстве), притом крестьянство парцеллярное. В силу исторических условий общинные традиции мало сохранились в послевоенном Таиланде. В то же время число крупных землевладельцев, как и безземельных крестьян, было относительно невелико (по сравнению с другими странами Азии). По переписи 1953 г., на долю землевладельцев, имеющих свыше9,6га, приходилось 26%, в том числе на долю помещиков-аб­сентеистов — 6%, общей земельной площади. К 1950 г. 85% крестьян являлись собственниками своей земли, как правило, небольшой парцеллы.

К. Маркс указывал в своей работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»: «Парцельные крестьяне составляют громадную массу, члены которой живут в одинаковых условиях, не вступая, однако, в разнообраз­ные отношения друг к другу. Их способ производства изо­лирует их друг от друга, вместо того чтобы вызывать взаимные сношения между ними... Поскольку миллионы семей живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, инте­ресы и образование образу жизни, интересам и образо­ванию других классов, — они образуют класс. Посколь­ку между парцельными крестьянами существует лишь местная связь, поскольку тождество их интересов не соз­дает между ними никакой общности, никакой национальной связи, никакой политической организации, — они не образуют класса. Они поэтому неспособны защищать свои классовые интересы от своего собственного имени, будь то через посредство парламента или через посредство конвента. Они не могут представлять себя, их должны представлять другие. Их представитель должен вместе с тем являться их господином, авторитетом, стоящим над ними, неограниченной правительственной властью, защи­щающей их от других классов и ниспосылающей им свы­ше дождь и солнечный свет. Политическое влияние парцельного крестьянства в конечном счете выражается, стало быть, в том, что исполнительная власть подчиняет себе общество» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочине­ния, изд. 2, т. 8, стр. 207—208).

В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал: «... встречаются... перио­ды, когда борющиеся классы достигают такого равнове­сия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам, как кажущаяся посредница между ними. Тако­ва абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг про­тив друга; таков бонапартизм Первой и особенно Второй империи во Франции, который натравливал пролетариат против буржуазии и буржуазию против пролетариата» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 21, стр. 172).

В Таиланде середины 40-х годов XX в. расстановка классовых сил во многом напоминала расстановку клас­совых сил во Франции времен Наполеона III. Буржуазия не была достаточно сильна, чтобы создать классическую форму буржуазной власти — парламентскую республику. Рабочий класс не был достаточно силен, чтобы устано­вить свою гегемонию. В то же время подавляющее боль­шинство населения — парцеллярное крестьянство вообще не было способно самостоятельно отстаивать свои клас­совые интересы.

Таким образом, в конкретной ситуации в Таиланде возникли благоприятные условия для победы исполни­тельной власти, а именно военной диктатуры в форме, ко­торую принято называть бонапартизмом. И на сцене вновь появляется доморощенный Бонапарт — фельдмар­шал Пибун Сонгкрам.

Между тем сила демократического правительства с лета 1946 г. явно начинает идти на убыль. 9 июня 1946 г. при таинственных обстоятельствах погиб молодой король Ананда Махидон. Правые круги немедленно обвинили в этом убийстве Приди, который якобы таким образом хо­тел установить республику. Приди не сумел проявить до­статочной твердости перед этими инсинуациями и в ав­густе 1946 г. ушел в отставку, передав власть своему ста­рому соратнику, отставному адмиралу Тамронг Навасавату. Тамронг, наделенный более дипломатическими, чем государственными способностями, 15 месяцев лавировал между правыми и левыми. С одной стороны, при нем бы­ли восстановлены дипломатические отношения с СССР, отменен «антикоммунистический закон» 1933 г., расширен доступ в страну для китайских иммигрантов. С другой стороны, именно при Тамронге началось активное амери­канское проникновение в экономику Таиланда, были за­ключены кабальные соглашения с англо-американскими нефтяными компаниями. Кроме того, Тамронг смотрел сквозь пальцы на злоупотребления (спекуляция, корруп­ция) многих высших чинов своей администрации, что при демократической гласности того времени имело самые губительные последствия для репутации его правитель­ства.

Весной 1947 г. сгруппировавшиеся вокруг Пибуна военные создают партию с многозначительным названием «Тамматипат» («Право — в силе») и энергично готовятся к захвату власти, и вскоре наступает неизбежная развяз­ка. В ночь на 8 ноября 1947 г. группа Пибуна (из 36 ее лидеров 33 представляли армию, двое — авиацию, один —  полицию), выступив под демагогическими лозунгами

«Восстановим попранную честь армии!» и «Покончим с разбродом и коррупцией!», совершила военный переворот. Приди и многим видным его сторонникам пришлось бе­жать из страны, другие его соратники были арестованы, третьи скрылись в джунглях. Переворот был почти бес­кровный, демократы не смогли оказать существенного сопротивления поднявшей голову реакции.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 253.