Политика правительства Пибун Сонгкрама накануне войны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При правительстве Пья Пахона Ассамблея, конт­ролируемая властью посредством назначения депутатов, все же время от времени допускала критику правитель­ства. Например, в сентябре 1934 г. Ассамблея выразила недоверие кабинету в связи с заключением невыгодного для Сиама соглашения о продаже каучука. В июле 1937г. в Ассамблее развернулись бурные дебаты по поводу спе­кулятивной продажи коронных земель, на которой нажи­лись высшие чиновники. Правительство вынуждено было как-то реагировать на критику. Оба раза Пья Пахон ухо­дил в отставку и возвращался к власти через несколько дней со слегка реорганизованным кабинетом. Искусство правления Пья Пахона заключалось в балансировании между Ассамблеей, группой старых чиновников, входя­щих в правительство, и «младшей» группой бывшей На­родной партии. Но в конечном счете это искусство оказа­лось недостаточным для удержания власти.

В сентябре 1938 г. между Пья Пахоном и Ассамблеей разразился очередной конфликт. Незадолго до того пере­избранная Ассамблея (на сей раз в выборах участвовало более 20% избирателей и было выставлено 13 рабочих кандидатов) потребовала себе большего права контроля над государственным бюджетом. Пья Пахон, как обычно, подал в отставку. Но дальше события пошли необычным путем. 11 сентября 1938 г. Ассамблея была распущена. 12 ноября были проведены новые выборы. 10 декабря, в годовщину конституции, состоялось первое заседание пе­реизбранной Ассамблеи, и 16 декабря 1938 г. было сфор­мировано новое правительство во главе с «сильной лич­ностью» — Пибун Сонгкрамом, авторитет и власть кото­рого к тому времени резко возросли.

Назначение Пибун Сонгкрама премьер-министром соп­ровождалось окончательным сосредоточением всех рыча­гов власти в руках «младшей» группы. К ней перешло 20 важнейших постов в правительстве (против пяти-де­вяти при Пья Пахоне): восемь министров дала армей­ская труппа, четыре — флотская и восемь — граждан­ская. Сам Пибун кроме поста премьера взял себе порт­фели министров обороны и внутренних дел. Глава граж­данской группы Приди получил пост министра финансов, который в конкретно сложившейся обстановке делал его вторым человеком в правительстве.

Старые чиновники были решительно оттеснены от власти «молодой кликой», которая за предыдущие четы­ре-пять лет успела завязать связи и пустить корни в го­сударственном аппарате. Попутно была окончательно ликвидирована как политическая сила «старшая» группа бывшей Народной партии. 29 января 1939 г. правительст­во объявило о подавлении «мятежа» полковника Пья Сонг Сурадета (собственно, мятежа, по-видимому, даже не было; Сонгу дали возможность бежать за границу).

Пользуясь крайней обостренностью предвоенной меж­дународной обстановки и тем, что оба империалистиче­ских лагеря стремились перетянуть Сиам на свою сторо­ну, правительство Пибуна сразу же после прихода к власти повело весьма энергичную атаку на позиции ино­странного капитала в стране.

Экономическая политика правительства Пибуна, в разработке которой активное участие принимал Приди, включала в себя: 1) протекционизм во внешней торговле (в конце 30-х — начале 40-х годов импортные пошлины многократно повышались); 2) запрещение иностранных инвестиций в наиболее прибыльные отрасли обращения и производства; 3) строгий контроль над лицензиями на открытие новых предприятий и компаний; 4) повышение конкурентоспособности сиамской национальной буржуа­зии путем предоставления государственных кредитов и ссуд; 5) образование смешанных, государственно-част­ных, акционерных национальных предприятий. Частично эта политика проводилась и до декабря 1938 г., но теперь она стала осуществляться в широких масштабах.

Так, сиамское правительство нанесло сильный удар английской компании «Сайэм Стил Пэкет Компани», ко­торой в декабре 1938 г. удалось скупить акции местных каботажных компаний. В 1939 г. был издан закон о су­доходстве в сиамских водах, согласно которому капи­талы всех судоходных компаний в стране должны были не менее чем на 70% принадлежать сиамцам, а экипаж судов — не менее чем на 75% состоять из сиамцев. Это привело к разорению английской компании. В июне 1940 г. она была вынуждена продать свое имущество сиамскому правительству по низкой цене. Ее место заня­ла вновь созданная национальная Тайская морская судоходная компания с капиталом 10 млн. бат, которая тут же прикупила за границей еще четыре торговых судна.

Закон о нефтеперегонных предприятиях и торговле нефтепродуктами, изданный ъ марте 1939 г., ограничи­вал запасы нефтепродуктов иностранных компаний и вы­дачу лицензий на импорт нефти, а также требовал, что­бы продажа нефтепродуктов в стране велась по ценам, установленным сиамским правительством. В результате английским нефтяным компаниям пришлось уйти с сиам­ского рынка. Государство же с помощью Японии построи­ло в 1939—1940 гг. собственный нефтеперегонный завод.

В 1939 г. был издан также закон о производстве и продаже табачных изделий, установивший государствен­ную монополию на торговлю большинством изделий из табака. «Англо-Америкэн Тобэкко Компани», занимав­шей до этого монопольное положение на сиамском рынке, пришлось продать свои табачные предприятия сиамскому правительству по бросовым ценам.

Лесные концессии иностранных компаний были прод­лены на 15 лет, но принадлежащая им площадь сократи­лась с 88 до 50% площади всех лесоразработок страны. К тому же концессионеры были обложены высокими на­логами.

Для вытеснения иностранных посредников из внутрен­ней торговли была организована в 1939 г. Государствен­ная тортовая компания. В качестве ее филиалов в 22 провинциях были созданы смешанные акционерные ком­пании, которые выпустили акции по 5—10 бат для рас­пространения среди местного населения. Тогда же воз­никла Государственная компания по торговле местными продуктами. Эта компания получила льготные кредиты от государства, а также привилегии при пользовании же­лезнодорожным транспортом.

В 1939 г. правительство основало и Тайскую рисовую компанию. Для этой компании было куплено и арендова­но на государственные средства более 10 крупных рисо-очистительных предприятий. В 1940 г. она сосредоточила в своих руках треть рисового экспорта страны. 51% ак­ций Тайской рисовой компании принадлежал государст­ву, 23% — кооперативам, 26% — частным лицам (в этой группе ведущую роль занимала военно-бюрократическая прослойка, которая свои акции получила, как правило, бесплатно).

Видную роль в сиамской экономике на рубеже 30— 40-х годов стала играть компания «Тахан пансык» (Компания военных ветеранов), занявшаяся торгово-посредническими операциями на внутреннем рынке. Она была создана на государственные средства, а заправляли в ней члены военной группы бывшей Народной партии, финансовый вклад которых в дело был, разумеется, чисто номинальным.

Так, в противовес иностранному капиталу в конце 30-х годов в Сиаме начал бурно расти государственный капиталистический сектор и в то же время стала рож­даться новая группа национальной буржуазии — чинов­ники, становящиеся капиталистами за счет накоплений, полученных государством, которые они легально или по­лулегально присваивали себе.

Борьба правительства Пибуна с иностранным капита­лом объективно носила антиимпериалистический харак­тер. Но антиимпериализм Сиама конца 30-х — начала 40-х годов был антиимпериализмом особого рода.

Во-первых, меры против иностранного капитала прак­тически не касались японского империализма. Сиам даже демонстративно не голосовал в Лиге наций за осужде­ние японской агрессии в Китае. В 1938 г. официальный идеолог сиамского правительства Луаиг Вичит Ватакан (почетный генерал и министр с 1937 по 1944 г.) заявил: «Национальное движение в Таиланде направлено на ис­коренение европейского и американского влияния в стра­не, на ускоренное развитие национального самосознания, на восстановление национального характера страны».

Во-вторых, что более существенно, Сиам при прави­тельстве Пибуна сам стал претендовать на роль империи. 24 июня 1939 г. политически нейтральное название госу­дарства — Сиам было изменено на Мыанг Тай (Государ­ство Таи), в европейских документах — Таиланд. Это название игнорировало наличие в стране каких бы то ни было национальных меньшинств (на деле составляв­ших около половины ее населения). Более того, прави­тельство Пибуна, раздувая националистическую пропа­ганду, провозгласило программу создания «Великого тайского государства», предусматривавшую объединение с тайцами всех «братьев по крови» — лаосцев, шанов Бирмы, тайскоязычные национальные меньшинства Юго-Западного Китая и Северного Вьетнама и даже кхмеров, которые вопреки всем данным этнографии и лингвистики были объявлены ближайшими родственниками тайцев. Таиланд претендовал и на Северную Малайю. Пока же на китайское, малайское и лаосское национальные мень­шинства внутри страны оказывалось самое грубое вели­кодержавно-шовинистическое давление.

В области развития национальной экономики полити­ка правительства Пибуна также была двойственной. В программной речи, произнесенной в феврале 1939 г., Пибун заявил: «Цель правительства состоит в расшире­нии позиций сиамцев в сельском хозяйстве, горнорудной промышленности, торговле, обрабатывающей промыш­ленности». Впоследствии он неоднократно выступал с ре­чами, в которых заявлял, что истинный тайский патриот не должен сотрудничать с иностранными фирмами в ущерб национальной экономике, должен питаться только тайской пищей, носить только тайскую одежду и т. д.

Но, всячески способствуя расширению нарождающе­гося сектора тайского национального капитала, прави­тельство Пибуна в то же время всемерно препятствовало росту уже сложившегося сектора местной китайской бур­жуазии. Один сектор местной капиталистической эконо­мики возводился в значительной степени за счет ущемле­ния и разрушения другого, что отрицательно сказывалось на развитии национальной экономики в целом. Местный капитализм (и государственный и частный) развивался слабо и однобоко, главным образом в торговле, сулив­шей более быстрые прибыли. В 1941 г. все инвестиции местного капитала в торговлю и промышленность состав­ляли 648 млн. бат, причем 520 млн. бат падало на инве­стиции в торговлю и только 128 млн. — на инвестиции в промышленность.

Общая политика дискриминации китайцев (в июле 1938 г. Луанг Вичит Ватакан публично предложил ре­шить «китайский вопрос» в Таиланде, как фашисты ре­шили «еврейский вопрос» в Германии) ударяла и по ра­бочему классу, который в те годы в большинстве своем состоял из китайцев. Непрерывное повышение стоимости разрешений на въезд в страну для китайцев привело к падению китайской иммиграции, к резкому сокращению притока относительно квалифицированной рабочей силы, необходимой для таиландской промышленности.

ГЛАВА XI

Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.