Союз таиландского и американского капитала и втягивание Таиланда в империалистический военный лагерь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Чтобы сильнее эксплуатировать трудящихся и вместе с тем подавлять малейшее их сопротивление, чтобы пре­пятствовать распространению на Таиланд пламени осво­бодительной борьбы, полыхавшего в соседних странах, режим Пибуна нуждайся в мощном аппарате подавле­ния, т. е. прежде всего в сильной армии и полиции. Бур­но растущую таиландскую буржуазию привлекал также приток иностранного капитала в форме помощи, которую США щедро сулили своим потенциальным союзникам в Азии. Поэтому сближение, а затем и тесный союз воен­ного режима Пибуна с США были в сущности неиз­бежны.

Политика террора против демократических элемен­тов внутри страны, реклама своего правительства как самого решительного борца против коммунизма, отход не только от национально-освободительного, но и от нейтралистского международного движения (в январе 1949 г. Таиланд отказался участвовать в конференции стран Азии и Африки в Дели и только в последнюю ми­нуту послал туда наблюдателя) — все это послужило Пибуну отличным пропуском в кладовые американских банков.

В 1949 г. США снимают секвестр с таиландского зо­лота (43 млн. долл.), хранившегося со времени второй мировой войны в Японии. В том же году Таиланд был принят в контролируемый США Международный банк реконструкции и развития, от которого вскоре стал полу­чать займы (за 20 лет МБРР предоставил Таиланду 19 займов на общую сумму 312 млн. долл.).

В 1950 г. режиму Пибуна представляется несколько случаев заслужить особое благоволение американского империализма. В феврале 1950 г. США признали марио­неточный режим Бао Дая во Вьетнаме, что вызвало бу­рю возмущения в большинстве стран Востока. Даже в таиландских правящих кругах многие были серьезно смущены этим. Однако несмотря на резкую критику в Ассамблее и даже на уход в знак протеста в отставку министра иностранных дел Пот Сарасина, таиландское правительство 24 февраля 1950 г. заявило о признании Бао Дая. В июне 1950 г., когда вспыхнула корейская война, Таиланд одним из первых откликнулся на призыв США начать интервенцию и послал в Корею 4 тыс. сол­дат, восьмую часть своей тогдашней арм'ии.

Усердие Пибуна не могло остаться без вознагражде­ния. 19 сентября 1950 г. в Бангкоке между Таиландом и США были подписаны Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. Вслед за этим, 17 октября 1950 г., стороны подписали Соглашения о взаимной во­енной помощи. В Таиланд прибыла и прочно там обосно­валась большая группа американских военных, экономи­ческих и других советников. В короткие сроки таиланд­ская армия была увеличена с 32 тыс. до 80 тыс. человек и оснащена новейшим американским оружием. Была зна­чительно расширена и снабжена тяжелым вооружением таиландская полиция — по сути дела вторая армия страны.

Экономическая помощь США Таиланду в первые годы была не особенно велика. В 1951 —1954 гг. она рав­нялась примерно 8 млн. долл. в год (75% — товарами, 25% — услугами, включая профессионально-техническое обучение таиландских кадров в США). В период корей­ской войны к этому добавлялись выгоды от бума на рын­ке стратегических материалов — каучука и олова. Если в феврале 1950 г. 1 кг таиландского каучука стоил 7— 8 бат, то в феврале 1951 г. его цена возросла до 20— 30 бат. Поднялась цена и на рис. В 1950 г. производство олова в Таиланде достигло довоенного уровня. С 1949 по 1951 г. стоимость таиландского экспорта увеличилась с 274 млн. до 375 млн. долл., а импорта — со 193 млн. до 272 млн. долл.

С 1952 г., однако, начали сказываться отрицательные последствия тесного альянса с США. Летом 1951 г. таи­ландское правительство наложило эмбарго на торговлю с социалистическими странами. США и в меньшей сте­пени Англия стали фактически монопольными покупа­телями таиландского каучука и олова и начали сбивать на них цены. Хотя производство каучука в стране про­должало расти (108 тыс. т — в 1950 г., 120 тыс. т — в 1954 г.), выручка от его экспорта упала (с 98 млн. до 43 млн. долл.). Понизились цены и на олово. Это серь­езно подорвало экономику Южного Таиланда. Торговое сальдо страны, бывшее активным с 1948 г., в 1952 г. вновь оказалось пассивным (и остается таким до настоя­щего времени).

Таиланд стоял перед выбором: либо вступить на путь нейтрализма и активной торговли со всеми странами, либо еще прочнее связать себя с американским лагерем. Первый путь представлялся правительству Пибуна не­приемлемым, так как он открывал дорогу для оживления демократических сил. Было решено следовать по второ­му пути. Политика поддержки национально-освободи­тельной борьбы народов Индокитая, осуществлявшаяся при правительствах Конституционного фронта, быстро сменилась при Пибуне политикой, направленной на по­давление этой борьбы.

После образования в августе 1950 г. Фронта освобож­дения Лаоса (Нео Лао Итсала) во главе с принцем Суфанувонгом таиландское правительство сразу же прояви­ло открытую враждебность к нему и начало оказывать всяческую поддержку марионеточным властям этой страны.

Особенно возросло вмешательство Таиланда в индо­китайские дела в 1953 г., когда стало ясно, что нацио­нально-освободительная война против французских ко­лонизаторов и их марионеток приближается к победному концу. Весной 1953 г. войска Патет Лао провели крупное наступление и освободили значительную часть Северного Лаоса. Это сильно обеспокоило таиландское правитель­ство. Пибун и его группа боялись, что революционное движение может распространиться на провинции Север­ного и Северо-Восточного Таиланда, где преобладало лаотянское население. Кроме того, на Северо-Востоке проживало в этот момент более 50 тыс. вьетнамских бе­женцев, переселившихся сюда в первые годы француз­ской агрессии. Таиландский режим теперь рассматривал их как опасные подрывные элементы. В пограничных с Лаосом провинциях было введено чрезвычайное положе­ние. Между тем войска Патет Лао, продолжая развивать свои успехи, в течение 1953 г. освободили значительные территории в Центральном и Южном Лаосе, в том числе г. Такек на таиландской границе. Это вызвало настоя­щую панику в правительстве Пибуна. В конце 1953 г. оно обратилось к королевским правительствам Лаоса и Кам­боджи с предложением создать антикоммунистический Буддийский оборонительный блок. Но из этого плана ничего не вышло. Тогда в декабре 1953 г. Таиланд за­ключил с королевским Лаосом отдельный договор о торговле, который по сути дела явился ширмой для массовых поставок американского оружия королевской лаосской армии (США в этот момент еще не были гото­вы официально вмешаться в борьбу в Индокитае).

Политика Таиланда в отношении Камбоджи также претерпела изменения после прихода к власти правитель­ства Пибун Сонгкрама. Борьба Камбоджи за получение независимости от Франции перестала пользоваться под­держкой Таиланда. Когда 14 июня 1953 г. король Нородом Сианук прибыл в Бангкок и заявил, что не вернет­ся отсюда в Камбоджу, пока не будет полностью восста­новлен ее суверенитет, правительство Пибуна тотчас да­ло понять Нородому, что он является здесь «персона нон грата», и принудило его вернуться в Пномпень.

В начале 1954 г. национально-освободительная война в Восточном Индокитае приняла особенно широкий раз­мах. В Северном Вьетнаме в марте началось генеральное сражение за Дьенбьенфу. В том же месяце войска Патет Лао фактически блокировали Луангпрабанг. Значи­тельных успехов добились национально-освободительные силы Камбоджи.

Таиландское правительство начало стягивать войска к лаосской границе, спешно прокладывались стратегиче­ские шоссе. В порядок дня стал вопрос о военной интер­венции в Лаосе. 22 мая 1954 г. представитель таиланд­ского министерства иностранных дел Кап Кунчон заявил, что Таиланд готов направить в Лаос свои войска, если США и их союзники одобрят эту акцию. Чтобы подгото­вить международное общественное мнение к своему вме­шательству в Лаосе, таиландские власти весной 1954 г. подали жалобу в Совет Безопасности ООН, в которой заявляли о «коммунистической опасности», якобы угро­жающей Таиланду со стороны Лаоса. В июне 1954 г. таи­ландское правительство заявило о готовности пустить на свою территорию иностранные войска для вторжения в Восточный Индокитай.

Но события развивались так стремительно, что пла­ны правительства Пибуна не успели осуществиться. 26 апреля 1954 г., через несколько дней после падения Дьенбьенфу, началась Женевская конференция пяти ве­ликих держав по вопросу об Индокитае. 21 июля 1954 г. были подписаны Женевские соглашения о прекращении военных действий и политическом урегулировании в этом районе. Наступил период смягчения международной на­пряженности, и агрессивная активность Таиланда на не­которое время уменьшилась.

Вместе с тем, несмотря на Женевские соглашения, США не собирались отказываться от политики проник­новения в Юго-Восточную Азию и укрепления там своих военных позиций. В осуществлении этой политики пра­вительство США отводило Таиланду видное место.

Когда государственный секретарь США Джон Фостер Даллес начал переговоры с таиландским послом в Ва­шингтоне Пот Сарасином о создании в Юго-Восточной Азии военно-политического блока, правительство Пибу­на немедленно ответило согласием. Оно беспокоилось лишь о том, чтобы Таиланду было отведено ведущее ме­сто среди азиатских стран блока.

8 сентября 1954 г. в Маниле США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Пакистан и Таиланд подписали договор о создании блока СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии). Таиланд­ская делегация во главе с министром иностранных дел принцем Ван Вайтъяконом занимала в предшествовав­ших этому переговорах самую экстремистскую позицию. Она настаивала на том, чтобы отношения союзников бы­ли построены по точному образцу НАТО, т. е. чтобы вступление в войну одного из них автоматически влекло за собой вступление в войну на его стороне всех осталь­ных. Но США и другие западные державы не пожелали принимать 'на себя обязательства участвовать в любой войне, которую может развязать воинственное правитель­ство Таиланда. Отклонено было и предложение таиланд­ской делегации о немедленном вводе войск СЕАТО в Таиланд. Тогда принц Ван настоял на том, чтобы штаб-квартира СЕАТО находилась в Бангкоке.

После заключения договора резко увеличилась аме­риканская экономическая и военная помощь Таиланду. В 1955—1956 гг. ежегодная экономическая помощь США возросла в 4,5 раза против 1951 —1954 гг. и составляла 35 млн. долл. В еще более широких масштабах стала поступать военная помощь. В Таиланде началось интен­сивное строительство стратегических шоссейных дорог, способных пропускать тяжелые танки (дороги шли к границам Таиланда), стали сооружаться крупные воен­ные базы. Этим строительством, как правило, руководи­ли американские фирмы. Военные расходы Таиланда, не превышавшие в 1950 г. 1% национального дохода, в 1954 г. достигли уже 9% его.

Начали расти и инвестиции американского частного капитала. В 1955 г. они составили 16,6 млн. долл., т. е. были в 5 раз больше, чем до войны (хотя и значительно отставали от английских инвестиций). Стимулом послу­жил принятый 4 октября 1954 г. закон о развитии про­мышленности, предусматривавший меры для привлече­ния в промышленность частных, в особенности иностран­ных, капиталов. По этому закону 29 отраслей промыш­ленного производства получили особые льготы: сниже­ние пошлин на сырье и оборудование для новых пред­приятий, освобождение от налогов до трех лет, право свободного вывоза прибылей за границу, гарантию от национализации и др. В отличие от многих других ази­атских стран в Таиланде сотрудничество (совместное участие) иностранного капитала с местным не было обя­зательным.

В том же, 1954 г. таиландское правительство заклю­чило соглашение с Агентством международного разви­тия США о страховании имущества американских инве­сторов в Таиланде от конфискаций, экспроприации, убыт­ков из-за необратимости валют, запрета репатриации капитала и вывоза прибылей.

С укреплением связей с США Таиланд стал оказы­вать еще большую поддержку реакционным режимам в Индокитае.

Уже на учредительном заседании СЕАТО в сентябре 1954 г. именно таиландская делегация во главе с прин­цем Вайтъяконом внесла предложение поставить Лаос, Камбоджу и Южный Вьетнам «под защиту» блока СЕАТО, хотя они и не вошли в блок.

После прихода к власти в Лаосе реакционного пра­вительства Катай Сасорита (ноябрь 1954 — февраль 1956 г.) таиландский капитал начинает активно прони­кать в лаосскую экономику, опираясь на американскую финансовую поддержку. Та.к, в 1955 г. Таиландская транспортная компания монополизирует перевозку всех грузов в Лаос. В том же году возникла смешанная ком­пания «Лао —Таи», которая сосредоточила в своих руках весь импорт и экспорт Лаоса. К концу 1955 г. банк «Лао — Таи» контролировал все торговые операции Лао­са по экспорту и импорту. В этот же период был органи­зован ряд других смешанных таиландско-лаосских ком­паний.

Экономическое проникновение сочеталось с полити­ческим давлением, в особенности после прихода к власти в апреле 1956 г. Суванна Фумы, который заключил в ок­тябре 1956 г. перемирие с частями Патет Лао, а 19 апре­ля 1957 г. объявил о создании нового правительства с участием Нео Лао Хаксат (Патриотического фронта Лао­са). Таиландское правительство закрыло границу и бло­кировало подвоз риса и других товаров в Лаос. Посколь­ку почти весь импорт Лаоса идет через Таиланд (с Кам­боджей и Вьетнамом Лаос не имеет удобных путей сооб­щения), это сразу поставило страну в тяжелое положе­ние и явилось одной из причин, вынудивших Суванна Фуму в мае 1957 г. подать в отставку с поста премьер-министра Лаоса.

Когда после нескольких месяцев правительственного кризиса Суванна Фума вернулся к власти и 19 ноября 1957 г. Национальное собрание Лаоса утвердило коали­ционное правительство с участием принца Суфанувонга, Таиланд отреагировал на это новой экономической бло­кадой. Но на сей раз таиландское давление на Лаос ока­залось безрезультатным и блокаду пришлось снять.

Усиливалась агрессия Таиланда и против Камбод­жи. В 1954 г., т. е. в год подписания Женевского соглаше­ния о прекращении войны во Вьетнаме, Камбодже и Лао­се, таиландские войска вторглись в Камбоджу и оккупи­ровали национальную святыню кхмеров — храм Преави-хеа. Особенно обострились отношения Таиланда и Кам­боджи с февраля 1956 г., после отказа правительства Сианука вступить в СЕАТО. В ответ на это правительст­во Таиланда (как и марионеточное правительство Южно­го Вьетнама) закрыло камбоджийскую границу и объ­явило об экономической блокаде Камбоджи. На камбод­жийской границе в 1956—1958 гг. было организовано не­сколько десятков вооруженных провокаций. В таиланд­ской прессе началась кампания за аннексию Баттамбанга и Сиемреапа.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 163.