После успешного завершения Женевской конференции летом 1954 г. в мире наступил период смягчения международной напряженности. Даже США в 1955 г. начали в Женеве неофициальные переговоры с КНР. Атмосфера нагнетания военной истерии, которая долгое время успешно использовалась таиландским правительством для упрочения своего режима, становилась все более неуместной. Прежние методы прямого и грубого подавления масс стали изживать себя.
Режим Пибуна, боясь в таких условиях вызвать социальный взрыв в своей стране, а также оказаться в международной изоляции, вынужден был искать какие-то новые пути во внешней и внутренней политике.
В апреле 1955 г. впервые после войны Пибун Сонгкрам отправился с «миссией доброй воли» в продолжительное турне по странам Азии, Африки, Европы и Америки. Главной целью поездки было, впрочем, желание вытянуть из США как можно больше долларов для укрепления слабеющего режима. Одновременно министр иностранных дел принц Ван Вайтъякон выехал в Бандунг для участия в конференции стран Азии и Африки. Здесь он, забыв о своей воинственности в прошлую осень, как мог старался подделаться под «дух Бандунга». Он даже встретился с главой делегации КНР и вел с ним неофициальные переговоры в довольно мирном тоне. На той же конференции принц Ван встретился с премьер-министром ДРВ Фам Ван Донгом и обсуждал с ним проблему репатриации 50 тыс. вьетнамских беженцев, проживавших в Таиланде.
Между тем Пибуна в США постигла неудача. Американские власти устроили ему пышный прием, но не выразили желания раскошеливаться на дополнительную экономическую помощь.
Раздраженный Пибун вернулся в Таиланд с твердым намерением начать «новый курс» в политике, который бы показал США, что его власть зависит не от одного их благоволения.
Для начала он выделил в Бангкоке небольшой участок, который назвал Гайд-парком в честь лондонского Гайд-парка, и объявил на этой территории полную свободу слова. После этого эксперимента, который, впрочем, длился недолго (ораторы, с точки зрения полиции, стали «заговариваться»), последовал более серьезный шаг. 26 октября 1955 г. Ассамблея приняла закон о разрешении политических партий (кроме коммунистической). Была отменена гласная цензура печати и провозглашены другие демократические свободы.
В короткий срок возникло 23 партии. Чувствовалось, что народ устал от многолетнего молчания. Но лишь немногие сознавали, что и зачем говорить. Не хватало школы политического опыта. Среди хаоса партий постепенно отчетливо выделились три основные группы: 1) правительственные партии; 2) оппозиционные псевдодемократические; 3) демократические.
Основной правительственной партией была «Сери Манангкасила». К ней примыкали несколько более мелких партий, выражавших интересы отдельных «лик, из которых состоял военный режим, — маршала Сарита, генерала Пао и самого Пибуна. Каждый из этих троих охотно спихнул бы двух других, если бы представилась возможность (отношения, нормальные внутри диктаторского правительства).
Самой крупной оппозиционной партией была вновь возродившаяся Демократическая партия со своим старым лидером Куанг Апайвонгом, заместителем которого был Сени Прамот, известный не только как лидер «Свободного Таи» в годы войны, но и как родственник короля. Сам Куанг, как уже упоминалось, был потомок крупных феодалов. Партия по-прежнему выступала под ультрароялистскими лозунгами, хотя ядро старых аристократов и крупных помещиков в ней, по-видимому, было невелико. Главной ее опорой теперь были гражданское чиновничество и часть умеренной интеллигенции, недовольные засильем военных. «Демократы» требовали поставить военные власти под контроль штатских. При этом они много твердили о священной и верховной власти короля, но в сущности выступали не за абсолютизм, а за реальную власть буржуазного парламента. Во внешней политике их программа совпадала с программой правительства.
Демократические силы были представлены партиями «Сетакон» (Экономическая партия), «Кабуамакен Гайд-парк» (Движение Гайд-парк) и Лейбористской партией. В январе 1957 г. эти партии создали Объединенный социалистический фронт. После февральских выборов 1957 г. к ним примкнули еще две партии — «Сери прачатипай» (Свободно-демократическая) и «Пак иссара» (Независимая).
Наиболее крупной и сплоченной из этих партий была Экономическая партия, руководитель которой, Теп Чотинучит, одновременно являлся лидером всего Объединенного социалистического фронта. В ее программу входили национализация промышленности и расширение государственного сектора в других областях, решительное изменение системы подоходного налога, полная демократизация всего государственного устройства. В области внешней политики Экономическая партия, как и ее союзники по Объединенному социалистическому фронту, выступала за нейтрализм, выход из всяких военных блоков, установление дружественных отношений со всеми странами. Программа-минимум партии включала в себя отмену «антикоммунистического закона», недопущение в страну иностранных войск и неучастие в маневрах СЕАТО, признание КНР и установление с ней торговых связей. В 1956 г. Экономическая партия вступила в Азиатскую социалистическую конференцию.
Несмотря на то, что большинство появившихся партий были немногочисленными (по закону о разрешении партий, для регистрации их достаточно было иметь 500 членов), политическая жизнь в Таиланде с конца 1955 г. резко оживилась. В демократических газетах открыто критиковалась агрессивная политика США и участие Таиланда в СЕАТО. Правительство не препятствовало публикации этих материалов, отчасти в надежде таким образом ослабить накопившееся общественное возмущение, отчасти с целью шантажа своего американского союзника. Стали появляться статьи о безудержной коррупции чиновников, о жестокости карательного аппарата. Главной мишенью демократической прессы стал генеральный директор полиции Пао Сианон — наиболее одиозная фигура режима. Соперники Пао по правящей клике решили этим воспользоваться, чтобы оттеснить его от власти. В то время когда он путешествовал за границей, он внезапно был спят с выгодного поста заместителя министра финансов, дававшего ему широкие возможности запускать руки в казну. Теперь Пао припомнили и махинации с опиумом, и убийство в полиции без суда и следствия четырех видных лидеров Конституционного фронта в 1949 г.
Ослаблению Пао энергично содействовал маршал Сарит Танарат, еще в 1954 г. вытеснивший с поста командующего сухопутными силами тестя Пао — маршала Пин Чунхавана. Хотя формально Сарит являлся заместителем генерального секретаря партии «Сери Ма-нангкасила», генеральным секретарем которой был Пао, на деле Сарит контролировал собственные политические организации и даже имел две газеты, которые критиковали политику правительства. В этот период, желая снискать популярность, он выдавал себя за демократа, и даже противника союза с США, и горячо выступал против коррупции.
Личину либерального политика поспешил надеть на себя и сам Пибун. В 1955—1957 гг. было значительно ослаблено давление на китайское национальное меньшинство и полностью прекращен полицейский террор против китайской буржуазии. Пибун заигрывал также с малайскими националистами, обещал им культурную автономию. В июне 1956 г. было ослаблено эмбарго на торговлю с социалистическими странами. Началась продажа КНР нестратегических товаров. Некоторые торговые сделки были заключены с социалистическими странами Восточной Европы. Усилились сношения с нейтралистскими странами. В ноябре 1956 г. был заключен договор о дружбе с Бирмой. В 1955 г. впервые после 1946 г. была разрешена первомайская демонстрация. В следующем году было даже дано обещание пересмотреть «антикоммунистический закон».
В сентябре 1956 г. Ассамблея приняла наконец много лет подготавливавшийся и широко разрекламированный закон о труде. Закон устанавливал 8-часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска (от шести дней и больше), запрещал брать на работу детей до 12 лет, ограничивал рабочий день подростков 12—16 лет шестью часами, устанавливал отпуска по беременности и право на оплачиваемый бюллетень до 30 дней в год. Это было серьезным завоеванием рабочего класса.
Вместе с тем закон о труде сильно ограничивал права профсоюзов и во многом ставил их под правительственный контроль. Законными считались только официально зарегистрированные профсоюзы. Забастовки не могли быть объявлены до вмешательства государственного посредника, назначаемого созданным для разбора конфликтов рабочих с предпринимателями Государственным комитетом по трудовым отношениям. Их можно было объявить только через 20 дней после принятия решения этим посредником. Во время войны или при чрезвычайном положении забастовка могла быть вообще запрещена. Организаторами и активистами профсоюза могли быть только лица тайской национальности.
Рабочий класс ответил на реакционную часть закона мощной волной забастовок, которые охватили большинство промышленных предприятий Бангкока. Растущее рабочее движение грозило слиться с движением студенчества и левой интеллигенции. Наметилась возможность создания широкого демократического фронта.
В такой обстановке у оппозиционных партий имелись реальные шансы на внушительную победу на очередных выборах в Ассамблею, назначенных на 26 февраля 1957 г. Чтобы помешать этому, правящая группировка пустила в ход всю мощь государственного аппарата. Пибун Сонгкрам выставил свою кандидатуру в Ассамблею, рекламируя себя как «основателя тайской нации». Непосредственной подготовкой выборов занимались Пао Сианон и его полиция. В ходе выборов были допущены столь большие злоупотребления и подтасовки, что они потрясли воображение даже видавших виды таиландских избирателей.
В итоге выборов из 160 депутатских мест выборной части Ассамблеи 83 места получила главная правительственная партия — «Сери Манангкасила»; Демократической партии досталось 28 мест, Экономической — восемь, прочим оппозиционным партиям — 18 мест.
Сразу после выборов правительство предложило помимо традиционных 2 тыс. бат в месяц, которые получали с 1952 г. голосующие за него депутаты, единовременное «пособие» в 80 тыс. бат любому члену оппозиции, который перейдет на сторону правящей группы. Несколько депутатов оппозиции прельстилось этим предложением. Это еще больше усилило скандал вокруг выборов.
В марте 1957 г. студенты бангкокских университетов организовали мощную демонстрацию, требуя отменить результаты фальшивых выборов, распустить Ассамблею и решительно изменить внешний курс правительства в сторону нейтрализма.
Правительство ввело чрезвычайное положение, но вынуждено было пойти на уступки. Организатор выборов Пао был снят с поста генерального директора полиции. Сарит же, который потратил немало слов на выражение сочувствия студентам и на осуждение несправедливых выборов, напротив, расширил свою власть, получив пост министра обороны и верховного главнокомандующего. Теперь ему подчинялась не только армия, но и авиация и флот. Вскоре он организовал собственную партию — «Сахапум».
К осени 1957 г. власть Пибуна под непрерывным огнем критики слева и справа в Ассамблее и в печати почти полностью потеряла свой престиж. Пибуну не помогло его лавирование, и обещание вести в дальнейшем некую «среднюю», «истинно буддийскую» политику. В конце августа положение усугубилось правительственным кризисом, когда Сарит и несколько других министров подали в отставку. К началу сентября 1957 г. в кабинете Пибуна оставалось всего три министра.
В ночь на 17 сентября 1957 г. армейские части, преданные Сариту, совершили государственный переворот. Пибун и Пао эмигрировали из страны. Сарит отменил, как оказалось — на один день, конституцию 1952 г., таким приемом «легально» распустив Ассамблею, избранную в феврале. Народу было объявлено о скором проведении новых, справедливых выборов. Пока же во главе правительства был поставлен Пот Сарасин, бывший посол в США и генеральный секретарь СЕАТО. Он поспешил заверить американское правительство, что во внешнеполитическом курсе Таиланда не будет никаких изменений. Очень скоро клика Сарита сбросила маску и в области внутренней политики.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.