Заключение неравноправных договоров, серьезно подорвавшее хозяйственную систему феодального Сиама, поставило сиамский правящий класс перед необходимостью коренных реформ. Чтобы укрепить экономику, а следовательно и обороноспособность страны, имелся один путь — увеличение доходов государства за счет усиленного вывоза на мировой рынок сельскохозяйственных продуктов, в первую очередь — риса. А чтобы резко поднять вывоз риса, надо было дать непосредственным производителям — .крестьянам — стимул для расширения его производства. Назрела настоятельная необходимость замены подневольного труда феодально-зависимых работников более эффективным свободным трудом, т. е. крестьянской реформы. Осуществление этой реформы открыло бы возможности для развития Сиама по капиталистическому пути, что для того времени было безусловно прогрессивным фактором.
Решающую роль в постепенном переводе Сиама на капиталистический путь развития сыграла деятельность короля Рамы V Чулалонгкорна, опиравшегося на поддержку наиболее дальновидной части правящего класса.
Антифеодальные реформы стали подготавливаться еще при Монгкуте.
К началу его правления, по свидетельству епископа Паллегуа, от 1/4 до 1/3 населения Сиама являлись рабами, т. е. находились в личной зависимости от феодалов. Наиболее крупная группа этого несвободного населения относилась к категории долговых рабов, т. е. лиц, продавших себя (или проданных главой патриархальной семьи) феодалам за определенную сумму. Обычно эта продажа рассматривалась как форма заклада, процентами за который служила работа долгового раба. Долговой раб, сколько бы он ни работал на хозяина, мог выкупиться только за такую же сумму, за которую он был продан. Средняя цена раба в середине XIX в. колебалась от 80 до 120 бат для мужчин и от 60 до 100 бат для женщин. Помимо работы на хозяина, долговые рабы обязаны были ежегодно платить и государственный налог в 2—4 бата. При слаборазвитом денежном обращении крестьянину достать деньги всегда было очень трудно. Займы у ростовщиков, бравших огромные проценты, вели лишь к дальнейшему закабалению. Поэтому реальная возможность освободиться в течение жизни существовала только для очень небольшой части долговых рабов.
Дети рабов наследовали их статус, а их выкупная цепа, установленная еще законом 1592 г. и остававшаяся без изменений до 1874 г., варьировалась в зависимости от пола и возраста, постепенно повышаясь и достигая максимума у мужчин 26—40 лет (56 бат) и у женщин 21—30 лет (48 бат), а затем вновь постепенно понижаясь. Закон предусматривал даже такую ситуацию, как освобождение раба в столетнем возрасте. За столетнего старика надо было внести выкуп в 4 бата (примерно полтонны риса на внутреннем рынке), за столетнюю старуху — 3 бата.
Хотя выкупные цены потомственных рабов были ниже, чем рабов в первом поколении, общее число рабов (по экономическому содержанию их эксплуатации, как правило, феодально-зависимых работников) в середине XIX в. не показывало тенденции к уменьшению, а, скорее наоборот, возрастало.
Крепостная, по сути дела, зависимость почти трети сиамского крестьянства в соединении с крайне непроизводительной трехмесячной государственной барщиной для остального, формально свободного, крестьянства сковывала огромные резервы рабочей силы. Эти резервы можно было высвободить, только создав условия, при которых крестьянин был бы материально заинтересован в расширении производства, и уничтожив или сведя до минимума огромную группу непроизводящего зависимого населения, занятого в сфере личного обслуживания феодалов (дворня, гребцы, личные дружины и т. п.).
В то же время правительство не могло встать на путь резкого конфликта с феодалами-крепостниками, и не только по соображениям классовой солидарности, но и потому, что после заключения неравноправных договоров оно стало зависеть от этих феодалов больше чем когда бы то ни было. Потеря таможенной независимости опустошила государственную казну. (Как уже говорилось выше, единая импортная пошлина равнялась 3%, а на экспортные товары были установлены раз и навсегда фиксированные пошлины в батах. По мере роста цен и обесценивания бата доля пошлин, взимаемых с экспортных товаров, неуклонно падала. Так, пошлина на экспорт риса — 4 бата за койян, или около 1200 кг , — составляла в 1855 г. 13,3% экспортной цены, уже в 60-х годах она упала до 8%, а к 1890 г. составляла около 6% экспортной цены.) Чтобы пополнить казну, пришлось в 1855 г. заменить во всем Центральном и Южном Сиаме натуральный поземельный налог денежным (с поправкой, внесенной в 1856 г., взималось 0,25 бата с 1 рая, т. е. 0,16 га , суходольной земли и 0,375 бата с 1 рая поливной). Пока не развилось денежное обращение и пока рост цен на мировом рынке не начал оказывать влияния в .конечном счете и на крестьянское хозяйство, а это произошло не скоро, крестьянам добывать деньги было очень трудно, а выбивать деньги из них или платить за них (разумеется, вернув потом свое сторицей) могли только все те же феодалы. Лишить феодалов прав на крестьян означало и освободить их от обязанности доставлять в казну налоги, собранные с этих крестьян (феодал за недоимку отвечал своим имуществом).
Поэтому первые шаги по ликвидации крепостной зависимости были очень робкими. В 1865 г. король Монгкут запретил продавать в рабство детей старше 15 лет без их согласия. 21 марта 1868 г. этот закон был дополнен другим, по которому мужья не могли продавать своих жен без их согласия.
Для поощрения роста свободных крестьянских хозяйств в 1857 г. власти издали закон, по которому вспаханная целина на год освобождалась от налогообложения. В 1868 г. был принят направленный против ростовщичества закон о максимальной процентной ставке. Впрочем, сразу же обнаружилось много способов его обходить.
Чтобы уменьшить непроизводительные расходы, Монгкут сократил затраты на церковь. При нем число монахов в Бангкоке упало с 10 тыс. до 5 тыс.
После смерти Монгкута (октябрь 1868 г.) наступила четырехлетняя пауза регентства, пока Чулалонгкорн не достиг совершеннолетия и не начал лично управлять государством.
В первый же год реального правления нового монарха был принят ряд важных законодательных мер, в частности увеличен до трех лет срок невзимания налога на поднятой целине.
12 июля 1874 г. была создана комиссия из 12 высших чиновников для выработки указа об освобождении детей долговых рабов. 21 июля Чулалонгкорн в речи на заседании этой комиссии изложил свою программу, предусматривавшую «постепенность в облегчении бремени народа». Поскольку нет никакой возможности быстро освободить рабов, заявил король, надо встать на путь постепенного уменьшения их стоимости.
8 октября 1874 г. был опубликован первый указ, подготовленный комиссией. Согласно ему все дети долговых рабов, родившиеся после 1 октября 1868 г., автоматически становились свободными при достижении 21 года. До этого возраста их разрешалось выкупать по новому, гораздо более низкому, чем раньше, тарифу, к тому же постепенно уменьшающемуся: от 32 бат для мальчиков и 28 бат для девочек в возрасте 8 лет до 4 'бат для юношей и 3 бат для девушек в возрасте 18—20 лет. Такие расценки обосновывались тем, что рабы с восьмилетнего возраста личным трудом постепенно возмещают хозяину свою стоимость. Далее в указе говорилось, что все лица, родившиеся после 1 октября 1868 г., по достижении 21 года уже не могут быть проданы в рабство.
Этот указ, не распространявшийся на вассальные княжества севера страны, был, конечно, половинчатым. Он, по сути дела, предусматривал освобождение за выкуп (хотя и довольно умеренный) только одной группы крепостного крестьянства. Его основные достоинства должны были начать проявляться только с 1889 г., когда впервые в истории Сиама должна была возникнуть группа людей старше 21 года, ни при каких условиях не подлежащих продаже в рабство. Что же касается детей и молодежи, которые не достигнут к этому времени 21 года, а также лиц среднего поколения (родившихся до 1868 г.), то они по смыслу указа и после 1889 г. вновь могли попасть в крепостную зависимость.
Но крестьянская реформа на этом не кончилась. После 1874 г. был принят ряд новых законодательных мер. Был опубликован указ, в котором провозглашалась необходимость уничтожения долгового рабства в целом. В соответствии с этим указом все долговые рабы в основных районах Сиама (кроме вассальных княжеств) по достижении 60 лет становились свободными. Кроме того, если раньше сумма долга оставалась неизменной в течение всей жизни раба, теперь хозяевам предписывалось ежемесячно сокращать сумму долга на 4 бата (для сравнения отметим, что заработная плата батрака составляла 8—10 бат в месяц).
Правительство стало также за свой счет выкупать некоторых рабов, призывая в то же время богатую часть общества жертвовать средства для этой цели. В 1884 г. система ежемесячного уменьшения долга была распространена на северные районы Сиама.
Все эти меры наряду с неизменно возраставшей ценой на экспортный рис постепенно улучшали положение крестьянского хозяйства в Центральном Сиаме, что и послужило основой для большого экономического подъема в этом районе в конце 80-х — начале 90-х годов XIX в.
С середины 80-х годов все быстрее и быстрее растет объем посевных площадей и соответственно увеличивается экспорт риса. Если с середины 70-х до середины 80-х годов XIX в. вывоз риса держался примерно на одном уровне (около 225 тыс. т), то в 1887 г. он подскакивает сразу почти вдвое (402 тыс. т). В 1890 г. общий объем собранного риса достигает 1200 тыс. т, а экспорт равняется 480 тыс. т, в 1893 г. экспорт достигает рекордного количества в 776 тыс. т, в 1895 г. падает до 465 тыс. т и в следующем пятилетии устанавливается на средней цифре 500 тыс. т в год. Экспорт тика за 1886—1895 гг. вырастает в 4 раза (с 15,2 тыс. до 61,3 тыс. т).
Вместе с тем сколько-нибудь заметного прироста населения (во всяком случае взрослого) в это десятилетие по сравнению с серединой XIX в. не наблюдалось. Быстрый прирост населения в стране начинается лишь в конце XIX в. Изменений в сельскохозяйственной технике также не произошло. Потребление продуктов питания если и упало, то незначительно.
Следовательно, столь ощутимый прирост товарной массы образовался за счет интенсификации труда крестьян (в первую очередь — Центрального Сиама, откуда шло 95% экспортного риса). Здесь проявился определенный нажим со стороны травящего класса, но главным было то, что у крестьян возник стимул к расширению производства. Последнее же создавало довольно значительные накопления в экономике Сиама.
Баланс между экспортом и импортом в 1885—1895 гг. неизменно сводился в пользу Сиама. В 1885 г. экспорт 198
превышал импорт на 435 тыс. ф. ст., в рекордном 1893 году — на 2216 тыс. ф. ст. В 1888 г. в Сиам было ввезено па 838 тыс. ф. ст. валюты, золота, серебра и драгоценностей, в 1889 г. — на 277 тыс. ф. ст., в 1890 г. — на 1027,4 тыс. ф. ст. Часть этих денежных средств, конечно, оседала в сиамских отделениях иностранных банков и торговых фирм и потом возвращалась обратно в Европу. Но в целом в сиамскую экономику в эти годы стали поступать крупные капиталовложения, благодаря чему со второй половины 80-х годов в сиамской промышленности вновь появляются ростки местного капитализма, но уже на более высокой технической основе, чем в середине XIX в.
Под председательством принца Нарадина (сиамские феодалы, уже имевшие опыт в торговле, едва ли не первыми рискнули вложить свои средства в современную промышленность) в 1887 г. в Бангкоке организуется Компания по строительству трамвая.
В 1890 г. в столице действовало 25 крупных рисорушек с современным оборудованием, 20 из них принадлежали местным жителям — китайцам. На некоторых рисорушках было занято до 400 рабочих. В 1894 г. вступила в строй первая местная крупная лесопилка.
Процесс первоначального накопления, обеспечивавшего появление первых ростков капитализма, сопровождался обострением классовой борьбы.
Экономическая политика Чулалонгкорна несколько облегчила положение крестьян Центра, дававших практически весь экспортный рис. Но чтобы компенсировать убытки казны, сиамское правительство в те же, 80-е годы усиливает налоговый нажим на крестьян Севера и Северо-Востока, которые не работали на экспорт. В 1882 г. денежный земельный налог был распространен на Север. Здесь, в условиях господствующего натурального хозяйства, он оказался исключительно тягостным. Это сразу же обострило классовую борьбу. В 1889 г., после того как в северных районах был введен дополнительный налог на арековую и кокосовую пальмы, к тому же переданный для сбора грабителю-скупщику, в княжестве Чиангмай вспыхнуло крупное крестьянское восстание под предводительством Пайя Папа.
Повстанцы едва не захватили столицу княжества. Правительству в конечном счете удалось рассеять их и захватить Пайя Папа и семерых его командиров. Но даже после казни вождя восстание не было окончательно подавлено. Некоторые отряды ушли из Чиангмая в шанские княжества на территории Бирмы, откуда в 1890 г. возвратились и совершили глубокий рейд до г. Мыангфанг. Здесь они были перехвачены и разгромлены регулярными сиамскими войсками; часть повстанцев ушла в горы.
Новые восстания на экономически отсталых окраинах, вызванные непосильным налоговым гнетом, вспыхнули в 1902 г. почти одновременно на Юге (среди малайских крестьян полуострова), па Севере (в княжестве Прэ) и на Северо-Востоке (в проз. Убон).
Особенно широкий размах приняло восстание в Убоне, организованное крестьянской религиозной сектой «Чаотаммикорат» во главе с Пибуном.
Еще весной 1901 г. секта обратилась к крестьянам с таким воззванием: «В будущем году, к середине шестого месяца, на страну падет несчастье. Деньги превратятся в камни, а куски гранита — в деньги. Свиньи превратятся в гигантов, которые пожрут мир. Счастливый король придет как властелин мира... Кто хочет стать богатым, пусть набирает гранитной гальки и ждет прихода счастливого короля».
В этих фантастических образах нашла на редкость выпуклое выражение вера окраинного сиамского крестьянства в демоническую силу денег, внезапно ставших предметом жизненной необходимости в патриархальном обществе, которое недавно почти не слыхало о них. Правительству нужны деньги, и оно не смотрит на то, что малоплодородный Северо-Восток год за годом страдает от неурожаев. Нет денег — и конфискуется все имущество крестьянина, и даже деревенского старосты, который обязан гарантировать поступление налогов. Деньги стали важнее всего на свете, а откуда их взять? Вот если бы денег было столько, сколько каменной гальки, — тогда бы хватило каждому.
Но так как фантастические мечты сбыться не могут, крестьяне прибегают к последнему аргументу угнетенных — берутся за оружие. В феврале 1902 г. Пибун и его секта поднимают знамя вооруженного восстания. Чиновники, собирающие налоги, в панике бегут из деревень. Быстро растет крестьянская армия. В округе Кеммарат она одерживает первую победу над правительственными войсками. Теперь повстанцам открыт путь на столицу провинции — Убон. Под Убоном они рассеивают выступившие им навстречу отряды губернатора. Но взять штурмом окруженный стенами с крепостной артиллерией город крестьянской армии не под силу. Когда из Бангкока к Убону подходят регулярные войска во главе с главнокомандующим сиамской армии принцем Након Чайси, военная удача покидает Пибуна. Еще несколько месяцев отчаянных сражений — и остатки повстанческой армии переправляются в Лаос, обходя французские пограничные посты, которым колониальные власти, поддерживающие сиамскую монархию, приказали не пропускать бунтовщиков на левый берег Меконга. А сзади, на правом берегу реки, — безудержный террор победителей.
Такой, очень непростой была крестьянская политика правительства Чулалонгкорна, и эта двойственность отражалась и на экономике.
Первые результаты реформ Чулалонгкорна привели к тому, что производство риса во второй половине 80-х — начале 90-х годов резко возросло. Это достижение, полученное главным образом за счет интенсификации крестьянского труда, дало крупный экономический эффект, о чем говорилось выше. Но далее, на протяжении всех 90-х годов, посевные площади практически не росли, средняя цифра урожая и экспорта не менялась. Это означало, что крестьянское хозяйство достигло максимума своих возможностей в условиях сохранившихся стеснений феодального режима.
Под давлением всех этих обстоятельств Чулалонгкорну пришлось провести целую серию административных реформ, удешевляющих и осовременивающих государственное управление, и даже в известной степени ущемить интересы некоторых групп правящего класса.
В 1889 г., несмотря на значительное сопротивление крепостников, требовавших отсрочки вступления в этом году в действие основных положений указа 1874 г., Чулалонгкорн вновь подтверждает его. В 1892 г. завершается преобразование старого феодального аппарата, унаследованного от XV в., в четкую систему 12 министерств современного типа. Создается Совет министров на европейский лад. Два года спустя была закончена аналогичная реформа провинциального управления. Перестала существовать и система сакди на, но в компенсацию за это чиновникам стали предоставлять в частную собственность земли, с которых они раньше собирали доход. Так появились первые помещики современного типа.
В 1892 г. при короле был создан Государственный совет с совещательными функциями (петицию о принятии конституции и образовании парламента, поданную ему в 1886 г., Чулалонгкорн отклонил как преждевременную). Тогда же начинает действовать комиссия по разработке законов, деятельность которой увенчалась организацией единой системы судов, отделенных от исполнительной власти, и изданием в 1908 г. уголовного .кодекса, написанного по европейским образцам.
Важнейшей реформой, проведенной в 1892 г., была реформа финансов. До этого времени сбор налогов осуществлялся целым рядом различных ведомств, а значительная их часть отдавалась на откуп крупным купцам, которые одновременно часто были или становились и крупными феодалами. Откупщик вносил всю сумму налогов вперед, а потом выжимал из податного населения столько, сколько мог. Практика сбора налогов без расписки была повсеместным явлением. В начале 90-х годов налогосборщики и откупщики выколачивали из народа от 5 до 6 млн. ф. ст. (примерно 60—72 млн. бат), а до государственной казны доходило лишь 1,2 млн. ф. ст. В 1892 г. сбор налогов был сосредоточен в одном ведомстве, а сдача налогов на откуп прекращена. Это не только сразу же резко подняло доходы казны (за 10 лет после реформы они выросли с 15 млн. до 40 млн. бат, хотя налоги не повышались), но и в известной степени облегчило положение крестьянства. Подконтрольный чиновник из министерства не имел таких возможностей для злоупотреблений, как всевластный откупщик. В том же, 1892 г. был издан указ о несостоятельных должниках, отменявший долговую тюрьму.
Возможно, не случайно столь много важнейших реформ было осуществлено или завершено именно в 1892 г. Это был один из самых критических годов во внешнеполитической истории Сиама, когда необъявленная война с Францией стояла уже у ворот и для независимости страны создавалась серьезнейшая опасность. В такой обстановке даже наиболее строптивые феодалы держались тихо и не слишком препятствовали преобразованиям, которые хотя и ограничивали их личную власть и прибыли, но укрепляли государство.
Окрепшее в ходе реформ 90-х годов государство смогло в конце десятилетия сделать новый шаг на пути крестьянской реформы. 16 декабря 1897 г. был издан указ, согласно которому ни один житель Сиама, родившийся после выхода данного указа, не мог продать себя или быть проданным в рабство. Закон, изданный в 1900 г., регулировал выкуп и освобождение рабов в северных княжествах. В 1905 г. рабство во всех его формах было запрещено. Уголовный кодекс 1908 г. расценивал обращение в рабство и торговлю рабами как преступление.
Впрочем, на практике рабство не исчезло так быстро. Недаром новому королю, Раме VI Вачиравуду (1910— 1925), 11 января 1911 г. пришлось издать новый указ о полном уничтожении рабства.
Незадолго до разрешения проблемы долговых рабов, в конце XIX в., была ликвидирована феодальная зависимость основной массы сиамских крестьян, так называемого свободного крестьянства.
В 1899 г. был опубликован указ, ликвидирующий трехмесячную государственную повинность и несение повинностей крестьянами в пользу чиновников государственного аппарата. Государственная повинность была заменена подушным налогом (от 1,5 до 6 бат в год; до этого откупиться от государственной повинности стоило рабу 1,5 бата, свободному — 18 бат в год). В тех случаях, когда у налогоплательщика не было денег, допускалась замена налога работой на государство (15 дней с пропитанием за свой счет или 30 дней — за казенный счет). Система патронажа, при которой каждый крестьянин был обязан иметь своего начальника (пая), отменялась. Бывший патрон уже не мог требовать от своих бывших подчиненных бесплатного труда. Он мог только «просить их о помощи» (коренг) несколько дней в году.
Указ 1900 г. устанавливал твердые нормы оплаты труда на строительстве общественных зданий, каналов и при перевозках. Только местное благоустройство должно было по-прежнему обеспечиваться бесплатным трудом крестьян.
Все эти реформы дали новый сильный толчок развитию сиамской экономики. Крестьянское хозяйство начинает вновь бурно развиваться, на сей раз прежде всего за счет освоения новых земель. Если с 1850 по 1900 г. население страны выросло с 5—6 млн. до 7 млн. (до 40%), а посевные площади — с 5,8 млн. раев до 7 млн. раев (на 20%), то с 1900 по 1914 г. население увеличилось до 8,5 млн. (на 21%), а посевные площади под рисом — до 14 млн. раев (на 100%). Средний урожай риса в 1905— 1909 гг. достигает 1700 тыс. т, годовой экспорт риса — 882 тыс. т, а в 1910 г. — 900 тыс. т.
Более ускоренными темпами развивается промышленность. К 1912 г. в Бангкоке работают 50 современных рисорушек (вдвое больше, чем в 1890 г.), причем 47 из них принадлежат местным жителям. В 900-х годах местные компании владеют в Бангкоке четырьмя крупными лесопилками (против одной в 1894 г.).
В начале XX в. в Сиаме возрождается местное кораблестроение. Правда, крупных судов теперь не строили. Образуется несколько мелких сиамских пароходных компаний, занимающихся каботажным плаванием. В 1909 г. при поддержке владельцев рисорушек была создана Сиамо-Китайская пароходная компания, которая на судах, закупленных в Норвегии, вывозила рис из страны.
Наряду с развитием частновладельческого капитализма в Сиаме появляются государственно-капиталистические предприятия. В 1889—1892 гг. осуществляется постройка первой сиамской железной дороги — Бангкок—Пакнам. В 1892 г. начинается строительство железной дороги Бангкок—Корат. К 1909 г. было построено 950 км железных дорог, к 1914 г. — 2 тыс. км.
Иностранный промышленный капитал в это время занимает в Сиаме скромное место. В 1894 г. в Бангкоке действовало три крупные европейские лесопилки, з 1912 г. — шесть. В 1890 г. в столице было не более пяти европейских рисорушек, к 1912 г. их число сократилось до трех.
В основном иностранный капитал в Сиаме продолжал обращаться в более выгодной торгово-кредитной сфере. Следует отметить, что большая часть новых капиталовложений местных капиталистов также поступала в эту сферу, а не в промышленность. Так, между 1904 и 1908 гг. в Сиаме было создано четыре крупных банка с сиамо-китайским капиталом.
Вместе с тем в начале XX в. в Сиаме заново возрождается целый ряд ремесел: кустарное производство тканей, изготовление национальной одежды, гончарное ремесло, мелкие предприятия по производству стройматериалов, бумаги, плетеной мебели, циновок, ремесленное изготовление пальмового сахара и растительного масла, кожевенное производство, красильное дело, солеварение.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 231.