Тема 17: ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

2. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемые должностными лицами (ст. ст. 285; 285.1; 285.2; 286; 287; 289; 290; 293 УК РФ)

3. Иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 288; 291; 292 УК РФ)

 1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Преступления против государственной власти, интересов го­сударственной службы и службы в органах местного самоуправ­ления, традиционно именуемые должностными преступлениями, представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции. Нормы главы 30 УК РФ посвящены установлению преступности и наказуемости деяний, представляют собой нарушения нормальной деятельности публичной власти в целом и ее орга­нов. Эти нарушения совершаются субъек­тами властных полномочий, поэтому они обладают повышенной общественной опасностью. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного само­управления (должностные преступления) — это предусмотренные гл. 30 УК общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо создаю­щие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.

Видовым объектом этих преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильную, т.е. со­ответствующую закону, деятельность властного публичного аппа­рата — органов государственной власти, органов местного само­управления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

В названии гл. 30 УК говорится о направленности этих пре­ступлений против государственной власти, интересов государст­венной службы и службы в органах местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномо­чий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещаю­щих государственные должности РФ и государственные должно­сти субъектов РФ. Выделяются следующие виды государствен­ной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной. Служба в органах местного самоуправления — более широкое понятие, чем муниципальная служба, т.к. она включает деятельность выборных должностных лиц местного самоуправления и членов выборных органов местного само­управления. И государственная служба, и служба в органах мест­ного самоуправления являются самостоятельными, но близкими по юридической природе видами публичной службы.

Посяга­тельство на интересы публичной службы означает нарушение законности в деятельности ее институтов, т.е. государствен­ных органов, органов местного самоуправления, органов управ­ления в войсках и воинских формированиях, а также отдельных муниципальных или государственных служащих.

Указание на направленность должностных преступлений против государст­венной власти следует понимать следующим образом: некоторые должностные лица не являются государственными или муници­пальными служащими, следовательно, совершая соответствую­щее преступление, не посягают на интересы соответствующей службы, но посягают на законную деятельность властного пуб­личного аппарата в целом.

Непосредственными объектами данных преступле­ний являются общественные отношения, складывающиеся по по­воду обеспечения отдельных составляющих правильного функ­ционирования властного публичного аппарата.

В преступлениях, предусмотренных ст.ст. 285, 285.1, 285.2  и 292 УК, непосредственный объект - общественные отношения, складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных слу­жащих осуществлять свою профессиональную деятельность только в интересах службы.

В преступлениях, предусмотренных ст.ст. 286, 288, 293 УК, непосредственный объект - общественные отношения, складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служа­щих осуществлять свою профессиональную деятельность компе­тентно и строго на основе закона;

В преступлениях, предусмотрен­ных ст.ст. 289-291 УК, непосредственным объектом выступают общественные отношения, обес­печивающие реализацию принципа бюджетного финансирования служебной деятельности публичных служащих и должностных лиц;

В преступлении, предусмотренном ст. 287 УК, непосредственным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие реализацию консти­туционного принципа разделения властей.

Преступления, предусмотренные ст.ст. 285.1; 285.2; 290-292 УК, в качестве обязательного признака имеют предмет — бюджетные средства, средства государственных внебюджетных фондов, взят­ка, официальный документ.

Предмет преступления в ст. 287 УК — документы, материалы — может быть обязательным при­знаком отдельных разновидностей отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.

С объективной стороны одни из анализируемых преступ­лений характеризуются действиями, другие — как действиями, так и бездействием.

Только в форме действий могут совершаться нецелевое расходование бюджетных средств (ст.285.1УК), неце­левое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст.285.2 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), присвоение полномочий должностного лица (ст.288 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК), получение взятки (ст.290УК), дача взятки (ст.291УК) и служебный подлог (ст.292 УК).

Такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК) и халатность (ст. 293 УК), могут быть совершены и в форме бездействия.

Характеризуя действие или бездействие как признак объек­тивной стороны должностного преступления, необходимо отме­тить, что оно совершается:

а) с использованием служебных пол­номочий либо благодаря занимаемому служебному положению; б) вопреки интересам службы.

Суть первого признака в том, что сама возможность соверше­ния указанного в законе действия обусловлена компетенцией виновного или значимостью и авторитетом занимаемой им долж­ности. Иными словами, совершая преступление, виновный ис­пользует фактически имеющиеся у него в силу занимаемого слу­жебного положения возможности. Если же речь идет о бездействии, то обязанность действовать определенным образом (не выпол­ненная виновным) непосредственно предусмотрена в том или ином акте, содержащем функциональные обязанности виновного (закон, приказ, положение). В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в п. 8 постановления от 30.03.90 № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» указал, что по этим делам необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, а также нормативные акты, их регламентирующие.

Второй признак свидетельствует о том, что виновный исполь­зует свое служебное положение не в интересах публичной службы, а вразрез с ними («во зло»). Его деяние противоречит как кон­кретным целям и задачам занимаемой должности или осуществ­ляемой им публичной деятельности, так и целям и задачам всего публичного аппарата в целом.

Основные составы преступлений, предусмотренных ст.ст. 285.1, 285.2, 287, 289-292 УК, сконструированы по типу формальных, по­этому такие преступления являются оконченными в момент со­вершения указанных в законе деяний вне зависимости от фактиче­ского наступления последствий. Составы остальных должностных преступлений материальные, т.е. они предусматривают в качестве обязательного, признака общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов личности, общества или государства. Основной состав халатности (ст. 293 УК) требует причинения крупного ущерба. Соответствен­но, обязательным признаком этих преступлений является причин­ная связь между нарушением (неисполнением) лицом своих обя­занностей и наступившими вредными последствиями. С субъективной стороны все должностные преступления, кроме халатности, характеризуются умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст.ст. 285, 292 УК, в качестве обязательного признака альтернативно предусматривают мотив совершения преступления — корыстная или иная личная заин­тересованность. Корыстный мотив также характерен и для пре­ступлений, предусмотренных ст.ст. 289, 290 УК, однако прямо в диспозициях соответствующих статей не назван.

В зависимости от специфики субъекта преступления все пре­ступления против государственной власти, интересов государст­венной службы и службы в органах местного самоуправления подразделяются на преступления, совершаемые:

1) любыми ли­цами, отвечающими признакам общего субъекта - ст. 291 УК;

2) государственными служащими или служащими органов мест­ного самоуправления (публичными служащими), которые не яв­ляются должностными лицами, — ст. 288 УК;

3) должностными лицами, — ст. 285-287, 289, 290, 293 УК;

4) как должностными лицами, так и публичными служащими, которые не являются должностными лицами, — ст. 292 УК.

Государственный служащий - гражданин РФ, испол­няющий обязанности госслужбы за денежное возна­граждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств соответствующего бюджета субъекта Федерации.

Му­ниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Фе­дерации, обязанности по муниципальной должности муниципаль­ной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Уголовно-правовое понятие должно­стного лица дается в Примечании 1 к ст. 285 УК, из которого сле­дует, что должностными лицами признаются три категории граж­дан: а) лица, осуществляющие функции представителя власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Воо­руженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие административно- хозяйственные функции в тех же органах, учреждениях и формированиях.

Представители власти. Легальное определение этой кате­гории должностных лиц дается в примечании к ст. 318 УК, в силу которого представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находя­щихся от него в служебной зависимости.

Главным признаком представителя власти является наличие у него распорядительных полномочий в отношении не подчиненных ему по службе лиц.

Распорядительные полномочия — это возможность предъявлять обязательные для исполнения требования, налагать меры юриди­ческой ответственности или издавать нормативные акты, содер­жащие обязательные правила поведения и (или) меры ответст­венности за их нарушения. Адресатом этих полномочий являются любые лица, не подчиненные представителю власти по службе (представитель власти может вообще не иметь подчиненных).

Примерный перечень представителей власти приведен в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерче­ском подкупе» (например, депутаты Государственной Думы, де­путаты законодательных органов государственной власти субъек­тов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной вла­сти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники проку­ратуры и т.п.).

Лица, выполняющие организационно-распорядительные функ­ции. Организационно-распорядительные функции, в отличие от функций представителя власти, по общему правилу реализуются в сфере подчиненности одних лиц другим, т.е. выполняются началь­ником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по служ­бе. Они включают, например, подбор и расстановку кадров, орга­низацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взыска­ний (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судеб­ной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»). Примером должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, может служить зав. кафед­рой государственного вуза, главврач муниципальной боль­ницы и т.п.

Лица, выполняющие административно-хозяйственные функ­ции. Административно-хозяйственные функции означают полно­мочия по управлению государственным или муниципальным имуществом, по определению его фактических и правовых пер­спектив, К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения.

В частности, эти функции выполняют начальники фи­нансовых управлений администрации того или иного субъекта РФ или муниципального образования и их заместители, заве­дующие хозяйственной частью в учреждениях и т.п.  

Организационно-распорядительные и административно-хозяй­ственные функции осуществляются во многих сферах. Однако должностным признается лицо, выполняющее их не везде, а лишь в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Воо­руженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Если же указанные функции осуществляются в иных организациях (коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом го­сударственным или муниципальным учреждением), ответствен­ность за должностное преступление исключается. При определен­ных условиях лицо может нести ответственность за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК). Игнорирование этих различий приво­дит к ошибкам в судебной практике. Не могут признаваться должностными лицами поверенные, представляющие в соот­ветствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности.

В законе говорится, что функции всех трех указанных выше видов могут осуществляться постоянно, временно или по специаль­ному полномочию.

Постоянное осуществление функций предпола­гает занятие определенной должности (по выборам, по назначе­нию), временное — также замещение определенной должности, но только по назначению и на определенный, обычно, непродолжи­тельный срок. Пленум Верховного Суда РФ от 10.02.2000 в п. 1 Постановления разъяснил, что выполнение перечисленных функ­ций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, при­казом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом.

Та­кие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др.).

Полномочие называ­ется специальным, т.к. предполагает четкое и конкретное определение действий, которые должны быть совершены для достижения заранее поставленных целей (принять участие в дея­тельности государственной комиссии по расследо­ванию причин аварии, быть присяжным заседате­лем и т.п.).

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организаци­онно- распорядительные и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой — руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицин­ских сестер и т.п.).

Ответственность за должностное преступление он может нести только во втором случае, когда содеянное обуслов­лено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

В четырех составах преступлений (ст.ст. 285, 286, 287, 290 УК) имеется квалифицирующий признак, относящийся к особому долж­ностному положению виновного, — совершение преступления ли­цом, занимающим государственную должность РФ или государст­венную должность субъекта РФ. Во всех этих преступлениях, за исключением предусмотренного ст. 287 УК, ответственность по­вышается также и для глав органов местного самоуправления. Все указанные лица являются должностными, поскольку осуществляют функции представителей власти. Их понятие дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК.

Так, Примечание 2 к ст. 285 УК к таковым относит лиц, занимающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными за­конами для непосредственного исполнения полномочий государст­венных органов. Это, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральные судьи, чрезвычайный и полно­мочный посол РФ, федеральный министр и т.п. Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, как правило, прямо указываются в специальных законах субъектов Федерации (напри­мер, Закон Читинской области от 11.07.96 «О государственных должностях и государственной службе Читинской области»; Закон Московской области от 14.03.97 «О государственных должностях Московской области»). На федеральном уровне такого специально­го закона не принято, и практика вынуждена ориентироваться на Указ Президента РФ от 11.01.95 «О государственных должностях Российской Федерации».

2. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемые должностными лицами (ст.ст. 285; 285.1; 285.2; 286; 287; 289; 290; 293УК РФ)

Статья 285 УК РФ устанавливает ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Объективная сторона преступления со­стоит из трех обязательных признаков: 1) использования должно­стных полномочий вопреки интересам службы; 2) существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинной связи между деянием и последствиями.

Деяние как признак объективной стороны должностного зло­употребления может быть выражено в форме действия или без­действия. В обоих случаях оно представляет собой совершение (не совершение) должностным лицом действий, которые фор­мально являются правомерными, входят в его служебную компе­тенцию, связаны с осуществлением им тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой им должности. Таким образом, в ст. 285 УК речь идет об использо­вании должностным лицом своего служебного положения в уз­ком смысле этого слова. Использование же служебного положе­ния в широком смысле слова, т.е. связей по службе, авторитета и значимости занимаемой должности, не является признаком этого преступления.

Общественно опасными указанные действия признаются вви­ду того, что, несмотря на формальную их правомерность, по су­ществу, они совершаются:

а) вопреки интересам службы; б) имеющие­ся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено.

Конкретными фор­мами злоупотребления должностным положением являются: на­рушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или непроведение) проверок и реви­зий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятель­ности иных (подчиненных) лиц без обращения имущества в свою пользу (напр., использование командиром солдат на строительстве своей дачи, использование служеб­ного транспорта в личных целях и т.п.)

Существенное нарушение прав и закон­ных интересов граждан или организаций либо охраняемых зако­ном интересов общества или государства наиболее часто может выражаться в причинении такого материального вреда, когда государственным и иным публичным организациям причиняет­ся имущественный ущерб в виде прямых убытков либо упу­щенной выгоды.

Вместе с тем общественно опасные последствия должностного злоупотребления могут иметь и нематериальную природу и быть выражены: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, в подрыве авторитета органов власти, государст­венных и муниципальных учреждений, в создании помех и сбоев в их работе, в нарушении общественного порядка, в сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п. Решение вопроса о том, является ли нарушение существенным, зависит от всей совокупности установленных по делу фактических обстоя­тельств и во многом зависит от правоприменителя.

Состав преступления сконструирован по типу материального, поэтому оно окончено в момент наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны должностное злоупотребление ха­рактеризуется двумя признаками. Во-первых, это умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Во-вторых, злоупотребление должностными полномочиями совершается из корыстной или иной личной заинтересованности.

По смыслу закона корыстная заинтересованность как мотив данного преступления означает стремление виновного получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездно­го обращения чужого имущества в свою пользу или уклониться от неизбежных материальных затрат (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности не­достачи с целью избежать материальной ответственности).

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении из­влечь выгоду нематериального характера. Такое стремление мо­жет быть обусловлено карьеризмом, протекционизмом, семейст­венностью, желанием приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу и т.п. Если же деяние совершено из иных побуждений, например ввиду ложно понимаемых служеб­ных интересов, оно не образует состава данного преступления.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Злоупотребление должностными полномочиями необходимо отличать от таких преступлений, как присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного поло­жения (п. «в» ч. 2 ст. 160 УК), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и злоупотребление полномочиями частными нота­риусами и аудиторами (ст. 202 УК). Эти преступления имеют разные объекты. Практически же они отличаются следующим. В отличие от хищения, при корыстном злоупотреблении должно­стными полномочиями не происходит противоправного безвоз­мездного обращения имущества в свою пользу или пользу треть­их лиц. Имущество не переходит из чужого законного владения в незаконное владение виновного, который добивается выгоды иму­щественного характера иным способом — используя имущество не по назначению. От преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, должностное злоупотребление отличается по субъекту — им яв­ляется должностное лицо, а не лицо, выполняющее управленче­ские функции в коммерческих и иных организациях, и не част­ный нотариус или аудитор.

Квалифицированный состав злоупотребления должностными полномочиями предполагает наличие одного квалифицирующего признака — совершение злоупотребления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК).

Особо квалифицированный вид злоупотребления должност­ными полномочиями будет иметь место тогда, когда оно повлекло тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК). Тяжесть причиненных по­следствий — признак оценочный. Пленум Верховного Суда СССР в п. 10 Постановления № 4 от 30.03.90 г. указал, что тяж­кими последствиями следует признавать крупные аварии, дли­тельную остановку транспорта или производственного процесса, дезорганизацию работы учреждения, срыв выполнения государ­ственных планов (например, по сбору налогов), нанесение мате­риального ущерба в особо крупных размерах и др.

Имуществен­ный ущерб может считаться тяжким последствием, если его раз­мер на порядок превышает величину крупного ущерба при халатности (превышает 1 млн. руб.). Спецификой субъективной стороны особо квалифицированного должностного злоупотреб­ления является то, что в данном преступлении могут иметь место две формы вины: психическое отношение к наступившим тяжким последствиям может быть неосторожным, тогда как последствия, предусмотренные основным составом, охватываются умыслом виновного.

Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, предусмотренное статьями настоящей главы, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Статья 285.1 УК РФ устанавливает ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств

Дополнительным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Предме­том преступления являются средства бюджета соответствующего уровня.

Объективная сторона преступления представлена действием — расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. В соответствии со ст. 219 и п. 1 ст. 227 Бюджетный кодекс РФ расходование бюджетных средств — это процедура финансирования, осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвер­жденного бюджетного обязательства в пользу физических и юри­дических лиц.

Необходимым условием списания бюджетных де­нежных средств со счета является подтверждение бюджетного обязательства. Такое подтверждение осуществляется органом, исполняющим бюджет (Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов Федерации и местного самоуправления) после проверки соответствия составленных платежных и иных докумен­тов утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреж­дений и доведенным лимитам бюджетных обязательств, Подтвер­ждение осуществляется в форме разрешительной надписи.

Расходование бюджетных средств представляет собой процесс, состоящий из трех этапов: 1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей; 2) подтверждение денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета. Указанное обстоятельство имеет решающее зна­чение при определении момента начала и окончания анализируе­мого преступления.

Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в сле­дующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ас­сигнованиях; г) смета доходов и расходов; д) иной документ, яв­ляющийся основанием для получения бюджетных средств, напри­мер уведомление о лимитах бюджетных обязательств. Указанные документы, за исключением бюджета, составляются в процессе исполнения расходов бюджетов (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ). Примером нецелевого расходования бюджетных средств яв­ляется финансирование расходов, не включенных в смету расхо­дов и доходов; нецелевым является финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов и т.п.

Состав преступления формальный, оно окончено в момент списания бюджетных средств со счета. Уго­ловная ответственность наступает лишь за нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере, в ином случае соде­янное образует административное правонарушение. Крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление со­вершается с прямым умыслом. Субъект преступления специальный — должностное лицо по­лучателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджет­ной росписью на соответствующий год.

В ч. 2 ст. 285.1  УК предусмотрены два квалифицирующих при­знака — совершение преступления группой лиц по предвари­тельному сговору и в особо крупном размере. Особо крупным размером является сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.

Статья 285.2 УК РФ устанавливает ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Дополнительным объектом этого преступления являются от­ношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюд­жетов государственных внебюджетных фондов. Предмет преступ­ления — средства этих фондов, являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обяза­тельного социального страхования» разновидностью средств обя­зательного социального страхования.

Объективная сторона преступления характе­ризуется действием — расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, оп­ределенным законодательством, регулирующим деятельность фон­дов, и их бюджетам. В настоящее время в РФ существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Задачи, структура, полномочия и поря­док деятельности этих фондов регулируются большим числом нормативных правовых актов.

Так, деятельность Пенсионного фонда РФ регулируется Феде­ральными законами: от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», от № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финанси­рования накопительной части трудовой пенсии в РФ», Положением о Пенсионном фонде РФ, утв. Постанов­лением Верховного Совета РФ от 27.12.91 (в ред. Фед. закона от 05.05.97), Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 г. «О порядке размещения в 2003 г. временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда РФ» и т.д.

Деятельность Фонда социального страхования регламентирова­на Федеральными законами: от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязатель­ном социальном страховании от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний», от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному стра­хованию граждан, работающих в организациях и у индивидуаль­ных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», Положением о Фонде социального страхования, утв. Поста­новлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, Положением об отделении Фонда социального страхования РФ, утв. постановлением ФСС от 05.01.95 № 1, и т.п.

Деятельность федерального и территориальных фондов обяза­тельного медицинского страхования регулируется Законом РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации», Уставом Фонда обязательного медицинского страхования, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.98, Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граж­дан, утв. постановлением ФФОМС от 05.04.2001, и т.п.

Указанные и иные нормативные правовые акты предусматри­вают перечень мероприятий в сфере обязательного социального страхования, финансирование которых осуществляется за счет средств государственных внебюджетных фондов, и порядок рас­поряжения соответствующими средствами.  

Расходование средств — процедура финансирования опреде­ленных мероприятий, заключающаяся в направлении в банк пла­тежного документа с последующим списанием средств со счета. В отличие от расходования бюджетных средств, расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется фондами самостоятельно — без процедуры контроля со стороны должностных лиц финансовых органов, поскольку ст. 148, 150 Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие исполнение бюдже­тов фондов Федеральным казначейством, не вступили в силу (см. ст. 6 Федерального закона от 09.07.99 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации»).

Конкретное проявление нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов обусловлено спецификой нарушенного виновным нормативного предписания. Так, нецелевым расходованием средств Пенсионного фонда является размещение временно свободных средств резерва в ценные бума­ги российских эмитентов, не обеспечиваемые государственной гарантией; направление дополнительно поступивших в бюджет Фонда социального страхования доходов на финансирование аппа­рата органов фонда, а не на финансирование мероприятий, преду­смотренных ст. 9 Фед. закона от 08.02.2003 № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2003 год» и т.п.

Состав преступления формальный, оно окончено в момент списания денежных средств со счета. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов влечет уголовную ответственность лишь в случае совершения этого деяния в крупном размере.

Крупным размером расходования, согласно примечанию к ст. 285.2 УК, является сумма средств фонда, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

С субъективной стороны преступление совершается с пря­мым умыслом.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, обладающее статусом распорядителя соответствующих средств (руководитель и главный бухгалтер фонда или отделения фонда).

Понятия группового (п. «а» ч. 2 ст. 285.2 УК) и совершенного в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 285.2  УК) нецелевого рас­ходования средств государственных внебюджетных фондов, не отличаются от аналогичных квалифицирую­щих признаков преступления, предусмотренного ст. 285.1  УК.

Статья 286 УК РФ устанавливает ответственность за превышение должностных полномочий. С объективной стороны преступление характеризуется дей­ствием, явно выходящим за пределы полномочий должностного лица и повлекшим общественно опасные последствия, указанные в законе идентично с должностным злоупотребле­нием. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении полномочий совершаемые действия не находят­ся в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер несоответствия действий должностным полномочиям.

Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или в принципе должно­стное лицо совершать не могло. В судебной практике выделяются три типовые формы превышения должностных полномочий — это совершение должностным лицом действий, которые:

 относятся к полномочиям другого должностного лица (на­пример, судебный пристав-исполнитель самовольно изменяет ре­шение суда);

 могли быть совершены им только при наличии особых усло­вий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации (напр., задержание сотрудниками ГИБДД автомобиля и помещение его на штрафную стоянку при отсутствии аптечки, а не в случае управления автомобилем в нетрезвом со­стоянии; проведение обыска с нарушением условий ст. 182 УПК РФ);

3) никто ни при каких обстоятельствах не может совершить (например, издание ректором государственного вуза приказа, обязывающего всех студентов перед началом занятий произно­сить молитву).

Во всех этих случаях действия должны явно, т.е. совершенно очевидно для виновного, выходить за пределы его полномочий и при этом быть с ними связанными, иметь их в виде своеобразного фундамента, из которого превышение и вытекает. Если же те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полно­мочиями по службе, они не являются признаком состава рассмат­риваемого преступления. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий формально в законе описаны как и в ст. 285 УК.

Следует иметь в виду, что здесь более характерен именно нравственный или материальный вред лично­сти, нарушение ее конституционных прав и свобод.

Вместе с тем в отдельных случаях не исключается и иной вред — имуществен­ный, экологический и т.п. Например, Е. являясь должност­ным лицом государственной лесной охраны, в нарушение требо­ваний закона разрешил спилить деревья во вверенном ему обходе лесничества, в связи с чем лесному хозяйству был причи­нен существенный вред.

По действующему УК РФ физический вред личности является признаком не основного, а особо квалифици­рованного состава превышения полномочий.

Состав преступления материальный, поэтому оно окончено в момент наступления указанных последствий.

С субъективной стороны преступление характеризуется пря­мым умыслом.

Косвенный умысел не характерен для данного преступления, поскольку превышение носит явный характер. Следовательно, лицо не может не предви­деть именно неизбежности наступления указанных в законе по­следствий[24].

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный вид превышения должностных полномо­чий предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

 Особо квалифицирующими признаками данного пре­ступления (ч.3 ст.286 УК) являются: а) применение насилия или угроза его применения; б) применение оружия или специальных средств; в) причинение тяжких последствий.

Применение насилия означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание, истяза­ние). Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими преступлениями против личности (п. 12, 13 Постановления Плену­ма Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4). Угроза при­менения насилия (включая и угрозу убийством) означает выска­занное или иным образом выраженное вовне намерение виновного причинить потерпевшему вред здоровью, когда у последнего имелись действительные основания опасаться приведения ее в исполнение.

Оружием являются предметы, конструктивно предназначен­ные для поражения живой цели, подачи сигналов. В данном слу­чае квалифицирующим признаком является применение именно оружия в собственном смысле этого слова, а не предметов, ис­пользуемых в качестве оружия. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий.

Специальные средства — это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресе­чения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (на­ручники, слезоточивый газ и т.п.). Основания и порядок их при­менения предусмотрены в ряде нормативных актов, например в ст. 14 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции». Под применением оружия и специальных средств понимаются как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

Тяжкими последствиями превышения должностных полномо­чий являются крупные аварии, длительные остановки транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреж­дения, нанесение материального ущерба в особо крупных разме­рах, резкое осложнение социальной обстановки в конкретной местности, причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку. При этом следует иметь в виду, что психи­ческое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоро­вью может быть выражено только в форме неосторожности. Вина по отношению к иным тяжким последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной.

Статья 287 УК РФ устанавливает ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

Предметом данного преступления является инфор­мация, т.е. сведения об определенных фактах, событиях и явле­ниях. Закон уточняет, что информация как предмет рассматри­ваемого преступления может быть выражена в виде документов или материалов. Документ (документированная информация) — это зафиксированная на материальном носителе информация, позволяющая ее идентифицировать (ст. 2 Фед. закона от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»). Предметом преступления является не только официальный документ в узком смысле слова, но и любой иной, оказавшийся в сфере деятельности виновного. Поскольку понятие «материалы» многозначно, предметом данного престу­пления следует считать информацию вне зависимости от формы ее носителя, в том числе и устные отчеты.

Объективная сторона преступления характеризуется деянием в форме, как действия, так и бездействия. Закон предусматривает четыре вида преступных деяний, каждое из которых образует данное преступление:  неправомерный отказ в предоставлении информации; уклонение от предоставления информации; предоставление заведомо неполной информации; предоставление заведомо ложной информации. В последних двух случаях необходимо достоверное знание виновного о том, что информация неполна или не верна. При отсутствии этого условия уголовная ответственность исключается.

В законе указаны органы, отказ которым в предоставлении информации образует рассматриваемое преступление: Совет Фе­дерации, Государственная Дума и Счетная палата. Отказ предос­тавить соответствующую информацию образует рассматриваемое преступление не только в тех случаях, когда она запрашивается этими органами, но и тогда, когда информация не предоставляет­ся депутатам, группам депутатов по их запросам либо обращени­ям, комитетам палат, отдельным аудиторам и инспекторам Счет­ной палаты.

Состав преступления формальный, оно окончено в момент со­вершения одного из указанных выше деяний.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом.

Субъектом преступления является должностное лицо, обя­занное предоставить информацию палатам Федерального Собра­ния или Счетной палате.

Квалифицированный состав преступления содержит указание на особое должностное положение виновного, которым является лицо, занимающее государственную должность Российской Фе­дерации либо государственную должность субъекта Федерации (ч. 2 ст. 287 УК). Признаки особо квалифицированного состава отказа в предос­тавлении информации описаны в ч. 3 ст. 287 УК.

Статья 289 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государствен­ной гражданской службе РФ» рассматривает ограничения, связанные с государственной службой, в качестве важной составляющей правового статуса служащего. В числе таких ограничений указан запрет заниматься предприниматель­ской деятельностью лично или через доверенных лиц, состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом (ст. 7). Аналогичное пра­вило установлено и Федеральным законом от 08.01.98 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (ст. II).

Объективная сторона данного преступления аль­тернативно состоит из действий двух видов:

 учреждение организации, осуществляющей предпринима­тельскую деятельность, — это совершение таких действий, как передача имущества, прав на интеллектуальную собственность (формирование уставного капитала), заключение учредительного договора, утверждение устава, государственная регистрация юридического лица. Виновный может быть как единственным учредителем организации, так и одним из соучредителей;

 участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо — это деятельность в качестве члена органа управления организацией (совета директоров, правления и т.п.). Доверенное лицо, через которое виновный участвует в управле­нии организацией, осуществляющей предпринимательскую дея­тельность, несет ответственность за пособничество в незаконном участии в предпринимательской деятельности.

Учреждение либо управление указанной органи­зацией должностным лицом преступным не является (хотя и представляют собой правонарушение). Для состава данного преступления необходимо, чтобы эти действия были связаны с предоставлением организации льгот и преимуществ либо с покровительством в иной форме, т.е. по структуре состав преступления сложный.

Предоставление льгот — это полное или частичное освобож­дение организации от публичного обременения. Предоставление преимуществ — это предпочтительная по сравнению с иными аналогичными организациями оценка ее деятельности при реше­нии того или иного вопроса (при определении результатов кон­курса на государственный подряд, аукциона и т.п.). Покрови­тельство в иной форме охватывает собой все остальные, не свя­занные с предоставлением льгот и преимуществ, виды неза­конного способствования организации со стороны должностного лица (снабжение закрытой информацией, упрощение процедуры получения лицензии и т.п.). Все указанные действия (предостав­ление льгот, преимуществ, покровительство в иной форме) со­вершаются должностным лицом с использованием своего слу­жебного положения в широком смысле этого слова, т.е. компе­тенции и авторитета занимаемой должности.

Организация, о которой идет речь в ст. 289 УК, — не только коммерческая, но и некоммерческая, если она занимается пред­принимательской деятельностью (ст. 50 ГК РФ). Состав преступления формальный, оно окончено в момент предоставления льготы, преимущества либо оказания покрови­тельства в иной форме.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом. Хотя в законе мотивы не указаны, рассматривае­мое преступление, очевидно, совершается из корыстных побуж­дений.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Статья 290 УК РФ устанавливает ответственность за получение взятки

Термин «взяточничество» в широком смысле слова объединя­ет два самостоятельных, но тесно связанных друг с другом соста­ва преступления - получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). В узком смысле слова термин «взяточничество» получение взятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК.

Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления — взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера. Не имеет значения, идет ли речь о российской или иностранной валюте. Обязательным требованием к этому предмету преступления является лишь способ­ность его в принципе быть средством платежа в гражданском обороте. Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ. Формули­ровкой закона «иное имущество» охватываются все остальные случаи, не подпадающие под получение денег или ценных бу­маг, — все вещи, делимые и неделимые, индивидуально опреде­ленные и обладающие родовыми признаками, движимые и не­движимые. Получением взятки будет принятие и наручных часов, и квартиры, и картины, и земельного участка, и валютных ценно­стей.

Предметом преступления являются также выгоды имущест­венного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежа­щие оплате услуги имущественного характера (предоставление турпутевок, ремонт квартиры и т.п.), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущест­венную природу (занижение стоимости передаваемого имущест­ва, приватизируемых объектов, уменьшение процентных ставок за пользование кредитами и т.д.).

Например, по одному из дел взяткой была признана оплата взяткодателем стоимости ремонта автомобиля, принадлежащего взяткополучателю.

Взятка как предмет рассматриваемого преступления всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получа­ет какую-нибудь неимущественную выгоду (положительный от­зыв в печати, согласие выйти замуж и т.п.), получением взятки это не является.

Объективная сторона преступления выражается в получении взятки лично или через посредника. Получение взятки — это ее фактическое принятие, как самим должностным лицом, так и его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточниче­стве и коммерческом подкупе»). Помимо факта принятия взятки объективная сторона рассматриваемого преступления предпола­гает связь этого факта с определенными формами поведения должностного лица — взятка получается не просто так, а за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе в поль­зу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое предполагаемое поведение может быть выражено в следующем:

 совершение действий (бездействие), которые входят в слу­жебные полномочия должностного лица, т.е. прямо предусмот­рены его компетенцией и формально (в отрыве от факта полу­чения за них взятки) правомерные;

 способствование в силу занимаемого должностного поло­жения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия иного лица.

Виновный, используя служебное положе­ние в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, автори­тет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены другим должностным лицом (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ № 6 от 10.02.2000г.);

 общее покровительство по службе - это действия, свя­занные с незаслуженным поощрением, внеочередным необосно­ванным повышением в должности, совершением иных действий, не вызываемых необходимостью;

 попустительство по службе - это непринятие должност­ным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в слу­жебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.

Следует иметь в виду, что приведенная выше трактовка зако­нодательного признака «общее покровительство или попусти­тельство по службе» (общего благоприятствования), дается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6. Однако из закона буквально следует, что по службе, т.е. в отно­шениях между начальником и подчиненными, осуществляется только попустительство. Общее же покровительство как форма поведения должностного лица может иметь место не только в сфере контроля за работой подчиненных. Оно оказывается и иным лицам, не находящимся в служебной зависимости от ви­новного, в отношении которых последний наделен распорядительными полномочиями (например, глава администрации района оказывает общее покровительство отдельным предпринимате­лям). Поэтому ограничительное толкование Пленумом Верховно­го Суда РФ характера действий при общем благоприятствовании следует признать не основанным на законе.  Итак, взятка получается за одну из четырех указанных выше форм поведения должностного лица, в которой заинтересован взяткодатель или представляемые им лица. При этом сами ука­занные действия (бездействие) должностного лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава взятки и их фактического совершения не требуется.

Обу­словленность взятки означает, что она является условием, при наличии которого должностным лицом будут совершены дейст­вия (бездействие) по службе, именно под влиянием факта полу­чения взятки или договоренности о таковой виновный и соверша­ет их.

Таким образом, взятка всегда является подкупом должно­стного лица.

Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловле­на, т.е. определенному служебному поведению должна предше­ствовать договоренность о взятке. Если же должностное лицо, не рассчитывая на взятку, совершает действие (бездействие) по службе, а уже затем получает от кого-либо за это вознаграждение (благодарность), состава получения взятки не имеется — должно­стное лицо будет нести ответственность за дисциплинарный про­ступок. ГК РФ разрешает государствен­ным служащим и служащим органов местного самоуправления принимать подарки в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей на сумму до 5 МРОТ (ст. 575 ГК РФ). Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ для государственных служащих установлен запрет получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей.

 Отличие взятки от подарка состоит вовсе не в сумме полученного должностным лицом, а в наличии или отсутствии обусловленности вознаграждения.

В ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получе­на и дана через посредника. Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Посредник является своеобразным «техническим исполнителем» преступления, однако его действия квалифицируются не как по­лучение или дача взятки, а как пособничество в указанных пре­ступлениях.

Состав получения взятки является формальным, преступление окончено в момент получения хотя бы части обусловленной взят­ки. Каждый самостоятельный эпизод получения взятки квалифи­цируется по совокупности преступлений.

Не образует совокупности получение заранее обусловленной суммы взятки в несколько приемов, а также системати­ческое получение ценностей за общее покровительство или по­пустительство по службе, если эти деяния объединены единством умысла взяткодателя (продолжаемое преступление).

Состав рассматриваемого преступления не исключается и то­гда, когда должностное лицо вовсе не собиралось совершать дей­ствия (бездействие), за которое взятка получена. Однако если указанные действия не входят в его компетенцию и оно объек­тивно не может обеспечить их совершение иным должностным лицом, ответственность за получение взятки исключается. В этом случае содеянное виновным при наличии умысла на приобрете­ние имущественной выгоды следует квалифицировать как мо­шенничество (ст. 159 УК).

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Хотя мотив не указан в диспозиции ст. 290 УК, по ее смыслу получение взятки — корыстное преступление.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

В ч. 2 ст. 290 УК содержится квалифицирующий признак пре­ступления: незаконность действий (бездействия), за которые по­лучается взятка. Действия (бездейст­вие), о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, могут быть преступ­ными (совершение за взятку служебного подлога, злоупотребле­ния полномочиями, вынесение заведомо незаконного приговора и т.п.) и не преступными, но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства. В обоих случаях они, так же как и в основном составе, находятся за рамками объективной сторо­ны преступления — фактического их совершения не требуется. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие со­став иного преступления, подлежит ответственности по сово­купности преступлений — по ч. 2 ст. 290 УК и соответствую­щей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6).

В ч. 3 ст. 290 особо квалифицирующим признаком являет­ся ответственное должностное положение виновного - занятие им государственной должности РФ или субъекта Федерации либо главы органа местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 290 УК получение взятки считается совершенным при особо отягчающих обстоятельствах, если оно совершено: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в круп­ном размере. Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), кото­рые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Кроме того, вымогательство может быть выражено в завуалиро­ванной форме, когда виновный прямо не требует дать взятку, но умышленно ставит гражданина в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п. 15 Постановления Пленума Верховно­го Суда РФ от 10.02.2000 № 6). Следует иметь в виду, что вымога­тельством взятки является не любое требование ее передачи, а только такое, при котором потерпевшему угрожают нарушить его правоохраняемые интересы.

Крупным размером взятки в соответствии с примечанием к ст. 290 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превы­шающие 150 тыс. руб. Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифициро­ваться как получение взятки в крупном размере. И наоборот, если фактически получена сумма менее указанной в примеча­нии к ст. 290 УК, но установлено, что умыслом взяткополучате­ля охватывалось получение взятки в крупном размере, содеян­ное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290, а по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК.

Статья 293 УК РФ устанавливает ответственность за халатность

Объективная сторона халатности образована тремя призна­ками:

1) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия — неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросо­вестного или небрежного отношения к службе;

2) общественно опасными последствиями в виде крупного ущерба;

3) причинной связью между деянием и последствиями.

Халатность представляет собой результат нерадивого отно­шения должностного лица к исполнению своих служебных функ­ций. Наиболее часто она выражается в бездействии, когда винов­ный не выполняет тех действий, которые должен был совершить в силу возложенных на него обязанностей.

Так, Е. был осужден то, что, будучи должностным лицом государственной лесной охраны, без уважи­тельных причин не выходил па работу в течение 20 дней, в связи с чем во вверенном под охрану обходе лесничества была произ­ведена незаконная порубка леса на 700 тысяч рублей.

Однако халатность может быть выражена и в форме дейст­вия — закон указывает, что наказуемым является не только не­выполнение служебных обязанностей, но и ненадлежащее их выполнение. В этом случае виновный выполняет свои служебные обязанности, но делает это недобросовестно: он или не выполня­ет всех действий, которые должен был выполнить в данной кон­кретной ситуации, или, хотя и выполняет все требуемые дейст­вия, они не полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

В обоих случаях халатности особое значение имеет установ­ление правовой регламентации служебной деятельности должно­стного лица. Сфера ответственности за халатность определяется пределами служебных функций. Если надлежащее выполнение конкретной служебной функции не входило в обязанности долж­ностного лица, оно не может нести ответственность за халат­ность.

В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в п. 8 Поста­новления от 30.03.90 № 4 указал на необходимость при производ­стве по делам этой категории устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, а также нормативные акты, их регламентирующие.

Следующим условием ответственности за халатность является реальная возможность надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности.

Если в конкретном случае такая воз­можность отсутствует, отсутствует и состав халатности. Возможность надлежащего выполнения своих служебных обязанностей определяется объективными и субъек­тивными факторами.

Объективные факторы — это внешние по отношению к должностному лицу условия, в которых или с уче­том которых оно вынуждено действовать (квалификация сослу­живцев, отсутствие чрезвычайных обстоятельств, предельно допустимый объем работы и т.п.).

Субъективные факторы — это индивидуальные особенности конкретного должностного лица, на основе которых решается вопрос о допустимости вменения причиненных последствий (профессионализм, образование, опыт работы и т.п.). Если на недостаточно опытного человека в силу различных причин (война, эпидемия и т.п.) возложен большой объем крайне сложных обязанностей, с которыми он заведомо не сможет справиться, условий для привлечения его к ответственно­сти за халатность не имеется.

В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих служебных обязанностей должны быть причинены общественно опасные последствия в виде крупного ущерба. По своей природе последствия в основном составе халатности выра­жаются в имущественном и экологическом вреде, стоимостное выражение которых, в соответствии с примечанием к ст. 293 УК, превышает 100 тыс. руб. Исходя из того, действующее зако­нодательство предполагает необходимость стоимостного выра­жения ущерба.

Между указанными последствиями и деянием должностного лица необходимо установить наличие причинной связи.

Состав преступления материальный, оно окончено в момент наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона выражается в обоих видах неосторожности.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

В ч. 2 ст. 293 УК сформулирован квалифицированный состав халатности, который имеет место при неосторожном причинении таких последствий, как тяжкий вред здоровью или смерть челове­ка. В ч. 3 ст. 293 УК предусмотрен особо квалифицированный состав халатности, характеризуемый неосторожным причинением смерти двух или более лиц.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 241.