Иные транспортные преступления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Статья 269 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Общественная опасность рассматриваемого преступления зак­лючается в том, что в результате совершения описанных в ст. 269 УК действий дезорганизуется перекачка жидкого и газового топлива, а равно других продуктов, чем причиняется крупный ущерб государ­ству и другим собственникам, при этом нередко загрязняется окру­жающая природная среда, наступают иные тяжкие последствия с человеческими жертвами.

Основным непосредственным объектом данного состава преступления является защищен­ность личности, общества и государства от угроз в сфере строитель­ства и эксплуатации магистральных трубопроводов.

Факультативны­ ми непосредственными объектами этого состава преступления могут быть жизнь и здоровье лю­дей, имущественные интересы государства и иных собственников, экологическая безопасность и др.

Предметом преступления является магистральный трубопровод.

Под магистральными трубопроводами понимаются основные (главные) линии трубопроводов наземного, подземного и подводного базирования в совокупности с перекачи­вающими установками и средствами контроля перекачки жидкого и газового топлива, питьевой и технической воды и других продуктов.  

Объективная сторона характеризуется нару­шением правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Нарушение таких правил может выражаться в несоблюдении стро­ителями, эксплуатационниками или ремонтниками технических норм и стандартов относительно использования строительных материалов, технологии укладки, сварки, изоляции трубопроводов в грунте, под водой или в наземном состоянии, а также в несоблюдении технологии перекачки газа, нефти и других продуктов потребителям (например, превышение давления внутри трубы при перекачке нефти или газа), в нарушении норм периодичности профилактического осмотра и ремон­та трубопроводов, перекачивающих установок и узлов и т. п.

Обязательный признак объективной стороны - причинение в результате нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопровода по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Эти последствия должны находиться в причинной связи с наруше­нием правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода.

Данное преступление отно­сится к материальным составам и считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия либо небрежности по отношению к последствиям. Если лицо указанные действия со­вершило умышленно с целью подрыва экономической безопасно­сти или обороноспособности Российской Федерации, содеянное должно квалифицироваться как диверсия по ст. 281 УК РФ.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое достигшее 16-летнего возраста вменяемое лицо, которое было в уста­новленном порядке допущено к соответствующим работам по строи­тельству, эксплуатации или ремонту магистрального трубопровода. Это преступление при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 269) относится к категории деяний небольшой тяжести.

Квалифицирующим признаком этого преступления (ч. 2 ст. 269) является причинение по неосторожности смерти человеку. При наличии данного квалифицирующего признака содеянное расценива­ется как преступление средней тяжести.

В ч. 3 ст. 269 в качестве особо квалифицирующего признака предусмотрено причинение по неосто­рожности смерти двум или более лицам. При наличии этого призна­ка содеянное расценивается как тяжкое преступление.

Таким образом, к иным транспортным преступлениям относится наруше­ние правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ре­монте магистральных трубопроводов. Основное назначение магист­ральных трубопроводов — перемещение газообразной, жидкой и сы­пучей продукции на определенные расстояния. Этим и объясняется отнесение данного преступления к транспортным.

Таким образом, все статьи гл. 27 УК РФ имеют бланкетные диспозиции, что обусловлено невозможностью описать все признаки объективной стороны транспортных преступлений. Законодатель отсылает к специальным правилам поведения на транспорте, предусмотренным федеральными законами и другими нормативными актами. Важность вопроса о правилах безопасности движения и эксплуатации транспорта в плане правильного применения рассматрива­емых статей УК предопределяется по меньшей мере двумя обстоя­тельствами.

Во-первых, эти правила — правовые модели поведения, кото­рые, с одной стороны, могут способствовать уяснению и установле­нию в каждом отдельном случае непосредственного объекта пре­ступления, а с другой — несовпадение поведения лица с адресован­ным ему правилом является не только свидетельством нарушения такого правила и фиксируемого в нем объекта охраны, но и указы­вает на характер и направленность преступного деяния. Поэтому по делам о транспортных преступлениях весьма важно точно устано­вить, какие именно правила нарушены и в чем конкретно вырази­лось нарушение.

Во-вторых, правила безопасности движения и эксплуатации транспорта нередко тесно смыкаются с другими, внешне сходными с ними правилами. К их числу, прежде всего, следует отнести пра­вила техники безопасности и иные правила охраны труда, наруше­ние которых при наличии необходимых условий может образовать преступление, предусмотренное ст. 143 УК.

Внешне сходными с рассматриваемыми правилами являются также правила, в которых закреплены права и обязанности долж­ностных лиц. Нарушение этих правил в соответствующих случаях может образовать преступление, предусмотренное ст. 285 либо ст. 293 УК. Это еще раз свидетельствует о важности правильного применения рассматриваемых статей УК, точного установления того, какое именно правило нарушено и в чем заключается такое нарушение.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.