Преступления против внешней безопасности РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 275 УК РФ устанавливает ответственность за государственную измену. Основной непосредственный объект преступления - внешняя безопасность РФ, под которой понимается защищенность интересов государства от внешних угроз. По смыслу закона государственная измена может быть совершена в трех формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении вра­ждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Под выдачей государственной тайны понимается устное или письменное, а также сделанное иными средствами и способами (например, передача чертежа, фотографии, образца, модели) сооб­щение иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тай­ну. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» с изм. на 11.11.2003 государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. В настоящее время перечень сведений, составляющих государственную тайну, утв. Указом Президента РФ от 30.11.95 № 1203 с изм. на 29.05.2002, в соответствии со ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне».

Сведения, составляющие государственную тайну, фиксируются на определенных носителях, к которым относятся материальные объекты, в том числе физические поля. Фиксация осуществляется в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Носители сведений, составляющих государственную тайну, имеют реквизиты, свидетельствующие о степени секретности этих сведений. Степень секретности должна соответствовать степе­ни тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения этих сведений.

Правительство РФ утвердило Правила отнесения сведений, составляющих государст­венную тайну, к различным степеням секретности от 4 сентября 1995г. № 870, в соответствии с ними сведения подразделяются на: 1) сведения особой важности — сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыск­ной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких перечисленных областях; 2) совершенно секретные сведения — сведения в перечисленных областях, распространение которых может нанести ущерб интересам ведомства или отраслям экономики РФ; 3) секретные сведения — сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам предприятий, учреждений или организаций в тех же областях.

Преступление, заключающееся в выдаче сведений, составляющих государственную тайну, считается оконченным с момента фактического сообщения государственной тайны представите­лям иностранного государства, иностранной организации. Иное оказание помощи предполагает совершение различных действий (например, вербовка агентуры для иностранной разведки, предоставление убежища агенту зарубежной разведслужбы), которые не охватываются предыдущими формами государственной измены и направлены на содействие иностранному государству, иностранной организации или их представите­лям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Преступление, образующее данную форму го­сударственной измены, считается оконченным с момента совер­шения любого действия по оказанию помощи иностранному го­сударству, иностранной организации или их представителям в проведении указанной деятельности. Государственная измена осуществля­ется в пользу иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Иностранная организация может быть как государственной, так и негосударственной. Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (глава государства или правительства, члены правительственных делегаций и т.п.).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком является цель — причинения ущерба внешней безопасности РФ.

Мотивы государственной измены на квалификацию не влияют.

Субъект преступления, за исключением такой формы, как вы­дача, — общий. Субъект выдачи — специальный, это гражданин РФ, обладающий сведениями, составляющими гостайну, в связи с его служебной деятельностью или по работе, а также получивший эти сведения при других обстоятельствах (например, лицо случайно находит документы, содержащие государственную тайну). В соответствии с Примечанием лицо, совершившее преступ­ления, ответственность за которые установлена в ст. 275, 276, 278 УК, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится ино­го состав преступления.

Статья 276 УК РФ устанавливает ответственность за шпионаж   

Шпионаж определяется как передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи ино­странному государству, иностранной организации или их предста­вителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Основным непосредственным объектом шпионажа выступает внешняя безопас­ность как состояние защищенности суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешнего воздействия.

Предметом данного преступления являются сведения двух категорий: во-первых, это сведения, составляющие государствен­ную тайну; во-вторых, это иные сведения, которые собираются по заданию иностранной разведки и могут быть использованы для нанесения ущерба внешней безопасности РФ.

В зависимости от содержания предмета преступления разли­чают два вида шпионажа: а) предметом первого являются сведе­ния, составляющие государственную тайну; б) предметом второ­го — иные сведения, собираемые по заданию иностранной раз­ведки и предназначенные для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Объективная сторона первого вида шпионажа представляет собой совершение активных действий в форме передачи, собира­ния, похищения сведений, хранение составляющих государствен­ную тайну. Собирание — это получение информации любым спо­собом, осуществляемое без изъятия предметов или документов из владения их собственников или обладателей.

Все способы собирания информации можно разделить на две группы: а) личное наблюдение (в том числе с использованием технических средств), т.е. получение сведений из окружающих объектов дей­ствительности; б) агентурный метод — получение информации от людей, обладающих такими сведениями.

Похищение предпола­гает незаконное изъятие сведений у их владельца.

Изъятие может быть тайное или открытое, с применением обмана или насилия, когда документы и предметы изымаются не на время, а навсегда для передачи указанным в законе адресатам.

Собранные или похищенные сведения обычно хранятся до пе­редачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

С объективной стороны хранение означает, во-первых, что предварительно собранные или похищенные винов­ным сведения, составляющие государственную тайну, хранятся в определенном месте до их передачи (в данном случае в действиях лица имеются и другие объективные признаки шпионажа — соби­рание или похищение), во-вторых, что виновный сам непосредст­венно не собирал и не похищал данные сведения, но ему их пере­дают другие лица для последующей передачи определенным субъ­ектам, и, в-третьих, возможна ситуация, когда виновный хранит сведения, собранные и похищенные другим лицом с последующим возвратом тому же лицу. Таким образом, хранение сведений, со­ставляющих государственную тайну (т.е. временное обладание ими), как форма действия при шпионаже может иметь три вида: а) лицо хранит сведения, собранные или похищенные им самим с целью передачи иностранному государству, иностранной органи­зации, их представителям; б) лицо само не собирало и не похищало сведения, а получило их с целью передачи адресату; в) хранение сведений, собранных иным лицом, с последующим возвращением тому же лицу.

Главной целью, к которой стремится виновный при собирании, похищении или хранении сведений, составляющих государствен­ную тайну, — это передать их определенным адресатам. Под пе­редачей следует понимать сообщение сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Сведения могут быть собраны или похищены самим ви­новным, а могут быть получены от других лиц.

Передача может осуществляться лично или через посредников.  

Объективная сторона второго вида шпионажа представляет собой действия в форме собирания и передачи иных сведений. Иные сведения могут собираться и путем личного наблюдения. Шпионаж относится к преступлениям с формальным составом (сложный альтернативный состав). Стоит отметить, что такое действие, как хранение, является длящимся, т.е. оно характеризу­ется непрерывным осуществлением состава данного деяния.

Субъективная сторона шпионажа характеризуется виной в виде прямого умысла. Кроме того, вторая форма шпионажа характе­ризуется специальной целью — нанести ущерб внешней безопасности РФ, а само собирание, похищение или хранение сведений, со­ставляющих государственную тайну, осуществляется в целях их передачи. Субъектом шпионажа могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет.

Если гражданин РФ выступает в качестве организатора, подстрекателя или пособника шпионажа, ответст­венность за который предусмотрена ст. 276 УК, его действия ква­лифицируются как государственная измена в форме иного оказа­ния помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.