Исторические особенности развития налогов и налогообложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Налоговое право как область финансового права имеет яркую и самобытную историю развития. Налоги наряду с военной добычей являются древним источником образования государственных финансов, способом добывания государством денег. Однако если финансовая наука связывает свое возникновение со становлением и развитием государства, то налоги как элемент финансового обеспечения присутствовали еще в законах Древнего Вавилона.

Как пример, в Шумерских законах присутствовали элементы налоговых льгот, которые были направлены на достижение «справедливости» для владельцев храмовых и государственных наделов, поддержание вдов и сирот; элементы налоговых правоотношений в виде наказаний за совершенные действия и уплаты штрафов. В Пятикнижии Моисея указано: «всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу», что подтверждает существование процентной ставки налогообложения с древних времен.

Американский экономист, специалист в области налогообложения Эдвин Роберт Андерсон Селигмен рассматривает историю развития налогов не с позиции периодизации и изменения основных принципов, участников, приоритетности объектов, а с позиции психологии восприятия налогов самими налогоплательщиками и выделяет несколько этапов:

1 этап. Так, на первом этапе выделяется идея преобладания дара (подарка), что может быть связано с уступкой части своего личного в пользу какого-либо божества, чтобы не пострадали посевы (задобрить Бога Ветра), или был урожайным год (просьбы к Богу Дождя) и прочее. С психологической точки восприятия, главная идея налогообложения это – приносить в жертву что-либо с надеждой на дальнейшее личное и общее благо.

2 этап. На втором этапе проводится параллель между налогом и просьбой государства о помощи.

3 этап. Закрепление идеи помощи, предоставляемой государству.

4 этап. Распространение идеи о жертве, которую приносит народ в интересах государства.

5 этап. Отказ от части в интересах общего блага.

6 этап. Навязывание идеи долга или обязанности платить налог.

7 этап. Появление идеи принуждения со стороны государства к уплате.

8 этап. Возникновение идеи определенной доли или оклада, который устанавливается правительством без всякой зависимости от воли плательщика.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа:

• I - древний мир и Средние века (до XVI в.);

• II - возникновение и становление капитализма (XVI в. — первая половина XIX в.);

• III - современный этап (со второй половины XIX в. до настоящего времени).

Впервые сборы, похожие на те, что мы знаем сегодня, были введены в VII - VI вв. до н.э. в Древней Греции. Именно здесь существовала обязанность по отчислению одной десятой или одной двадцатой части всех доходов. Подобные сборы позволяли грекам содержать наемную армию, ремонтировать дороги, строить храмы, водопроводы, устраивать праздники и даже раздавать деньги и продукты беднякам. Однако в некоторых регионах свободные граждане были освобождены от обязанности в уплате налогов (практически оффшорные зоны). В частности, в Афинах обязательные сборы были заменены добровольными пожертвованиями состоятельных горожан и другими взносами. В то же время в случае необходимости Народное собрание могло издать указ о взимании чрезвычайных налоговых отчислений, предназначенных для крупных публичных нужд.

Примером развитой налоговой системы Древнего мира является налоговая система Рима. В Римской империи налоги взимали исключительно во время подготовки к войне. В мирное же время граждане были освобождены от данной повинности.

Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.

Средние века характеризуются отсутствием в Европе развитых налоговых систем. Налоги не носили регулярного характера, взимались от случая к случаю. Так, например, вассалы облагались налогом в случае пленения своего сюзерена для его выкупа, а также в случае свадьбы сына и дочери короля.

В исторической ретроспективе развитие налогообложения в России охватывает дореволюционный, советский и российский периоды.

В России система податей и пошлин была узаконена в «Русской правде» князя Ярослава Мудрого (ок. 978 - 1054). Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства – крещением Руси.

Основной формой поборов в княжескую казну была Дань. После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.

В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата.

Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворечивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.

Подушный налог, который взимался в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.

В период правления Екатерины II (1729 – 1796) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, взимание недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался «по совести каждого».

Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42% доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772 - 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н.И. Тургенев (1789 - 1871) издает труд «Опыт теории налогов» - основательное исследование государственного налогообложения. «Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства». Требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества». В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: «Равномерное распределение налогов» - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. «Определенность налога» - неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. «Собирание налогов в удобнейшее время» - уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. «Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход» - следует взимать больше «с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала». «Дешевое собирание налогов» - стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.

Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в организации налогообложения наших дней.

В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги. В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку - плате крестьян за пользование Землей. Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.

Приведенные примеры времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.

С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции «закончилась эпоха совершенствования налогообложения». По меньшей мере, такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С.Е. Чуцкаеву.

В этом же году издается работа В. И. Ленина «О замене продразверстки продналогом». Другой вопрос, что эти документы дали государству и какой ценой. Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий, вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно - поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 02.09.1930 г. «О налоговой реформе»; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей госпредприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения.

Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны с 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей – это эхо прошедшей войны. В 60 - е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства.

Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970 - е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году - к моменту развала СССР.

После распада СССР и образования новых постсоветских государств в каждом из них начали формироваться самостоятельные налоговые системы, имеющие свои особенности.

Налоговая система Донецкой Народной Республики начала формироваться в 2014 году.

25.12.2015 Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики принят Закон «О налоговой системе», в котором определена система налогов и сборов Донецкой Народной Республике, права и обязанности налогоплательщиков, формы налогового контроля и др.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 232.