Учебная (организационно-управленческая) практика является составной частью учебного плана магистратуры и входит в блок Б2 «Практики» ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент.
Учебная (организационно-управленческая) практика организуется на первом курсе во втором семестре. Общий объём практики составляет 9 зачетных единиц (324 ч.). Продолжительность практики составляет 6 недель.
Целями учебной (организационно-управленческой) практики являются:
- формирование и развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в процессе выполнения организационно-управленческой деятельности в рамках конкретных трудовых функций.
Задачами учебной (организационно-управленческой) практики являются:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;
- приобщение Обучающийсяа к социальной среде предприятия (организации) с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере;
- содействие активизации магистрантов к организационно-управленческой деятельности на основе изучения научной и научно-методической литературы, участия в практической деятельности;
- развитие у магистрантов личностных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в ОПОП.
Учебная (организационно-управленческая) практика обучающихся проводится в рамках общей концепции подготовки магистров. Основная идея практик – ознакомление обучающихся с системами управления современными организациями, закрепление знаний, полученных на этапе теоретического обучения, освоение ими умений и навыков работы с документами организаций, формирование образа будущей профессиональной деятельности. Кроме того, она способствует процессу социализации личности магистра, усвоению общественных норм, а также формированию персональной деловой культуры и осмыслению содержания профессии менеджера, ее особенностей и отличий от других профессий.
Во время учебной (организационно-управленческой) практики обучающийся опирается на:
1. нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия (организации);
2. методические разработки, определяющие порядок прохождения и содержание учебной (организационно-управленческой) практики;
3. формы бухгалтерской, финансовой, статистической, внутренней отчетности, разрабатываемые на предприятии (организации) и инструкции по их заполнению.
Для выполнения программы учебной (организационно-управленческой) практики магистрант должен владеть знаниями и элементарными навыками организационно-управленческой деятельности, видеть междисциплинарную взаимосвязь курсов, изучаемых в рамках ОПОП по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент».
При освоении учебной (организационно-управленческой) практики необходимы знания, умения и навыки, приобретенные в результате освоения следующих дисциплин: «Управленческая экономика», «Методы исследования в менеджменте», «Теория организации и организационное поведение», «Инновационные технологии в менеджменте», «Современные концепции в кадровом менеджменте», «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в кадровом менеджмент».
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: «Формирование кадровой политики и стратегии управления персоналом», «Организация кадрового планирования и контроллинг», «Инновационные технологии разработки, обоснования и принятия кадровых решений», Производственная (технологическая) практика.
Планируемые результаты прохождения учебной (организационно-управленческой) практики
Прохождение учебной (организационно-управленческой) практики ориентировано на последовательное формирование у обучающихся ряда компетенций.
В результате прохождения учебной практики у обучающегося формируются следующие компетенции:
Код компетенции | Результаты освоения ОПОП Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС) | Перечень планируемых результатов обучения |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | знать: - пути и возможности к саморазвитию, самореализации и использованию творческого потенциала; уметь: - находить пути и использовать возможности к саморазвитию, самореализации и использованию творческого потенциала; владеть: - навыками к саморазвитию, самореализации и использования творческого потенциала. |
ПК-1 | способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями | знать: - методы и инструменты управления организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями; уметь: - применять базовые методы и инструменты управления организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями; владеть: - современным инструментарием управления организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями. |
План проведения учебной (организационно-управленческой) практики
Общая трудоемкость учебной (организационно-управленческой) практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.
План проведения учебной (организационно-управленческой) практики представлен ниже.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды деятельности на практике, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
В организации (база практик) | Контактная работа с руководителем практики от вуза (в том числе работа в ЭОС)* | Самостоятельная работа | Общая трудоемкость в часах | |||
1 | Организационный этап | 12 | 2 | 4 | 18 | Дневник магистранта |
2 | Основной этап | 174 | 5 | 82 | 261 | Дневник магистранта, разработанное методическое обеспечение организационно-управленческой деятельности в кадровом менеджменте, описание опыта использования инновационных технологий в кадровом менеджменте, демонстрационный материал |
3 | Заключительный этап | 30 | 2 | 13 | 45 | Отчет по практике, защита результатов практики |
Итого | 216 | 9 | 99 | 324 | ||
Содержание учебной (организационно-управленческой) практики
Учебная (организационно-управленческая) практика включает три этапа: организационный, основной и заключительный.
В рамках организационного этапа проводится установочная конференция, изучаются программа практики и методические рекомендации, проводится инструктаж по технике безопасности.
Основной этап предполагает выполнение обучающимися работы, направленной на решение задач, обусловленных целями практики. Индивидуальное задание для обучающегося составляется совместно с руководителем практики на основе примерного индивидуального задания с учетом специфики деятельности организации-базы практики. Примерное индивидуальное задание для обучающихся содержит перечень заданий, подлежащих изучению и систематизации обучающимся в процессе прохождения практики и оцениваемых в баллах в соответствии с рейтинг-планом (представлены ниже).
На заключительном этапе обучающийся обобщает и анализирует материалы, документацию, оформляет отчет по практике, получает оценку руководителя практики от предприятия, участвует в конференции по защите результатов практики.
Конкретное индивидуальное задание на практику составляется руководителем практики от университета с учетом масштаба и особенностей организации-базы практики, интересов практиканта, может быть расширено и дополнено и отражается в индивидуальном задании в дневнике.
Примерное содержание индивидуального задания для обучающихся в рамках учебной (организационно-управленческой) практики
Задание 1. Общая характеристика организации
Изучите следующие вопросы:
- цели и задачи организации;
- масштаб деятельности организации (в конкретных обобщенных показателях);
- миссию и имидж организации;
- характер производства, систему снабжения и сбыта;
- географическое положение, климатические и природные условия организации;
- стратегию и тактику управления организацией;
- уровень организационной культуры.
Объем ответа – не менее 6 страниц.
Задание 2. Организационная структура управления
Изучите следующие вопросы:
- организационную структуру управления деятельностью организации с учетом его организационно-правовой формы;
- определить вид организационной структуры управления, указать его преимущества и недостатки;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
- методы, применяемые в организации по совершенствованию организационных структур управления на каждом уровне;
- структуру и функции аппарата управления организации;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
Объем ответа – не менее 7 страниц.
Задание 3. Документационное обеспечение управления в организации
Изучите следующие вопросы:
- массивы информации;
- организация коммуникаций между уровнями управления и подразделениями организации;
- коммуникации организации с внешней средой (органами государственного управления, потребителями, поставщиками и пр.);
- документооборот организации и её характеристика;
- основные виды документов, подготавливаемые управленческими подразделениями организации;
- техническая оснащенность управленческих подразделений организации;
- условия труда и организация рабочих мест менеджеров организации.
Объем ответа – не менее 5 страниц.
Задание 4. Содержание деятельности менеджера в организации
Изучите следующие вопросы:
- наличие должностной инструкции менеджера и качество ее разработки (соответствие требованиям, предъявляемым к должностным инструкциям);
- основные функции менеджера и их содержание;
- основные виды, сроки подготовки менеджером плановой и отчетной документации;
- характер и источники информации, необходимой для подготовки плановой и отчетной документации;
- критерии и показатели оценки результатов деятельности менеджера;
- организация, интенсивность и условия труда менеджера;
- соответствие способов организации труда менеджера современным требованиям;
- общая эффективность работы менеджеров в организации.
Объем ответа – не менее 6 страниц.
Задание 5. Методы и стили управления в организации
Изучите следующие вопросы:
- преимущественные методы управления, используемые в организации;
- стиль управления руководителя организации/руководителя структурного подразделения организации;
- состояние социально-психологического климата в трудовом коллективе, его влияние на эффективность компании;
- состояние организационной культуры организации, её основные характеристики;
- эффективность реализации управленческой деятельности в компании.
Объем ответа – не менее 5 страниц.
Задание 6. Рекомендации по совершенствованию системы управления организацией
На основе собранной информации сформулируйте и аргументируйте собственную позицию по вопросам:
- совершенствование системы планирования в организации;
- совершенствование системы организации в компании;
- совершенствование системы мотивации в организации;
- совершенствование системы контроля в организации;
- совершенствование используемых методов управления;
- улучшение социально-психологического климата и организационной культуры компании.
Объем ответа – не менее 5 страниц.
Приложение к индивидуальному заданию должно содержать:
- схему организационной структуры организации с выделением структурного подразделения (отдела), на базе которого он непосредственно проходил практику;
- положение о подразделении (отделе);
- функционально-должностную инструкцию менеджера, стажирующего обучающегося-практиканта;
- копии документов, подготавливаемых менеджером.
Внимание! Содержание заданий является примерным. Магистрант вправе, по согласованию с руководителем практики от университета, выбирать задания, сокращать или добавлять задания в соответствии с со своими научными интересами.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 245.