КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
МДК.03.02 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
(по видам транспорта)
ПМ.03 Организация транспортно - логистической деятельности
(по видам транспорта)
Для специальности
Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам)
Для студентов очной и заочной форм обучения.
базовый уровень
среднего профессионального образования
(5 семестр)
Выполнено
Преподавателем ЧИПС УрГУПС
Гагановой Е.А.
Челябинск
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Характеристика, условия перевозки зерновых грузов и продуктов их
переработки……………………………………………………………………4
2.Подготовка и прием к перевозке скоропортящихся грузов. Выбор
способа перевозки. Работа рефрижераторных бригад……………………..5
3. Порядок оформления перевозок грузов в сопровождении проводников…8
4.Прием, погрузка и размещение животных в вагоне…………………………9
5.Перевозка сырых животных продуктов……………………………………...12
6.Классификация негабаритных грузов. Расчетная негабаритность…………13
7.Правила погрузки, приема, отправления и проследования негабаритных
грузов…………………………………………………………………………..15
8.Обеспечение безопасности движения при перевозке негабаритных грузов17
9.Обстоятельства, при которых осуществляется перевозка грузов на особых
условиях……………………………………………………………………….18
10. Классификация воинских перевозок. Оформление и технические
условия погрузки воинской техники……………………………………..20
11. Технология налива и слива. Определение массы наливных грузов.
Порядок возврата порожних цистерн………………………………………22
12. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-
водном сообщении. Ответственность сторон………………………..........25
13. Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС)…………..27
14. Работа пограничных станций. Тарифы. Порядок передачи вагонов…….28
15. Взаимодействие таможенных органов и перевозчика. Работа складов
временного хранения и зон таможенного контроля……………………..30
16. Ответственность за невыполнение договора по перевозке груза………..31
17. Виды несохранности. Учет и отчетность……………………………….....34
18. Мероприятия по предотвращению несохранности грузов. Порядок и
сроки расследования…………………………………………………….....34
19. Акты и порядок их составления……………………………………………35
20. Порядок охраны перевозимых грузов……………………………………..36
21. Розыск грузов и делопроизводство по нему………………………………38
22. Предъявление и рассмотрение претензий и исков………………………..39
23. Виды ревизий. Проведение и оформление результатов ревизий………..39
Список использованных источников………………………………………….42
ВВЕДЕНИЕ
Конспект лекций составлен для студентов очной и заочной форм обучения специальности Организации перевозок и управление на транспорте. Конспект составлен в соответствии с учебной программой, Правилами перевозок грузов, Правилами перевозок опасных грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (ТУ), Инструкцией по актово-претензионной работе, Инструкцией по розыску грузов, Инструкцией по перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов (ДЧ-1835), Таблицей калибровки железнодорожных цистерн, Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), других нормативных актов в сфере железнодорожного транспорта, распространяющихся на перевозки грузов различных категорий по железным дорогам государств - участников Содружества и являющихся обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
Конспект дает общие понятия и порядок пользования Правилами перевозок грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, определяет порядок оформления документов, производство маневровой работы с негабаритными грузами, определение количественных и качественных показателей работы грузовой железнодорожной станции и порядок пользования инструкциями в сфере грузовых перевозок.
ПОДГОТОВКА И ПРИЕМ К ПЕРЕВОЗКЕ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ, ВЫБОР СПОСОБА ПЕРЕВОЗКИ, РАБОТА РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ БРИГАД
Скоропортящийся груз - груз, требующий соблюдения температурного и вентиляционного режимов в процессе транспортировки.
Подготовка скоропортящегося груза к перевозке осуществляется отправителем путем охлаждения, заморозки, просушки, облучения ультрафиолетовыми лучами, помещения в газовую среду, ионизации, обработки антиокислителями и антибиотиками, консервирования (стерилизация, пастеризаци), применения герметичной упаковки, посола, варения и копчения.
Основные направления совершенствования в перевозке скоропортящихся грузов:
1) ускорение доставки;
2) развитие погрузочно-разгрузочных фронтов с внедрением новой механизации;
3) использование специального подвижного состава;
4) создание единой холодильной цепи (от производителя до потребителя - мультимодальная перевозка);
5) использование современной тары
Тара для скоропортящегося груза: ящики, бидоны, фляги, бочки, лотки, стоечные поддоны, мешки, сетки.
Требования к таре – исправность, прочность, чистота, отсутствие следов течи, обеспечение возможности погрузки в несколько ярусов, при механизированном способе.
Охлажденная и замороженная продукция в виде туш мяса может перевозиться без упаковки.
Способ подготовки скоропортящихся грузов зависит от маршрута следования и смены периода года.
При приеме скоропортящихся грузов к перевозке выполняется ряд операций:
1) проверка соответствия фактического груза с накладной;
2) устанавливается коммерческая годность вагонов под погрузку;
3) соблюдение правил и технических условий погрузки;
4) правильность наложения запорно-пломбировочных устройств и соответствие контрольных знаков;
5) оформление вагонного листа с подписью приемосдатчика;
6) проверка наличия сертификатов качества и отметки в накладной (дата погрузки);
7) передача документов в СТЦ для формирования пакета на поезд.
Виды сертификатов, прикладываемых к накладной:
1) сертификат качества;
2) ветеринарное свидетельство;
3) удостоверение качества;
4) карантинный сертификат;
5) документ о содержании токсикантов.
Способы перевозки:
1) с охлаждением (без вентиляции);
2) без охлаждения (с вентиляцией или без нее);
3) с отоплением или утеплением.
Сертификаты оформляются государственной инспекцией в день погрузки.
Требования к выбору способа перевозки:
1) климатические условия района погрузки;
2) предполагаемое направление следования по транзитным дорогам;
3) подготовка груза (термическая или технологическая);
4) возможность смены периода года (летний, зимний, переходный) до момента прибытия в пункт назначения.
Необходимо соблюдение сроков доставки в пределах срока транспортабельности, указанного в сертификатах качества. Запрещено принимать к перевозке скоропортящиеся грузы, если срок транспортабельности меньше срока доставки, а также если срок доставки превышает предельный срок перевозки, установленный приложением 5 Правил перевозок грузов.
Виды подвижного состава:
1) крытый вагон или контейнер;
2) изотермический вагон (обеспечивает температурный режим, влажность, вентиляцию, циркуляцию воздуха).
Изотермические вагоны подразделяются на рефрижераторы и термосы.
Изотермические вагоны бывают универсальные и специализированные (молочная, винная цистерна, двухвагонная секция для перевозки живой рыбы).
Рефрижераторный подвижной состав делится на:
1) групповой - рефрижераторные секции (5 или 12 вагонов с расположением холодильной машины внутри секции) и рефрижераторные поезда (21 или 23 вагона с дизель-электростанцией внутри поезда);
2) автономный – для перевозки малых партий скоропортящегося груза с небольшим холодильным и силовым отопительным оборудованием внутри вагона.
Допускаются совместные перевозки различных видов скоропортящихся грузов, при условии, что эти грузы имеют одинаковые условия перевозки и способ обслуживания (не выделяют и не впитывают запахи других грузов).
Скорость перевозки выбирается грузоотправителем.
Скоропортящийся груз может перевозиться отдельными поездами, в зависимости от плана формирования.
Обслуживание рефрижераторных составов осуществляется рефрижераторными бригадами во главе с бригадиром секции или поезда.
Грузоотправитель за 48 часов до погрузки подает на станцию специальную заявку для формирования нужной температуры внутри вагона к моменту погрузки, путем заблаговременного включения отопительного или холодильного оборудования.
Основным документом бригады в рейсе является маршрут секции (форма ВУ-83), в котором отражается вся работа секции за период груженого рейса.
Рабочий журнал секции (АРВ-Э) является основным документом, отражающим работу энерго-холодильного оборудования и технологический режим при перевозке скоропортящихся грузов. В пути следования дежурный механик рефрижераторной бригады ежесуточно ведет Рабочий журнал с отметкой фактической температуры в грузовом помещении вагона каждые 3 часа. Одновременно по термометрам, установленным с обеих сторон вагона с дизель-электростанцией и служебным помещением, определяется температура наружного воздуха.
Контрольные замеры делает бригадир рефрижераторной бригады каждые 12 часов, также с отметкой в Рабочем журнале.
В пункте выгрузки допускается отцепка вагонов от холодильного оборудования (холодильная машина или дизель-электростанция) не более чем на 6 часов.
При несохранной перевозке (несоблюдение температурного режима в пути следования) бригадир рефрижераторной бригады на станции назначения пишет объяснительную и прикладывает к ней выписку температурного режима из Рабочего журнала.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОВОДНИКОВ
В сопровождении проводника грузоотправителя перевозятся: животные, птицы, пчелы, растения и живые цветы, вино, перевозимое наливом, рыба живая, музейные антикварные ценности, железнодорожный подвижной состав на собственном ходу, специализированная автомобильная техника, оборудования для нее, автоцистерны, опасные грузы и другие ценные грузы.
В накладной о наличии проводника делается отметка в графе «Наименование груза» - «Количество проводников, ФИО проводника, паспортные данные, номер служебного удостоверения, выданного на станции отправления». В графе «Отметки отправителя» перечисляются полномочия проводника на груз в пути следования, а также оборудование спального места проводника: печка на твердом топливе, огнетушитель, фонарь, постель, аптечка. В графе «Тарифные отметки» указывается плата за проводника.
При получении удостоверения сопровождающий должен ознакомиться с основными обязанностями проводника, изложенными на обороте удостоверения, и расписаться об этом в удостоверении и в Книге выдачи удостоверений проводникам. При сменном сопровождении ведомственной охраной удостоверение проводника не выписывается, а полномочия работников ведомственной охраны подтверждаются служебным удостоверением и маршрутом караула.
При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной удостоверение проводнику выдается под расписку в распечатанной станцией отправления бумажной копии электронной накладной формы ГУ-27у-ВЦ, в ней же указывается дата выдачи удостоверения.
Проводникам запрещается курить в вагонах, применять какие-либо нагревательные и осветительные приборы, кроме фонарей, отвечающих требованиям пожарной безопасности, и чугунных печей стандартного типа с использованием твердого топлива (уголь, дрова). В пути следования сопровождающие обязаны соблюдать противопожарные требования и правила личной безопасности.
Печи и печное оборудование для отопления вагонов предоставляются грузоотправителями. Грузоотправитель обязан обеспечить снабжение вагонов твердым топливом на всем пути следования.
При заболевании проводника в пути следования, он оформляет заявление начальнику попутной станции и обращается в медицинское учреждение. На смену ему вызывается другой проводник телеграммой на станцию погрузки. Вагоны до момента смены проводника отцепляются на указанный Техническо-распределительным актом путь, о чем составляется акт общей формы. До прибытия новых проводников перевозчик обеспечивает охрану задержанных вагонов. Новым проводникам станция выдает удостоверение проводника груза в установленном порядке. По прибытии груза на станцию назначения на основании приложенного к перевозочным документам акта общей формы с грузополучателя взимаются понесенные перевозчиком расходы, связанные с нахождением вагонов на станции в ожидании прибытия новых проводников.
В накладной зачеркивается информация о предыдущем проводнике и прописывается новая информация представителями попутной станции. Исправление заверяется строчным штемпелем станции и подписью работника станции.
При перевозке груза с использованием электронной накладной составленные акты и сведения о новых проводниках станция, где произошла замена проводников, передает в электронном виде в ИВЦ дороги, обслуживающий данную станцию, для внесения отметок в электронную накладную.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОИНСКИХ ПЕРЕВОЗОК, ОФОРМЛЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОГРУЗКИ ВОИНСКОЙ ТЕХНИКИ
Воинский эшелон – организованная для перевозки в одном поезде воинская часть, одно или несколько подразделений, воинская команда большой численности.
Воинский транспорт – единовременная отправка вагонов с воинским грузом одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя.
Воинский поезд – поезд, в составе которого находится 10 и более вагонов с воинским грузом.
Воинский людской поезд – поезд, в котором 70 % из вагонов с воинским грузом занято личным составом.
Перевозка воинских грузов осуществляется в соответствии с требованиями воинских уставов и Наставлением по перевозке войск.
Каждому воинскому эшелону присваивается номер, не меняющийся до пункта назначения. Если в состав эшелона входит 2 и более поездов, то им присваивается литера (буква).
Перед погрузкой воинская часть собирается в исходном районе, затем проследует в район ожидания погрузки, по окончании перевозки воинская часть собирается в районе сбора, затем проследует в район сосредоточения.
Репетиции погрузки проводятся на закрытых перегонах с предоставлением маневрового локомотива, средств крепления, техники и погрузочно-выгрузочного места (эстакады).
Требования для обеспечения своевременной воинской перевозки:
1) обеспечение быстрого выхода подразделений из исходного района в район ожидания и к месту погрузки;
2) поддержание постоянной готовности подразделений к погрузке или выгрузке;
3) своевременное доведение задач до командиров подразделений;
4) обучение личного состава правилам погрузки и крепления воинских грузов и техники;
5) выполнение сроков погрузки;
6) организация противовоздушной обороны;
7) организация маскировки воинской техники;
8) готовность к внезапной выгрузке и следованию маршем к месту повторной погрузки;
9) обеспечение связи в пунктах погрузки, выгрузки и в пути следования между перевозчиком и начальником эшелона;
10) взаимодействие воинских сообщений и железнодорожного транспорта;
11) планирование воинских перевозок;
12) своевременное предоставление средств крепления и мест погрузки, выгрузки РЖД воинским частям;
13) первоочередное выделение маневровых локомотивов и крановой техники для погрузки воинской техники.
Запрещено:
1) сообщать наименование станции выгрузки, маршрут следования, сведения о составе воинского эшелона и наименование воинской части всем кроме перевозчика и командира эшелона;
2) перевозить в составе эшелона грузы, не принадлежащие эшелону.
Порядок оформления воинских перевозок определяется правилами оформления воинских перевозок и расчетов за них на железнодорожном транспорте, разработанных в дополнение к Наставлению.
Перевозочные документы на поезд предоставляются в закрытом виде, для исключения доступа к секретной информации.
В графе «Наименование груза» значится прочий груз.
Масса людского вагона определяется: тара вагона + вес личного состава + ручная кладь.
В графе «Отметки отправителя» делается запись: «машины размещены и закреплены правильно, подпись начальника эшелона».
Требования к подвижному составу:
1) соответствие Правилам технической эксплуатации;
2) отчистка от мусора и посторонних надписей;
3) промывка, дезинфекция, установка съемного оборудования;
4) полное или частичное закрытие верхних загрузочных люков в поездах людского типа;
5) экипировка пассажирских вагонов постелью;
6) формирование эшелона по заданной схеме.
Размещение и крепление техники на открытом подвижном составе.
Для погрузки техники самоходом к платформам монтируются аппарели. Крепление гусениц осуществляется шпорами. Запрещено разворачивать гусеничную технику на платформе. Перевозка осуществляется на 1 передаче.
ВИДЫ РЕВИЗИЙ. ПРОВЕДЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИЙ
Коммерческие ревизоры осуществляют контроль за обеспечением безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, вагонов, контейнеров, повышением доходности перевозчика от грузовых перевозок, полнотой взыскания сборов, штрафов, договорных тарифов, платежей и сборов.
Коммерческие ревизоры систематически проверяют состояние технической учебы коммерческих работников, участвуют в проведении технических занятий с работниками станций, участвуют в работе комиссии по периодической проверке знаний работников железнодорожного транспорта, а также принимают экзамены по знанию Технических условий работниками предприятий-грузоотправителей, ответственных за погрузку и крепление грузов в открытом подвижном составе. Материалы ревизий и проверок обобщаются, и на основе их анализа разрабатываются конкретные предложения и указания по устранению и предупреждению выявленных недостатков. Ревизионная работа на станциях и предприятиях, на которых производятся операции по перевозкам грузов, осуществляется путем проведения полных и частичных ревизий и внезапных проверок в соответствии с планом работы. Станции с большим объемом работы подвергаются комплексным ревизиям с привлечением представителей соответствующих отделов.
Выезд по ревизии осуществляется коммерческим ревизором по согласованию с начальником станции, кроме внезапных проверок, организованных руководством дорожного центра станций (ДЦС).
Интервал проведения ревизий утверждается планом руководителя отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ДЦС.
Существуют комплексные ревизии по проверке ряда вопросов. Проводятся на станциях внеклассных, 1 и 2 классов ежеквартально, на станциях 3, 4, 5 классов 1 раз в полгода.
Комиссия в составе коммерческого ревизора, финансового ревизора, инженера охраны труда и инженера безопасности движения. В остальных случаях ревизия проводится коммерческим ревизором по одному контрольному вопросу (целевая проверка).
Результат ревизии (проверки) оформляется актом или справкой. Акт (справка) должен быть объективным и кратким с указанием обнаруженных недостатков, нарушений. Цифровые данные излагаются в приложении. При изложении фактов неудовлетворительной организации работы, нарушений, злоупотреблений указывается точное наименование проверяемых объектов, документов, операций, фамилии и должности виновных. В акте должны быть даны предложения по устранению вскрытых ревизией или проверкой недостатков с указанием сроков их устранения и конкретных исполнителей. В конце акта отмечается выполнение (невыполнение) предложений и указаний, зафиксированных в актах предыдущих ревизий и проверок. Акт должен быть подписан ревизором, начальником станции (проверяемого предприятия) или его заместителем и другими должностными лицами, присутствующими при проверке. Результаты ревизий и проверок сообщаются причастным работникам проверяемой станции (предприятия).
При необходимости ревизор обязан по материалам ревизии потребовать письменные объяснения от руководителей и виновных лиц.
Акт (справка) составляется в четырех экземплярах, из которых первый с заключением ревизора, объяснениями виновных и всеми приложениями представляется начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, второй вручается начальнику станции (руководителю предприятия) под расписку в первом экземпляре, третий вручается финансовому отделу, а четвертый хранится в делах коммерческого ревизора. Начальнику станции (предприятия), кроме того, вручаются предложения ревизора по улучшению работы, изложенные в виде конкретных практических мероприятий.
По каждому акту ревизор представляет начальнику отдела грузовой и коммерческой работы заключение, в котором указывается, улучшилась ли работа с момента предыдущей ревизии при проверке, в чем выражаются основные недостатки, причины их возникновения, кто виновен в том, что эти недостатки не устранены.
Независимо от содержания акта все нарушения, отмеченные при ревизии или проверке, должны быть кратко записаны в Книгу ревизорских указаний (форма ГУ-75).
Результаты проверок должны быть рассмотрены в течение 10 дней на станциях, в течение 20 дней - начальником дорожного центра станций или его заместителем.
Перечень вопросов, подлежащих обязательной проверке при проведении ревизий содержится в Инструкции коммерческому ревизору железной дороги РФ, но в зависимости от местных условий он может быть расширен. Всего при проведении ревизии необходимо обязательно проверить более 100 вопросов по семи направлениям деятельности станции (предприятия) в области грузовой и коммерческой работы. К таким направлениям относятся:
1) обеспечение безопасности движения поездов в грузовом хозяйстве (наличие профилактических мероприятий по обеспечению безопасности движения, графиков проверок, их выполнение, соблюдение схем и расчетов при погрузке, наличие списка лиц, сдавших испытания в комиссии отделения дороги по техническим условиям, наличие штемпелей об опасности грузов и др.;
2) обеспечение сохранности грузов, состояние актового делопроизводства (выполнение приказов, указаний, мероприятий по грузовой и коммерческой работе, состояние трудовой дисциплины, состояние охраны грузов, розыск грузов, делопроизводство по коммерческим актам и др.);
3) технология работы грузового района, сортировочной платформы и контейнерной площадки (соблюдение правил приема, переработки, складирования, хранения, выдачи грузов, соблюдение правил перевозок, технических условий и др.);
4) соблюдение условий и технологии перевозок живности, продовольственных грузов (правильность оформления перевозочных документов, наличие сертификатов, ветеринарного свидетельства, правильность исчисления сроков доставки и транспортабельности, соблюдение Правил перевозок скоропортящихся и продовольственных грузов и т.п.);
5) работа линейного агентства фирменного транспортного обслуживания;
6) работа станционного технологического центра, пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов;
7) выполнение грузовых и коммерческих операций на путях необщего пользования (состояние договоров, правильность оформления памяток, ведомостей подачи и уборки вагонов, выполнение ветвладельцем Устава, Правил перевозок, Технических условий и др.).
Вопросы, подлежащие обязательной проверке при проведении ревизии, старший коммерческий ревизор распределяет для проверки среди членов бригады. При проведении полной или комплексной ревизии проверяются все вопросы по всем направлениям, а при проведении частичных ревизий — отдельные вопросы по одному-двум направлениям.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
МДК.03.02 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
(по видам транспорта)
ПМ.03 Организация транспортно - логистической деятельности
(по видам транспорта)
Для специальности
Дата: 2019-04-23, просмотров: 509.