Борьба с наркоманией должна рассматриваться в настоящее время как задача большой политической важности. При это следует подчеркнуть, что эффективность такой борьбы во многом определяется знанием причин этого социального зла, пониманием опасных последствий его, активным участием в борьбе с наркоманией не только правоохранительных органов, но и в первую очередь семьи, школы, других учебных заведений, а также общественных и государственных органов – всего общества в целом.1
Практика правоохранительных органов свидетельствует о том, что сегодня мир наркоманов уже структурно организован. Имеются различные группировки , которые контактируют на квартирах, дискотеках, барах, рынках и в других местах, и численность их продолжает возрастать.
Заметное усиление распространения наркомании среди молодежи и даже детей можно объяснить ретретизмом, то есть уходом части молодежи от действительности. Это явление у нас очень распространено в последнее время Значительная часть нашей общественности оказалась вырванной из социально-полезных контактов.2 Атмосфера в семьях, в которых несовершеннолетние приобщаются к потреблению наркотиков, как показывают наблюдения типичны: нестабильность семей, недостойное поведение родителей, грубость, цинизм во взаимоотношениях, материальные затруднения, полное отсутствие внимания к детям.
Все это, естественно, мешает воспитанию несовершеннолетних, обрекает их на отставание в плане умственного и социального становления, что способствует развитию у них комплекса неполноценности, которая в свою очередь, как правило, компенсируется повышенной агрессивностью, склонностью к правонарушениям, потреблению наркотических средств.
Криминальный характер подростка, потребляющего наркотики, особо опасен. Негативные психологические сдвиги усугубляются его возрастными особенностями, слабостью характера, повышенной возбудимостью, отсутствием нравственного самоконтроля. Таким образом, подросток в состоянии эйфории склонен к правонарушениям гораздо больше, чем взрослый, находящийся в таком же состоянии. Вследствие социально-нравственной ориентации подростков совершаемые ими в состоянии наркотической эйфории или абстиненции правонарушения и преступления зачастую носят характер безмотивности, бессмысленности, вандализма, иногда отличаются особой жестокостью.
Говоря о страшных последствиях наркомании, нельзя забывать о том, что наркомания прежде всего убивает в человеке человеческое, превращая его в существо без разума, в айтматовского манкурта, который не знал, кто он, откуда, какого рода-племени, не ведал своего имени, не помнил отца и матери – одним словом, не сознавал себя человеческим существом.1
Практика показывает, что приобщение людей к наркомании зачастую происходит под влиянием жизненных невзгод, временных трудностей, однако сами по себе они не являются непосредственной причиной наркомании. Они могут привести к морально-психологической неудовлетворенности, неуравновешенности и тем самым создать определенные предпосылки к негативным отклонениям от социальных норм поведения, в том числе и потреблению НС. Реализуются эти предпосылки или нет, зависит, от совокупного влияния многих факторов воздействия на человека, в частности, от уровня воспитательной, культурно-просветительной работы в том месте, где живет и работает человек, от особенностей микросреды, в которой проходит его повседневная жизнь.
Антинаркотиковая пропаганда, специальные меры профилактики наркомании и токсикомании в коллективах и учебных заведениях в основном проводятся бессистемно, а по месту жительства такая работа вообще не проводится.
Наиболее слабым местом в организации профилактики наркомании по прежнему является недостаточная координация этой деятельности как со стороны Госкомиссии по контролю наркотиков, так и ряда республиканских органов – здравоохранения; образования, науки и культуры; внутренних дел; военных комиссариатов. Самое главное – сегодня явно недостаточна роль городских и районных координационных Советов по борьбе с наркоманией, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетни по объединению усилий всех государственных органов и общественных организаций в области профилактики распространения наркомании среди населения.
Суды не в полной используют силу закона, слабо используют материалы судебных процессов для профилактики борьбы с наркоманией. На судебных заседаниях не выявляются причины и условия, способствующие распространению незаконного оборота наркотиков. Сотрудники органов внутренних дел и прокуратуры выявляют и привлекают к ответственности, в основном, лишь потребителей и мелких торговцев наркотиками, при этом практически отсутствуют уголовные дела о раскрытии по-настоящему крупной подпольной сети распространителей наркозелья, выявлении лидеров группировок, вовлекающих все новые жертвы в потребление наркотических веществ.2
Наблюдается, как уже указывалось, устойчивая тенденция роста преступлений связанных с незаконным оборотом НС на фоне снижения преступлений общеуголовного характера. Так, в 1993 г. раскрыто наркопреступлений - 2145, в 1994 г. – 2554, в 1995г. - 2623, в 1996 г. – 2922, в 1997 г. – 3103, в 1998 г. – 3295 и в 1 квартале 1999 г. – 879.1
Данные обстоятельства обоснованно вызывают тревогу и серьезную озабоченность руководства Кыргызстана. Это обусловлено теми разрушительными последствиями, которые растущая наркотизация может принести в КР, Имеется в виду, что наряду с угрозой для здоровья населения республики, существует также угроза коррумпированности государственных служащих и сотрудников правоохранительных структур; их возможное объединение с представителями криминального мира; угроза потери государственности; угроза дестабилизации обстановки и появления различного рода конфликтов внутри республики и т.п.
Практически невозможно сегодня, при существующей ныне ситуации, совсем уйти от все увеличивающейся проблемы наркотиков. Чтобы вообще исключить возможность контрабанды наркотиков, республика не может закрыть на «замок» свои границы. Но правоохранительные органы могут более эффективно использовать имеющиеся средства для обеспечения законности, избирательно и разумно применять все формы и виды контроля.
Основным подходом в реализации задач, стоящих перед нами в борьбе с наркотизмом, должно быть четкое понимание роли каждого министерства ведомства при осуществлении этой деятельности. Для достижения положительных результатов при осуществлении такой работы, требуется нанесение систематических ударов по всем линиям незаконной деятельности. Самое главное, для этого имеются значительные возможности, мощные специальные подразделения в системе МВД, МНБ и ГТК. Необходимо только умело использовать их и шире практиковать на долговременной и постоянной основе проведение совместных широкомасштабных мероприятий по перекрытию каналов и источников поступления в Кыргызстан наркотиков.
И еще одной важной проблемой на этом пути является финансирование таких антинаркотиковых мероприятий. Учитывая социально-экономическое положение республики и ее чрезвычайно удобное геополитическое расположение на пути международного наркотрафика, ГККН неоднократно обращалась в вышестоящие инстанции с просьбой приступить к целевому выделению финансовых средств для борьбы с незаконным оборотом НС – в рамках республиканских антинаркотиковых программ, так как бюджеты министерств и ведомств просто не в состоянии обеспечить достаточное финансирование не только правоохранных мероприятий в этой области, но и обеспечить лечение больных наркоманией.
Одним из факторов, который невольно оказал негативное влияние на состояние наркоситуации в республике, послужило следующее обстоятельство. В соответствии с Указом Президента и соответствующим постановлением Правительства Кыргызстана, произошло сокращение штатной численности органов внутренних дел республики на 10%. Сокращение коснулось и подразделений по борьбе с наркобизнесом, в которых работают сотрудники, специально подготовленные для пресечения незаконных операций с наркотиками.1
Перечисленные выше факторы оказывают свое негативное влияние на борьбу с незаконным оборотом НС и, в основном, приводят к тому, что прилагаемые министерствами и ведомствами республики усилия зачастую не дают положительного результата.
А теперь немного о мерах борьбы и профилактики с незаконным оборотом наркотиков, и органах их осуществляющих.
Национальный межминистерский координационный орган
Органом, осуществляющим в Кыргызстане разработку и организацию государственной политики в сфере контроля наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, является Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков.
Госкомиссия при осуществлении своей деятельности сосредотачивает свои усилия на следующих направлениях:
- разработка основных критериев борьбы с наркотизмом;
- активное участие республики в межгосударственных и межрегиональных программах в области противодействия наркотизму;
- совершенствование порядка регулирования законного оборота НС, ПВ и прекурсоров и борьба с их незаконным оборотом;
- предупреждение и профилактика наркомании, лечение и социальная реабилитация больных наркоманией;
- гармонизация законодательной и нормативно-правовой базы в соответствии с международным опытом и требованиями;
- развитие и расширение международного сотрудничества в области контроля над наркотиками.2
Совершенствование порядка регулирования законного оборота НС
С учетом складывающейся в Кыргызстане ситуации и в целях предупреждения распространения немедицинского применения наркотиков и технологий их изготовления, первостепенное значение приобретает безусловное соблюдение законодательных и контрольно-технологических требований, регламентирующих производство, хранение, транспортировку, ввоз, вывоз и рациональное использование НС, а также их применение в научно-исследовательских целях.
Для этого необходимо:
- на регулярной основе обновлять и вносить коррективы в Национальные списки НС, ПВ и прекурсоров в соответствии с требованиями МККН;
- совершенствовать государственный контроль за культивированием, производством, изготовлением, распределением, международной торговлей и использованием растений, веществ и препаратов, перечисленных в списках и таблицах международных конвенций;
- осуществлять государственный контроль за ввозом, вывозом, производством и продажей специальных химикатов и реализации наркотиков, находящихся под национальным и международным контролем.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 173.