Сложившийся в мире демократический имидж Кыргызстана во многом определился благодаря его четко выраженной антинаркотиковой позиции. Борьба с наркотизмом возведена в ранг наиболее приоритетных задач, республика выработала свою антинаркотиковую стратегию. Ее основой явилась организация следующих институтов и мероприятий:1
- в апреле 1991 года в системе Министерства внутренних дел создана самостоятельная служба по борьбе с наркобизнесом ( ныне Управление по борьбе с наркобизнесом ) – первая в бывшем СССР, организационно объединившая оперативных работников, следователей, экспертов и кинологов для одной цели – пресечение незаконных операций с наркотиками. Она стала прототипом создания аналогичных структур и в других правозащитных ведомствах республики. Ныне в Государственной таможенной инспекции действует Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в Министерстве национальной безопасности – самостоятельный отдел, а в погранвойсках России, дислоцированных на территории Кыргызстана, начал функционировать специальный отдел по пресечению контрабанды наркотиков;
- осенью 1991 года Президент Кыргызстана объявил мировому сообществу, что, несмотря на крайне сложное экономическое положение республики, Кыргызстан ни при каких обстоятельствах не возобновит культивирование опийного мака – какой бы панацеей для решения проблем экономики республики это не стало;
- в апреле 1993 года создана Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков. Она является органом государственного управления и призвана, наряду с координацией усилий всех министерств и ведомств республики по борьбе с наркотизмом, определять и проводить в жизнь государственную политику Кыргызстана в сфере как законного, так и незаконного оборота наркотиков;
- в июле 1993 года Кыргызстаном была принята Национальная Программа по борьбе с наркотизмом в республике на 1993-1995 годы. Этим документом ( первым в СНГ), борьба с наркотизмом в республике возведена в ранг одной из важнейших государственных задач. В ее дальнейшее развитие в марте 1996 года Правительство республики утвердило новую Государственную Программу на 1996-1997годы. А 22 мая 1998 года, как уже было указано выше, был принят Закон Кыргызской Республики « О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» – он является основным нормативным актом регулирующим общественные отношения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на территории нашей республики. В июле 1998 года была принята следующая Государственная Программа КР в области контроля наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000 годы. Кроме Госпрограммы имеется также одобренная Правительством КР Концепция развития государственной политики КР в области контроля наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000 годы.
- в апреле 1994 года Кыргызстан присоединился к трем основным антинаркотиковым Конвенциям Организации Объединенных Наций 1961, 1971, 1988 годов.
Это дало Кыргызстану возможность интегрироваться в международный процесс противодействия наркотизму и, вкупе с созданием специального национального органа – Госкомиссии по контролю наркотиков, побудило ООН начать оказывать Кыргызстану помощь в разрешении проблем борьбы с наркотизмом.
Несмотря на предпринимаемые меры, после распада Советского Союза в Кыргызстан стали поступать наркотики из Афганистана через Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана. Их интенсивность, объемы и масштаб привели, по заключению международных экспертов, к появлению нового «заоблачного» пути наркотрафика опия и героина в государства СНГ и далее – в страны Балтии и Европы. По заключению Международной Программы ООН по контролю над наркотиками – ЮНДКП, ныне Кыргызстан превращается в один из мировых центров наркотранзита.
Прослеживается устойчивая связь между незаконным оборотом наркотиков и связанными с ним различными формами организованной преступности.
В постсоветское время, когда прозрачность и проницаемость границ стала фактом, наркобизнесс начал постепенно расцветать, разветвляться, и модернизироваться.
Этому способствовало несколько факторов :
* наличие на территории республики обширной сырьевой базы наркотизма в виде зарослей дикорастущей конопли, эфедры и незаконных посевов опийного мака
* а также, близость к крупнейшим мировым нелегальным производителям наркотиков - Афганистану и Пакистану
Наркобизнес стал весьма прибыльным делом, принося многократные барыши и привлекая в свои ряды представителей практически всех слоев населения от многодетных матерей до государственных чиновников.
Все это говорит о том, что Кыргызстан превращается в один из крупнейших мировых транзитных путей перевозки наркотиков.
Основной путь берет свое начало в Афганистане и Пакистане и пролегает через южные рубежи республики, по трассе Ош - Хорог, а также пешими тропами в обход пограничных, таможенных и милицейских постов.
В южном регионе стали возникать хорошо законспирированные преступные сообщества, специализирующиеся на перевозке и сбыте опия. Их курьеров наши коллеги из России, Узбекистана, Казахстана и других стран СНГ неоднократно задерживали и привлекали к ответственности.
Однако, основные виновники, практически всегда оказывались «за кадром» происходящих событий.
Следует сказать и о том влиянии, которое оказывает наркобизнес на демократические процессы, происходящие в республике.
Демократия, как истинное народовластие, не может развиваться в условиях господства мафии в силу желания последней господствовать безраздельно и беззаконно.
Но это далеко не последний аспект проблемы. Наркобизнес направляет усилия многих людей по «черному» пути, не давая развиваться нормальной экономике; порожденная им коррупция как ржавчина разъедает государственный аппарат и внушает народу недоверие к власти в целом. Подстегиваемая им наркомания калечит большое количество людей, делая их неспособными к нормальной жизни, апатичными, желающими только одного - наркотиков, и подчиняющихся только тем, кто сможет им их дать.
Как следует из обзора Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России, за 6 месяцев 1997 г. доля Кыргызстана в общем объеме изъятых в России наркотиков составила 325,2 кг (17,6%). По видам наркотиков, изъятых в России, доля Кыргызстана составила: по опию – 17,9%; по опию экстракционному и ацетиллированному – 2,6%; по героину –2,8%; по марихуане – 9,7%; по гашишу – 10,6%.
В настоящее время в Кыргызстане происходят серьезные изменения как в обществе, так и в структуре преступности, в частности – наркотической. На фоне тенденции к снижению уровня общей преступности в республике, количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков продолжает расти.
Ныне в Кыргызстане угроза наркотиков исходит, в основном, от следующего:
- наличия собственной обширной сырьевой базы наркомании – дикоросов конопли и эфедры ( по различным данным, дикоросами конопли поражено от 6 до 60 тысяч гектаров сельхозугодий республики);
- роста незаконных посевов контрабандного транзита и поступления в республику НС, психотропных и сильнодействующих веществ – опия, героина, готовых лекарственных форм из Афганистана и Индии;
- реструктуризации рынка наркотиков – вытеснения традиционных их видов (гашиш, марихуана, продукты мака) более «тяжелыми» – опием и его различными настойками, а также синтетическими и полусинтетическими – героином, амфетаминами, различными стимуляторами и т.п.
Все эти факторы в совокупности оказывают негативное влияние на состояние и развитие наркоситуации в Кыргызстане. Кроме того, достаточно сложное состояние экономики республики ведет к постоянному сокращению сил и средств, задействованных в борьбе с наркотизмом.
Тем не менее, несмотря на перечисленные выше сложности, противодействие наркотизму является одним из важнейших приоритетов в деятельности руководства Кыргызстана и различных государственных институтов, которые вопросам борьбы с наркотизмом уделяют постоянное внимание. Серьезность отношения руководства республики к проблемам борьбы с наркотизмом инициировала ООН на оказание помощи республике в создании государственных механизмов контроля над наркотиками.
В соотвествии с проектом ЮНДКП в Бишкекской высшей школе МВД развернута учебная телестудия: в Управлении по борьбе с наркобизнесом создана и оснащена современным компьютерным оборудованием Служба информации и анализа, а его региональным подразделениям передано 6 автомашин, 4 эксперта-химика МВД и Минюста прошли учебную стажировку в Словацкой Республике; на базе Республиканской научно-исследовательской лабаратории судебных экспертиз Минюста был создан и оснащен современным лабараторным оборудованием Центр исследования наркотиков и многое другое.
Одновременно, осознавая, что действие наркоэкспансии возможно только совместными усилиями всех государств как региона, так и мира, Кыргызстан активно стремится развивать международное сотрудничество в этой сфере. Во многом этой возможности для широкой интеграции в международный процесс борьбы с наркотизмом способствовало, как уже было указано, присоединение республики к антинаркотиковым Конвенциям ООН (апрель 1994г.).
В настоящий момент Кыргызстаном заключено трехстороннее межправительственное Соглашение с Казахстаном и Узбекистаном о сотрудничестве с незаконным оборотом наркотиков; двухсторонние межправительственные Соглашения о сотрудничестве в области контроля наркотиков с Пакистаном и Казахстаном; а также и с другими государствами. В мае 1996 г. Кыргызстаном совместно с другими государствами центрально-азиатского региона подписан Меморандум «О взаимопонимании и сотрудничестве в области контроля за незаконным производством, оборотом, злоупотреблением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров», который является политической и правовой основой сотрудничества в области контроля наркотиков. Аналогичные соглашения заключены и другими странами: Индией, Таджикистаном, Россией, Китаем и др.
Активная позиция и успехи Кыргызстана в разработке новых методов и подходов в противодействии наркотизму не остались незамеченными международным сообществом. Так, в 1996 г. в республике под эгидой Международной Программы ООН по контролю над наркотиками – юндкп, а также Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ, было проведено три крупных субрегиональных международных семинара.
Одновременно специально для государств Центральной Азии ЮНДКП подготовлен пакет из пяти новых Проектов по оказанию помощи в борьбе с наркотизмом. Два из них – общей стоимостью около 3 млн. долларов, предусматривали размещение своих головных представительств в Кыргызстане.
В то же время, несмотря на сложное экономическое положение республики, происходит постепенное наращивание усилий правоохранительных структур республики в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Ежегодно заслушиваются отчеты глав государственных структур, глав госадминистраций и глав соответствующих структур силовых и других правозащитных ведомств республики о наркоситуации в республике. В Иссык-Кульской, Жалал-Абадской, Ошской, Чуйской областях также, в рамках выполнения Госпрограммы по усилению борьбы с наркотизмом, на заседаниях областных комиссий регулярно заслушиваются отчеты руководителей областных структур, глав райгосадминистраций и айыл окмоту.
Реформирование МВД республики в 1996 г. операции «Мак» позволило усилить взаимодействие между различными службами и подразделениями органов внутренних дел, а также разграничить результаты повседневной работы подразделений ОВД и операции «Мак». Ежегодно органами внутренних дел совместно с местными государственными администрациями проводятся оперативно-профилактические мероприятия типа «Кара-Куурай», «Транзит», «Допинг», «Притон», «Переброс» в рамках операции «Мак».
В 1998 г. Международной Программой ООН по контролю над наркотиками в республике были проведены обследования в целях определения территории, пораженной наркотикосодержащими растениями. Установлено, что дикорастущая конопля произрастает на 5835 гектарах, а эфедра – на 7618 гектарах.
Как показала практика, одной из действенных мер в борьбе с наркотизмом стало использование специализированных бригад по уничтожению сырьевой базы наркомании – дикоросов конопли, созданных по линии оплачиваемых общественных работ. Для уничтожения дикорастущей конопли местными госадминистрациями совметсно с представителями правоохранительных органов и служб занятости создаются специализированные бригады из числа временно неработающих граждан. За период с 1996 по 1998 гг. в республике было создано 335 специализированных бригад с численностью 3036 безработных, силами которых более 4800 гектаров очищены от дикорастущей конопли в Иссык-Кульской, Чуйской, Ошской и Жалал-Абадской областях.
Участие 930 безработных граждан в специализированных бригадах по уничтожению дикорастущей конопли предусмотрено в Программе оплачиваемых общественных работ на 1999 г. во всех областях республики и г.Бишкек.
В средствах массовой информации организовано регулярное освещение хода выполнения Госпрограммы по борьбе с наркотизмом и систематическое информирование населения о вреде наркомании и уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков.
Заметно активизировали работу по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков подразделения Гостаможни и Министерства национальной безопасности. Укрепилось их взаимодействие с территориальными структурами органов внутренних дел, а также подразделениями Группы погранвойск ФПС России в Кыргызстане, чаще и результативнее стали совместные операции по перекрытию каналов наркотрафика.
Для лучшей координации и обеспечения и единого подхода к диагностике, лечению, реабилитации и профилактики наркоманий, в 1997 г. был создан Центр наркологии Министерства здравоохранения республики. Центр призван оказывать специализированную помощь не только населению Бишкека и Чуйской области, но и всем жителям Кыргызстана. Наркологическая помощь населению оказывается на добровольной основе и потребность в ней неуклонно возрастает.
Крайнюю озабоченность вызывает развитие наркоситуации в молодежной среде. Среди несовершеннолетних стремительными темпами развиваются, наряду с потреблением ими обычных «социальных наркотиков» - алкоголя и табака, также все увеличивающаяся тенденция потребления более опасных их видов – марихуаны, гашиша, эфедрона, опия и т.д. Для достоверности можно показать возрастной состав задержанных за наркопреступления: свыше 50 лет – 24%; 30-49 лет – 35%; 18-29 лет – 41%.
Именно по этой причине, с 1996 г. начата работа по первичной профилактике наркомании среди несовершеннолетних, которую осуществляет Министерство образования, науки и культуры совместно с Республиканским подростковым Центром Министерства зравоохранения. Для апробации новых педагогических методик внедряются программы первичной профилактики отклоняющегося поведения среди детей на базе подготовительной группы детского сада № 109.
В ряде средних школ Бишкека – 9, 18, 19, 28, 31 и 57, а также в школе №3 Сокулукского района, с начала 1996-1997 учебного года начато внедрение специально разработанной превентивной программы по основам здорового образа жизни. Так, районо Араванского района Ошской области в целях профилактики наркомании среди учащихся, самостоятельно ввело в школах специальные занятия по основам правовых знаний и санитарной гигиене. Для формирования у будущих педагогов республики заранее целевой установки на обучение учеников здоровому образу жизни, в Кыргызском Государственном институте физкультуры и спорта внедрен спецкурс «Профилактика аддиктивного поведения и работа с «группой риска» учителя физкультуры», аналогичная работа начата в Бишкекском гуманитарном университете[2].
По инициативе Госкомисси по контролю наркотиков в 1996 г. в республике впервые была проведена республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы борьбы с наркотизмом в Кыргызстане». Далее такие конференции стали проводиться чаще. К примеру, 16-17 января 1998 г. в Бишкеке была проведена научно-практическая конференция УБН «Наркобизнес - новая реальность». Совсем недавно, а именно 14 мая совещание в Совете безопасности КР на тему «О наркотизации и организационно-практических мерах по усилению борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в Кыргызсокй Республике», в который принимали участие главы и сотрудники УБН, ГККН, МВД, МНБ, ГТК и другие[3].
С момента создания Указом Президента Кыргызстана Госкомиссии по контролю наркотиков, руководством республики был принят ряд важнейших документов, регламентирующих борьбу с незаконным оборотом НС, о которых указывалось выше. Одновременно областными и районными государственными администрациями изданы собственные нормативно-правовые акты, дополняющие и развивающие центральные с учетом местных условий и реалий.
Вместе с тем, усилия, предпринимаемые государственными структурами по борьбе с наркотизмом, в настоящее время явно недостаточны и не адекватны растущей наркоугрозе. В деятельности по противодействию наркотизму продолжают иметь место серьезные недостатки и упущения. По данным международных экспертов ООН и Интерпола , 1 доллар, вложенный в наркобизнес, приносит 12.240 долларов прибыли. Именно высокая прибыльность наркобизнеса влечет за собой еще одну весьма сложную проблему – угрозу коррумпированности государственных служащих и сотрудников правоохранных структур и их объединение с представителями криминального мира.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.