20 июня 2007 года Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ провел научно-практическую конференцию на тему "Правовые меры противодействия коррупции". По итогам конференции, учитывая масштабы рынка коррупции в России и в мире, участники конференции в большинстве из своих докладов указывали на критичность ситуации сложившейся в этой сфере. Так, например, все были единодушны в одном мнении, что законодательство Российской Федерации содержит целый комплекс недостатков и правовых пробелов, отрицательно сказывающихся на ситуации неполноты и бессистемности правовой базы противодействия коррупции. При отсутствии не возведенного в ранг законодательного определения "коррупции" и четких положений о полномочиях и ответственности государственных органов и должностных лиц; при недооценке правового регулирования в вопросах проведения антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной экспертизы законодательных актов все это в целом тормозит формирование четкой и единой антикоррупционной политики России.
Говоря об актуальных задачах, стоящих перед правовой наукой и различными ее отраслями, профессор Т.Я. Хабриева - Директор Института доктор юридических наук, обозначила следующие наиболее важные из них. "Применительно к уголовному праву такими задачами выступили дифференциация ответственности и усиление мер уголовно-правового воздействия на физических лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений; разработка механизма ответственности юридических лиц за совершение коррупционных преступлений и закрепление его в УК РФ; введение новых составов коррупционных преступлений с целью адекватной имплементации международных антикоррупционных конвенций. Большинство российских ученых стоят на позиции, что ответственность юридических лиц неприменима в уголовном законодательстве РФ, поскольку данный субъект не вписывается в традиционную уголовно-правовую конструкцию индивидуальной (персональной) ответственности физических лиц".
В области науки административного права актуальными задачами по противодействию коррупции Т.Я. Хабриевой также были выделены следующие основные задачи - цели: "разработка системы общих (однотипных) для всех видов службы ограничений и запретов, предъявляемых к публичным должностным лицам; недопущение незаконного вмешательства в деятельность судей и сотрудников правоохранительных органов; создание специализированного органа по борьбе с коррупцией, четкое определение его компетенции и места в системе органов государственной власти; дифференциация ответственности и усиление мер административного воздействия на физических и юридических лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений"[38].
При формировании антикоррупционного законодательства, противодействие коррупции должно также включать в себя мероприятия по расчистке правового поля от норм, порождающих коррупцию, повышая вероятность совершения коррупционных сделок в которых бы участвовали не только представители государственных учреждений и властных структур, но и просто сотрудники или представители негосударственных учреждений и международных организаций. Такие нормы, нацеленные на борьбу с коррупцией, принято именовать коррупциогенными. Это понятие предполагает под собой установление таких рамок взаимоотношений, при которых создаются особые условия для участников коррупционной сделки, повышающие вероятность и возможность их совершения. Для более четкого уяснения структуры таких норм в правовой науке это явление изучалось в рамках исследовательской парадигмы эффективности правовых норм. Данная парадигма определяет возврат к традиционной трактовке законотворчества, согласно которой право понимается не как деятельность по управлению обществом, а как согласование различных социальных интересов, при котором свобода одних не должна ущемлять свободы других.
Ущемление таких интересов вполне может быть вероятным, в результате видоизменения процесса нормотворчества, данная правовая норма преимущественно начинает выражать интересы только определенного круга лиц или организаций, которые как правило, и лоббируют весь этот процесс. Отсутствие на уровне законодательной власти анализа в ходе нормотворчества и после принятия нормативного акта и отсутствие на уровне исполнительной власти понятной и строго очерченной процедуры в подготовке законопроектов и проектов нормативных актов делают этот процесс лоббирования очень эффективным.
Разработанная ранее методика оценки коррупциогенности нормативно - правовых актов представляет собой процедуру оценки такого влияния (лоббирования) групп интересов на законодательный процесс, в результате которого получившая свет норма права становиться либо неэффективной, либо просто не применимой к условиям сформировавшейся антикоррупционной политики. Проведение такой оценки, как правило, предполагает: выявление групп, получающих выгоду или несущих издержки; оценку величин выгод и издержек для каждой из выявленных групп[39].
Особенность понимания принципа коррупциогенности нормы основывается на одном из следующих рассуждений. Поскольку некоторые правила накладывают на индивидов определенные правовые ограничения. Одним из таких ограничений и выступает элемент, как "дороговизна правил". Существуют два подхода, по-разному объясняющие причину дороговизны правил. Первый подход трактует такую систему, когда коррупция создается намеренно внутри бюрократической системы непосредственно самими бюрократами. Поскольку главное оружие коррумпированных чиновников - это возможность регулировать и контролировать деятельность бизнеса и граждан, предательство интересов патрона хозяина будет осуществляться, в том числе, с помощью принятия правил, устанавливающих запретительно-высокие издержки. Иными словами, должностные лица государственных органов, склонные к взяточничеству, могут намеренно так толковать правовую норму в процессе её право применения, чтобы, в зависимости от "платежеспособности" фирмы или иного агента-взяткодателя, извлекать максимальные по размеру взятки, путем создания административных барьеров.
Второй подход характеризует причину, заложенную в дороговизне правил в основе идеологии, которая и обусловила их конечное принятие. В зависимости от своих намерений чиновники, в лице, например, депутатов выбирают более или менее коррупциогенные пути регламентации общественных отношений. Сравнивая различные способы формирования системы регулирования, посредствам объективного анализа, в конкретных законах или законопроектах, можно определить ту норму права, которая из всего количества может, порождает наименьшую (или наибольшую) вероятность заключения коррупционной сделки и как следствие расширение сферы коррупционного рынка. Следует заметить, однако, что для применения данного подхода необходимо, чтобы конкретный закон или законопроект было с чем сравнивать. Другими словами, по крайней мере, два нормативных документа (независимо от того, вступили они в силу или нет) должны регулировать сходные общественные отношения. С помощью подобного подхода оценка коррупциогенности правовых норм как социального феномена представляется вполне осуществимой задачей. Следует также отметить, что меры по борьбе с несовершенствами законодательства, повышающими вероятность коррупции, уже были опробованы на практике в РФ.
По каким основным признакам, мы можем выделить либо определить, что нормативный документ содержит коррупционные нормы? Для этого давайте рассмотрим научный подход к системе изучения и исследования нормы права на коррупциогенность.
Одним из первых признаков, выделенных в системе такой градации, выступают завышенные требования нормы права. Например, в целях исполнения такого рода норм ее адресат вынужден затратить слишком много ресурсов, что вызывает у него желание "откупиться" от исполнения. К данной категории относятся как материальные нормы права, которые требуют от субъекта права слишком больших затрат (например, непомерный размер штрафа), так и процессуальные нормы, которые в силу сложности процедуры предполагают многочисленные потери времени и сил.
Вторым фактором могут выступать дискреционные полномочия чиновника. Такие нормы права дают должностному лицу возможность по своему усмотрению выбирать между различными вариантами поведения, не предписывая (например, из благих побуждений предоставления возможности всестороннего учёта обстоятельств ситуации), в каких случаях должностное лицо обязано выбрать тот или иной вариант поведения.
Третьим фактором коррупциогенности нормы может выступать её бланкетный характер. Нормы права наделяют должностное лицо правом разрабатывать и принимать нормативные акты, отсылающие его в сфере решения каких-либо вопросов к другим действующим нормативно-правовым документам или базам. Такие нормативные акты имеют название отсылочных или бланкетных норм. В данном случае возникает опасность того, что коррумпированные государственные служащие будут намеренно принимать (лоббировать в своем ведомстве) эти подзаконные нормативные акты, которые создают большее количество правовых лазеек для коррупционеров.
Сам факт коррупциогенности может проистекать как из недостатков механизма законодательного процесса, юридической техники, так и из самой сущности общественных отношений, которые регулирует та или иная норма права. Иными словами, необходимо отличать коррупциогенность как следствие содержания нормы права от коррупции как следствия юридического дефекта, например связанных с пробелом либо "ошибкой" в праве. Следует отметить, что первый тип коррупциогенности в некоторой степени выходит за рамки собственно права. Коррупциогенность в данном случае есть атрибут концепции закона, тех или иных общественных отношений, а не правовое явление. В этом случае, в качестве аналитического метода выявления коррупциогенности должны использоваться, скорее, экономические и социологические методики, а не юридический анализ.
Коррупциогенные нормы права, как показывает проведенный выше анализ, являются существенным источником, порождающим коррупции. Поэтому противодействие таким нормам должно стать одним из разделов национальной антикоррупционной политики, региональных и ведомственных программ противодействия коррупции.
Председатель Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ по противодействию коррупции, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности М.И. Гришанков в своем докладе 20 июня 2007 года отметил, что активное противодействие коррупции зависит от последовательно реализуемой политической воли. В связи с ратификацией Россией в 2006 г. антикоррупционных конвенций развернулась большая и весьма нужная работа по формированию законодательных предложений, обеспечивающих их национально-правовую имплементацию. Позиция специально созданной с этой целью межведомственной рабочей группы во главе с помощником Президента РФ В.П. Ивановым заключается в четкой регламентации всех видов деятельности в сфере противодействия коррупции. Им также было отмечено, что феномен эффективного преодоления коррупции в правовом аспекте представляет собой актуальную задачу для всех отраслей права, так как само явление коррупции порождает комплексные правоотношения. Если эта проблема касается разных отраслей права, то необходимо продумать, где присутствуют наибольшие риски, их можно и нужно спрогнозировать. В процессе формирования комплексного правового массива противодействия коррупции нельзя забывать о важности влияния международного права на национальное законодательство.
В странах с высоким уровнем коррупции наиболее существенным способом отслеживания за нормами в нередких случаях обладающие коррупциогенным фактором проведение экспертно-юридического анализа (экспертизы) должно стать одной из составных черт законотворческого процесса, наряду с правовой и лингвистической экспертизой. Исходя из вышесказанного проведение такой экспертизы должно стать ключевой составной частью оценки последствий принимаемых нормативно-правовых актов. Где под оценкой последствий принимаемых нормативно-правовых актов понимается систематический и постоянный анализ издержек, накладываемых на граждан и предприятия нормативно-правовым актом, и выгод, которые они им предоставляют. Основной методикой оценки последствий является анализ "затраты - эффективность", показывающий, оправдывают ли издержки, накладываемые нормами права, выгоды, которые они предоставляют.
Функционирование системы оценки последствий принимаемых нормативно-правовых актов должно также включать в себя внедрение процедур измерения затрат и выгод, пересмотр существующих норм права на основе проведенного анализа и институционализацию постоянного обзора проектов нормативно-правовых актов, которая будет противодействовать принятию неэффективных, в том числе и явно коррупциогенных норм права.
Система противодействия внедрения криминальной коррупции в органы государственной власти и управления - на основе изученных криминологических, виктимологических и уголовно-правовых характеристик антикоррупционной политики
В 2006 году в №3 журнала "Вестник общественного мнения" издаваемого Аналитическим Центром Юрия Левады прозвучали следующие цифры. Каждому третьему взрослому россиянину приходилось когда-либо давать взятку, почти все они (28-33%) давали взятку в последние пять лет, а около половины из них или больше (15-20%) - в последние 12 месяцев. При этом каждая третья взятка - это или 500 рублей, или 1000 рублей. Как было замечено фондом "Индем" ранее проведенные исследования показали, насколько высоки валовые цифры бытовой коррупции, возросшие с 2,825 млрд. долл. в 2001 году до 3,014 к 2005 году.
Как заявил Георгий Сатаров Президент фонда Индем, на сегодняшний день оценить факты о реальной коррупционной ситуации в ветвях государственной власти не представляется возможным. Являясь элементом общим криминальным элементом, коррупция одновременно является одним из качественных показателей расширения сферы деятельности организованной преступности, которая явно заинтересована в ее существовании, путем формирования коррупционных связей в целях обеспечения безопасности со стороны государственных и муниципальных органов.
Большой минус коррупции стоит в том, что она не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач. Коррупция наносит ущерб и сфере экономики страны, уменьшая общее благосостояние страны. Результат - подорванный авторитет власти, ставящий под сомнение ее легитимность. При этом у граждан, безусловно, повышается недоверие к властно-управленческим структурам, в целом[40].
Давайте теперь перейдем к непосредственному и итоговому выводу - к системам противодействия внедрения в органы государственной власти и управления - на основе изученных криминологических, виктимологических и уголовно-правовых характеристик антикоррупционной политики.
Первым и ситемообразующим элементом механизма противодействия криминальной коррупции является политическая функция. Она заключается в активизации деятельности нацеленной на ведение борьбы с теневой коррупцией в системе органов государственной власти, путем проведения идеологических и массово-политических мер в государстве ведущими политических партий, блоками и объединениями. Обеспечив равную степень ответственности всех перед законом, в случае выявления коррупционных преступлений, привлекать к ответственности независимо от занимаемой должности. Достижение этой функции возможно в условии проведения в обществе активной политики взаимодействия с населением, фондами, ассоциациями, правительственными и неправительственными организациями ближнего и дальнего зарубежья.
К экономическим мероприятиям в сфере превентивных мер, мы может отнести: полное и своевременное выполнение государством, взятым перед человеком и гражданином обязательств, например в области обеспечения опережающих темпов роста, реальных доходов населения в сравнении с темпами роста валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Государство также должно, взять на себя такие обязательства, как: создание эффективной системы налогообложения; усиление социальной направленности федерального и региональных бюджетов. Безусловно, без достижения необходимых условий в создании эффективных механизмов внутреннего и внешнего инвестирования легальной экономики, поддержки предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, невозможно достижение любой из заявленных экономических методик в сфере противодействия коррупции.
В сфере мер административного направления, государство должно усовершенствовать систему правового механизма вмешательства в деятельность подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности необходимо четко определить перечень оснований и сроков проведения проверок исполнительными и государственными органами, в том числе правоохранительными органами. Для работников государственной службы, обеспечить достаточные условия для независимого исполнения ими своих служебных обязанностей, способствую укомплектованию аппарата государственных органов компетентными и опытными кадрами, повысив одновременно и их уровень социальной и ведомственной защищенности. Ключевым моментов в данном случае, конечно же, будет выступать имплементированные в работу госучреждений и органов принципы гласности и доступности, в сочетании с искоренением всевозможных бюрократических проволочек.
Под правовыми мерами следует понимать проведение правового анализа законодательства и других нормативно-правовых актов относительно механизма охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина от коррупции, выявляя пробелы и противоречия в толковании и ясности между правовыми нормами. В этом направлении наиболее эффективен принцип, как имплементации, так и заимствования аналогичной практики у зарубежных стран, активно внедривших такую политику в свое правовое поле. Разработать особый правовой механизм возмещения государством убытков, причиненных человеку и гражданину вследствие неправильного применения или невыполнения либо ненадлежащего выполнения норм законодательства представителем власти или государственным служащим.
Сочетание политических, экономических и правовых мер в направлении борьбы с коррупцией не возможно без последовательных мероприятий в сфере улучшения организационно - управленческих функций и методов работы государственных структур органов власти. К таковым мерам необходимо отнести уменьшение круга должностных лиц (состава бюрократического аппарата), ограничив их полномочия относительно разрешительно - распорядительных и руководящих полномочий. Укомплектование государственных органов и их аппарата государственными служащими с надлежащим уровнем профессиональной подготовки и общей культуры, необходимыми деловыми и моральными качествами, обеспечение стабилизации кадров, работы с подбором, расстановкой, профессиональной подготовкой и воспитание кадров следует считать одной из основных служебных обязанностей.
Особенно приоритетным направлением следует признать подбор кадров на государственную службу в соответствии с профессиональной подготовкой, и с организаторскими способностями. Отдавать следует приоритет также высоким морально-психологическим качествам, принципиальности, преданности порученному делу, непримиримость к каким-либо нарушениям закона, способность решать задания относительно утверждения верховенства права, защиты прав человека, интересов государства и общества. При этом обеспечивать подбор и расстановку кадров на принципах непредвзятого конкурсного отбора, а также их объективную аттестацию и ротацию.
На заседаниях коллегий министерств, центральных органов исполнительной власти, служебных совещаниях в государственных учреждениях и организациях, в том числе правоохранительных органах, собраниях трудовых коллективов рассматривать вопросы выполнения законодательства относительно борьбы с коррупцией, предупреждения коррупционных проявлений и реагирования на эти явления.
Что особенно важно изучать и обобщать практику реагирования на предприятиях, учреждениях, организациях на коррупционные деяния и связанные с ними правонарушения должностных лиц, соответственного реагирования на требования законодательства. Направлять эту практику на усиление реагирования, а в некоторых случаях ставить вопрос об ответственности, в том числе до увольнения виновных с занимаемых должностей. И через средства массовой информации расширять знания о правах человека и гражданина о механизмах их реализации в государственных учреждениях, обозначив порядок и процедуру рассмотрения обращений граждан. В средствах массовой информации освещать разные аспекты добропорядочности, вопросы борьбы с коррупцией, укрепления институтов государственной власти, соблюдения антикоррупционного законодательства, информирования о разоблачении и наказании коррупционеров, формирования гражданского мнения относительно неприемлемости, вредности, осуждения коррупционных деяний.
Важным направлением борьбы с этим явлением является усовершенствование законодательства о коррупционных деяниях и других нарушений, связанных с коррупцией, ответственность за коррупционные деяния. При этом исключительно важно обеспечить стабильность законодательства, как можно быстрее устранить имеющиеся в нем противоречия и неопределенности, осуществить правовые анализы законопроектов и других нормативно-правовых актов, а в необходимых случаях проводить и криминологические экспертизы.
И все-таки с чего же начать борьбу с коррупцией? Вопрос действительно важный и актуальный для социологов, политологов, ну и конечно для всех тех, кому не безразлично, будущее нашего с вами завтрашнего дня! Безусловно, во-первых, понять, в чем заключаются основные причины и цели существования коррупции, определить специфику ее внедрения в структуры социальных систем.
Во-вторых, особенно сбалансировано следует подойти к изучению и исследованию ее основных типологических и видовых черт. Часто, наиболее встречающие типы коррупции состоят из частично совпадающих групп этических нарушений (отклонений) и правонарушений, что само по себе указывает на относительную независимость нравственного и юридического измерений коррупции. Ну а разнообразие коррупции на основе видовой принадлежности еще более многогранно. Так, например, основными видами коррупции могут быть подкуп и продажность внутри вертикальной системы управления, а также коррупция "низов" и "верхов".
В-третьих, предотвращение коррупции в системе органов государственной власти, на первоначальных этапах возможна путем реорганизации системы управления. Причем этот подход представляет собой, прежде всего не программу единых реформ, а изменение конечного способа исполнения обязанностей государственными служащими, наделенными конкретными управленческими функциями и полномочиями.
Заключение
С начала истоков нашей эры периода зарождения новых цивилизаций, человечество всегда искало ответы на вопросы, которые задавала им природа. Древние египтяне строили пирамиды и возводили уникальные системы ирригации, позволявшие им в период "Великого разлива Нила", питать землю и орошать свои поля. Древние жители Китая в целях создания сильной и надежной системы обороны своих территорий год за годом, десятилетие за десятилетием воздвигали Великую Китайскую стену, защищавшую их целыми веками. ХХ век, как никогда показал всему человечеству, что не высокие стены, не великие творения Эйнштейна и Эдисона, не смогут защитить нас от невидимых врагов созданных нами же самими.
Одним из таких противоречивых и социально негативных явлений в ХХΙ веке, можно выделить феномен коррупции, пустивший свои корни там, где хотя бы минимум присутствует благодатная почва. На современном этапе, борьбы против коррупции человечество своей главной целью ставит возрождение и восстановление справедливости в мире, ради создания единой, чистой и действенной системы управления - странами, территориями и государствами. И как правильно было однажды сказано: "мудрый реформатор знает, где искать причину, а не следствие". Многоаспектность коррупции пустившей свои корни в сферу государственного управления вдвойне опасна, причем общественно опасный фактор заключается как в сфере экономических потерь, так и грозит тотальной потерей доверия народа к власти. Нарушение такого порядка и дисбаланс всегда ведет к революции и переворотам.
Грамотный подход к созданию прочного и действенного оплота в борьбе с коррупционными проявлениями на любом структурном уровне системы государственного и муниципального управления никогда не должен отразиться на закрепленных в Конституции РФ общепризнанных правах и свободах человека и гражданина. Безусловно, трудно порой сразу и навсегда отказаться от всех тех сфер деятельности, которые могут служить основой коррупции, но осознать тот факта, что без создания бюрократического механизма, в новом тысячелетии эту проблему не решить, также, достаточно, трудно. Сводить лишь свою цель к изничтожению и тотальному искоренению без изначального повышения уровня культуры и деловой этики чиновника и создания эффективной системы управления и в государственном и в негосударственном секторе было бы не в корне неправильным подходом.
Учитывая все ранее полученные результаты по итогам первого этапы работы над исследовательским проектом, мы считаем, что все сложившиеся мероприятия, направленные на эффективное противодействие коррупции в органах государственной власти должно базироваться на строго определенных правовых и не правовых принципах.
Во-первых, это отсутствие ущемления или ограничения законных прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, только при условии создания согласованных действий в работе государственных органов общественных организаций и общественности может быть создана действенная система государственной политики, направленной на устранение и нейтрализацию факторов, которые способствуют развитию рынка коррупционных услуг в России.
В-третьих, правовая основа антикоррупционного законодательства должны четко учитывать смену социально-экономической и политической ситуации в государстве, уделяя основное внимание проведению предупредительно-профилактических методик, основанных на анализе и прогнозировании тенденций проникновения коррупции в систему всей иерархии органов государственной власти.
В-четвертых, в целях последующего эффективного предупредительного влияния коррупции на все сферы функционирования государства необходимо последовательно проводить в жизнь политические, экономические, правовые, организационно-управленческие мероприятия, комплексно и согласованно с установленными формами и методами в границах компетенции каждого из органов. А для этого, необходимо проводить демократизацию всех сфер жизни общества, путем создания принципа "открытой и чистой власти" в сфере деятельности государственного управленческого аппарата. При этом борьба с коррупцией не должна сводиться лишь к политической борьбе путем простых кадровых или силовых перестановок чиновников замешанных в коррупционных преступлениях. Построение антикоррупционной политики в этой сфере должно быть намного шире, чем просто борьба с конкретным чиновником, погрязшим во взяточничестве и коррупции. Это должны быть меры направленные в первую очередь на изменение отношения общественности к коррупции путем формирования атмосферы неприятия коррупции. И в этом случае последовательная антикоррупционная политика государства должна служить средством укрепления доверия и уважения населения нашей страны властным структурам нашего государства.
Библиографический список
Нормативно-правовая литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изм. и доп., внесенными ФКЗ от 14 октября 2005г) // М.: Норма - 2007. - С 25.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (с изм. и доп., внесенными ФЗ от 10.05.2007 № 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996г, № 25, ст.2954.
3. Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. ФЗ от 12.04.2007) // Собрание законодательства РФ - 13 августа 2001г., - № 33 (часть I), ст.3418.
4. Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 10.05.2007) // Собрание законодательства РФ - 18 октября 1999г., № 42, - Ст.5005
5. Федеральный закон от 25 июля 2006г. №125-ФЗ "О ратификации конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Собрание законодательства РФ - 31 июля 2006, № 31 (1 ч), ст.3424
6. Федеральный закон от 08 марта 2006 № 40-ФЗ "О ратификации конвенции объединенных наций против коррупции" // Собрание законодательства РФ 20 марта 2006г., № 12, ст.1231
7. Конвенция против транснациональной организованной преступности. (Принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). // Собрание законодательства РФ - 4 октября 2004 г., - № 40. - Ст.3882
8. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Заключена в г. Страсбурге 27 января 1999г. Россия ратифицировала конвенцию Федеральный законом от 25 июля 2006 № 125-ФЗ. // Конвенция вступила в силу для России 01.02.2007.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006г. // Российская газета - 11 мая 2006г., - № 97
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11января. 2007 № 2 "О практике назначения судами уголовного наказания" [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 4
11. Приказ ГТК РФ от 26.04.1995 № 287 2003 "О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации"
Законопроекты:
12. Проект Федерального закона №99097368-2 "О борьбе с коррупцией" // Ред., внесенная в ГД ФС РФ в 1996г.
13. Проект Федерального закона №1480067-3 "О противодействии коррупции" // Ред., внесенная в ГД ФС РФ в 1999г.
14. Проект Федерального закона №317699-3 2001 "О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством" // Ред., внесенная в ГД ФС РФ
15. Специальная (научная) и периодическая литература
16. Астафьев Л.В. К вопросу о понятии коррупции. // Московский институт МВД РФ. - 2001. - С.94
17. Актуальные проблемы антикоррупционной политики в Российской Федерации / Колл. авт. - М., - 2001. - С. 198
18. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально- экономические и правовые аспекты. - М., - 2001. - С.137
19. Гавло В.К. К вопросу о криминалистической характеристике преступлений // Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью. Томск, - 1980.
20. Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Нижний Новгород, - 2001г. - С. 192.
21. Денисов С.А. Анализ коррупционного юридического климата России и выработка на его основе программ противодействия коррупции // Чиновник. - 2005. - № 5 - С.39
22. Денисов С.А. Международные инструменты борьбы с коррупцией // Чиновник. - 2004. - № 2 - С.30
23. Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал - 2006. - № 4
24. Журавев М.П. К вопросу совершенствования уголовно-правовых средств борьбы с взяточничеством. // НИИ Генеральной Прокуратуры РФ. - М., - 2002. - С.305
25. Карпович О.Г. Необходимость борьбы с коррупцией. Современные проблемы и пути решения // Адвокатская практика - 2006. - № 6
26. Ковалев Н.Д. Современное состояние и перспективы реформы антикоррупционного законодательства в России // Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения. - М., - 2002. - С.214
27. Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно - розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Методическое пособие. - М., - 2000. - С.120
28. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы РФ. - М., - 2002. - С.36.
29. Краснова М.А., Талапина Э.В., Южков В.Н. Коррупция и законодательство: анализ закона на коррупциогенность // Журнал российского права - 2005. - № 2
30. Лапин С.Ю., Чеботарев М. Для тех, кто дает, и для тех, кто берет // ЭЖ-Юрист - 2007. - № 18
31. Левин М.И., Ковбасюк С.К. Экономика коррупции Российская экономическая школа пос. - М.: - 2007. - С.47
32. Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. - М., - 2001. - № 7. - С.229
33. Ларьков А.Н. Расследование и предупреждение должностных преступлений. Методическое пособие - М., - 1976.
34. Макарейко Н.В. Систематизация законодательства о государственной службе как средство противодействия коррупции // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. - Нижний Новгород, - 2001. - С.267
35. Ревин В.П. Влияние экономических реформ на преступность в современной России: Журнал Российский следователь, - 2007, - №2
36. Слюсарь Н.Б. Некоторые вопросы взаимодействия международно-правовых и национальных уголовно-правовых систем в сфере борьбы с коррупцией // Информационный бюллетень МГАПИ. - 1999. - № 4.
37. Толкачев В.В. Пути предупреждения и пресечения коррупции в системе муниципальной службы // Безопасность бизнеса, - 2006. - № 2
38. Трунов ИЛ. Закон о борьбе с коррупцией или концепция административной реформы? // Юрист. - 2003. - № 3. - С.160 - 186.
39. Хабибуллин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути решения // Журнал российского права - 2007. - № 2.
40. Чернышов В.Г. О коррупционных нормах // ЭЖ-Юрист - 2005. - № 50
41. Черкесова А.А. Взяточничество и коррупция: вопросы раскрытия и расследования // Российский следователь - 2005 - № 8
Материалы научно-практических конференций и круглых столов:
42. Аринин А.Н. Инструменты противодействия коррупции. Доклад. Материалы "круглого стола", аналитического фонда "Единство во имя России" 3 марта 2005 г. - М., - 2005. - С.223
43. Аринин А.Н. Борьба с коррупцией - это борьба за обеспечение и защиту прав и свобод граждан Российской Федерации // Защита прав и свобод человека: Материалы научно-практ. конф. Волгоград. - 2005. - С.69
44. Кузьминов Я.И. Механизмы коррупции и их особенное проявление в государственном аппарате // Административное право: Теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. Материалы научной конференции. Москва, 28 ноября 2001 г. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве российской федерации. Государственный университет. - М.: Высшая школа экономики, - 2002. - С.520
45. Сатаров Г.А. Коррупция: понять - значит победить // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18 - 20 апреля 2002 г). Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России. - М., - 2002. - С.330
46. Материалы научно-практической конференции Московского института "Коррупция в России: состояние и проблемы" 26-27 марта 1996 г. - М., - 1996. - С.299
47. Материалы научно-практической конференции Московского института МВД РФ "Проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью" 28-29 ноября 1995 г. - М., - 1996. - С.406
Диссертационные исследования:
48. Алакшина Ирина Сергеевна "Коррупция как элемент социальной действительности современного российского общества" Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 Краснодар, 2005 133 с. РГБ ОД, 61: 06-9/76
49. Богуш Глеб Ильич "Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней" Дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 Москва, 2004 194 с. РГБ ОД, 61: 04-12/939
50. Коннов Алексей Юрьевич "Коррупция в органах государственной власти: теория, практика и механизмы антикоррупционной политики". На материалах РТ: Дис. канд. социол. наук: 22.00.08 Казань, 2005 183 с. РГБ ОД, 61: 06-22/20
51. Дзодзиева Залина Батырбековна "Коррупция как социальное и экономическое явление: социологический анализ" Дис. канд. социол. наук: 22.00.04 Владикавказ, 2006 192 с. РГБ ОД, 61: 06-22/629
52. Джабраилов Муса Хасмагомедович " Коррупция в органах государственной власти Российской Федерации" Социологический анализ: Дис. канд. социол. наук: 22.00.04 Москва, 2005 133 с. РГБ ОД, 61: 05-22/217
53. Музалевская Елена Александровна "Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции1992-2005 гг." Дис. канд. ист. наук: 07.00.02 Москва, 2006 219 с. РГБ ОД, 61: 06-7/969
54. Овчаров Андрей Сергеевич " Коррупция в системе теневых экономических отношений" Дис. канд. экон. наук: 08.00.01 Волгоград, 2003 182 с. РГБ ОД, 61: 03-8/2431-7
55. Селихов Николай Васильевич " Коррупция в государственном механизме современной России" Теоретические аспекты: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 Екатеринбург, 2001 268 с. РГБ ОД, 61: 02-12/520-0
[1] См.: Интернет страница Международного агентства Transparency International http://www.transparency.org
[2] См. прим. автора. В 2007 г. в Индекс Восприятия Коррупции были включены 20 стран Восточной Европы и Средней Азии, а также были включены данные о восприятии уровней коррупции в государственных секторах 180 стран мира. Такое состав стал наибольшим количеством государств и территорий, включенных в Индекс за все время его публикаций.
[3] См.: Международный институт развития менеджмента, Лозанна, Швейцария / IMD International, Switzerland, World Competitiveness Center
[4] См.: Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал Российского права от 28 февраля 2007 - №2
[5] См. диссертацию кандидата социологических наук: Дзодзиева Залина Батырбековна «Коррупция как социальное и экономическое явление: социологический анализ» // Специализация 22.00.04 Владикавказ, 2006 192 с. РГБ ОД, 61:06-22/629
[6] См.: Wewer G. Politische Korruption. In: Politic-Lexicon. München, Wein: Oldenbourg Verlag, 1994. S.481.
[7] См.: Российская юридическая энциклопедия. М.: ИД ИНФРА-М., 2003.
[8] См.: Карпович О.Г. Необходимость борьбы с коррупцией. Современные проблемы и пути решения // Адвокатская практика – 2006. - № 6
[9] Прим. автора
[10] См.: Берлин П. Русское взяточничество как социально-историческое явление // Современный мир. 1910. №8.
[11] См.: Берлин П. Русское взяточничество как социально-историческое явление // Современный мир. - 1910. - №8.
[12] Результаты обсуждения этой книги, были организованы в июне 1999 г. российской организацией ТИ «Мир без коррупции», а также опубликованы в материалах российских специалистов по проблемам борьбы с коррупцией.
[13] См.: Денисов С.А. Анализ коррупционного юридического климата России и выработка на его основе программ противодействия коррупции // Чиновник. – 2005. - № 5 – С. 39
[14] См.: адрес интернет странички энциклопедии «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/
[15] Результаты обсуждения этой книги, которое было организовано в июне 1999г. Российской организацией ТИ «Мир без коррупции», а также материалы российских специалистов по проблемам борьбы с коррупцией.
[16] См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // Российская АН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, - 1997. - С. 298.
[17] См.: Российская юридическая энциклопедия. М.: ИД ИНФРА - М., - 2003.
[18] См.: Кузнецова Н.Ф. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией. Круглый стол // Государство и право. -1993. - № 2. - С. 135.
[19] См.: Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией. Круглый стол // Государство и право. - 1993. - № 2. - С. 135.
[20] См.: Political corruption in Canada. Toronto, 1979. P. 9. Цит. по: Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Коррупция - С. 14.
[21] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изм. и доп., внесенными ФКЗ от 14 октября 2005г) // М.: Норма – 2007.- С 25.
[22] Федеральный закон от 25 июля 2006г. №125-ФЗ «О ратификации конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законодательства РФ – 31 июля 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3424
[23] См: Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. А/CONF. 169/14. - 1995. 13 апреля; Опыт осуществления практических мер, направленных на борьбу с коррупцией государственных должностных лиц. А/CONF. 169/L. 20/Add. 3. - 1995. 6 мая; Девятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. - Каир, - 1995. 29 апреля - 8 мая. А/CONF. 169/16. - С. 78-83.
[24] См.: Конвенцию ООН против коррупции. // Принята 31 октября 2003 г. Ратифицирована Федеральным законом Российской Федерацией от 08.03.2006 № 40-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1231; Российская газета. 2006. 21 марта
[25] См.: Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. // Принята 27 января 1999 г. Ратифицирована Федеральным законом Российской Федерацией от 25.07.2006 № 125-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3424; Российская газета. 2006. 28 июля.
[26] Принят Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 13.10.1994 (действие указанного Закона приостановлено Законом Республики Башкортостан от 02.03.2006 № 283-з).
[27] См.: Проект Федерального закона №99097368-2 «О борьбе с коррупцией» // Ред., внесенная в ГД ФС РФ в 1996г.
[28] См.: Проект Федерального закона №1480067-3 «О противодействии коррупции» // Ред., внесенная в ГД ФС РФ в 1999г.
[29] См.: Проект Федерального закона №317699-3 2001 «О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством» // Ред., внесенная в ГД ФС РФ
[30] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (с изм. и доп., внесенными ФЗ от 10.05.2007 № 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996г, № 25, ст. 2954.
[31] Фонд Индем ввел в научный и публицистический оборот термин «рынок коррупции» Рынок коррупции можно представить как некоторую совокупность коррупционных сделок совершающихся в определенный промежуток времени.
[32] См.: Зиновьев А. На пути к сверхобществу. М.: Изд-во «Эксмо», - 2004. - С. 57.
[33] См.: Кожевников С.Н. Социалистическая государственная власть - организующий фактор общественных отношений // Актуальные и теоретические проблемы политической организации общества. Вып. 43. Свердловск, - 1975. - С. 96.
[34] См.: Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в ХХΙ веке: Справочный документ к семинару-практикуму по борьбе с коррупцией // Организация Объединенных Наций. А/CONF.187/9. 31 December - 1999.
[35] См.: Макарейко Н.В. Систематизация законодательства о государственной службе как средство противодействия коррупции // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. – Нижний Новгород, - 2001. – С. 267
[36] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (с изм. и доп., внесенными ФЗ от 10.05.2007 № 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996г, № 25, ст. 2954
[37] См.: Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г.А. Есаков. М., - 2005. - С.147-152
[38] См.: Правовые меры противодействия коррупции Е.Н. Трикоз, А.М. Цирин
[39] См.: Коннов Алексей Юрьевич «Коррупция в органах государственной власти: теория, практика и механизмы антикоррупционной политики». На материалах РТ: Дис. канд. социол. наук: 22.00.08 Казань, 2005 183 с. РГБ ОД, 61:06-22/
[40] См.: Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал – 2006. - № 4
Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.