Для того чтобы достигнуть своих целей, коррупция для непосредственных участников коррупционной сделки, в качестве одной из сторон которой могут выступать и участники уже сложившейся организованной преступности, должна выполнять одновременно ряд нескольких важных функций и обладать некоторыми особенными, с присущими только ей признаками. Во-первых, это, конечно же, средство приумножения капитала (финансовых средств) за счет использования льгот, и преимуществ, которые невозможно получить без сложных бюрократических процедур разрешительно - распределительной системы. Во-вторых, это, наконец, и влияние на существующую и уже сложившуюся или только формирующуюся государственную политику, как правило, в сфере экономики и денежно-распределительной системы.
С учетом сложившейся практики все чаше члены преступных сообществ и криминальных структур стали прибегать к помощи уже проверенных чиновников и продажных политиков. Чаще эти криминальные связи приобретают все более регулярный характер и со временем перерастают в тесное взаимовыгодное "сотрудничество" на долговременной основе. В одном из справочных документов, к семинару-практикуму по борьбе с коррупцией - "Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в ХХΙ веке" так сказано об этом криминальном взаимодействии. "То, что между коррупцией и организованной преступностью существует тесная взаимосвязь, признано давно. В качестве примеров разрушительного воздействия организованной преступности можно привести стратегическую коррупцию или заключение взаимных договоренностей между организованной преступностью и полицией, а также долгосрочные стратегические альянсы между организованной преступностью и местными органами власти в лице городских советов, политическими партиями или предпринимателями". [34]
Исходя и учитывая сложившийся симбиоз этих двух опасных антиобщественных явлений, мы должны всегда брать в расчет тот факт, что коррупция, как мы бы этого не хотели, это самодостаточный социальный феномен. А диалектика их соотношения и взаимопроникновения намного сложнее, глубже и многообразнее.
Так в практике работы правоохранительных органов, нередко давая характеристику организованной преступности, порой выделяют один из ее важнейших признаков - коррупцию. Хотя если исходить из того, что отдельно взятая преступная организация может и вовсе не будет напрямую учувствовать в действиях явно подпадающих под определение коррупции и взяточничества. Но, мы наверняка сможем предположить, что ее деятельность, во многом будет от того, есть ли у данный организованной преступной группы высокие покровители в органах государственной власти. Причем, чем выше иерархия преступного формирования в уголовном мире, чем шире масштабы его незаконной деятельности и внушительнее размеры получаемых доходов, тем интенсивнее устанавливаются нелегальные отношения с государственно-властными структурами.
Исходя из вышесказанного, исследование и изучение основ виктимологических и уголовно-правовых детерминант относительно коррупции в высших органах государственной власти, обладает в этом отношении очень важным с точки зрения практики источником информации в изучении структуры и определении подходов борьбы с коррупцией работниками всех правоохранительных органов. А для того, чтобы действительно грамотно и более последовательно организовать и внедрить в систему действующего антикоррупционного законодательства элементы антикоррупционной политики России необходимо следовать строго определенным правилам и принципам. Безусловно, во-первых, понять, в чем заключаются основные причины и цели существования коррупции, определить специфику ее внедрения в структуры социальных систем.
Во-вторых, особенно сбалансировано следует подойти к изучению и исследованию ее основных типологических и видовых черт. Часто, наиболее встречающие типы коррупции состоят из частично совпадающих групп этических нарушений (отклонений) и правонарушений, что само по себе указывает на относительную независимость нравственного и юридического измерений коррупции. Ну а разнообразие коррупции на основе видовой принадлежности еще более многогранно. Так, например, основными видами коррупции могут быть подкуп и продажность внутри вертикальной системы управления, а также коррупция "низов" и "верхов".
В-третьих, предотвращение коррупции в системе органов государственной власти, на первоначальных этапах возможна путем реорганизации системы управления. Причем этот подход представляет собой, прежде всего не программу единых реформ, а изменение конечного способа исполнения обязанностей государственными служащими, наделенными конкретными управленческими функциями и полномочиями.
Глава 3. Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты - основы построения в российской федерации антикоррупционного противодействия криминальным элементам коррупции в системе высших государственных органов. Уголовно-правовая характеристика ответственности
Девятого декабря 2007 года отмечался Всемирный день борьбы с коррупцией. Приуроченные к этой дате исследования Transparency International национальным отделением "Gallup International" в рамках программы "Голос народа" в России показали, что на российском антикоррупционном фронте по-прежнему без перемен. В 2007 году граждане России также как и в предыдущих 2006 и 2005 годах высоко оценивают уровень коррумпированности органов государственной власти в стране. В рамках исследования было опрошено 1573 мужчины и женщины в возрасте старше 15 лет. В рамках исследования им было задано 4 вопроса. Отвечая на вопросы, как они оценивают уровень коррумпированности различных областей жизни в стране, граждане России ответили, что практически везде они видят значительный уровень коррупции. Все те области, в которых граждане должны искать защиты от противоправных действий (правоохранительные органы, суды), которые должны обеспечивать высокий уровень качества жизни граждан (исполнительная и законодательная власть, органы здравоохранения и образования), а так же бизнес, политические партии и армия, по мнению россиян, поражены коррупцией (см. таблицу 7). Ответы даны в баллах, 1 - значит "совсем не подвержены" и 5 - значит "очень сильно подвержены".
Таблица 7. "Насколько, по Вашему мнению, подвержены коррупции следующие области жизни нашей страны?"
СЕКТОРЫ ВЛАСТИ | ОЦЕНКА |
Политические партии | 3,7 |
Государственная Дума, государственные органы | 3,9 |
Бизнес/частный сектор | 3,9 |
Средства массовой информации (СМИ) | 3,7 |
Армия | 3,8 |
Неправительственные, общественные организации | 3,2 |
Церкви, религиозные организации | 2,5 |
Система образование | 3,9 |
Юридическая система (суды) | 3,9 |
Медицинское обслуживание | 3,9 |
Правоохранительные органы, милиция | 4,1 |
Получение разрешений и регистрация граждан (регистрация брака, регистрация проживания и т.д.) | 3,7 |
ЖКХ, Коммунальные услуги (телефон, электричество, водопровод, газоснабжение) | 3 |
Налоговая служба | 3,4 |
Источник: ТИ Барометр Мировой Коррупции 2007.
Особенно следует отметить, что по сравнению с тем же периодом 2004 года во взглядах россиян произошли изменения. На прежнем уровне остался уровень только коррупции в налоговых органах, чуть снизился балл относительно политических партий. Между прочим, особенно интересными результатами в проведенном социологическом опросе, были результаты общественного мнения респондентов, связанные с ожиданием граждан предположительных изменения в антикоррупционной политике государства, в сфере противодействия коррупции. Давайте рассмотрим, как распределились мнения наших граждан (Таблица 8-9)
Таблица 8. "Как Вы считаете, в течение следующих 3-х лет изменится уровень коррупции в нашей стране?"
Вариант ответа | Результат опроса |
Значительно повысится | 9% |
Скорее повысится | 35% |
Останется на том же уровне | 39% |
Скорее понизится | 13% |
Значительно понизится | 2% |
Не знаю, нет ответа | 2% |
Источник: ТИ Барометр Мировой Коррупции 2007
Таблица 9. Как бы Вы оценили действия нынешнего правительства, направленные на борьбу с коррупцией?
Вариант ответа | Результат опроса |
Правительство очень эффективно борется с коррупцией | 1% |
Правительство скорее эффективно борется с коррупцией | 11% |
Правительство как эффективно, так и не эффективно в борьбе с коррупцией | 37% |
Правительство скорее не эффективно борется с коррупцией | 31% |
Правительство совсем не эффективно борется с коррупцией | 18% |
Не знаю, нет ответа | 2% |
Источник: ТИ Барометр Мировой Коррупции 2007
По оценкам исследовательского агентства: "не слишком позитивно граждане смотрят и на усилия власти по противодействию коррупции. Лишь 12% опрошенных сочли в некоторой степени эти меры эффективными. В 2006 году ответивших положительно на вопрос об эффективности антикоррупционных усилий Правительства было 20%. Видимо, высшим органам государственной власти России надо предпринять какие-то более заметные и понятные гражданам усилия, дабы убедить их:
во-первых, в приверженности требованиям прозрачности и подотчётности, и, во-вторых, в системности и серьёзности своих планов, связанных с реализацией в России национальной стратегии по противодействию коррупции".
Дата: 2019-05-28, просмотров: 205.