Введение
26 сентября 2007 года Международное агентство "Transparency International"[1] в очередной раз проинформировала международную общественность о состоянии и уровне развития коррупции в мире. Статистика, отраженная в цифрах, на сегодня, более чем печальная. По данным Индекса Восприятия коррупции (далее - ИВК) разрыв в восприятии уровней коррупции в богатых и бедных странах по-прежнему огромен. [2] "Несмотря на определенный прогресс, коррупция по-прежнему остается бездонной дырой, в которой исчезают ресурсы, жизненно необходимые для сфер образования, здравоохранения и развития инфраструктуры", - заявила Угетт Лабелль, Председатель Правления Transparency International (далее Трансперенси Интернэшнл).
Около 40% стран, в результате проведенной оценки восприятия коррупции, набрали менее 3 баллов по шкале ИВК. Так, Сомали и Мьянма делят последнюю позицию в рейтинге, набрав всего лишь по 1.4 балла, В 2007 г. был отмечен значительный рост показателей в некоторых странах Африки. Это свидетельство того, что в этих странах коррупция воспринимается как чрезвычайно острая и нерешенная проблема. Что касается более богатых и состоятельных стран и территорий, то более высокие баллы, в основном сосредоточенны в станах и территориях Европы, Восточной Азии и Северной Америки. И это, в первую очередь несомненный показатель относительного благополучия, обеспеченное общей стабильностью политической ситуации, эффективными механизмами разрешения конфликтов интересов, наличием положений о свободе доступа к информации и отсутствием препятствий для гражданского общества по осуществлению надзора над деятельностью государственных институтов.
Тем не менее, коррумпированность высокопоставленных государственных служащих в бедных странах имеет и международное измерение, иными словами, она связана и со странами, занимающими высшие строки "Индекса". Коррупционные деньги зачастую поступают от многонациональных компаний, базирующихся в богатейших государствах мира. Положению, при котором такие компании могут рассматривать взяточничество в качестве законной стратегии ведения дел на зарубежных рынках, должен быть положен конец. Кроме того, мировые финансовые центры играют ключевую роль в том, что коррумпированные чиновники располагают возможностями по переводу, сокрытию и инвестированию своих богатств, нажитых незаконным путем. Так, например, оффшорное финансирование сыграло основную роль в выводе многомиллионных сумм из таких стран, как Нигерия и Филиппины, способствуя злоупотреблениям со стороны коррумпированных руководителей этих государств и обнищанию их подданных.
В середине 2007 года Международным институтом развития менеджмента город Лозанна, Швейцария[3] было проведено независимое исследование на тему "С чем у вас ассоциируется коррупция в системе органов государственной власти?", в рамках единой программы "ИВК 2007" организованной Transparency International. Опросы проводились одновременно в нескольких странах Европейского Союза. Данные полученные в итоге опроса респондентов были положены в окончательный итоговый рейтинг ИВК в 2007 году.
Как правильно было замечено, в ходе опроса большинство респондентов, соотносили словосочетание "коррупция в государственных органах", как действия чиновников обладающих повышенной степенью опасности, подпадающих под определение "преступление", предусматривающего уголовную ответственность. Принимая участие в коррупционной деятельности, чиновники государственного аппарата, как правило, очень грамотно используют свои административные ресурсы в сочетании с применением мощного интеллектуального потенциала, новейших информационных средств и технологий, что само по себе представляет сложнейшую систему, когда привлечь замеченного в коррупции чиновника к ответственности, очень не простая задача.
Одновременно, создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.
В журнале Российского права, доктор юридических наук Хабибулин А.Г. так выделяет наибольшую общественную опасность коррупцию. Коррупция, по его мнению, является: - " одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества". [4]
В рамках представленного исследовательского проекта, мною было проведен независимый социальный опрос респондентов, по двум самостоятельным направлениям, каждый из которых хоть и локально, но отразил мнение россиян в следующих социологических опросах:
опрос № 1 - "Законодательные акты, которые содержат недостатки и могут провоцировать коррупцию в государственном аппарате РФ, субъекта РФ и в органах местного самоуправления?" (диаграмма №1);
опрос № 2 - "Почему чиновники в Российской Федерации берут или вынуждены брать взятки?" (диаграмма №2).
В ходе опроса были использованы принципы социальной и профессиональной (ведомственной) стратификации, которые позволили наиболее четко определить взгляды и мнение людей, на проблему коррупции в системе государственных органов Российской Федерации. По каждой анкете в отдельности было опрошено пятьдесят респондентов. Из которых: 15 - студенты вуза и учащиеся колледжа и техникума; 10 - преподаватели вуза; 5 - пенсионеры; 3 - работники госучреждений и муниципальных органов; 1 - депутат городской думы; 4 - предприниматели; 5 - подростки (в возрасте от 14 - 18); 7 - люди среднего и более старшего возраста.
Первый этап работы включает в себя проведение научного исследования по трем первым главам, представленных в заявке, на конкурс "Исследовательские проекты молодых ученых".
В первой главе "Исторические корни феномена коррупции в свете криминологических и виктимологических учений о её возникновении, предпосылках становления основ антикоррупционной политики" рассматриваются следующие параграфы:
История зарождения коррупции в странах древнего мира. Исторические корни виктимологии и уголовно-правовой характеристики этих явлений;
Причины и истоки коррупции в свете новых и старых учений о виктимологии коррумпированности органов государственной власти.
Вторая глава "Криминологические исследования структурных элементов и детерминант коррупции, отводиться понятию коррупционной политики, как средству укрепления стабильности и мирового порядка в xxi веке". В ней рассматриваются следующие параграфы:
Понятие коррупции и антикоррупционной политики в России, и за рубежом;
Элементы и детерминанты механизма коррупции в высших органах государственной власти Российской Федерации;
Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты как основа укрепления стабильности действия антикоррупционной политики и антикоррупционного законодательства.
В третьей главе "Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты - основы построения в Российской Федерации антикоррупционного противодействия криминальным элементам коррупции в системе высших государственных органов. Уголовно-правовая характеристика ответственности" автор предполагает раскрыть следующие параграфы:
Криминологическая и уголовно-правовая характеристика антикоррупционной политики в Российской Федерации;
Криминологическая и уголовно - правовая характеристика антикоррупционного законодательства России;
Система противодействия коррупции в высших органах государственной власти на основе изученных криминологических, виктимологических и уголовно-правовых характеристик антикоррупционной политики.
Глава 3. Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты - основы построения в российской федерации антикоррупционного противодействия криминальным элементам коррупции в системе высших государственных органов. Уголовно-правовая характеристика ответственности
Девятого декабря 2007 года отмечался Всемирный день борьбы с коррупцией. Приуроченные к этой дате исследования Transparency International национальным отделением "Gallup International" в рамках программы "Голос народа" в России показали, что на российском антикоррупционном фронте по-прежнему без перемен. В 2007 году граждане России также как и в предыдущих 2006 и 2005 годах высоко оценивают уровень коррумпированности органов государственной власти в стране. В рамках исследования было опрошено 1573 мужчины и женщины в возрасте старше 15 лет. В рамках исследования им было задано 4 вопроса. Отвечая на вопросы, как они оценивают уровень коррумпированности различных областей жизни в стране, граждане России ответили, что практически везде они видят значительный уровень коррупции. Все те области, в которых граждане должны искать защиты от противоправных действий (правоохранительные органы, суды), которые должны обеспечивать высокий уровень качества жизни граждан (исполнительная и законодательная власть, органы здравоохранения и образования), а так же бизнес, политические партии и армия, по мнению россиян, поражены коррупцией (см. таблицу 7). Ответы даны в баллах, 1 - значит "совсем не подвержены" и 5 - значит "очень сильно подвержены".
Таблица 7. "Насколько, по Вашему мнению, подвержены коррупции следующие области жизни нашей страны?"
СЕКТОРЫ ВЛАСТИ | ОЦЕНКА |
Политические партии | 3,7 |
Государственная Дума, государственные органы | 3,9 |
Бизнес/частный сектор | 3,9 |
Средства массовой информации (СМИ) | 3,7 |
Армия | 3,8 |
Неправительственные, общественные организации | 3,2 |
Церкви, религиозные организации | 2,5 |
Система образование | 3,9 |
Юридическая система (суды) | 3,9 |
Медицинское обслуживание | 3,9 |
Правоохранительные органы, милиция | 4,1 |
Получение разрешений и регистрация граждан (регистрация брака, регистрация проживания и т.д.) | 3,7 |
ЖКХ, Коммунальные услуги (телефон, электричество, водопровод, газоснабжение) | 3 |
Налоговая служба | 3,4 |
Источник: ТИ Барометр Мировой Коррупции 2007.
Особенно следует отметить, что по сравнению с тем же периодом 2004 года во взглядах россиян произошли изменения. На прежнем уровне остался уровень только коррупции в налоговых органах, чуть снизился балл относительно политических партий. Между прочим, особенно интересными результатами в проведенном социологическом опросе, были результаты общественного мнения респондентов, связанные с ожиданием граждан предположительных изменения в антикоррупционной политике государства, в сфере противодействия коррупции. Давайте рассмотрим, как распределились мнения наших граждан (Таблица 8-9)
Таблица 8. "Как Вы считаете, в течение следующих 3-х лет изменится уровень коррупции в нашей стране?"
Вариант ответа | Результат опроса |
Значительно повысится | 9% |
Скорее повысится | 35% |
Останется на том же уровне | 39% |
Скорее понизится | 13% |
Значительно понизится | 2% |
Не знаю, нет ответа | 2% |
Источник: ТИ Барометр Мировой Коррупции 2007
Таблица 9. Как бы Вы оценили действия нынешнего правительства, направленные на борьбу с коррупцией?
Вариант ответа | Результат опроса |
Правительство очень эффективно борется с коррупцией | 1% |
Правительство скорее эффективно борется с коррупцией | 11% |
Правительство как эффективно, так и не эффективно в борьбе с коррупцией | 37% |
Правительство скорее не эффективно борется с коррупцией | 31% |
Правительство совсем не эффективно борется с коррупцией | 18% |
Не знаю, нет ответа | 2% |
Источник: ТИ Барометр Мировой Коррупции 2007
По оценкам исследовательского агентства: "не слишком позитивно граждане смотрят и на усилия власти по противодействию коррупции. Лишь 12% опрошенных сочли в некоторой степени эти меры эффективными. В 2006 году ответивших положительно на вопрос об эффективности антикоррупционных усилий Правительства было 20%. Видимо, высшим органам государственной власти России надо предпринять какие-то более заметные и понятные гражданам усилия, дабы убедить их:
во-первых, в приверженности требованиям прозрачности и подотчётности, и, во-вторых, в системности и серьёзности своих планов, связанных с реализацией в России национальной стратегии по противодействию коррупции".
Система противодействия внедрения криминальной коррупции в органы государственной власти и управления - на основе изученных криминологических, виктимологических и уголовно-правовых характеристик антикоррупционной политики
В 2006 году в №3 журнала "Вестник общественного мнения" издаваемого Аналитическим Центром Юрия Левады прозвучали следующие цифры. Каждому третьему взрослому россиянину приходилось когда-либо давать взятку, почти все они (28-33%) давали взятку в последние пять лет, а около половины из них или больше (15-20%) - в последние 12 месяцев. При этом каждая третья взятка - это или 500 рублей, или 1000 рублей. Как было замечено фондом "Индем" ранее проведенные исследования показали, насколько высоки валовые цифры бытовой коррупции, возросшие с 2,825 млрд. долл. в 2001 году до 3,014 к 2005 году.
Как заявил Георгий Сатаров Президент фонда Индем, на сегодняшний день оценить факты о реальной коррупционной ситуации в ветвях государственной власти не представляется возможным. Являясь элементом общим криминальным элементом, коррупция одновременно является одним из качественных показателей расширения сферы деятельности организованной преступности, которая явно заинтересована в ее существовании, путем формирования коррупционных связей в целях обеспечения безопасности со стороны государственных и муниципальных органов.
Большой минус коррупции стоит в том, что она не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач. Коррупция наносит ущерб и сфере экономики страны, уменьшая общее благосостояние страны. Результат - подорванный авторитет власти, ставящий под сомнение ее легитимность. При этом у граждан, безусловно, повышается недоверие к властно-управленческим структурам, в целом[40].
Давайте теперь перейдем к непосредственному и итоговому выводу - к системам противодействия внедрения в органы государственной власти и управления - на основе изученных криминологических, виктимологических и уголовно-правовых характеристик антикоррупционной политики.
Первым и ситемообразующим элементом механизма противодействия криминальной коррупции является политическая функция. Она заключается в активизации деятельности нацеленной на ведение борьбы с теневой коррупцией в системе органов государственной власти, путем проведения идеологических и массово-политических мер в государстве ведущими политических партий, блоками и объединениями. Обеспечив равную степень ответственности всех перед законом, в случае выявления коррупционных преступлений, привлекать к ответственности независимо от занимаемой должности. Достижение этой функции возможно в условии проведения в обществе активной политики взаимодействия с населением, фондами, ассоциациями, правительственными и неправительственными организациями ближнего и дальнего зарубежья.
К экономическим мероприятиям в сфере превентивных мер, мы может отнести: полное и своевременное выполнение государством, взятым перед человеком и гражданином обязательств, например в области обеспечения опережающих темпов роста, реальных доходов населения в сравнении с темпами роста валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Государство также должно, взять на себя такие обязательства, как: создание эффективной системы налогообложения; усиление социальной направленности федерального и региональных бюджетов. Безусловно, без достижения необходимых условий в создании эффективных механизмов внутреннего и внешнего инвестирования легальной экономики, поддержки предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, невозможно достижение любой из заявленных экономических методик в сфере противодействия коррупции.
В сфере мер административного направления, государство должно усовершенствовать систему правового механизма вмешательства в деятельность подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности необходимо четко определить перечень оснований и сроков проведения проверок исполнительными и государственными органами, в том числе правоохранительными органами. Для работников государственной службы, обеспечить достаточные условия для независимого исполнения ими своих служебных обязанностей, способствую укомплектованию аппарата государственных органов компетентными и опытными кадрами, повысив одновременно и их уровень социальной и ведомственной защищенности. Ключевым моментов в данном случае, конечно же, будет выступать имплементированные в работу госучреждений и органов принципы гласности и доступности, в сочетании с искоренением всевозможных бюрократических проволочек.
Под правовыми мерами следует понимать проведение правового анализа законодательства и других нормативно-правовых актов относительно механизма охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина от коррупции, выявляя пробелы и противоречия в толковании и ясности между правовыми нормами. В этом направлении наиболее эффективен принцип, как имплементации, так и заимствования аналогичной практики у зарубежных стран, активно внедривших такую политику в свое правовое поле. Разработать особый правовой механизм возмещения государством убытков, причиненных человеку и гражданину вследствие неправильного применения или невыполнения либо ненадлежащего выполнения норм законодательства представителем власти или государственным служащим.
Сочетание политических, экономических и правовых мер в направлении борьбы с коррупцией не возможно без последовательных мероприятий в сфере улучшения организационно - управленческих функций и методов работы государственных структур органов власти. К таковым мерам необходимо отнести уменьшение круга должностных лиц (состава бюрократического аппарата), ограничив их полномочия относительно разрешительно - распорядительных и руководящих полномочий. Укомплектование государственных органов и их аппарата государственными служащими с надлежащим уровнем профессиональной подготовки и общей культуры, необходимыми деловыми и моральными качествами, обеспечение стабилизации кадров, работы с подбором, расстановкой, профессиональной подготовкой и воспитание кадров следует считать одной из основных служебных обязанностей.
Особенно приоритетным направлением следует признать подбор кадров на государственную службу в соответствии с профессиональной подготовкой, и с организаторскими способностями. Отдавать следует приоритет также высоким морально-психологическим качествам, принципиальности, преданности порученному делу, непримиримость к каким-либо нарушениям закона, способность решать задания относительно утверждения верховенства права, защиты прав человека, интересов государства и общества. При этом обеспечивать подбор и расстановку кадров на принципах непредвзятого конкурсного отбора, а также их объективную аттестацию и ротацию.
На заседаниях коллегий министерств, центральных органов исполнительной власти, служебных совещаниях в государственных учреждениях и организациях, в том числе правоохранительных органах, собраниях трудовых коллективов рассматривать вопросы выполнения законодательства относительно борьбы с коррупцией, предупреждения коррупционных проявлений и реагирования на эти явления.
Что особенно важно изучать и обобщать практику реагирования на предприятиях, учреждениях, организациях на коррупционные деяния и связанные с ними правонарушения должностных лиц, соответственного реагирования на требования законодательства. Направлять эту практику на усиление реагирования, а в некоторых случаях ставить вопрос об ответственности, в том числе до увольнения виновных с занимаемых должностей. И через средства массовой информации расширять знания о правах человека и гражданина о механизмах их реализации в государственных учреждениях, обозначив порядок и процедуру рассмотрения обращений граждан. В средствах массовой информации освещать разные аспекты добропорядочности, вопросы борьбы с коррупцией, укрепления институтов государственной власти, соблюдения антикоррупционного законодательства, информирования о разоблачении и наказании коррупционеров, формирования гражданского мнения относительно неприемлемости, вредности, осуждения коррупционных деяний.
Важным направлением борьбы с этим явлением является усовершенствование законодательства о коррупционных деяниях и других нарушений, связанных с коррупцией, ответственность за коррупционные деяния. При этом исключительно важно обеспечить стабильность законодательства, как можно быстрее устранить имеющиеся в нем противоречия и неопределенности, осуществить правовые анализы законопроектов и других нормативно-правовых актов, а в необходимых случаях проводить и криминологические экспертизы.
И все-таки с чего же начать борьбу с коррупцией? Вопрос действительно важный и актуальный для социологов, политологов, ну и конечно для всех тех, кому не безразлично, будущее нашего с вами завтрашнего дня! Безусловно, во-первых, понять, в чем заключаются основные причины и цели существования коррупции, определить специфику ее внедрения в структуры социальных систем.
Во-вторых, особенно сбалансировано следует подойти к изучению и исследованию ее основных типологических и видовых черт. Часто, наиболее встречающие типы коррупции состоят из частично совпадающих групп этических нарушений (отклонений) и правонарушений, что само по себе указывает на относительную независимость нравственного и юридического измерений коррупции. Ну а разнообразие коррупции на основе видовой принадлежности еще более многогранно. Так, например, основными видами коррупции могут быть подкуп и продажность внутри вертикальной системы управления, а также коррупция "низов" и "верхов".
В-третьих, предотвращение коррупции в системе органов государственной власти, на первоначальных этапах возможна путем реорганизации системы управления. Причем этот подход представляет собой, прежде всего не программу единых реформ, а изменение конечного способа исполнения обязанностей государственными служащими, наделенными конкретными управленческими функциями и полномочиями.
Заключение
С начала истоков нашей эры периода зарождения новых цивилизаций, человечество всегда искало ответы на вопросы, которые задавала им природа. Древние египтяне строили пирамиды и возводили уникальные системы ирригации, позволявшие им в период "Великого разлива Нила", питать землю и орошать свои поля. Древние жители Китая в целях создания сильной и надежной системы обороны своих территорий год за годом, десятилетие за десятилетием воздвигали Великую Китайскую стену, защищавшую их целыми веками. ХХ век, как никогда показал всему человечеству, что не высокие стены, не великие творения Эйнштейна и Эдисона, не смогут защитить нас от невидимых врагов созданных нами же самими.
Одним из таких противоречивых и социально негативных явлений в ХХΙ веке, можно выделить феномен коррупции, пустивший свои корни там, где хотя бы минимум присутствует благодатная почва. На современном этапе, борьбы против коррупции человечество своей главной целью ставит возрождение и восстановление справедливости в мире, ради создания единой, чистой и действенной системы управления - странами, территориями и государствами. И как правильно было однажды сказано: "мудрый реформатор знает, где искать причину, а не следствие". Многоаспектность коррупции пустившей свои корни в сферу государственного управления вдвойне опасна, причем общественно опасный фактор заключается как в сфере экономических потерь, так и грозит тотальной потерей доверия народа к власти. Нарушение такого порядка и дисбаланс всегда ведет к революции и переворотам.
Грамотный подход к созданию прочного и действенного оплота в борьбе с коррупционными проявлениями на любом структурном уровне системы государственного и муниципального управления никогда не должен отразиться на закрепленных в Конституции РФ общепризнанных правах и свободах человека и гражданина. Безусловно, трудно порой сразу и навсегда отказаться от всех тех сфер деятельности, которые могут служить основой коррупции, но осознать тот факта, что без создания бюрократического механизма, в новом тысячелетии эту проблему не решить, также, достаточно, трудно. Сводить лишь свою цель к изничтожению и тотальному искоренению без изначального повышения уровня культуры и деловой этики чиновника и создания эффективной системы управления и в государственном и в негосударственном секторе было бы не в корне неправильным подходом.
Учитывая все ранее полученные результаты по итогам первого этапы работы над исследовательским проектом, мы считаем, что все сложившиеся мероприятия, направленные на эффективное противодействие коррупции в органах государственной власти должно базироваться на строго определенных правовых и не правовых принципах.
Во-первых, это отсутствие ущемления или ограничения законных прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, только при условии создания согласованных действий в работе государственных органов общественных организаций и общественности может быть создана действенная система государственной политики, направленной на устранение и нейтрализацию факторов, которые способствуют развитию рынка коррупционных услуг в России.
В-третьих, правовая основа антикоррупционного законодательства должны четко учитывать смену социально-экономической и политической ситуации в государстве, уделяя основное внимание проведению предупредительно-профилактических методик, основанных на анализе и прогнозировании тенденций проникновения коррупции в систему всей иерархии органов государственной власти.
В-четвертых, в целях последующего эффективного предупредительного влияния коррупции на все сферы функционирования государства необходимо последовательно проводить в жизнь политические, экономические, правовые, организационно-управленческие мероприятия, комплексно и согласованно с установленными формами и методами в границах компетенции каждого из органов. А для этого, необходимо проводить демократизацию всех сфер жизни общества, путем создания принципа "открытой и чистой власти" в сфере деятельности государственного управленческого аппарата. При этом борьба с коррупцией не должна сводиться лишь к политической борьбе путем простых кадровых или силовых перестановок чиновников замешанных в коррупционных преступлениях. Построение антикоррупционной политики в этой сфере должно быть намного шире, чем просто борьба с конкретным чиновником, погрязшим во взяточничестве и коррупции. Это должны быть меры направленные в первую очередь на изменение отношения общественности к коррупции путем формирования атмосферы неприятия коррупции. И в этом случае последовательная антикоррупционная политика государства должна служить средством укрепления доверия и уважения населения нашей страны властным структурам нашего государства.
Библиографический список
Нормативно-правовая литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изм. и доп., внесенными ФКЗ от 14 октября 2005г) // М.: Норма - 2007. - С 25.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (с изм. и доп., внесенными ФЗ от 10.05.2007 № 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996г, № 25, ст.2954.
3. Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. ФЗ от 12.04.2007) // Собрание законодательства РФ - 13 августа 2001г., - № 33 (часть I), ст.3418.
4. Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 10.05.2007) // Собрание законодательства РФ - 18 октября 1999г., № 42, - Ст.5005
5. Федеральный закон от 25 июля 2006г. №125-ФЗ "О ратификации конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" // Собрание законодательства РФ - 31 июля 2006, № 31 (1 ч), ст.3424
6. Федеральный закон от 08 марта 2006 № 40-ФЗ "О ратификации конвенции объединенных наций против коррупции" // Собрание законодательства РФ 20 марта 2006г., № 12, ст.1231
7. Конвенция против транснациональной организованной преступности. (Принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). // Собрание законодательства РФ - 4 октября 2004 г., - № 40. - Ст.3882
8. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Заключена в г. Страсбурге 27 января 1999г. Россия ратифицировала конвенцию Федеральный законом от 25 июля 2006 № 125-ФЗ. // Конвенция вступила в силу для России 01.02.2007.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006г. // Российская газета - 11 мая 2006г., - № 97
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11января. 2007 № 2 "О практике назначения судами уголовного наказания" [Текст] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 4
11. Приказ ГТК РФ от 26.04.1995 № 287 2003 "О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации"
Законопроекты:
12. Проект Федерального закона №99097368-2 "О борьбе с коррупцией" // Ред., внесенная в ГД ФС РФ в 1996г.
13. Проект Федерального закона №1480067-3 "О противодействии коррупции" // Ред., внесенная в ГД ФС РФ в 1999г.
14. Проект Федерального закона №317699-3 2001 "О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством" // Ред., внесенная в ГД ФС РФ
15. Специальная (научная) и периодическая литература
16. Астафьев Л.В. К вопросу о понятии коррупции. // Московский институт МВД РФ. - 2001. - С.94
17. Актуальные проблемы антикоррупционной политики в Российской Федерации / Колл. авт. - М., - 2001. - С. 198
18. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально- экономические и правовые аспекты. - М., - 2001. - С.137
19. Гавло В.К. К вопросу о криминалистической характеристике преступлений // Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью. Томск, - 1980.
20. Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Нижний Новгород, - 2001г. - С. 192.
21. Денисов С.А. Анализ коррупционного юридического климата России и выработка на его основе программ противодействия коррупции // Чиновник. - 2005. - № 5 - С.39
22. Денисов С.А. Международные инструменты борьбы с коррупцией // Чиновник. - 2004. - № 2 - С.30
23. Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал - 2006. - № 4
24. Журавев М.П. К вопросу совершенствования уголовно-правовых средств борьбы с взяточничеством. // НИИ Генеральной Прокуратуры РФ. - М., - 2002. - С.305
25. Карпович О.Г. Необходимость борьбы с коррупцией. Современные проблемы и пути решения // Адвокатская практика - 2006. - № 6
26. Ковалев Н.Д. Современное состояние и перспективы реформы антикоррупционного законодательства в России // Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения. - М., - 2002. - С.214
27. Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно - розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Методическое пособие. - М., - 2000. - С.120
28. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы РФ. - М., - 2002. - С.36.
29. Краснова М.А., Талапина Э.В., Южков В.Н. Коррупция и законодательство: анализ закона на коррупциогенность // Журнал российского права - 2005. - № 2
30. Лапин С.Ю., Чеботарев М. Для тех, кто дает, и для тех, кто берет // ЭЖ-Юрист - 2007. - № 18
31. Левин М.И., Ковбасюк С.К. Экономика коррупции Российская экономическая школа пос. - М.: - 2007. - С.47
32. Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. - М., - 2001. - № 7. - С.229
33. Ларьков А.Н. Расследование и предупреждение должностных преступлений. Методическое пособие - М., - 1976.
34. Макарейко Н.В. Систематизация законодательства о государственной службе как средство противодействия коррупции // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. - Нижний Новгород, - 2001. - С.267
35. Ревин В.П. Влияние экономических реформ на преступность в современной России: Журнал Российский следователь, - 2007, - №2
36. Слюсарь Н.Б. Некоторые вопросы взаимодействия международно-правовых и национальных уголовно-правовых систем в сфере борьбы с коррупцией // Информационный бюллетень МГАПИ. - 1999. - № 4.
37. Толкачев В.В. Пути предупреждения и пресечения коррупции в системе муниципальной службы // Безопасность бизнеса, - 2006. - № 2
38. Трунов ИЛ. Закон о борьбе с коррупцией или концепция административной реформы? // Юрист. - 2003. - № 3. - С.160 - 186.
39. Хабибуллин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути решения // Журнал российского права - 2007. - № 2.
40. Чернышов В.Г. О коррупционных нормах // ЭЖ-Юрист - 2005. - № 50
41. Черкесова А.А. Взяточничество и коррупция: вопросы раскрытия и расследования // Российский следователь - 2005 - № 8
Материалы научно-практических конференций и круглых столов:
42. Аринин А.Н. Инструменты противодействия коррупции. Доклад. Материалы "круглого стола", аналитического фонда "Единство во имя России" 3 марта 2005 г. - М., - 2005. - С.223
43. Аринин А.Н. Борьба с коррупцией - это борьба за обеспечение и защиту прав и свобод граждан Российской Федерации // Защита прав и свобод человека: Материалы научно-практ. конф. Волгоград. - 2005. - С.69
44. Кузьминов Я.И. Механизмы коррупции и их особенное проявление в государственном аппарате // Административное право: Теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. Материалы научной конференции. Москва, 28 ноября 2001 г. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве российской федерации. Государственный университет. - М.: Высшая школа экономики, - 2002. - С.520
45. Сатаров Г.А. Коррупция: понять - значит победить // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18 - 20 апреля 2002 г). Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России. - М., - 2002. - С.330
46. Материалы научно-практической конференции Московского института "Коррупция в России: состояние и проблемы" 26-27 марта 1996 г. - М., - 1996. - С.299
47. Материалы научно-практической конференции Московского института МВД РФ "Проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью" 28-29 ноября 1995 г. - М., - 1996. - С.406
Диссертационные исследования:
48. Алакшина Ирина Сергеевна "Коррупция как элемент социальной действительности современного российского общества" Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 Краснодар, 2005 133 с. РГБ ОД, 61: 06-9/76
49. Богуш Глеб Ильич "Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней" Дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 Москва, 2004 194 с. РГБ ОД, 61: 04-12/939
50. Коннов Алексей Юрьевич "Коррупция в органах государственной власти: теория, практика и механизмы антикоррупционной политики". На материалах РТ: Дис. канд. социол. наук: 22.00.08 Казань, 2005 183 с. РГБ ОД, 61: 06-22/20
51. Дзодзиева Залина Батырбековна "Коррупция как социальное и экономическое явление: социологический анализ" Дис. канд. социол. наук: 22.00.04 Владикавказ, 2006 192 с. РГБ ОД, 61: 06-22/629
52. Джабраилов Муса Хасмагомедович " Коррупция в органах государственной власти Российской Федерации" Социологический анализ: Дис. канд. социол. наук: 22.00.04 Москва, 2005 133 с. РГБ ОД, 61: 05-22/217
53. Музалевская Елена Александровна "Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции1992-2005 гг." Дис. канд. ист. наук: 07.00.02 Москва, 2006 219 с. РГБ ОД, 61: 06-7/969
54. Овчаров Андрей Сергеевич " Коррупция в системе теневых экономических отношений" Дис. канд. экон. наук: 08.00.01 Волгоград, 2003 182 с. РГБ ОД, 61: 03-8/2431-7
55. Селихов Николай Васильевич " Коррупция в государственном механизме современной России" Теоретические аспекты: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 Екатеринбург, 2001 268 с. РГБ ОД, 61: 02-12/520-0
[1] См.: Интернет страница Международного агентства Transparency International http://www.transparency.org
[2] См. прим. автора. В 2007 г. в Индекс Восприятия Коррупции были включены 20 стран Восточной Европы и Средней Азии, а также были включены данные о восприятии уровней коррупции в государственных секторах 180 стран мира. Такое состав стал наибольшим количеством государств и территорий, включенных в Индекс за все время его публикаций.
[3] См.: Международный институт развития менеджмента, Лозанна, Швейцария / IMD International, Switzerland, World Competitiveness Center
[4] См.: Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал Российского права от 28 февраля 2007 - №2
[5] См. диссертацию кандидата социологических наук: Дзодзиева Залина Батырбековна «Коррупция как социальное и экономическое явление: социологический анализ» // Специализация 22.00.04 Владикавказ, 2006 192 с. РГБ ОД, 61:06-22/629
[6] См.: Wewer G. Politische Korruption. In: Politic-Lexicon. München, Wein: Oldenbourg Verlag, 1994. S.481.
[7] См.: Российская юридическая энциклопедия. М.: ИД ИНФРА-М., 2003.
[8] См.: Карпович О.Г. Необходимость борьбы с коррупцией. Современные проблемы и пути решения // Адвокатская практика – 2006. - № 6
[9] Прим. автора
[10] См.: Берлин П. Русское взяточничество как социально-историческое явление // Современный мир. 1910. №8.
[11] См.: Берлин П. Русское взяточничество как социально-историческое явление // Современный мир. - 1910. - №8.
[12] Результаты обсуждения этой книги, были организованы в июне 1999 г. российской организацией ТИ «Мир без коррупции», а также опубликованы в материалах российских специалистов по проблемам борьбы с коррупцией.
[13] См.: Денисов С.А. Анализ коррупционного юридического климата России и выработка на его основе программ противодействия коррупции // Чиновник. – 2005. - № 5 – С. 39
[14] См.: адрес интернет странички энциклопедии «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/
[15] Результаты обсуждения этой книги, которое было организовано в июне 1999г. Российской организацией ТИ «Мир без коррупции», а также материалы российских специалистов по проблемам борьбы с коррупцией.
[16] См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // Российская АН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, - 1997. - С. 298.
[17] См.: Российская юридическая энциклопедия. М.: ИД ИНФРА - М., - 2003.
[18] См.: Кузнецова Н.Ф. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией. Круглый стол // Государство и право. -1993. - № 2. - С. 135.
[19] См.: Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Обсуждение проблемы борьбы с коррупцией. Круглый стол // Государство и право. - 1993. - № 2. - С. 135.
[20] См.: Political corruption in Canada. Toronto, 1979. P. 9. Цит. по: Катаев Н.А., Сердюк Л.В. Коррупция - С. 14.
[21] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изм. и доп., внесенными ФКЗ от 14 октября 2005г) // М.: Норма – 2007.- С 25.
[22] Федеральный закон от 25 июля 2006г. №125-ФЗ «О ратификации конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законодательства РФ – 31 июля 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3424
[23] См: Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. А/CONF. 169/14. - 1995. 13 апреля; Опыт осуществления практических мер, направленных на борьбу с коррупцией государственных должностных лиц. А/CONF. 169/L. 20/Add. 3. - 1995. 6 мая; Девятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. - Каир, - 1995. 29 апреля - 8 мая. А/CONF. 169/16. - С. 78-83.
[24] См.: Конвенцию ООН против коррупции. // Принята 31 октября 2003 г. Ратифицирована Федеральным законом Российской Федерацией от 08.03.2006 № 40-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1231; Российская газета. 2006. 21 марта
[25] См.: Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. // Принята 27 января 1999 г. Ратифицирована Федеральным законом Российской Федерацией от 25.07.2006 № 125-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3424; Российская газета. 2006. 28 июля.
[26] Принят Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 13.10.1994 (действие указанного Закона приостановлено Законом Республики Башкортостан от 02.03.2006 № 283-з).
[27] См.: Проект Федерального закона №99097368-2 «О борьбе с коррупцией» // Ред., внесенная в ГД ФС РФ в 1996г.
[28] См.: Проект Федерального закона №1480067-3 «О противодействии коррупции» // Ред., внесенная в ГД ФС РФ в 1999г.
[29] См.: Проект Федерального закона №317699-3 2001 «О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством» // Ред., внесенная в ГД ФС РФ
[30] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (с изм. и доп., внесенными ФЗ от 10.05.2007 № 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996г, № 25, ст. 2954.
[31] Фонд Индем ввел в научный и публицистический оборот термин «рынок коррупции» Рынок коррупции можно представить как некоторую совокупность коррупционных сделок совершающихся в определенный промежуток времени.
[32] См.: Зиновьев А. На пути к сверхобществу. М.: Изд-во «Эксмо», - 2004. - С. 57.
[33] См.: Кожевников С.Н. Социалистическая государственная власть - организующий фактор общественных отношений // Актуальные и теоретические проблемы политической организации общества. Вып. 43. Свердловск, - 1975. - С. 96.
[34] См.: Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в ХХΙ веке: Справочный документ к семинару-практикуму по борьбе с коррупцией // Организация Объединенных Наций. А/CONF.187/9. 31 December - 1999.
[35] См.: Макарейко Н.В. Систематизация законодательства о государственной службе как средство противодействия коррупции // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. – Нижний Новгород, - 2001. – С. 267
[36] См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (с изм. и доп., внесенными ФЗ от 10.05.2007 № 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 17.06.1996г, № 25, ст. 2954
[37] См.: Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г.А. Есаков. М., - 2005. - С.147-152
[38] См.: Правовые меры противодействия коррупции Е.Н. Трикоз, А.М. Цирин
[39] См.: Коннов Алексей Юрьевич «Коррупция в органах государственной власти: теория, практика и механизмы антикоррупционной политики». На материалах РТ: Дис. канд. социол. наук: 22.00.08 Казань, 2005 183 с. РГБ ОД, 61:06-22/
[40] См.: Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал – 2006. - № 4
Введение
26 сентября 2007 года Международное агентство "Transparency International"[1] в очередной раз проинформировала международную общественность о состоянии и уровне развития коррупции в мире. Статистика, отраженная в цифрах, на сегодня, более чем печальная. По данным Индекса Восприятия коррупции (далее - ИВК) разрыв в восприятии уровней коррупции в богатых и бедных странах по-прежнему огромен. [2] "Несмотря на определенный прогресс, коррупция по-прежнему остается бездонной дырой, в которой исчезают ресурсы, жизненно необходимые для сфер образования, здравоохранения и развития инфраструктуры", - заявила Угетт Лабелль, Председатель Правления Transparency International (далее Трансперенси Интернэшнл).
Около 40% стран, в результате проведенной оценки восприятия коррупции, набрали менее 3 баллов по шкале ИВК. Так, Сомали и Мьянма делят последнюю позицию в рейтинге, набрав всего лишь по 1.4 балла, В 2007 г. был отмечен значительный рост показателей в некоторых странах Африки. Это свидетельство того, что в этих странах коррупция воспринимается как чрезвычайно острая и нерешенная проблема. Что касается более богатых и состоятельных стран и территорий, то более высокие баллы, в основном сосредоточенны в станах и территориях Европы, Восточной Азии и Северной Америки. И это, в первую очередь несомненный показатель относительного благополучия, обеспеченное общей стабильностью политической ситуации, эффективными механизмами разрешения конфликтов интересов, наличием положений о свободе доступа к информации и отсутствием препятствий для гражданского общества по осуществлению надзора над деятельностью государственных институтов.
Тем не менее, коррумпированность высокопоставленных государственных служащих в бедных странах имеет и международное измерение, иными словами, она связана и со странами, занимающими высшие строки "Индекса". Коррупционные деньги зачастую поступают от многонациональных компаний, базирующихся в богатейших государствах мира. Положению, при котором такие компании могут рассматривать взяточничество в качестве законной стратегии ведения дел на зарубежных рынках, должен быть положен конец. Кроме того, мировые финансовые центры играют ключевую роль в том, что коррумпированные чиновники располагают возможностями по переводу, сокрытию и инвестированию своих богатств, нажитых незаконным путем. Так, например, оффшорное финансирование сыграло основную роль в выводе многомиллионных сумм из таких стран, как Нигерия и Филиппины, способствуя злоупотреблениям со стороны коррумпированных руководителей этих государств и обнищанию их подданных.
В середине 2007 года Международным институтом развития менеджмента город Лозанна, Швейцария[3] было проведено независимое исследование на тему "С чем у вас ассоциируется коррупция в системе органов государственной власти?", в рамках единой программы "ИВК 2007" организованной Transparency International. Опросы проводились одновременно в нескольких странах Европейского Союза. Данные полученные в итоге опроса респондентов были положены в окончательный итоговый рейтинг ИВК в 2007 году.
Как правильно было замечено, в ходе опроса большинство респондентов, соотносили словосочетание "коррупция в государственных органах", как действия чиновников обладающих повышенной степенью опасности, подпадающих под определение "преступление", предусматривающего уголовную ответственность. Принимая участие в коррупционной деятельности, чиновники государственного аппарата, как правило, очень грамотно используют свои административные ресурсы в сочетании с применением мощного интеллектуального потенциала, новейших информационных средств и технологий, что само по себе представляет сложнейшую систему, когда привлечь замеченного в коррупции чиновника к ответственности, очень не простая задача.
Одновременно, создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.
В журнале Российского права, доктор юридических наук Хабибулин А.Г. так выделяет наибольшую общественную опасность коррупцию. Коррупция, по его мнению, является: - " одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всех ее составных частей. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества". [4]
В рамках представленного исследовательского проекта, мною было проведен независимый социальный опрос респондентов, по двум самостоятельным направлениям, каждый из которых хоть и локально, но отразил мнение россиян в следующих социологических опросах:
опрос № 1 - "Законодательные акты, которые содержат недостатки и могут провоцировать коррупцию в государственном аппарате РФ, субъекта РФ и в органах местного самоуправления?" (диаграмма №1);
опрос № 2 - "Почему чиновники в Российской Федерации берут или вынуждены брать взятки?" (диаграмма №2).
В ходе опроса были использованы принципы социальной и профессиональной (ведомственной) стратификации, которые позволили наиболее четко определить взгляды и мнение людей, на проблему коррупции в системе государственных органов Российской Федерации. По каждой анкете в отдельности было опрошено пятьдесят респондентов. Из которых: 15 - студенты вуза и учащиеся колледжа и техникума; 10 - преподаватели вуза; 5 - пенсионеры; 3 - работники госучреждений и муниципальных органов; 1 - депутат городской думы; 4 - предприниматели; 5 - подростки (в возрасте от 14 - 18); 7 - люди среднего и более старшего возраста.
Первый этап работы включает в себя проведение научного исследования по трем первым главам, представленных в заявке, на конкурс "Исследовательские проекты молодых ученых".
В первой главе "Исторические корни феномена коррупции в свете криминологических и виктимологических учений о её возникновении, предпосылках становления основ антикоррупционной политики" рассматриваются следующие параграфы:
История зарождения коррупции в странах древнего мира. Исторические корни виктимологии и уголовно-правовой характеристики этих явлений;
Причины и истоки коррупции в свете новых и старых учений о виктимологии коррумпированности органов государственной власти.
Вторая глава "Криминологические исследования структурных элементов и детерминант коррупции, отводиться понятию коррупционной политики, как средству укрепления стабильности и мирового порядка в xxi веке". В ней рассматриваются следующие параграфы:
Понятие коррупции и антикоррупционной политики в России, и за рубежом;
Элементы и детерминанты механизма коррупции в высших органах государственной власти Российской Федерации;
Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты как основа укрепления стабильности действия антикоррупционной политики и антикоррупционного законодательства.
В третьей главе "Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты - основы построения в Российской Федерации антикоррупционного противодействия криминальным элементам коррупции в системе высших государственных органов. Уголовно-правовая характеристика ответственности" автор предполагает раскрыть следующие параграфы:
Криминологическая и уголовно-правовая характеристика антикоррупционной политики в Российской Федерации;
Криминологическая и уголовно - правовая характеристика антикоррупционного законодательства России;
Система противодействия коррупции в высших органах государственной власти на основе изученных криминологических, виктимологических и уголовно-правовых характеристик антикоррупционной политики.
Глава 1. Исторические корни феномена коррупции в свете криминологических и виктимологических учений о её возникновении, предпосылках становления основ анитикоррупционной политики
Коррупция, как феномен, знаком людям еще с древних времен. Это не одно из самых старых, но и относительно уже не молодое явление социальной действительности. Вот уже порядка семи веков, история учит, что за время цивилизации человечество довольно успешно борется с этим злом. Но, и в начале третьего тысячелетия, нам - людям, пока не удалось искоренить коррупцию, в полном смысле этого слова. Наиболее полное упоминание о коррупции найдено в 13 веке до нашей эры в Сирии, где был замешан высший чин правоохранительных органов. [5] И если принять во внимание тот факт, что административная и политическая коррупция уже существовала несколько веков назад, и она существует сегодня, то мы можем с уверенностью утверждать, что имеем дело, с самыми большими видами и типами коррупции.
Высокий уровень конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина практически в любом государстве, как в прочем и установление последовательных демократических механизмов - гласности и прозрачности, на сегодня, способствуют снижению административной коррупции в мире. Это можно видеть из ежегодных отчетов, по объективным показателям проявления административной коррупции, представленных Transparency International по развитым странам и регионам. К сожалению, второй тип коррупции, а именно политическая, поддается искоренению гораздо труднее. Если в развивающихся странах политическая и административная коррупция сосуществуют примерно в одинаковых пропорциях, то в развитых странах превалирует именно политическая коррупция.
В рамках темы исследования нам предстоит рассмотреть, один из вышеперечисленных типов коррупции, а именно, будем говорить о составляющих детерминантах административной коррупции, которая, по мнению автора, обладает большим с практической точки зрения интересом. Имея тему исследования "Виктимологические и уголовно-правовые детерминанты коррупции в высших эшелонах государственной власти Российской Федерации", мы также непосредственно, в некоторых моментах затронем и элементы политической коррупции, без которой невозможно установить тождество категорий и детерминант заявленных в теме исследования.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 337.