Криминологическая и уголовно-правовая характеристика антикоррупционной политики в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В 2005-2007 годах Российская Федерация прошел очередной всплеск коррупции, который затронул не только Москву и Московскую область, но и прошелся по большинству из регионов России. С одной стороны это тот же закономерный процесс, обусловленный историко-культурной традицией, когда рост коррупции в стране сопровождается социально-экономическими преобразованиями. А с другой стороны, обнажая пороки отсутствия минимальных культурно-правовых традиций в обществе, такой рост приводит страну в состояние политической нестабильности.

Как неоднократно замечал Президент РФ Владимир Владимирович Путин: на заседаниях Совета Безопасности и в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ на сегодняшний день нет важнее задачи, чем решение проблем связанных с коррупцией. Столь широкая трактовка слова "коррупция" всегда соответствовала сложившейся международно-правовой практике, приводя обширный перечень коррупционных нарушений и преступлений, за совершение которых должно последовать обязательное наказание или общественное порицание[35].

В предыдущей главе нами уже было дано определение стратегии антикоррупционной политики, в определение которого мы отводили ему роль компаса указывающего наиболее правильное и оптимальное направление антикоррупционной политики России. Это связано, с одной стороны, природой коррупции как социального явления, приспосабливающегося, и, с другой стороны, ограниченностью нашего знания о коррупции, несовершенством применяемых инструментов и условий в которых данная политика может быть ориентированной либо успех, либо на провал и крах. Россия, являясь в соответствии с Конституцией РФ демократическим федеративным государством с республиканской формой правления, ведение эффективной антикоррупционной политики в сфере ограничения коррупции возможно лишь по средствам эффективной демократии. Это наши условия, в которых мы сейчас все и находимся. Есть множество примеров, когда можно ограничить коррупцию и в условиях диктатуры и в условиях монархии. Но нас, конечно же, будет интересовать непосредственно наши российские возможности и пути создания эффективной и надежной стратегии в формировании антикоррупционной политики России.

С точки зрения особенностей формирования антикоррупционной политики России, приоритетное направление дается развитию норм об уголовной ответственности за коррупцию и взяточничество. Давайте рассмотрим состав и структуру норм и дадим им уголовно - правовую и криминологическую характеристику.

В российском уголовном праве под понятие "коррупционное преступление" подпадает под понятия служебных злоупотреблений и превышений должностных полномочий, характеризующих высокую степень общественной опасности, в результате которых подрываются основы государственной власти и управления, дискредитируется авторитет власти в глазах населения. Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие составы преступлений, относящиеся к сфере коррупции и чиновничьего злоупотребления: п. "а", "б" ч.2 ст.141, ст.145.1, ч.3 ст.159, ч.3 ст.160, ст.164, ст.170, п. "б" ч.3 ст.188, ст.183, ст. ст.285 и 290 УК РФ. [36]

Так уголовно-правовые нормы главы 30 УК РФ предусматривают ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в местных органах самоуправления (ст.285 - 293 УК РФ). Данная группа преступлений, с учетом особенностей их совершения, а также содержания объективных и субъективных признаков их составов значительно отличается от иных преступных посягательств, и именуются в теории уголовного права должностными преступлениями. Родовым объектом посягательства названных преступлений в данном случае будет являться совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления.

Названная часть должностных преступлений по своей законодательной конструкции относиться к числу материальных. Это позволяет нам сделать вывод о том, что эти преступления соответственно признаются оконченными с момента наступления последствий, указанных в правовой норме. Однако состав таких преступлений как получение (ст.290 УК РФ) и дача взятки (ст.291 УК РФ) признаются оконченными с момента совершения самого преступного деяния, то есть являются формальными составами.

Большинство должностных преступлений (кроме дачи взятки и присвоение полномочий должностного лица) совершаются только должностными лицами или представителями власти. Так понятие должностного лица раскрыто в примечании к ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), а понятие представителя власти дано в примечании к ст.318 (применения насилия в отношении представителя власти). Для правильного решения вопросов об уголовной ответственности за должностные преступления необходимо четкое знание функциональных обязанностей должностных лиц, которые сформулированы в различных нормативно-правовых актах, в связи, с чем диспозиция многих статей главы 30 УК носят бланкетный характер. Вместе с тем, при рассмотрении данных конкретных преступлений следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении от 10 февраля 2000 г. №6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". [37]

Так, по мнению профессора Сергея Вицина, заместителя председателя Совета по вопросам совершенствования правосудия при Президенте Российской Федерации, с коррупцией, в первую очередь, должны бороться не криминологи и юристы, как это принято у нас, а политологи, социологи и экономисты. Привлечение к уголовной ответственности за взяточничество это не центр вопроса, а его периферия. "Чем больше чиновников в государстве, тем выше уровень коррупции" - заявил Вицин С.

К сожалению, и работа по выявленным фактам коррупционных преступлений зачастую приводит к нулевому результату в связи с трудностями доказывания преступного поведения и проблемами квалификации преступлений. На некоторых из них я и хотела бы остановиться. Разница в законодательных определениях близких по смыслу, но различающихся субъектами составов коррупционных преступлений приводит на практике к тому, что одинаковые действия влекут принципиально различную оценку, что вряд ли согласуется с общей теорией квалификации преступлений. В данном случае речь, конечно же, идет, прежде всего, о взяточничестве.

Взятка наиболее характерное, опасное и распространенное явление, поскольку является не только должностным преступлением, но и типичным проявлением коррупции. Взяточничество, как известно, включает в себя два самостоятельных состава преступления - получение взятки и дачу взятки. Предметом данного преступления являются не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и различные выгоды, причем в основном, конечно же, имущественного характера. Под выгодами имущественного характера понимаются различного рода услуги ил выгоды, оказываемые взяткополучателю безвозмездно или даже по заниженной стоимости. В правоприменительной практике известны случаи, когда взятке придается видимость легальной сделки между "дающим" и "берущим" взятку например, под договор бытового или строительного подряда или займа.

С точки зрения объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за определенные действия либо бездействия соответственно в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. А вот использование субъектом одних только личных связей для достижения равносильного результата, желаемого для лица, передавшего ему вознаграждение, не может уже рассматриваться как использование должностного положения.

Получение взятки по конструкции состав формальный, оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случае если заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя, содеянное им должно соответственно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч.3 ст.30 и ст.290 УК РФ.

Субъективная сторона получения взятки характеризуется виной в форме прямого умысла, так как должностное лицо, получившее взятку, осознает противоправность поведения и общественную опасность своих действий. Должностное лицо также в свою очередь осознает, что для получения предмета взятки и достижения требуемого результата необходимо использовать должностные полномочия. Для состава момент получения взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка - до или после совершения им таковых действий. В этой связи в судебно-следственной практике различают взятку-подкуп, при получении которой действия должностного лица предварительно оговариваются с взяткодателем и взятка-вознаграждение, когда материальные ценности вручаются субъекту после совершения им заранее не обусловленных предварительной договоренностью действий. К сожалению, это только небольшая часть проблем уголовной ответственности за коррупционные преступления. На практике их гораздо больше.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 177.