Творческий путь Флора Ивановича Васильева

Флор Васильев- автор десяти поэтических книг. В издательстве «Советский писатель» опубликован сборник его стихов «Черемуха» на русском языке, куда вошло более восьмидесяти стихотворений. В этом же году в издательстве «Советская Россия» вышел сборник стихов Ф. Васильева на русском языке «минута», куда вошли новые и ранее публиковавшиеся стихи.

  Содержание первых сборников поэта- труд. Земля. Человек и окружающая среда- стало главным и для последующих его книг. Постепенно социальные темы осмысляются философскими.

  Главная тема поэзии Ф. Васильева- тема Родины, тема стороны родной, которую он , как и многие удмуртские поэты и прозаики, осмысляет, как тему России. Центральная тема определила постановку других: настоящее и прошлое народа («Как эхо в сосняке, в моем усталом сердце звучат военных лет глухие голоса»), сущность национального характера, человек и мир природы.

  «Светлая осень»- так озаглавлена новая книга стихов Ф. Васильева, вышедшая в 1973 году в издательстве «Современник».

   А. Михайлов, написавший предисловие к этой книге пишет, что Ф. Васильев находит многозначный образ- «для утверждения жизни над смертью. Ф. Васильева можно было бы назвать певцом природы, если бы в его стихах, в его пейзаже, этюдах и зарисовках с натуры все время не ощущалось волнение человека, обуреваемого земными заботами».

С. Орлов достоинство поэзии Ф. Васильева увидел в умении по- своему, «без декларацийи риторики, с помощью картин жизни народной, родной природы выразить патриотические чувства».

  Флор Васильев родился в 1934 году в северной удмуртской деревне Бердыши Ярского района.

   Детство его прошло в стенах школы. Отец поэта, учитель Ивае Алексеевич, со своей семьей жил в квартире школьного дома. Обладая хорошей памятью, мальчик уже в 6-7 лет декламировал стихи русских и удмуртских поэтов. Очевидно, не только ранняя встреча с поэзией будоражили его воображение, но и «реки и дубравы», «зеленые пригорки и поля» родного края.

   Героями стихов Ф. Васильева, как и других удмуртских поэтов, стали труженики полей, а тема пахаря и земли окажется главной в его творчестве. Поэт писал: «Я родился в селе, в нем провел детство, и мне очень близки люди современной деревни, близки земля и труд хлебороба, близок обновленный сельский пейзаж».

  Военное детство Ф. Васильева прошло так же , как у многих его сверстников: учился и работал в колхозе, помогал семье.

   В 1948 году Ф. Васильев окончил семь классов Уканской средней школы и поступил в Глазовское педучилище. Именно там, в стенах педучилища, возникло неодолимое желание писать стихи, и не только писать, но и по- своему переосмыслить произведения других авторов.

   В годы студенчества началась его литературная жизнь.

Окончив педучилище, Васильев некоторое время работал в Юрской семилетней школе учителем рисования, черчения, физвоспитания, ответственным секретарем газеты «Ленинский путь» в Глазове. В 1953 году, поступив в Глазовский пединститут на отделение удмуртского языка и литературы, он становится активным членом литературно- творческого кружка, которым руководил Д. А. Яшин.

   На первые поэтические опыты Ф. Васильева обратил внимание М. П. Петров, прислал ободряющее письмо.

  В ранних стихах Ф. Васильева можно обнаружить ряд запоминающихся образов («Луна замерзла», «Луна играет с облаками в прядки», «Березку щиплет ветер колкий, мороз ее кидает в дрожь»), удачных пераллелей. Лирика молодого поэта привлекала непосредственностью восприятия окружающего мира.

   В 1958 году Ф. Васильев окончил пединститут и был избран секретарем Глазовского горкома комсомола. Через год он- заместитель редактора газеты «Ленинский путь», руководит литературным объединением.

   Творческая биография художника слова формируется в прямой зависимости от той общественно-политической атмосферы, в которой он живет. Ф. Васильев был участником IV и V Всероссийских съездов писателей.

Ф. Васильев- постоянный участник «круглого стола писателей», выступает в периодической печати со статьями о современной русской и национальной поэзии.

   Каждая новая книга Ф. Васильева вызывала интерес у критиков и читателей. Подчас отдельные стихотворения его становятся предметом острого разговора на страницах удмуртской печати.

  Действенное влияние на его творчество оказала первая удмуртская поэтесса Ашальчи Оки, главным образом ее песни. Неслучайно песенная структура стиха, песня, как художественный образ, вобравший в себя тяготы и радости народного бытия, займут в поэзии Ф. Васильева видное место. Образ «крылатой», «солнечной» песни все чаще возникаем в стихах поэта.

  Каковы черты, исторически сформировавшиеся в характере народа, что специфично для социально – нравственного облика его в наши дни – вот вопросы, которые волнуют удмуртских прозаиков и поэтов сегодня.

  Для Ф. Васильева проблема героя – не только эстетическая, но и социально – нравственная. Герой его поэзии – наш современник – труженик полей, интеллигент, молодой человек, решающий для себя сложные вопросы жизни.

Герой и лирический герой в стихах Ф. Васильева чаще всего изображены на поле отцов. Земля осмысляется как конкретно – географическое и как социально – философское понятие.

  На фоне привычных красок лесов и лугов в стихах поэта возникает народно – национальный образ удмурта – труженика. Формирование нравственного облика героя поэт рассматривает в связи с его трудовой деятельностью.

Выходят мужчины на вырубку леса

И прежде, чем взяться за топоры,

Закурят, обсудят для полного веса,

Как взяться за дело, с какой стороны.

За всякое дело берутся неспешно.

Как бессловесная песня их труд.

 

По словам Ф. Васильева, пока живет человек на земле, будет жить и поэзия. Тяга к пониманию и выражению прекрасного – одно из лучших человеческих достоинств. Но, воспевая прекрасное в природе, труде, в отношениях людей, поэзия не может не воспевать любовь к Родине, которая вырастила человека, дала ему счастье.

Все в мире начинается с человека: с тебя, с меня. От нашего отношения к жизни зависит, какой она будет.

  В стихах Ф. Васильева много солнца, света. Солнце, свет- синонимы добра, любви, радости.

Золотое солнце

В золотые хлеба

Под вечер зашло купаться.

Рядом с образом солнца - сердце, большое, человечье, «вместительней всех сундуков и ларей», переполненное любовью, но легко ранимое, если даже оно умудренное жизнью.

Седое сердце полюбить готово,

Слепое сердце гибнет от любви.

Любовь к родному краю и песня – рядом, как рядом солнце, радость и жизнь. Песенное начало жизни поэт видит в природе и труде человека.

Песня – хлеб жизни, песня и труд – спутники.

Свежесть восприятия окружающего мира, чистота нравственного чувства составляют достоинство его поэзии.

Особое место в поэзии Ф. Васильева занимает тема любви. Это поистине выстраданная тема. Сборники «О тебе», «Снова о тебе», цикл стихов «Именем твоим» прошли через сердце поэта. Автобиографическое начало в «вечной» теме не лишает ее высокого нравственного пафоса, напротив, обостряет душевное состояние лирического героя, вызывают у читателя усложненную реакцию на радость или боль его утраты. Герой словно смотрит во внутрь себя, своего чувства, своего восприятия.

Любовь обостряет слух и зрение лирического героя, делает его восприимчивее к прекрасному, природа же обостряет его чувства, придает «многокрасочность» образу женщины. Любовь к ней не отделимы от любви к родному краю, ко всему сущему на земле. «Люблю любовь. И Родину люблю любовью к милой. А милую – как Родину люблю», - признается поэт в стихотворении «О любви».

Смысл творчества для поэта – «искать новые пути, находить и снова отправляться на поиски неизвестного». Лирика Ф. Васильева не претендует на «громкость», чаще она поет «тихим», иногда элегическим голосом. Стихи его музыкальны.

  Почти все стихи поэта бессюжетны. Художника интересуют чувства человека в поворотные периоды его жизни – трагические, светлые, в момент наивысшего душевного напряжения.

  Поэтический образ в стихах Ф. Васильева, на первый взгляд, конкретно предметен, но поэт придает ему новую смысловую, цветовую окраску, и образ, становясь более усложненным, рождает спираль метаморфоз.

Стихи Ф. Васильева о природе нельзя рассматривать в отрыве одно от другого. Они сцементированы единством мысли, единством цели: показать человека через «призму» природы, чтобы выявить его нравственный облик.

Лирический герой его – размышляющий, анализирующий жизнь. Но в стихах Ф. Васильева, пользуясь его выражением, «природа не вообще, не в отрыве от жизни общества, а, как правило, в связи с переживаниями человека и собственными раздумьями о судьбах Родины».

Все дальше мы уходим от природы,

Не ведаем мы сами, что творим:

Другие одолели нас заботы,

И мысли наши заняты другим.

Ф. Васильев работает в малом жанре, крупных поэтических форм у него нет. В сборник «Черемуха» он включил поэмы в миниатюре «Времена года», «Песня». Во «Временах года» созданы «психологические портреты зимы, весны, лета, осени в ключе брюсовских стихов. Поэт не просто созерцает природу, а видит как весною «сосульки крыш ощетинены», «ветры рвутся в бой». Лето и осень рассматриваются в связи с деятельностью человека. Природа и человек – в постоянном «общении», взаимно обогащая друг друга, создают живую картину метаморфозы бытия.

Ф. Васильев создал тематические циклы стихов: о любви, о природе, о современнике, обратившись к внутреннему миру человека.

Поэт слышал немало нареканий, почему он редко пишет о рабочем классе, о людях промышленно- технического мира. Герой поэзии Ф. Васильева – наш современник. Он учится жить в мире, «учится любви, готовится к тревоге», «постигает смысл покоя, круговерти, вникая в суть вещей».

  Стихи Ф. Васильева переводят поэты Я. Серпин, Э. Балашов, Т. Кузавлева, О. Поскребышев, В. Савельев, А. Жигулин. Переводят добротно.

Стихотворения Флора Васильева ныне также популярны среди удмуртов, особенно среди молодежи, как в свое время произведения Герда. Они уже не становятся песней, а остаются стихотворениями, пленяя читателей художественно выраженными мыслями. В лице Ф. Васильева мы можем приветствовать первого, по – настоящему современного поэта.

  Ежегодно проводятся «Дни Флора Васильева в Глазове», в которых принимают участие многие поэты, писатели, деятели искусств Удмуртии. Это поистине грандиозное событие в культурной жизни города. Имя нашего знаменитого земляка пробуждает интерес горожан к его жизни и творчеству.

   Среди глазовской молодежи объявлялся конкурс на лучшее поэтическое произведение, проходили Флоровские чтения, творческие вечера, выставки, встречи горожан с членами Союза писателей Удмуртии. В Глазовском государственном педагогическом институте установлена мемориальная доска Флора Васильева.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О ГЛАЗОВЕ

  По указу Екатерины II Глазов получил статус города в 1780 году. С историей этого провинциального города Вятской губернии была связана судьба целого ряда русских писателей. Обстоятельства и сроки пребывания, как и впечатления их о городе и его жителях, были различными.

  По проходившему через Глазов кандальному пути Сибирского почтового тракта проследовало девяносто три декабриста, в числе которых были литераторы: братья А. А. и Н. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский.

  В мае 1837 года, находясь в свите наследника престола (будущего императора Александра II) в поездке на Урал, в городе побывал родоначальник русского романтизма, поэт и переводчик В. А. Жуковский. Металлический дорожный саквояж писателя и дом купца Волкова, в котором останавливался Жуковский на ночлег, хранится до сих пор в краеведческом музее.

   Проездом из Перми в Вятку останавливался в Глазове изгнанник А. И. Герцен. По долгу службы неоднократно бывал в городе на Чепце другой вятский ссыльный – М. Е. Салтыков-Щедрин, в «Губернских очерках» которого изображены Глазов (именуемый Оком) и его обитатели.

   Особое место занимал Глазов в жизни и творчестве В. Г. Короленко. Неполных пять месяцев лета и осени 1879 года, проведенные в «глуши» российской провинции, в «ненастоящем городе», сказались на эволюции его социально – политических взглядов: по его собственному признанию, все увиденное и пережитое здесь «сильно подточило» его «наивно-народнические иллюзии», и начался процесс избавления от «гуманностей Златовратского». На глазовском материале начинающий писатель в ряде произведений пытался художественно исследовать актуальные проблемы развития капитализма в России, судеб просвещения в российской провинции, взаимоотношения народа и интеллигенции. Глазовские впечатления оставались интересны для автора «Истории моего современника» и в зрелые годы.

   Глазовчане очень тепло и трогательно относились к В. Г. Короленко и называли его «Честнейшим русским писателем», «совестью русского народа», «человеком с большим и сильным сердцем» («ненастоящая торговля, ненастоящий покупатель, ненастоящее ремесло и ненастоящий заказчик. Самый город выходит ненстоящий, и жизнь его как будто призрачная, чего – то ожидающая» В. Г. Короленко).

    Глазов – родина известного русского книгоиздателя А. П. Чарушникова, который первым издал произведения А. М. Горького. В Глазове жила семья Чарушникова, здесь одновременно с Короленко он отбывал ссылку.

  В 1890 году молодой вятский мечтатель А. С. Гриневский (А. Грин) навестил в Глазове своего бывшего учителя Д. К. Петрова, служившего инспектором городского училища.

   Дед известных советских писателей – В. П. Катаева и Е. Петрова – был глазовским священником.

   Интересны воспоминания о пребывании в Глазове в мае – ноябре 1917 года солдата учебной команды С. П. Щипачева, ставшего в дальнейшем известным поэтом. В его поэтическом наследии нашел отражение город Глазов.

  Ходили по улицам Глазова и посвятили городу на берегу Чепцы воспоминания и стихи поэты военного поколения С. Наровчатов, Н. Старшинов.

  Уже приведенные, далеко не полные, сведения о литераторах, связанных с городом Глазовом, наглядно свидетельствуют, что Глазов – культурно- историческое «гнездо» российской провинции, без серьезного изучения прошлого и настоящего которого немыслимо полное представление об истории и культуре как Вятской губернии, так и Удмуртии.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 33.