В честь памяти В.М. Бехтерева мною была создана Научная лаборатория по психодиагностике в Глазовском Педагогическом Институте

В г. Глазове Бехтерев В.М. провел свое детство и в дальнейшем опубликовал интересную работу этнографического плана: "Вотяки, их история и современное состояние"[2]. Бехтерев В.М внес определенный вклад в развитие образования в России, в том числе в развитие  комплексной науки по развитию ребенка – психопедологии.

Необходимось комплексного исследования нервной системы, мозга и психической деятельности, отсутствие таких исследований сдерживало развитие целого ряда научных дисциплин, опираясь на психологию, медицину, педагогику, физиологию. Психоневрологический институт открылся 9 июня 1907 году, из него выделились следующие научно-исследовательские клиники и институты: 3)Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма;2) Психопедологический институт; 3) Клиника психических и нервных болезней; 4) Эпилептическая клиника; 5) Нейрохирургическая клиника им. Н.И.Пирогова; 6) Детский обследовательский институт; 7) Вспомогательная школа для умственно отсталых детей; 8) Центральный институт глухонемых; 9) Ото-фонетический институт; 10) Вспомогательно-клинический институт для нервнобольных детей; 11) Институт морально-дефективных детей; 12) Детская психиатрическая клиника.

13 декабря 1907 года были утверждены временные правила управления Психопедологическим институтом и решено впредь именовать его просто Педологическим институтом [6].

Появление экспериментальных педагогики и психологии, успехи физиологии и медицины, ин­тенсивное развитие социологии  создали предпосылки для возникновения особой области научного исследова­ния - педологии. У ее истоков стоят выдающиеся западные ученые конца XIX — начала XX веков С. Холл, Э. Мейман, Э. Торндайк. Педология возникла из ост­ро осознанной потребности получить синтезированное знание о ребенке, чтобы успешнее и энергичнее воспи­тывать и образовывать его.

Чтобы подготовить здорового, творческого, интеллектуально развитого чело­века, способного справиться с огромными психологиче­скими и физическими перегрузками, нужно было полу­чить новое знание о человеке и способах подготовки его к жизни.

Отдельные науки - медицина, психология, фи­зиология, педиатрия, социология, этнография — каждая подходила к ребенку со своих позиций. Не синтезированные в единое целое фрагменты знаний трудно было использовать в учебно-воспитательной работе; отсюда постоянная неудовлетворенность практиков. Поэтому со­здание новой науки — педологии, исследующей ребенка целостно на разных возрастных этапах, было встречено с воодушевлением. В различных городах Европы и Америки возникли  десятки педологических лабораторий. В России 1907 году Бехтерев В.М. создает психопедологический институт.

Вспыхнувший интерес учителей и родителей к педологии был связан и со значительными трудностями получения в России гимназического образования, без кото­рого нельзя было поступить в государственные университеты. Гимназический курс мало учитывал возрастные и индивидуальные особенности ребенка, был перегружен материалом, вызывал переутомление и болезненные со­стояния. Многие гимназисты оказывались пациентами психоневрологов, которые понимали глубокую связь их болезней с психологическими, физическими и социальными перегрузками. Среди гимназистов (было много са­моубийств. Статистические данные указывали на корре­ляцию нервно-психических срывов с числом лет, прове­денных гимназистом за партой. Как свидетельствовали результаты выборочных исследований И. А. Арямова на­кануне первой мировой войны, в московских гимназиях в помощи педолога нуждались только 8% детей приго­товительного отделения, уже в шестом классе это число увеличивалось до 44 % а в восьмом достигало 69%. Пе­дологи не просто лечили детей от недугов, но и помога­ли им учиться, не подрывая здоровья, предохранить пси­хику от перегрузок, обеспечить безболезненное овладение профессиональными и социальными ролями.

Первые собственно педологические исследования в России начали проводить Н. Е. Румянцев, А. П. Неча­ев, Г. И. Россолимо, А. Ф. Лазурский, В. П. Кащенко в первом десятилетии XX века.

В 1904 году при педагогическом музее военных учеб­ных заведении в Петербурге был открыт педологичес­кий отдел, точнее, педологическая лаборатория, которой дали имя «первого русского педолога» К. Д. Ушинского. Студенты, посещавшие курсы при музее, изучали ребен­ка как предмет воспитания, получали знания о функ­ционировании мозга, о характерологических качествах личности, об основах воспитания «трудных» детей, ста­тистику, психологию, историю педологии и педагогики.

На педагогических и психологических съездах, в уни­верситете Шанявского докладывались результаты педо­логических исследований. Как предупредить переутомле­ние ребенка? Как развить его внимание и память? Как в воспитательных целях использовать воздействия дет­ских уличных групп, семьи? Таковы проблемы, привле­кавшие внимание ученых-педологов и вызывавшие большой интерес общества.

В центре внимания этого поколения педологов, боль­шинство которых были врачи, находилось физическое и психическое развитие ребенка. Их привлекали в первую очередь «исключительные дети» — так называли тогда детей одарённых, а также дефективных, калек, трудных в воспитательном отношении. Возникла специальная от­расль - «педология исключительного детства»[7].

Глубоко и тщательно исследуя ребенка, прежде все­го клиническими методами, одновременно леча и воспи­тывая, педологи добивались больших успехов. В основу воспитательной системы были положены подлинно гума­нистические принципы, глубокая вера в духовные и фи­зические возможности ребенка, забота о его здоровье.

Воспитание, с точки зрения педологов, в первую оче­редь должно быть направлено на полученные ребенком по наследству болезни. Не всегда возможно полностью вернуть ему физическое и психическое здоровье, но способствовать его адаптации к условиям жизни, сделать его полезным членом общества - педологи считали воз­можным и необходимым.

Не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания, утверждали они, а программа и методики обучения должны приноравливаться к ребенку. Индиви­дуальность ребенка, особенности его характера и пове­дения определяют выбор средств воздействия. «Среднего» ребенка нет, утверждали педологи. Как повышенные, так и пониженные способности требуют внимательного отношения. Интерес ребенка к какому либо явлению — ключ к его воспитанию. Идти от пробудившегося интереса, развивать его, опираться на индивидуальные достижения ребенка, дающие ему возможность утвер­дить себя в глазах других детей и воспитателей, — та­ковы требования педологов к воспитанию.

 Главная задача умственного воспитания, с их точки зрения, — развитие самостоятельного мышления. Ника­кая школа не в состоянии дать детям всех знаний, которые им потом понадобятся в жизни, утверждали педо­логи. Задача учителей — создать для ребенка среду, в которой он удовлетворит свою пытливость, реализует творческую самостоятельность.

В России после Октябрьской революции педология стала быстро развиваться, большой вклад в ее развития сделали П.П.Блонский, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, Л.С. Выготский и др.

В 20-е гг. в Ленинграде В.М. Бехтерев организовал при Институте по изучению мозга клинику сравнительного анализа онтогенеза человека и животных. Проводились исследования по рефлексологии. Сегодня попытки реанимировать рефлексологические подходы к ребенку выглядели бы наивными. Но нельзя забывать, что рефлексологи одними из первых, вслед за И. М. Сеченовым и В. М. Бехтеревым, пытались связать психическую деятельность с физиологией высшей нервной деятельности, исследовать активность ребенка. Они создали тонкую и сложную методику наблюдения за по­ведением детей в разных ситуациях.

  Особый интерес представляет работа В.М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении». Изучая характер изобразительной деятельности у детей 3-4 года он делал вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует то, что видит в окружающем мире, поэтому для первоначальной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится. Он признавал необходимость обучения детей технике рисования; разумное подражание взрослым, по его мнению, не может мешать ни своеобразию, ни проявлению индивидуальности ребенка.

Большой вклад сделали в развитие педологии созданием фундамен­тальных работ П.П. Блонским, Л С Выготским, другими учеными.

В соответствии с выработанной в дискуссии уста­новкой о важности решения практических проблем, ока­зания педологами помощи школе, учителю, воспитате­лю П П Блонский между 1932 и 1936 годами создает ряд прикладных работ в помощь практикам В них ста­вились актуальнейшие проблемы,, которые были камнем преткновения для массовой школы в 30-е годы Напи­санные П П Блонским статьи посвящены изучению возрастных и индивидуальных особенностей детей, их психологии и физиологии, мотивов, потребностей, ин­тересов.

П. П. Блонский определяет педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. Форму­лируя так предмет педологии, П. П. Блонский как бы снимает проблему антропологического синтеза знаний о человеке вообще. Главное для него — целостное пред­ставление о ребенке [1].

В качестве важнейших проблем педологии ученый называл физиологические, психические, социальные ха­рактеристики ребенка определенного возраста, живуще­го в экономической, культурной, бытовой среде города или деревни. В своих работах он объяснял и описывал деятельность ребенка в процессе учения, игры, труда, общения, характеризовал развитие высших психических функций на той или иной стадии его роста и развития. Главными категориями педологии П. П. Блонский на­зывал развитие, рост, интуицию, характер, среду, актив­ность, педологический и хронологический возраст ре­бенка. На этой основе он создавал практические реко­мендации.            

    Л С Выготский в 1932—1934 годах продолжает подчеркивать значение педологической науки, целост­но изучающей ребенка. Именно в этом он видит цен­ность педологии, ее несводимость к другим дисципли­нам. Педология, писал он,— наука о ребенке; предмет ее изучения — ребенок. Принципиально по-новому ставит ученый проблему развития личности ребенка, его высших психических функций. Источник развития личности, утверждал Л С Выготский, лежит не в генетическом механизме, не в функционировании желез внутренней секреции, а вовне, в системе межличностных отношений. Всякая психиче­ская функция сначала была внешней Она была соци­альной раньше, чем стала внутренней, собственно пси­хической функцией. Разработанные Л.С.Выготским представления принципиально отличались от «теории двух факторов», которая лежала в основе всех тради­ционных педологических концепций

Среда для Л. С. Выготского — это концентрация че­ловеческой культуры. В ней отложились и материали­зовались человеческие способности, психические процес­сы определенного уровня организации. Она складыва­лась исторически. Ребенок овладевает этими запечат­ленными в социальной среде достижениями культуры, и в результате у него развиваются способности [7].

Всякий новый шаг в развитии личности определяется предшествующим шагом, тем, что уже сложилось на более ранней стадии. Развитие — процесс, связанный с педыдущим и настоящим. Сущность всякого кризиса — переоценка потребностей, мотивов, ценностей, когда возникают новые побуждения, новые мотивы.

Исследовали педологи проблему об одаренных детях и их воспитании, они рассуждали о возможностях создания максимально благоприятных условий для развития талантов. П.П. Блонский, Е.А.Аркин, С.Т. Шацский считали необходимым индивидуализировать учебно-воспитательный процесс для одаренных детей. С.Т. Шацкому удалось даже в Московской консерватории создать школу для детей с ярко выраженными музыкальными способностями.

В 60—70-е годы в педагогике поднимаются пробле­мы, которые были запрещены со времен постановления о педологии. Начинают изучаться причины возникнове­ния трудностей поведения ребенка, которые лежат в его наследственно и природно обусловленных качествах. Все больше внимания уделяется факторам социальным, влияющим на процесс социализации индивида. В цент­ре педагогического процесса все чаще оказывалась лич­ность ребенка во всем многообразии ее потребностей, мотивов, интересов. Когда ученые-педагоги Л. И. Нови­кова и А. Т. Куракин утверждали, что не сам по себе коллектив и предъявляемые в нем требования должны находиться в центре педагогического процесса, что кол­лектив интереснее и ценнее как арена самовыражения и развития личности, то в этой трактовке проблемы бы­ла и новация для своего времени, и обращение к тра­диции, разрушенной в 30-е годы.

Сегодня вновь востребованы знания научной школы, возглавляемые лидерами такого масштаба, какими были В. М. Бехте­рев, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский. Сегодня в нашей стране снова усили­вается интерес к целостному изучению личности ребен­ка. Создан Институт мозга. Генетика, психология, педагогика, этнография, философия, социология, физиология накопили ценный материал, органический синтез которого создает пред­посылки для формирования принципиально новой комплексной, системной и интегрированной науки по развитию творческой и рефлексивной личности.

P.S.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 20.