Художественный мир поэта Олега Алексеевича Поскребышева

Олег Алексеевич Поскребышев – один из популярных в Удмуртии русских поэтов.

Своеобразие творческой индивидуальности О. Поскребышева определяется тем обстоятельством, что это русский поэт, родившийся и живущий в Удмуртии. Его жизнь, его произведения пронизаны светом чуткого понимания обычаев, психологического склада, культуры удмуртского народа.

Истинное искусство не нуждается в пышном словесном оформлении. У талантливого поэта обыкновенные стихи, привычные нам по традиции, по форме, превращаются в обыкновенную поэзию, которая становится истинно высокой.

  Поэт Флор Васильев написал о стихах Олега Поскребышева так: «Мысль у него всегда упруга звеняща, будто натянутая струна. Она несет такой заряд, что непременно остается в твоем сердце, читатель».

Олег Поскребышев родился 10 июля 1930 года в деревне Бани Кезского района Удмуртии. Мать и отец – крестьяне. Начиная с 1937 года, вместе со своими сверстниками будущий поэт трудился в колхозе на различных работах. Раннее осознание трудностей жизни формировало сильный мужской характер, способный противостоять драматическим обстоятельствам. Летом 1943 года, когда мужчин в деревне не осталось, тринадцатилетний подросток впервые встал за плуг, а в 1944 году принимал участие в строительстве железнодорожной ветки Ижевск – Пибаньшур. Работа в колхозе до двадцати лет и явилась его первым «университетом», опыт «учебы» в котором многократным эхом отозвался в его творчестве.

  В 1950 году О. Поскребышев поступает в Глазовский учительский институт на отделение русского языка и литературы. Жизнь и учеба в Глазове стали определяющим периодом в процессе становления его литературного дарования. Здесь он занимался в литературном кружке при районной газете, здесь были опубликованы первые, еще во многом подражательные стихотворения. В 1952 году Олег Поскребышев с отличием заканчивает учительский институт, работает в Пужмезской семилетней, а затем – в Кезской средних школах. В 1959 году с отличием заканчивает заочное отделение филологического факультета Глазовского педагогического института. В течение двадцати лет (1952 – 1972) успешно работает учителем и одновременно напряженно занимается творчеством. В 1967 году принят в Союз писателей СССР.

Сегодня Олег Поскребышев- автор двадцати книг. В лучших произведениях поэта органически взаимодействуют лучшие фольклорные традиции, живая разговорная стихия сегодняшней деревни, мотивы городской культуры.

В 1960 году вышла первая книжка молодого поэта Олега Поскребышева с обязывающим названием «Мое поколение». В этом сборнике были стихи о Царь-пушке,о космосе, о призывниках, об институте, о первой любви.

  Вторая книга поэта, вышедшая в 1963 году, была озаглавлена заметно полемически по отношению к первой. Поэт назвал ее просто и непритязательно- «Росинка». В ней более отчетливо была заявлена собственная идейно-эстетическая позиция художника.

Поэтическую «росинку» заметил тонкий аналитик стиха ленинградский критик Адольф Урбан. В своей статье он писал: «Я не собираюсь выдавать книжку О. Поскребышева за идеальную. У него нередко даже хорошо задуманные стихи пестрят банальностями вроде примелькавшегося «настоя» трав. В который раз «Кама вытекает из –под камня. И все- таки в книге есть те «витамины», которые заставляют читать ее со вниманием».

  В следующем сборнике «Где гнездятся ласточки» (1966 год) отразился процесс творческого углубления поэта в пласты невыдуманной жизни, все активней проявляется его стремление уйти от подражаний книжным образцам. В этом сборнике появляются стихи о сельском труде, увиденном не посторонним взглядом, а как бы изнутри – с глубоким пониманием и заинтересованностью.

  Этапным сборником, в котором обозначились основные черты художественного мира самобытного поэта, можно с полным основанием назвать «Застолицу» (1970).

  Начиная с «Застолицы», художник решительно и бесповоротно обратился к изображению жизни земляков, своей деревни, а шире – крестьянства и народа.

  Вот как отозвался о сборнике «Застолица» Флор Васильев : «Поэзия Олега Поскребышева ярка, как народные базары, как ярмарки. Язык сочный, будто выхваченный из разговора степенных мужиков и словоохотливых баб».

  У каждого писателя есть свои главные впечатления, без которых трудно, порой невозможно осмыслить природу его художественного мира. О. Поскребышев принадлежит к числу художников, для которых все, что было заложено в детстве, в молодости, играет особенно значимую роль.

  Многие произведения поэта носят ретроспективный характер. Однако память – это не только прошлое, это и догадка на основе опыта относительно будущего. В основе художественного мира Поскребышева лежит семейная память: отец, мать, бабушка, отчий дом

   Отец поэта, Алексей Николаевич был грамотным человеком: еще до революции ему повезло закончить несколько классов глазовской гимназии. В стихотворениях, посвященных отцу, художник хотел показать, что таких, как его отец, было немало и именно на их не показной надежности, любви к родному краю держалась отчизна.

  Мать поэта, Александра Васильевна, была великолепной рассказчицей и песенницей. Через все творчество О. Поскребышева проходит ее образ, ярко подсвеченный неугасимой сыновней любовью и возрастающей с годами признательностью:

Мать провожала меня на ученье.

Было полсотенки верст до Дебес.

Помню я, помню я, помню свеченье

Маминых послевоенных волос.

Тема матери, культ материнского начала в женщине, в природе становится поистине главенствующей темой в творчестве О. Поскребышева.

  Дом в поэзии О. Поскребышева чаще всего олицетворяет мир детства, лучших лет жизни, да и деревня предстает большим домом, большой семьей, в которой складывался характер поэта.

   Неслучайно сборники поэта «Матица»(1976), «Отчий дом»(1979) оценены критикой и читателями как его наиболее значимые книги.

  Именно добрая семья формирует чувство уважения и дружбы к каждому честному, трудящемуся человеку, а отсюда и ощущение родни в более широком понимании этого слова.

Какая ни седьмая вода на киселе,

Живут родные люди по всей родной земле.

И коренится чувство в крови день ото дня,

Что все мы- не чужие, вы все- моя родня.

  Крестьянский быт в его широком толковании- это изба, это ее внутренняя и внешняя композиция- с русской печью, с коньком на крыше, с узорами на наличниках, с петухами на полотенцах, с люлькой; это предметы домашней утвари; это и пейзаж, и даже климат, в соответствии с которым выстраивается и дом, и определенный порядок жизни. Быт- это и проявление истории народа, специфики его психологии, его мировоззрения. Художник широко и многообразно изображает быт крестьянина, взаимосвязанный с ритмом его жизни, с кругом его забот, с трудом и празднествами.

  Художник открывает поэтическую сторону в повседневной деревенской жизни, в ее быте, труде, обычаях и обрядах.

  Весьма существен в поэзии О. Поскребышева мотив труда, который раскрывается и как смысл жизни, и как опора в трагических обстоятельствах, и как источник радости. Именно в процессе труда проявляются и характернейшие качества личности.

  Своих героев поэт знает не по наслышке, а по совместному труду и быту, по общим переживаниям. Непременным критерием оценки труженника является его мастеровитость в деле, открытость и доброта души.

   Война вошла в память поэта щемящим, грозным «звоном отдаленных лет». Война у него- это не кровопролитные бои на передовой, не атаки с криком «ура», не свист пуль, а жизнь в тылу. Тяжелая, напряженная жизнь, чаще всего увиденная глазами подростка, отчетливо запомнившего, каким трагическим эхом отозвалась война на судьбах женщин, стариков, детей. Будущий поэт в свои 14 лет вместе со всеми строил дорогу Ижевск-Пибаньшур. В стихотворении «1941-1944» отозвались эти воспоминания:

Землянки. Телеги. Ухабы. Ах,думалось, этой ли силе

Клячонки. Лопаты. Дымки. Уступит земля свою власть!

А возле-мальчонки,да бабы, Ее мы слезами мочили,

Да,словно пеньки,старики. Чтоб легче лопатой бралась.

Один из центральных мотивов в творчестве О. Поскребышева- это мотив земли, а точнее мотив силы земли, укрепляющей душу и жизнь человека.

Живая земля «дышит теплом», «особым духом пашни»- «мятным, тминным, и винным, и ржаным». Человек должен помочь диалогу земли и неба, чтобы родился урожай, чтобы из глубины земли «вдруг пролились ростки».

Земля у О. Поскребышева уподобляется труженику и, кажется, повторяет его движения, делит с ним и труд, и отдых.

  Именно земледельческий труд, по мнению автора, дает особое ощущение первозданной радости общения с землей, с самой природой, тяга к которому хранится в генных кладовых человеческой личности.

Напашется- и стал моложе,

Накосится- и вновь за стол.

Смеются бабы:- Гляньте, ожил,

Запел-защелкал наш щегол.

   Изображение женщины- один из лейтмотивов в творчестве О. Поскребышева. В ней поэт славит прежде всего хранительницу семейного очага. Это образ величавый и трогательный, сильный и обеспокоенный судьбой дома и мира («Тревога», «Повитуха», «Бабушка и цветы», «Она за ложку взяться не спешит»). О. Поскребышев видит в женщине начало, направленное прежде всего на сохранение мира. Она, как и земля, выделена силой возрождения жизни, светоносной силой любви. Взгляд любящей женщины способен подвигнуть мужчину на подвиг, удвоить его силы и уверенность в работе.

Не песня ль материнства в ней опять

Звенит и льется в этот миг негромко!

Жена, сестра, невеста или мать-

Глядит она, как смотрит на ребенка.

Женщина, песня, рожь в поэзии О. Поскребышева- значимые слова взаимосвязанного образно-смыслового ряда: «Запоет, зальется рожь/ Звоном зернышек- бубенчиков/ Я гляжу, как ты цветешь/ Неумело и застенчиво».

В лирике поэта путь к любви нередко драматичен, осложнен ситуациями разлук, мучительными состояниями ревности, обиды непонимания.

В. Боков сравнил поэзию О. Поскребышева с «живым лесом». И все- таки не столько лес, сколько поле, ржаное поле является предметом пристального внимания поэта.

  Простор- вот что, пожалуй, более всего характеризует пространственный образ мира в русской поэзии. И в этом смысле творчество О. Поскребышева- ярчайший тому пример.

  Именно природа- поле, река, лес- помогает человеку подняться над суетой жизни, возвыситься душой, осмыслить главное, существенное. Общение с природой наполняет душу человека спасительной силой красоты.

Меж молодок зря ли говорится

(Прежде говорили, будут впредь),

Что дитя красивое родится,

Если на красивое смотреть.

  Живое, порожденное природой- вот что является самым бесценным на земле. Вот почему «Драгоценней желтых самородков/ Редкие картошины лежат», «А грибы, что самородки,/ Пуще прежнего горят».

   Творческую индивидуальность О. Поскребышева невозможно раскрыть без характеристики связи его поэзии с устным творчеством. Большинство исследователей, пишущих о творчестве поэта, указывают на органичность влияния на его поэзию фольклора. Так, В. Кананкин отмечает: «В своих стихах О. Поскребышев широко использует фольклорные мотивы, ритмы, образы. Он не только хорошо слышит народную речь, но и дает возможность ощутить ее красочность, многоцветность, все звуковые оттенки». З. Богомолова считает, что «любит поэт и частушечные, песенные ритмы, все настойчивее вводит в стихи разговорную интонацию».

О. Поскребышев вводит нас в атмосферу сказочного, суть которой заключается в непреходящем удивлении чуду жизни. Дни видятся поэту «белыми лебедями», сумерки- «синими синицами», ночи- «грачами».

  Особое место заняла в творчестве О. Поскребышева песня («Летят утки», «Песни о деревьях», «Песня ложечника» и др.

  О. Поскребышев по своей сути «песенный» человек, любящий и умеющий петь, знающий множество народных песен.

  Песня вошла и в сознание и в творчество поэта. Жанрово- стилевые черты и сам образ песни в его соотнесенности с жизнью, судьбой, любовью, душой стали одной из органических основ его поэзии.

  О. Покребышев не замыкается в рамках одного жанра: пишет рассказы, очерки, статьи о поэзии, переводит на русский язык стихи удмуртских поэтов Ф. Васильева, В. Романова, Д. Яшина и др.

У О. Поскребышева свой постоянный читатель. И весьма надежный. Сборники поэта не залеживаются на книжных полках. Его диалог с читателем не прерывается.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 22.