Обращаясь к вопросу о нравственных основах уголовного судопроизводства, прежде всего, необходимо определиться с содержанием понятий «мораль» и «нравственность».
В специальных исследованиях по данному вопросу, в философской литературе понятия «мораль» и «нравственность» определяют как равнозначные по смыслу, тождественные понятия. В русском языке слово «нравственность» – всего лишь перевод (смысловой лингвистический аналог) латинского слова «мораль».
Следовательно, мораль и нравственность – слова-синонимы. И, перефразируя известное стихотворение В.В. Маяковского, можно сказать:
Мы говорим – мораль,
подразумеваем – нравственность,
Мы говорим – нравственность,
подразумеваем – мораль.
Нравственность – это философская категория, характеризующая нравы, присущие конкретному человеку, группе людей (социальной группе), отдельной нации, обществу в целом.
Нравы (от слова нрав, норов, то есть – характер) характеризуют состояние индивидуального и общественного сознания, поведение и взаимоотношения людей в обществе с точки зрения категорий добра и зла.
Различают природный нрав отдельного человека (т.е. прирожденный, естественный), «поскольку всяк родится с известными наклонностями», и выработанный, сознательный, насколько человек успел воспитать в себе определенные качества (подробнее об этом см. в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля).
Нравственность имеет три компонента: нравственное сознание, нравственная деятельность и нравственные отношения.
Нравственное сознание (взгляды) – это внутренняя готовность совершать поступки, соответствующие требованиям морали. Для того, чтобы ответить на вопрос, каково нравственное сознание человека, необходимо определить, какова степень принятия им моральных требований как руководства к деятельности.
Нравственная деятельность – это совокупность поступков человека, совершая которые, он соблюдает требования морали.
Нравственные отношения – это отношения, в которые вступают люди, соблюдая при этом требования морали.
Самым высоким уровнем из этой триады являются нравственные отношения, в процессе которых люди должны не только соблюдать моральные нормы, но и уметь понимать и прощать чужие недостатки, неблаговидные поступки.
Взгляды и поступки, отвечающие критериям морали (нравственности), проявляются через следующие добродетели: честность, благородство, самоотверженность, героизм, милосердие, доброта, справедливость, щедрость, великодушие, чувство долга, уважительное отношение к человеку, обществу, государству и другие.
Формами поведения, не отвечающими требованиям морали (нравственности), являются преступления и пороки.
Что касается преступлений, то нам понятно, что это не только безнравственные, но и противоправные деяния, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания.
Иные формы аморального (безнравственного) поведения – пороки, в гуманитарных и социально-философских традициях современных государств отождествляются с такими проявлениями как лень, жадность, грубость, лживость, трусость, безответственность, пренебрежительное отношение к человеку, обществу, государству, их правам и законным интересам и некоторые другие.
Характер и особенности морально-нравственного сознания личности, социальной группы, нации и общества в целом в значительной мере предопределяются характером и особенностями конкретного исторического периода времени их существования, включая форму политического устройства общества, состояние экономики, права, характер господствующих в обществе религиозно-философских традиций и некоторые иные факторы.
Моральный (нравственный) облик современного общества (в границах соответствующих государств) определяют следующие факторы: характер социально-политического устройства; степень развития экономики и права; уровень и качество образования, наука и культура; средства массовой информации и коммуникации; литература и искусство; господствующие в обществе религиозно-философские учения; характер существующих в обществе брачно-семейных отношений; наличие или отсутствие в обществе системы социальной защиты; национальный состав населения; географическое положение территории соответствующего государства; характер и состояние международных отношений, а также ряд других обстоятельств объективного и субъективного характера.
Формами внедрения в сознание конкретного человека принятых в обществе норм морали (нравственности) традиционно являются: воспитание, обучение, убеждение в необходимости следовать требованиям норм морали (нравственности), одобрение мировоззренческих позиций и инициатив, отвечающих критериям морали (нравственности), порицание аморальных воззрений, деяний и инициатив.
Мораль, как и право, относится к числу регуляторов общественных отношений, в том числе и отношений, существующих в сфере уголовного судопроизводства. Поэтому, по мере развития человеческого общества и возрастания в структуре общественного сознания значения и роли соображений гуманитарного характера, соответствующие нравственные императивы инкорпорируются в нормы уголовно-процессуального права, регулирующие порядок и правила уголовного судопроизводства.
Таким образом, уголовно-процессуальный закон получает моральное одобрение и нравственную поддержку общества, а наиболее значимые постулаты морали (нравственности) приобретают силу закона.
Совокупность такого рода нравственных норм, то есть норм, приобретших силу закона, наиболее ярко характеризует уголовный процесс соответствующего государства на том или ином этапе его развития.
Поэтому можно отметить, что общая характеристика нравственных основ уголовного процесса находит свое выражение в тех существующих в обществе представлениях об идеальной модели человеческих взаимоотношений, которые вошли в содержание норм уголовно-процессуального права, регулирующего порядок и правила уголовного судопроизводства.
Прежде всего, нравственные аспекты уголовного судопроизводства отражаются в принципах уголовного процесса, направленных на защиту чести и достоинства личности; охрану прав и законных интересов человека и гражданина; обеспечение неприкосновенности личности; предотвращение случаев незаконного и необоснованного ограничения личных конституционных свобод человека; предотвращение случаев незаконного и необоснованного ограничения права собственности; недопустимость проявления в уголовном судопроизводстве случаев произвола, грубости, физического или психического насилия, неуважительного отношения к личности; недопустимость случаев осуждения невиновных и оправдания лиц, совершивших преступления.
Эти и многие иные принципиальные положения морально-нравственного свойства нашли отражение в соответствующих нормах уголовно-процессуального закона: принцип законности (ст. 7 УПК РФ); принцип презумпции невиновности (ст. 14 УПК РФ); принцип неприкосновенности личности (ст. 10 УПК РФ); принцип неприкосновенности жилища (ст. 12 УПК РФ); принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ); принцип состязательности сторон (ст. 15 УПК РФ) и другие.
Все они представляют собой интеллектуально-правовое производное от существующих в обществе идеальных представлений о свободе и справедливости, о чести и достоинстве, о добре и зле и, в конечном счете, представлений о наиболее прогрессивной модели отправления правосудия.
Включение норм морально-нравственного характера в указанные выше и иные положения уголовно-процессуального закона, в конечном счете, преследует две основные цели:
не допустить превращения уголовного процесса в механизм расправы и репрессивного подавления личности;
способствовать превращению уголовного процесса в близкую к совершенной, достаточно эффективную систему защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.
Уголовно-процессуальное право, в отличие от морали, имеет своим содержанием установленные государством нормы и принципы, которые выступают регулятором поступков людей в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Создавая нормы этой отрасли права, государство в лице законодателя не может пренебрегать нормами морали, в противном случае нормы права будут отвергнуты обществом как нормы недопустимого поведения. Допустимо существование норм уголовно-процессуального права, нейтральных по отношению к нормам морали.
В то же время сфера регулирования уголовно-процессуального права не может включать все отношения, которые урегулированы моралью, связанные с уголовным судопроизводством, т.е. сфера регулирования морали значительно шире, нежели сфера регулирования права.
Такова в основе своей общая характеристика сути и содержания нравственных начал уголовного судопроизводства.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 228.