Настольная книга следователя / Под ред. А. И. Дворкина. – М., 2006
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Орлова А.А., Фадеев П.В. Практикум по учебной дисциплине «Предварительное следствие в органах внутренних дел»: Учебно-методическое пособие. – М: «Щит-М», 2007.

Основы управления в органах внутренних дел / Под ред. Коренева А.П. – М.: Московский Университет МВД РФ, 2003.

Руководство для следователей / Под ред. Н.А. Селиванова, В.А. Снеткова. М.: « ИНФРА». 1997.

Руководство для следователей / Под ред. В.В. Мозякова. – М.: Экзамен, 2005.

Глава 5. Планирование расследования преступления.

Статистика и учет в работе следователя

§ 1. Понятие, цели и принципы планирования расследования

Преступлений

Решение задач эффективного расследования преступлений, выявления способствующих им обстоятельств, изобличения виновных, требует от следователя не только профессиональных знаний, умений, но и немалых организаторских способностей.

Расследуя то или иное преступное деяние, следователь часто оказывается в сложных ситуациях, характеризующихся дефицитом исходной информации, противоречивостью и недостаточностью поступающих фактических данных. Положение нередко усугубляется и иными трудностями, к которым относятся: неравномерность в нагрузке следователей; необходимость выполнения большой по объему работы в крайне сжатые сроки; трудоемкость некоторых процессуальных действий, а нередко и отсутствие надлежащих условий труда.

Успешное расследование преступлений в такой обстановке предполагает необходимость четкой организации труда следователя, одним из важных элементов которой является планирование. Общие положения и виды этой деятельности определенны ведомственными нормативно-правовыми актами (см., например; приказ МВД РФ № 840 от 18.10.2005 г. «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации»). В свою очередь, учеными-криминалистами и практиками разрабатываются соответствующие правила и приемы планирования, которые освещаются в специальной литературе по организации, тактике и методике расследования отдельных видов преступлений.

Проводимые в этой сфере исследования показывают, что на практике достижения теории используются далеко не всегда. По данным нашего исследования около 20% следователей вообще не планируют расследование «очевидных» преступлений, свыше 35% следователей не составляют письменные планы. Лишь 45% следователей составляют письменные планы расследования преступлений, и только каждый пятый из них использовал форму планов, отвечающую научным рекомендациям.

Между тем, планирование позволяет экономично использовать время, сводя к минимуму непроизводительные затраты, случаи проведения повторных следственных действий, и в итоге, создать предпосылки для рациональной организации труда. Планирование расследования, особенно в письменной форме, позволяет: максимально конкретизировать мысли следователя по поводу организации расследования; охватить все стоящие перед ним задачи; зафиксировать и запомнить большое количество необходимой информации; осуществлять постоянный контроль за ходом расследования, процессуальными сроками, выполнением планируемых мероприятий.

Планирование представляет собой разновидность умственной деятельности следователя, в основе которой лежит информационно-аналитическая работа. В этом смысле планирование можно рассматривать как метод организации расследования, направленный на определение оптимальных путей, способов, средств и сроков достижения целей предварительного расследования. Результатом этой деятельности является план расследования, представляющий собой перспективную модель будущих действий и мероприятий субъектов расследования, детальную программу реализации тактических задач уголовного судопроизводства. План расследования является внешним выражением процесса планирования.

Цели планирования расследования преступлений должны быть конкретными, измеримыми (сориентированными во времени) и достижимыми. Это создает четкую базу для оценки хода работы и принимаемых решений, помогает точно определить не только то, что предполагается осуществить, но и когда должен быть достигнут ожидаемый результат.

Цели планирования расследования преступлений, как правило, обусловлены задачами предварительного расследования и предполагают следующее:

обеспечение объективности, полноты и оперативности расследования;

определение конкретного содержания работы следователя на всех этапах расследования преступлений;

выбор наиболее оптимальных направлений деятельности следователя;

согласование (координацию) усилий следователя с сотрудниками оперативных и иных подразделений органов внутренних дел;

эффективное применение технико-криминалистических средств и методов, а также тактических приемов расследования;

экономию времени, сил и средств.

При планировании важно соблюдать общие условия и принципы уголовного судопроизводства. Вместе с тем процессу планирования присущи и свои специфические принципы. К их числу относятся: индивидуальность; конкретность; реальность; оптимальность; динамичность.

Принцип индивидуальности означает обязательность учета особенностей расследуемого преступления и составление отдельного плана по каждому уголовному делу. Он органически связан с творческим подходом к планированию и направлен на преодоление упрощенчества, примитивных шаблонов и стереотипов в следственной практике. В то же время принцип индивидуальности не отвергает целесообразность использования общих положений, типовых форм и универсальных приемов планирования.

Принцип конкретности означает, что в плане не должно быть декларативных (общих, расплывчатых) формулировок. Цели и задачи расследования, пути и средства их достижения должны формулироваться конкретно и лаконично. Так, в плане должны быть перечислены все обстоятельства, подлежащие выяснению при проверке той или иной версии; все возможные следственные действия и иные мероприятия, подлежащие проведению; точно указаны место, сроки их проведения и исполнители.

Конкретность – предполагает составление детальных и четких планов. В то же время детализация плана должна быть рациональной, исключающей нагромождение ненужных мелочей.

Принцип реальности означает, что, планирование расследования должно строиться с учетом действительной необходимости и реальных возможностей следователя. Реальными и выполнимыми должны быть также все намеченные следственные действия и иные мероприятия. В противном случае планирование теряет всякий смысл.

Принцип оптимальности планирования обусловливает выбор наиболее эффективных способов расследования преступления.

Принцип динамичности планирования – отражает обязательность учета развития следственных ситуаций, необходимость поиска и исследования новой информации, немедленного учета всех изменений, особенно в сложных, конфликтных ситуациях. Составленный план не является завершённым, он должен дополняться и изменяться, поскольку в результате расследования может появиться необходимость производства соответствующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Следовательно, корректировка плана должна осуществляться всегда, когда это необходимо.

Соблюдение указанных принципов обеспечивает научность и эффективность планирования, максимальное достижение целей предварительного расследования при минимальных затратах сил и средств.

§ 2. Версии как основа планирования расследования преступлений

Расследование преступлений по своей природе является сложным познавательным процессом, частным случаем познания объективной действительности. Расследовать – значит с достоверностью познать обстоятельства и факты противоправного деяния. Основу его составляют факты прошлого недоступные для непосредственного восприятия, как правило, скрытые и скрываемые. Если в других областях творческой человеческой деятельности основным эвристическим методом познания является гипотеза, то в раскрытии и расследовании преступлений – ее разновидность – версия. В криминалистическом аспекте версию можно определить как обоснованное предположение относительно события преступления или отдельных обстоятельств его совершения, имеющих значение для расследования по уголовному делу.

Понятие версии тесно связано с переходом от незнания к знанию, от неполного и недостоверного знания к полному и достоверному, ибо только версии дают логически обоснованное предположительное (вероятное) объяснение сущности события преступления или его отдельных обстоятельств, причинной связи между фактами, подлежащими установлению по уголовному делу. В этом заключается важнейшая роль версии.

В процессе доказывания в отношении исследуемых фактов могут возникать самые различные предположения, суждения и догадки. Но их можно считать версиями только тогда, когда они основаны на известных фактических данных, базируются и объясняют всю совокупность данных. Сказанное позволяет вести речь о таком признаке версии как ее реальность в конкретных условиях места и времени. Версия – предположение о факте (явлении), относящемся к делу. В этой связи не могут считаться версиями предположительные объяснения фактов, никак не связанных с предметом доказывания. В этом проявляется второй обязательный признак версии – ее относимость.

Версия является сложным сочетанием многих свойств и признаков. В зависимости от аспекта рассмотрения (и использования) версий, наиболее существенными оказываются либо одни, либо другие признаки. Эти признаки и служат основаниями для различных классификаций версий, в частности: 1) по субъекту выдвижения (авторству); 2) по объему содержащейся информации; 3) по степени определенности; 4) по юридической значимости предполагаемых обстоятельств.

В зависимости от субъектов выдвижения (авторства) версии могут быть следственными (дознания), оперативно-розыскными, экспертными и судебными. Это означает, что следственные версии выдвигает и проверяет следователь в целях уяснения сущности события и всех его обстоятельств. Оперативно-розыскные версии – выдвигает оперативный работник, занимающийся раскрытием преступления. Экспертная версия – это предположение эксперта относительно отдельных фактов, обстоятельств расследуемого события, принятое им к проверке и имеющее значение для уголовного дела. Наконец, судебная версия – это предположение, выдвинутое судом или судьей при рассмотрении дела. Суд получает уголовное дело, в котором сформулирована только одна версия – та, которая осталась в итоге предварительного расследования, а все остальные отпали. Это так называемая «версия обвинения», сформулированная в обвинительном заключении. Суд обязан тщательно проверить ее.

По объему содержащейся информации версии делятся на общие и частные. Общие версии – это предположения о событии преступления в целом.

Частные версии – это предположительное объяснение отдельных доказательственных фактов и их связей, либо отдельных обстоятельств совершения преступления, входящих в предмет доказывания. Например, версии о мотиве, времени, месте, способе совершения преступления, личности преступника, количественном составе преступной группы.

По степени определенности различают версии конкретные и типичные. При этом конкретные версии строятся на основе установленных фактических данных по уголовному делу и представляют собой предположения о событиях, действиях, предметах и процессах, имеющих значение для дела. В отличие от конкретных, так называемые типичные или типовые версии – это наиболее общие, типичные объяснения события, когда конкретной информации о нем слишком мало и эта информация противоречива, и не вполне достоверна. Основой для выдвижения таких версий служат не столько фактические данные, сколько профессиональный опыт, интуиция следователя, соответствующие криминалистические рекомендации, результаты обобщения судебно-следственной практики. Типовую версию можно применять многократно в аналогичных условиях.

По юридической значимости предполагаемых обстоятельств можно выделить версии обвинения и защиты, так называемые «контрверсии». Дело в том, что следователь обязан собирать доказательства, как виновности, так и невиновности заподозренного лица. Это прямо вытекает из требований ст. 73 УПК РФ, где говорится, что при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию «виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы», а также «обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния». Следовательно, во всех случаях необходимо проверять альтернативные предположения. Например, при наличии общей версии о краже – проверить контрверсию (общую) о том, что могло иметь место другое преступление, например: самоуправство, угон транспортного средства. Возможно, преступления и вовсе не было − заведомо ложный донос, ошибка потерпевшего, казус. Следовательно о совершении кражи конкретным подозреваемым Н. иногда необходимо проверить соответствующую частную контрверсию о совершении кражи не гражданином Н., а другим лицом.

 

§. 3 Содержание планирования расследования по уголовному делу

Единый по своим целям и тактическому значению процесс планирования расследования по уголовному делу с содержательной стороны представляет собой многоуровневую систему, элементы которой тесно связаны между собой и взаимообусловлены. К элементам этой системы относятся:

1) анализ исходной информации; построение следственных версий;

2) определение задач расследования;

3) выбор путей и способов решения поставленных задач;

4) составление письменного плана и иной документации;

5) контроль исполнения и корректировка плана расследования.

Анализ исходной информации следователем начинается с момента получения сообщения о событии, содержащем признаки преступления, и осуществляется в течение всего расследования. Основную информацию о расследуемом событии следователь получает из поступивших к нему первичных материалов и в результате проведения первоначальных следственных действий. При этом особое значение для построения версий имеет непосредственное ознакомление следователя с обстановкой преступления в ходе осмотра места происшествия и личное исследование вещественных доказательств. Непосредственное восприятие обогащает представления следователя о событии, делает их более разносторонними и полными, насыщенными зрительными образами, что благоприятствует формулированию версий.

Помимо процессуальных источников доказательств, при построении версий используется также информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных, и иных мероприятий. Однако далеко не все фактические данные, полученные по уголовному делу, могут служить основаниями для построения следственных версий. Поэтому суть анализа исходной информации сводится к тому, чтобы из всей совокупности фактических данных отобрать лишь те, которые отвечают определенным условиям: 1) имеют отношение к расследуемому событию и взаимосвязаны с другими уже установленными обстоятельствами; 2) получены из надежного первоисточника и могут быть признаны допустимыми; 3) могут быть проверены процессуальным путем.

Построение следственных версий является вторым обязательным элементом планирования, вытекающим непосредственно из первого, и заключается в построении всех возможных версий с целью установления неизвестных пока обстоятельств дела. При построении версий используются различные приемы логического мышления: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия. Эти логические приемы в информационно неопределенных ситуациях позволяют накопить определенную информацию, необходимую для построения версий, систематизировать и классифицировать факты, оценить их.

Определенное значение в построении следственных версий имеет интуиция. Когда говорят об интуиции, то имеют в виду кажущееся внезапное непосредственное постижение истины без очевидных доказательств и развернутого логического мышления. Из теории познания известно, что за способностью сознания при минимальной информации по ничтожным признакам, без развернутого анализа интуитивно угадывать истину, стоят приобретенные ранее знания и опыт, которые дают возможность человеку как бы «внезапно» правильно решить ту или иную задачу.

Определение задач расследования в каждой конкретной ситуации зависит от характера расследуемого преступления и наличия доказательств. Так, при расследовании дорожно-транспортного преступления, когда водитель скрылся, планирование будет направлено на установление разыскиваемого водителя и транспортного средства, а также на детальное изучение обстановки места происшествия. А при задержании грабителя с поличным, − на конкретизацию умысла подозреваемого, выяснение мотива и характера совершенного преступления, размера причиненного вреда и других обстоятельств.

Следователь, наметив те или иные версии, дав объяснение событию и его отдельным фактам, не должен забывать о том, что его объяснения являются всего лишь предположениями, а значит, должны быть проверены и подкреплены соответствующими доказательствами. Поэтому задачи планирования на каждом этапе расследования определяются путем выведения из каждой построенной версии логических следствий. Эти следствия в своей совокупности образуют перечень обстоятельств, подлежащих установлению по делу, которые затем включаются в самостоятельный раздел плана. Наряду с общеверсионными обстоятельствами в содержание планирования входит также определение вневерсионных обстоятельств, т. е. тех вопросов, которые не являются логическими следствиями версий, но также подлежат обязательному установлению. Например, установление способности свидетеля адекватно воспринимать различные явления и события, изучение личности подозреваемых и потерпевших, выяснение их психофизиологических особенностей и другие.

При проверке нескольких параллельных версий их логические следствия могут в чем-то повторяться, дублироваться. Поэтому следователю важно правильно определить оптимальный перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу. При сужении круга обстоятельств, часть их не исследуется, а образующаяся неполнота может привести к односторонности расследования и принятию незаконных решений. Необоснованное расширение перечня обстоятельств, напротив, усложняет проверку и оценку собранных данных. Если же следователь правильно определяет круг обстоятельств, подлежащих выяснению, он тем самым организует расследование в пределах, достаточных для установления истины по делу. При этом должны быть учтены: предмет доказывания по уголовному делу; особенности уголовно-правовой квалификации расследуемого деяния; криминалистические рекомендации по методике расследования отдельных видов и групп преступлений.

Выбор способов решения поставленных задач логически вытекает из трех предыдущих элементов планирования и состоит в конкретном учете всех средств, находящихся в распоряжении следователя, и их сопоставлении с задачами, определенными на предшествующих этапах. Следователь оценивает материально-технические, информационные, временные и иные ресурсы с учетом возможностей их использования. В случае недостаточности имеющихся ресурсов решает вопрос о привлечении дополнительных сил и средств или же прибегает к значительной интенсификации своего труда.

На этом же этапе определяется перечень необходимых следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий, а также, время, место и последовательность их проведения.

В первую очередь планируются с учётом обстоятельств дела те следственные действия, которые явно относятся к числу неотложных, например, осмотр места происшествия, обыск, наложение ареста на имущество, допрос потерпевшего или свидетеля, на которого может быть оказано негативное воздействие, а также те, в результате которых можно получить наиболее важную для дела информацию или с помощью которых можно проверить все следственные версии или несколько версий одновременно.

После того, как намечены неотложные процессуальные действия, необходимо производство тех процессуальных действий, которые потребуют длительного времени. Например, если по делу требуется назначить почерковедческую экспертизу, нужно заранее предусмотреть выемку и осмотр соответствующих документов; получение свободных и экспериментальных образцов почерка; допросы подозреваемого и других лиц по вопросам, касающимся сомнительных записей в документах.

На более поздний период расследования могут быть запланированы процессуальные действия, направленные на уточнение и проверку ранее полученных доказательств, а также мероприятия информационно-справочного характера (следственный эксперимент, проверка и уточнение показаний на месте, запросы в различные организации и учреждения).

Исполнителем большинства следственных действий, как правило, является сам следователь. Проведение отдельных процессуальных и следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с планом поручают сотрудникам криминальной милиции либо других подразделений органов внутренних дел (специалистам-криминалистам, участковым уполномоченным, инспекторам по делам несовершеннолетних, инспекторам ГИБДД и другим).

Составление письменного плана и иной документации является конечным результатом процесса планирования. Намечая выполнение необходимых процессуальных действий и других мероприятий, последовательность и тактику их проведения, следователь обычно составляет письменный план, а при необходимости готовит и другую вспомогательную документацию.

В связи с применением в ходе планирования компьютерных технологий представляется возможным вести речь и об электронной форме планов. Практика показывает, что электронная форма плана требует значительно меньше времени на разработку и оформление, по сравнению с аналогичной письменной формой. Применение компьютерных технологий при планировании работы следователем освобождает его от необходимости последовательного выполнения значительного числа трудовых операций, затрачиваемых на составление плана расследования по отдельным уголовным делам, а затем – календарного плана работы по всем находящимся в его производстве уголовным делам.

Контроль исполнения и корректировка плана расследования это последний элемент планирования, который обусловлен тем, что следователь по мере выполнения намеченных мероприятий, получает новые доказательства и новые данные, требующие соответствующего осмысления и оценки. С учетом этих изменений вносятся необходимые поправки и в план расследования: намечаются новые версии, определяются дополнительные задачи, предусматриваются дополнительные пути и способы их решения.

 

§ 4. Основные виды и формы планов расследования

В зависимости от объема предусмотренной планом деятельности следователя выделяют несколько основных видов планирования:

планирование расследования по уголовному делу;

планирование отдельного следственного действия;

планирование расследования по группе уголовных дел;

планирование расследования по сложным уголовным делам.

Каждому виду планирования присущи разнообразные виды и формы планов расследования преступлений. Тот или иной вид плана всегда соответствует определенному направлению планирования расследования, что выражается в его названии. Форма плана − это то внешнее выражение, которое получает мыслительная деятельность следователя по планированию расследования.

Процесс планирования расследования находит свое выражение в различных письменных планах и так называемой вспомогательной документации (простых заметок программного характера, развернутых планов расследования, графиков, схем) выработанных следственной практикой и условно называемых в криминалистике техникой планирования.

В зависимости от особенностей расследуемого преступления и складывающейся по делу ситуации следователь, как правило, сам избирает ту или иную форму плана, которая для него более приемлема и удобна. Рассмотрим лишь некоторые из них, наиболее распространенные.

План расследования по уголовному делу. В этом в плане отражаются следственные версии; обстоятельства, подлежащие выяснению по каждой версии; следственные действия и иные мероприятия; сроки их проведения; исполнители, а также отдельная графа для отметок об исполнении запланированных мероприятий, полученных результатах и примечаний.

Во вводной части плана рекомендуется указывать сроки важнейших процессуальных решений: возбуждения дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, окончания расследования.

При использовании такой формы плана особенно наглядно проявляется роль следственных версий в определении направления и задач расследования, в формировании перечня следственных действий и иных мероприятий, направленных на проверку каждой версии.

Согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий является разновидностью планов расследования по уголовному делу и составляется в процессе текущего планирования на определенном этапе расследования, как правило, на первоначальном. Он предназначен для координации усилий следователя с сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел при расследовании конкретного преступления.

План производства отдельного следственного действия. Планирование отдельного следственного действия неразрывно связано с планированием всего расследования по уголовному делу. Если общий план определяет направления и тактику расследования в целом, то план отдельного следственного действия − его цель и тактику проведения. Это означает, что планирование конкретных следственных действий должно быть подчинено общему плану расследования, то есть решению общих задач, проверке версий по делу, установлению и исследованию всех обстоятельств происшедшего.

План отдельного следственного действия может быть составлен в произвольной форме. Важно, чтобы в нем были отражены: цель следственного действия; время и место его проведения; порядок проведения; перечень вопросов (обстоятельств), подлежащих выяснению; участники следственного действия (переводчик, специалист, защитник, педагог); технические средства, которые будут применяться (диктофон, магнитофон, видеокамера); и иные необходимые следователю данные.

План расследования по группе уголовных дел (календарный план). Необходимость этого вида планирования обусловлена тем, что в производстве у следователя, как правило, находится несколько уголовных дел. Кроме того, следователю приходится выполнять и другую работу: изучать поступающие материалы, дежурить в составе следственно-оперативной группы, присутствовать на служебных совещаниях и занятиях, участвовать в различных правоохранительных мероприятиях.

Календарное планирование позволяет четко скоординировать своевременное проведение процессуальных действий по всем находящимся в производстве следователя уголовным делам, а также выполнение других мероприятий. Календарное планирование предполагает четкое определение и согласование по времени и оптимальной последовательности различных работ.

В процессе календарного планирования происходит окончательная детализация и увязка по срокам (дням, часам, а иногда и минутам) планов расследования по отдельным уголовным делам с перечнем иных мероприятий, осуществляемых следователем. Таким образом, совершенствуется структура отдельных планов, упорядочивается хронологическая последовательность всей намеченной работы. Это, в свою очередь, позволяет избежать всевозможных «накладок», «просчетов» в следственной деятельности, а также непроизводительных затрат времени.

Календарное планирование осуществляется обычно на месяц (квартал) или на более короткий срок (одну – две недели), в зависимости от задач расследования и нагрузки по уголовным делам. При этом на ближайшие дни декады составляется более плотный график работы, чем на последующие дни. Это, во-первых, создает резерв для дополнительных мероприятий, необходимость проведения которых возникает в ходе дальнейшей работы. Во-вторых, дает возможность в случае необходимости перенести запланированные ранее мероприятия на более поздние сроки.

При календарном планировании необходимо также учитывать правильность распределение нагрузки по частям (часам) рабочего дня. Так, трудоемкие и сложные следственные действия, отнимающие много времени, целесообразно планировать на первую половину дня. Допросы работающих и иногородних свидетелей, напротив, лучше намечать на вторую половину дня.

На время дежурства не следует планировать следственные действия, связанные с вызовом граждан, предпочтительно запланировать иную работу с документами (систематизация материалов дела, оформление запросов и др.).

Календарное планирование позволяет следователю более эффективно использовать рабочее время, анализировать ритм работы, контролировать процессуальные сроки и, наконец, постоянно совершенствовать организацию своей деятельности.

Планирование расследования по сложным уголовным делам. Специфика данного вида планирования заключается в том, что по сложным и объемным уголовным делам расследование нередко проводится группой следователей и имеет некоторые особенности.

Работа следственной группы по одному уголовному делу требует более четкой организации, постоянного планирования работы как группы в целом, так и каждого следователя в отдельности, координации их действий, постоянного обмена информацией.

Руководитель следственной группы, принимая дело к производству, определяет основные направления расследования, следовательно, берет на себя и обязанность общего планирования и согласования деятельности всех участников группы. На основании общего плана, каждый член следственной группы составляет индивидуальный план своей работы, в котором предусматривает процессуальные действия и решения по конкретному направлению расследования. Индивидуальные планы работы согласуются с руководителем следственной группы.

Планирование работы членов следственной группы может осуществляться по нескольким направлениям: по выдвинутым версиям; по отдельным эпизодам преступлений; по этапам преступной деятельности (например, по фактам подготовки или сокрытия преступлений, по фактам реализации похищенного); по наиболее важным обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делу; по видам следственных действий; по лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении расследуемых преступлений.

При распределении обязанностей и поручений руководитель следственной группы должен учитывать также квалификацию расследуемых преступлений, характер исследуемых обстоятельств, объем предстоящей работы, количественный состав группы и индивидуальные способности следователей.

Обеспечение хорошего психологического климата, взаимопомощи и плановости в работе по делу является залогом правильной организации и успешной деятельности следственной группы.

К планам расследования, особенно по сложным уголовным делам, может прилагаться различная вспомогательная документация, которая облегчает анализ и систематизацию доказательственной базы, обладает наглядностью и помогает уяснить важные обстоятельства дела. В качестве такой вспомогательной документации чаще всего используются схемы изучения личности обвиняемых; схемы их преступной деятельности; различные схемы, отражающие связи участников преступной группы между собой; участие и роль членов группы в конкретных эпизодах преступной деятельности; способы подготовки, совершения и сокрытия преступлений; этапы и маршруты перемещения товароматериальных ценностей, наркотиков, огнестрельного оружия и боеприпасов, документооборот в том или ином предприятии (учреждении); каналы легализации и сбыта похищенного и другие данные.

 

Учет и статистика

В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учёте преступлений» утверждены и введены в действие с 1 января 2006 года:

Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях;

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений;

Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов.

Источниками информации о преступности в том числе о зарегистрированных преступлениях являются статистические отчеты органов прокуратуры, органов внутренних дел Российской Федерации и других правоохранительных органов.

Для накопления и систематизации соответствующей информации используются статистические карточки:

форма № 1 − статистическая карточка на выявленное преступление;

форма № 1.1 − статистическая карточка о результатах расследования преступления;

форма № 2 − статистическая карточка на лицо, совершившее преступление;

форма № 3 − статистическая карточка о движении уголовного дела;

форма № 4 − статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;

статистические карточки формы № 5 − о потерпевшем, формы № 6 − о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции;

приложение к статистической карточке формы № 6 на преступление по делу частного обвинения.

На основании карточек первичного учета составляются различные формы статистических отчетов. Все данные карточек первичного учета вводятся в банк данных информационных центров министерств и управлений внутренних дел субъектов Федерации. Соответственно при изучении преступ­ности можно по специальным программам анализировать непо­средственные данные карточек. Это дает возможность сопоставлять разные показатели одной или нескольких карточек применительно к выделяемому конкретному объекту исследования. Например, при анализе краж можно выяснить, что и откуда похищалось, находи­лись ли соответствующие объекты под охраной, какой именно и с учётом данных обстоятельств планировать меры профилактического характера.

Литература

Антипов В.П. Планирование расследования нераскрытых преступлений. Монография. − М., 2006.

Белкин Р. С. Очерки криминалистической тактики: Учебное пособие.− Волгоград, 1993.

Дубровицкая Л. П., Лузгин И.М. Планирование расследования. − М, 1972.

Копылов И. А., Резван А. П., Косарев В. Н. Криминалистические версии и планирование расследования: Лекция. – Волгоград, 2000.

Кулагин Н.И., Савельев А.К. Расследование сложных многоэпизодных дел.– Волгоград, 2005.

Ларин А.М. От следственной версии к истине. − М., 1976.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 589.