предварительного следствия в системе МВД России
Следственные органы в уголовном судопроизводстве выполняют одну из ведущих процессуальных функций – функцию предварительного расследования, которая не может быть выполнена судебными органами, и которая предоставляет возможность рассмотрения судами уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения. В свою очередь, всестороннее, полное и объективное расследование преступлений во многом зависит от надлежащей организации управления деятельностью следственного аппарата и его организационно-штатного устройства, которые и будут предметом рассмотрения в настоящей главе.
Предварительное расследование в известной степени предопределяет пределы судебного разбирательства и обеспечивает его объективное осуществление по уголовным делам. Так, согласно ч. 1 ст. 252 УПК РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению.
Кроме того, в процессе уголовного судопроизводства значительное количество первичных материалов о происшествиях различного рода и большой объем уголовных дел, рассматривается по существу путем отказа в возбуждении уголовных дел и прекращения уголовных дел, соответственно.
Так, предварительное расследование, как форма собирания, оценки и проверки доказательств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства имеет место в большинстве современных государств. В России предварительное расследование может осуществляться в двух процессуальных формах – в форме предварительного следствия и дознания.
Следственный аппарат, существующий в органах внутренних дел, занимает ведущее место в системе расследования преступлений по сравнению с органами дознания. Кроме того, прокурор вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), а также вправе направить уголовное дело, которое поступило к нему с обвинительным актом от органа дознания, для проведения предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).
Таким образом, органы предварительного следствия системы МВД России выполняют одну из основных процессуальных функций уголовного судопроизводства – функцию предварительного расследования, обеспечивая наступление справедливой ответственности виновных в совершении преступлений, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от необоснованного обвинения, принятие мер по пресечению преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствующих его совершению, а также мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.
История развития
органов предварительного следствия в России
Изучение основных этапов истории возникновения и развития органов предварительного следствия российского государства чрезвычайно важно для правильного понимания сущности и значения деятельности следственного аппарата.
Можно выделить несколько таких этапов:
период, предшествующий реформе 1864 года;
период после судебной реформы 1864 года;
первые годы советской власти;
современный этап в организации органов предварительного следствия в системе МВД СССР и МВД России.
В дореформенной России предварительное расследование, как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, возникла гораздо позже, чем уголовный процесс в целом, поэтому на более ранних этапах его развития отделить следствие от других стадий уголовного процесса достаточно сложно.
При Петре I была создана полиция, к компетенции которой постепенно перешла функция борьбы с преступностью и частично – расследование преступлений. Эта тенденция сохранилась и при проведении реформ Екатерины II, в результате которых была создана судебная система, предусматривавшая несколько судебных инстанций и фактическое разделение уголовного процесса на предварительные (досудебные) и судебные стадии. Причем предварительное расследование было вменено в обязанности полиции.
Следственный аппарат в рамках полиции существовал в следующих видах:
следственный аппарат городских полиций (городов Москвы и Санкт-Петербурга, губернских и других городов);
специальный следственный аппарат земской полиции;
специальный следственный аппарат по особым категориям дел;
особенные следственные органы (государственные чиновники и органы, производившие следствие по уголовным делам в исключительных случаях, по специальному правомочию или на основании специального предписания закона).
Такой порядок сохранялся до начала второй половины XIX века, когда в 1860 г. предварительное следствие по уголовным делам было передано судебным следователям, а за полицией было оставлено только производство дознания, выполнение неотложных следственных действий при обнаружении преступлений и выполнение отдельных поручений судебных следователей. Нередко приговор суда выносился на основании материалов следствия, зачастую не подвергавшихся тщательному исследованию и проверке в суде, что превращало должностное лицо, производившее предварительное следствие, в одну из главных фигур уголовного судопроизводства.
Кадровый состав следственных работников того времени отличался крайне низким уровнем не только юридического, но и общего образования.
8 июня 1860 года Указом императора Александра II в 44 губерниях России ввели должности судебных следователей. В Указе отмечалось, что учреждение института судебных следователей имеет целью «дать полиции более средств к успешному исполнению ее обязанностей, столь важных для порядка и спокойствия жителей всех состояний, и определить точнее свойство и круг ее действий…Мы признали за благо отделить от полиции вообще производство следствий по преступлениям и проступкам, подлежащим рассмотрению судебных мест …Мы повелеваем: отделить следственную часть от полиции во всех управляемых губерниях империи, назначить в сии губернии особых подведомственных Министерству юстиции чиновников для производства следствий о всех преступлениях и проступках, наименовав сих чиновников Судебными следователями; на обязанности полиции оставить только исследования по преступлениям и проступкам маловажным, которые представлены разбору и суждению самих полицейских властей, а также первоначальное дознание о происшествиях».
Одновременно с Указом в 1860 году были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по преступлениям и проступкам. В названных документах устанавливался порядок производства следствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие стороны деятельности судебных следователей. Следователям предоставлялось право в случае надобности проверять и дополнять дознание и отменять распоряжения, принятые при производстве дознания.
Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда. Однако условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их подчинения. Будучи формально подчиненными Министерству юстиции, фактически они в значительной степени зависели от губернаторов, т.к. назначение, распределение и перемещение судебных следователей по участкам всецело зависело именно от них. По существу, губернатор решал и вопрос об увольнении следователей, хотя по закону это относилось к компетенции Министра юстиции. Как правило, основанием для увольнения следователей служили отрицательные отзывы губернатора об их деятельности.
Второй этап в становлении предварительного следствия ознаменовался Судебной реформой 1864 года, которая существенно изменила положение следователей. Они были приравнены по должности к членам Окружного суда и состояли при этих судах. Назначать и смещать судебных следователей мог только Царь по представлению Министра юстиции. Это создавало условия для самостоятельности и независимости их деятельности (следует заметить, что принцип несменяемости следователей и связанные с ним гарантии были установлены по предложению, внесенному Царем).
В 1867 году были впервые учреждены должности временных следователей по особо важным делам. В 1870 году появились должности следователей по важнейшим делам, а в 1875 году – постоянные должности следователей по особо важным делам при Окружных судах. Помимо следственной работы, в случае нехватки судей, судебный следователь мог привлекаться и к рассмотрению в суде уголовных дел, по которым он не производил предварительное следствие.
Окончание данного этапа становления органов предварительного следствия было связано с Октябрьской революцией, после которой Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 года практически полностью была ликвидирована царская судебная система.
Становление и формирование органов предварительного следствия в первые годы Советской власти можно разделить на несколько этапов, характеризующихся конкретной исторической обстановкой.
Первый период, длившийся до принятия Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1922 года и Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 года, характеризуется своеобразием структурных построений следственных органов.
Прообразом органов предварительного следствия стала следственная комиссия Военно-революционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Следственные комиссии были созданы при районных Советах Петрограда, Москвы и в других местностях. В ряде регионов страны, наряду со следственными комиссиями расследованием преступлений в октябре-ноябре 1917 года занимались также штабы Красной Гвардии.
Позднее, согласно Декрету о суде № 2 от 7 марта 1918 года и Декрету о суде № 3 от 20 июля 1918 года в России образовали следственные комиссии окружных судов, которые производили предварительное следствие по делам о тяжких телесных повреждениях и увечьях, изнасиловании, разбойных нападениях, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным местному (уездному, городскому) суду.
По остальным уголовным делам, от народного суда зависело – ограничиться ли произведенным милицией дознанием или передать дело для производства предварительного следствия в следственную комиссию, а в не терпящих отлагательства случаях поручать производство предварительного следствия народному судье.
В первые годы Советской власти, наряду со следственными комиссиями, состоящими при судах и трибуналах, расследованием общеуголовных преступлений занимались также Всероссийская Чрезвычайная Комиссия и органы милиции. К компетенции милиции и уголовного розыска отнесли расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для их расследования в аппаратах уголовного розыска, как и ВЧК, были ведены должности следователей.
21 октября 1920 года Положением о народном суде РСФСР введены должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Предварительное следствие народный следователь проводил при содействии милиции, в том числе уголовного розыска, которые действовали в этих случаях по указанию и под руководством следователя, требования следователя при производстве следственных действий были для них обязательны.
25 мая 1922 года был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В статье 23 УПК отмечалось, что под словом “следователь” разумеются народные следователи, следователи, состоящие при Советах народных судей и Революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Указанным кодексом должности следователей в уголовном розыске были упразднены.
Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 года третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган - Государственную прокуратуру и приняла первое Положение о прокурорском надзоре. УПК РСФСР 1923 года каких-либо изменений в систему предварительного следствия не привнес.
3 сентября 1928 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, следователи выведены из подчинения судов и полностью подчинены органам прокуратуры.
Полное подчинение следственного аппарата в СССР прокуратуре произошло в 1933 году, в связи с выделением органов прокуратуры из структуры Верховного Суда СССР и образованием Прокуратуры СССР.
Формально следственный аппарат был единым (не считая органов госбезопасности), фактически же большинство уголовных дел по – прежнему расследовалось милицией. Для их расследования в 40-50-х гг. в милиции ведомственным приказом были созданы свои следственные аппараты, подчинявшиеся Следственному отделу Главного управления милиции МВД СССР.
В период Великой Отечественной войны специфической особенностью явилось развитие уголовно-процессуального законодательства по линии расширения юрисдикции военной юстиции, ускорения и упрощения процессуального регламента расследования некоторых преступлений.
В послевоенный период следственный аппарат формально оставался единым, сосредоточенным в органах прокуратуры, но основную массу уголовных дел расследовала милиции и ее следователи.
Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и Союзных республик, принятые 25 декабря 1958 года, и утвержденный в соответствии с ним в 1960 году Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР наделил правом производства предварительного следствия лишь следователей органов прокуратуры, а затем и следователей госбезопасности.
Юридически милиция была освобождена от несвойственной ей функции предварительного следствия, но фактически освободить милицию от расследования преступлений не удалось. Создавшееся положение потребовало решения ряда вопросов, направленных на совершенствование системы предварительного расследования преступлений.
6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка». Вследствие чего, с момента вступления в силу данного указа с 1 июня 1963 года в МООП СССР был создан следственный аппарат, что явилось отправной точкой становления в целом следственного аппарата в системе органов внутренних дел.
В соответствии с этим Указом следственные аппараты юридически считались подразделениями МООП-УООП (МВД, УВД), то есть подчинялись непосредственно руководителям Следственных управлений республик, краев, областей. Приказом Министра внутренних дел СССР Н.А. Щелокова от 20 января 1970 года – следственные подразделения были включены в состав горрайорганов внутренних дел, где они и находятся до настоящего времени.
Здесь следует отметить, что в 1987-1989 гг. проводился эксперимент по выводу следственных подразделений из структуры ОВД. Эксперимент наглядно подтвердил правильность и прогрессивность такого решения: в экспериментальных подразделениях значительно укрепилось состояние законности, улучшилось качество и сократились сроки предварительного следствия, укрепилось взаимодействие с органами дознания.
Однако в феврале 1989 года эксперимент волевым решением бывшего Министра внутренних дел СССР В.В. Бакатина был прекращен. А в 1992 году руководители следственных подразделений стали по должности заместителями начальников органов внутренних дел.
В 1992 году Главное следственное управление МВД России было преобразовано в Следственный комитет МВД России.
§ 2. Организация следственного аппарата в системе МВД России
В целях реализации Указа Президента России от 23 ноября 1998 года № 1442 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД РФ» издан приказ МВД РФ № 1 от 4 января 1999 г. «О мерах по реализации Указа Президента от 23 ноября 1998 г. № 1442».
В этом приказе реализовано решение о выведении следственных подразделений из структуры аппаратов управления МВД, ГУВД, УВД в субъектах РФ, УВДТ, УВД (ОВД), УРО (Управление режимных объектов) МВД России, органов внутренних дел на территории субъектов РФ, на объектах транспорта и режимных объектах и образовании в системе МВД Следственного комитета при МВД РФ, главных следственных управлений, следственных управлений (отделов) при органах внутренних дел.
Кроме того, этим приказом утверждено Положение о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел России (приложение № 1 к приказу № 1 МВД РФ), а также типовое положение о Главном следственном управлении (следственном управлении, отделе) при Министерстве внутренних дел, при главном управлении (управлении) внутренних дел по субъектам РФ; типовое положение о следственном управлении при УВД по административному округу ГУВД по г. Москве (приложение 3); типовое положение о следственном управлении (отделе) при УВД города с административным делением (приложение 4).
В приказе и приложениях к нему утверждены также перечни должностей начальствующего состава и соответствующих им специальных званий в органах предварительного следствия, определены основные направления деятельности следственных подразделений.
Следственный комитет при МВД РФ (далее СК) возглавляет Начальник СК при МВД России, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ. У Начальника СК при МВД имеется первый заместитель и заместители, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром Внутренних дел РФ по представлению начальника СК.
В Следственном комитете функционируют:
1). Организационное управление;
2). Контрольно-методическое управление;
3). Информационно-аналитическое управление;
4). Следственная часть по расследованию преступлений организованной преступной деятельности и некоторые иные подразделения.
В установленном порядке в составе СК или в его подчинении могут создаваться специализированные и другие подразделения. В СК при МВД для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности следственных органов действует оперативное совещание, в которое входят заместители начальника СК, другие руководители следственных подразделений и ведущие специалисты, персональный состав которого утверждается начальником СК при МВД РФ.
Основными направлениями деятельности Следственного комитета являются:
организационно-методическое обеспечение предварительного следствия;
осуществление процессуального контроля за соблюдением законности в деятельности органов предварительного следствия;
организация расследования особо опасных преступлений;
проведение кадровой политики, обеспечивающей развитие и деятельность следственных органов.
В основные функциональные обязанности СК входят:
анализ следственной практики;
разработка мер по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия;
оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;
координация расследования преступлений, носящих межрегиональный и международный характер;
организация взаимодействия следователей системы МВД РФ с органами дознания, прокуратуры и суда;
обращение, в установленном порядке, в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам и некоторые другие.
Для выполнения своих функциональных обязанностей Следственный комитет при МВД России имеет в своем центральном аппарате соответствующие подразделения (управления, отделы).
В соответствии с основными направлениями деятельности СК при МВД России решает следующие задачи:
анализирует следственную деятельность по всем регионам России;
разрабатывает и реализует меры по повышению качества предварительного следствия;
рекомендует к использованию передовые методы расследования, в том числе прогрессивный зарубежный опыт;
рассматривает и разрешает жалобы граждан, организаций, должностных лиц, поданные в связи с производством предварительного следствия;
принимает участие в подготовке проектов подзаконных актов по вопросам предварительного следствия;
участвует в проведении экспертиз соответствующих правовых актов;
ведет учет и систематизирует законодательные и подзаконные акты о деятельности следственных подразделений;
обеспечивает расследование по наиболее сложным уголовным делам, носящих межрегиональный и международный характер;
обращается в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи в соответствии с имеющимися договорами, выполняя аналогичные запросы от зарубежных коллег.
Следственный комитет имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим наименованием и необходимые для своей деятельности печати, штампы, бланки, расчетный и текущий счета.
Компетенция начальника Следственного комитета
Начальник Следственного комитета пользуется процессуальными полномочиями руководителя следственного органа, объем которых определен ст. 39 УПК РФ.
Начальник СК издает приказы по вопросам работы органов предварительного следствия, в установленном порядке запрашивает от них необходимые сведения и материалы, заслушивает отчеты их руководителей. В установленном порядке осуществляет контроль за подготовкой ходатайств следователей о продлении свыше 12-ти месяцев срока содержания под стражей обвиняемых по конкретным делам, находящимся в их производстве. Проводит аттестацию сотрудников Следственного комитета, имеющих специальные звания начальствующего состава.
В период временного отсутствия начальника Следственного комитета его обязанности исполняет первый заместитель или заместитель начальника Следственного комитета.
Нижестоящими структурными подразделениями следственного аппарата, существующими в системе МВД России, являются:
главные следственные управления, следственные управления, отделы, отделение, действующие при соответствующих органах внутренних дел, которые обеспечивают организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных подразделений и работающих в них следователей.
Деятельность Главного следственного управления, следственного управления, отдела осуществляется по предметно-зональному принципу.
Основными задачами Главного следственного управления (следственного управления, отдела) является обеспечение руководства деятельностью органов предварительного следствия в целях полного и объективного расследования преступлений.
Для выполнения возложенных на них задач ГСУ, СУ, СО осуществляют следующие функции:
анализ статистической отчетности о результатах деятельности органов предварительного следствия и на этой основе разработка и реализация мер по улучшению качества и сокращения сроков расследования, соблюдению прав и законных интересов участников уголовного процесса;
осуществление процессуального контроля и оказание помощи в расследовании наиболее сложных и многоэпизодных дел;
непосредственное расследование преступлений особой тяжести и особого социального значения, а также имеющих межрегиональный и международный характер;
подготовка и направление в установленном порядке международных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам и исполнение встречных поручений из-за рубежа;
подготовка и проведение семинаров и научно-практических конференций по вопросам предварительного следствия;
подготовка информационных и методических материалов по вопросам предварительного следствия.
В число основных структурных подразделений Главного следственного управления при ГУВД, МВД по субъектам РФ входят:
1. Контрольно-методический отдел по преступлениям в сфере экономики;
2. Контрольно-методический отдел (отделение) по общеуголовным преступлениям;
3. Отдел организационно-зональный;
4. Отдел (отделение) информационно- аналитический;
5. Отдел по организации отдельных поручений.
6. Следственная часть ГСУ при МВД (ГУВД) по субъекту РФ.
Следственная часть ГСУ при МВД (ГУВД) по субъекту РФ включает в себя:
1. Отдел по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики;
2. Отдел по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и сфере компьютерной информации;
3. Отдел по расследованию налоговых преступлений;
4. Отдел (отделение) по расследованию бандитизма и деятельности организованных преступных сообществ;
5. Отдел по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами;
6. Отдел по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, против личности и преступлений, совершаемых иностранцами.
На Главное следственное управление, следственное управление, отдел не может быть возложено исполнение функций, не предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и подзаконными актами.
Главное следственное управление, следственное управление, отдел имеет печать с изображением Государственного герба РФ со своим названием, а также печати, штампы, бланки и иные реквизиты.
Компетенция начальника
Главного следственного управления, управления, отдела
Главное следственное управление, Следственное управление, отдел возглавляет соответственно заместитель Министра Внутренних дел, заместитель начальника Главного управления (управления) внутренних дел в субъекте Российской Федерации, заместитель начальника управления внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел Управления режимных объектов МВД России, которые, по занимаемой должности являются соответственно - начальниками Главного Следственного управления, следственного управления, отдела при МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России.
Начальник Главного следственного управления имеет первого заместителя и заместителей, начальник Следственного управления, отдела имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД по субъекту РФ, УВДТ, УВД (ОВД), УРО МВД России по представлению начальника Главного следственного управления, следственного управления, отдела.
Начальник ГСУ, СУ, отдела наряду с уголовно-процессуальными полномочиями (ст. 39 УПК РФ), осуществляет организационное руководство главным следственным управлением, следственным управлением, отделом и подчиненными органами предварительного следствия и также несет персональную ответственность за организацию работы.
Начальник следственного подразделения (ГСУ, СУ, отдела) планирует работу подразделения, утверждает положения о его структурных подразделениях и планы их работы, распределяет обязанности между своими заместителями.
Структурные подразделения – это отделы (отделения) внутри аппарата Главного следственного управления, управления, отдела, которые выполняют обеспечивающие функции (контрольно-методические, организационные), возложенные на них, а также проводят расследование по наиболее сложным уголовным делам (следственная часть).
Начальник ГСУ, СУ, отдела, анализирует и оценивает деятельность подчиненных подразделений, их руководителей и отдельных следователей; издает приказы, дает указания, запрашивает у подчиненных органов необходимые сведения. Организует рассмотрение и разрешение в соответствии с законами РФ писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступивших в связи с производством расследования по уголовным делам.
В период отсутствия (отпуск, командировка) начальника Главного следственного управления, следственного управления, отдела его обязанности исполняет первый заместитель (заместитель) начальника ГСУ, СУ, отдела.
Следственное управление
при УВД по административному округу г. Москвы.
Полномочия, организация, управление
Следственное управление при УВД по административному округу г. Москвы обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных подразделений, а также расследование наиболее тяжких и сложных (многоэпизодных) преступлений (следственная часть СУ при УВД).
Полномочия Следственного управления осуществляются в строгом соответствии с действующим законодательством.
Деятельность следственного управления и подчиненных ему следственных подразделений организуется (как и в ГСУ при ГУВД по г. Москве) по предметно-зональному принципу.
Приоритетные задачи и функции следственного управления
Организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия, в целях полного и объективного расследования преступлений в соответствии с подследственностью следователей системы МВД РФ, является одной из основных задач Следственного управления.
Осуществление контроля в пределах своих полномочий, за соблюдением законности в деятельности подчиненных обеспечивает достижение задач, стоящих перед органами предварительного следствия.
Осуществление задач по производству расследования по наиболее тяжким и многоэпизодным уголовным делам в большинстве случаев возможно только силами следственных частей следственных управлений.
Для выполнения возложенных задач следственное управление реализует следующие основные функции:
анализирует статистическую и иную информацию о результатах деятельности органов предварительного следствия и на этой основе разрабатывает меры по улучшению производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов участников уголовного процесса;
контролирует работу подчиненных органов предварительного следствия, оказывает им практическую помощь, ведет разработку и контроль за выполнением мероприятий по устранению выявленных недостатков;
обеспечивает взаимодействие следователей с органами дознания, оперативно-розыскными, экспертно-криминалистическими подразделениями, прокуратурой и судом;
проводит непосредственное расследование преступлений особой тяжести и общественного значения, а также носящих межрегиональный характер;
обобщает и внедряет в практику передовые методы правоприменительной деятельности следователей, в том числе с использованием технических средств;
систематизирует и анализирует обстоятельства, способствующие совершению преступлений, разрабатывает необходимые методы по их устранению, организует работу следователей по возмещению вреда, причиненного преступлением;
реализует проведение надлежащего подбора, расстановки и воспитания сотрудников следственных органов, повышение их квалификации и профессионального мастерства, соблюдения ими служебной дисциплины, создание нормальных социально-бытовых условий для их деятельности;
в соответствии с планом работы, периодически проводит семинары и совещания по вопросам организации следственной работы;
составляет документы первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах деятельности следователей.
Для реализации основных задач в следственном управлении имеются следующие подразделения:
отдел (отделение) организационно-зональное;
отделение организационно-аналитическое;
отдел (отделение) контрольно-методический;
следственная часть.
Следственная часть включает в себя:
1. Отдел (отделение) по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики;
2. Отдел (отделение) по расследованию налоговых преступлений;
3. Отдел (отделение) по расследованию бандитизма и деятельности организованных преступных сообществ;
4. Отдел по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия и против личности;
5. Отдел по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершаемых организованными преступными группами.
Следственное управление имеет печать с изображением Государственного герба РФ со своим наименованием и необходимые для деятельности печати, штампы, бланки.
Следственное управление возглавляет заместитель начальника Управления внутренних дел по административному округу г. Москвы – начальник следственного управления при УВД (далее начальник Следственного управления или СУ), который назначается на должность и освобождается от должности начальником ГУВД по г. Москве по представлению начальника Главного Следственного управления при ГУВД. У начальника Следственного управления имеются заместители, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению начальником Главного следственного управления при ГУВД.
Основные полномочия начальника Следственного управления
Начальник СУ, помимо полномочий, предоставленных уголовно-процессуальным законом (ст. 39 УПК РФ):
осуществляет руководство следственным управлением и подчиненными подразделениями, несет персональную ответственность за организации и результаты их работы, обеспечивает надлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;
планирует работу СУ, утверждает положения о его структурных подразделениях и планы их работы, распределяет функциональные обязанности между своими заместителями;
осуществляет подбор, воспитание и обучение следователей, проводит аттестацию сотрудников следственного управления, представляет их к присвоению специальных званий;
назначает на должность и освобождает от должностей сотрудников СУ и подчиненных подразделений, за исключением лиц, назначаемых начальником ГУВД и начальником УВД по административному округу;
назначает на должность и освобождает от должности лиц младшего начальствующего состава, принимает на работу, перемещает и увольняет государственных служащих и работников следственного управления, обеспечивает соблюдение сотрудниками требований Положения о службе в органах внутренних дел РФ;
организует взаимодействие следователей с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями, прокуратурой и судом;
проверяет и оценивает деятельность подчиненных. В установленном порядке запрашивает необходимые сведения и материалы, заслушивает отчеты их руководителей следственных подразделений;
осуществляет контроль за подготовкой ходатайств следователей о продлении процессуальных сроков (следствия и содержания под стражей обвиняемых);
рассматривает жалобы по уголовным делам на действия подчиненных следователей, а также информацию прокуроров, частые определения судов о нарушениях норм уголовно-процессуального законодательства и принимает меры по устранению выявленных недостатков;
разрешает командировки и предоставляет отпуска сотрудникам следственного управления, участвует в решении вопроса социального обеспечения и бытового устройства сотрудников.
В компетенцию начальника также входит поощрение и наложение дисциплинарных взысканий на сотрудников следственного управления и подчиненных подразделений.
В период временного отсутствия начальника Следственного управления, его обязанности исполняет заместитель начальника Следственного управления, либо назначенное им лицо.
Следственный отдел (отделение) при ОВД по району УВД
по административному округу ГУВД по г. Москве.
Организация и управление
Следственный отдел (отделение) при ОВД по району является в условиях московского региона низовым звеном следственного аппарата, которое призвано расследовать, в соответствии с подследственностью, преступления, совершенные на территории органа внутренних дел.
Расследование по уголовным делам в этих следственных подразделениях организует начальник следственного отдела (отделения) или его заместитель, который наряду с организацией и контролем за работой следователей производит расследование по уголовным делам, находящимся в его производстве.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 287.