Выработка разнообразных двигательных навыков у спортсмена имеет важнейшее значение для овладения техникой, так как они составляют ее основу в любом виде спортивной деятельности.
Двигательные навыки в спорте имеют следующие психологические особенности:
231
1. Целостное двигательное действие состоит из ряда элемен
тов. Например, прыжок в длину с разбега—-из разбега, отталки
вания, полета, приземления. Но не сумма этих элементов опреде
ляет навык, а, наоборот, целостный характер действия обуслов
ливает составляющие его элементы, подчиняет их основной задаче:
сложного технического действия, превращает их в средство осу!
ществления этой задачи.
2. Совершенство. В выполнении всех элементов целостного
двигательного действия требуется высокая степень совершенства:*
точность движений, устойчивость и гибкость навыка.
В процессе технической подготовки у спортсменов развивается специальная мышечно-двигательная чувствительность, позволяющая точно координировать двигательные действия по пространственным, временным и силовым компонентам. Благодаря точности! двигательных навыков действия становятся экономными и результативными.
В процессе тренировки двигательные навыки делаются более устойчивыми, менее подверженными воздействиям сбивающих факторов.
Наряду с повышением точности и.устойчивости навыка вырабатывается его гибкость. Спортсмен овладевает различными способами выполнения действия, может применять наиболее целесо-1 образные из них в зависимости от изменяющихся условий.
3. Автоматизмы. Двигательные навыки требуют наличия ав- j
томатизма. Они очень разнообразны по своей структуре, поэтому
число и степень осознанно и автоматически выполненных движе-1
ний в разных спортивных навыках различно. Например, структура
навыков пловца, бегуна, велосипедиста представляет собой опре
деленные повторяющиеся циклы, в связи с чем характерной осо
бенностью навыков этого типа является высокая степень автома
тизации движений, хотя все действия в целом выполняются со
знательно. Автоматизированный характер двигательных навыков
не исключает функцию сознания спортсмена.
4. Осознанность. Двигательные действия спортсмена всегда
осознанны. Процесс образования навыков и использование их]
в деятельности — от начала и до конца сознательный процесс, и |
навыки, как бы глубоко по механизму они ни были автоматизи
рованы, всегда остаются сознательными действиями. В зависимо
сти от условий и задач выполнения двигательного навыка те или
иные заученные движения, входящие в него, могут выполняться
автоматически или неавтоматически, т. е. неосознанно или осо
знанно, с различной степенью ясности. Вместе с тем все действие
в целом выполняется сознательно, поскольку спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты его выполнения.
XII. 3.4. Формирование двигательных навыков
Процесс формирования навыка в спорте состоит из трех стадий.
I стадия. Ознакомление с общей структурой упражнения,
создание на этой основе необходимых понятий и представлений
232
0 технике выполнения двигательного действия. В полимодальной структуре представления в этот период преобладает зрительный компонент. Мышечно-двигательные ощущения и восприятия расплывчаты, аморфны и еще очень несовершенны. Спортсмен отчетливо понимает цель, но имеет смутное понимание о способе ее достижения. При попытках выполнить действие имеют место весьма грубые ошибки, много лишних движений, отсутствует положительный перенос двигательного навыка.
II стадия. Овладение приемами выполнения навыка, нахож
дение и закрепление наиболее эффективных движений, необходи
мых для правильного выполнения упражнения. В результате дви
гательные представления становятся более полными и точными,
мышечно-двигательные ощущения и восприятия более четкими
и осознаваемыми. Зрительный контроль за выполнением упраж
нения перестает быть ведущим, большая роль отводится двига
тельным и вестибулярным компонентам контроля. Временами
действие выполняется качественно при ослаблении произвольного
внимания — появляется возможность его распределения.. Спорт
смен постепенно освобождается от ряда ошибок, лишних движе
ний. Становится возможным положительный перенос навыка.
III стадия. Закрепление и совершенствование навыка. Пред
ставление упражнения характеризуется максимальной отчетли
востью и дифференцированностью. Двигательное действие выпол
няется быстро, точно, экономно. Исчезает необходимость в зри
тельном контроле. Контроль осуществляется в основном при
помощи мышечно-двигательных ощущений. Двигательный ^иавьж
стабилизируется, приобретая вариативный и помехоустойчивый
характер: при изменении условий действие может выполняться
различными способами и приемами, а посторонние раздражители
не вызывают нарушения устойчивой системы движений.
Эта стадия своего завершения не имеет. Она продолжается до тех пор, пока спортсмен тренируется и выступает в соревнованиях.
Формирование двигательного навыка происходит в процессе длительного упражнения и имеет скачкообразный характер. Анализ «кривой упражнения» (графического изображения процесса образования двигательного навыка) показывает, что формирование навыка имеет следующие закономерности:
1. Образование двигательного навыка носит прогрессивно-по
ступательный характер, т. е. «кривая упражнения» всегда имеет
тенденцию роста результатов.
2. Рост результатов характеризуется неравномерностью: вна
чале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро,
а затем постепенно их рост замедляется. Это объясняется тем, что
вначале спортсмен овладевает основными механизмами движения,
затем переходит к совершенствованию техники.
3. Результаты растут скачкообразно. «Кривая упражнения»
имеет ломаный характер — со взлетами и спадами;
4. На стадии совершенствования навыка возникает стойкая
стабилизация результатов («плато»), задержка в росте результа
тов на отдельных этапах формирования навыка. Это объясняется
233
тем, что применяемые приемы совершенствования навыка уже щ обеспечивают дальнейшего роста техники. В этих случаях необ-' ходимо вносить рациональные изменения в эти приемы, в методику тренировки.
XII.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
XII. 4.1. Психологические особенности тактической подготовки
Практические задачи решаются посредством не только технических приемов, но и многообразных приемов психологического^' воздействия на противника. Это может выражаться в маскировке своих возможностей, намерений, в демонстрации своей уверенно-' сти и готовности к состязанию еще до его начала (например, в(| время разминки), имитационных и мимических приемов во врем! состязания, создающих обманчивые представления о намечаемы] действиях.
Тактическое мастерство спортсмена тесно связано с уровнем развития физических, технических и психических качеств. Так, недостаточно развитые физические качества нередко препятствуют росту тактического мастерства спортсмена. Техническая под-j готовка также определяет эффективность тактических действий спортсменов. Тактического мастерства невозможно добиться без должного развития различных психических процессов и функций—! восприятий, представлений, внимания, мышления и др.
Тактика имеет свои особенности в различных видах спорта, что обусловлено прежде всего их спецификой. Более простая такЛ тика в видах спорта циклического характера и видах спорта, где нет непосредственного контакта с противником {гимнастике, метаниях и т. п.). Наиболее сложной и разнообразной тактикой характеризуются спортивные игры и единоборства.
Знание психологических особенностей деятельности в различных видах спорта, особенностей тактических действий, приемов, комбинаций и определяет выбор средств психологического характера для успешного проведения тактической подготовки.
Тактические действия в спорте представляют собой комплекс-; ную деятельность спортсмена, которая требует перцептивных, ин-1 теллектуальных и психомоторных способностей, знаний, умений и навыков. Они являются результатом творческой мыслительной деятельности, связанной с оптимальным использованием физических качеств, технических умений, навыков и проявления психических способностей (познавательных, эмоционально-волевых, психомоторных).
Структуру тактического действия составляют: 1) восприятие спортивной ситуации; 2) умственное решение тактической задачи; 3) психомоторная реализация тактической задачи.
Восприятие спортивной ситуации представляет собой первичную фазу тактического действия. От того, насколько
234
полную и точную информацию получил спортсмен, зависит дальнейший ход его тактических действий. В этой фазе большое значение имеет интенсивность и устойчивость внимания, во многом определяющие пространственные восприятия спортсмена (такие, как объем поля зрения, точность глазомера и др.), восприятие времени, осязание и т. п.
Умственное решение тактической задачи предполагает следующее. На основе непрерывного восприятия действий соперников и партнеров спортсмен в сжатой форме оценивает сложившуюся ситуацию и принимает решение. Решение принимается не только на основе мыслительных операций, анализа, синтеза и умозаключения, но и на основе разгадывания замыслов противника, т. е. предвидения его действий и прогнозирования последующих событий. В этой фазе основную роль играет мышление спортсмена, но определенное значение имеют и память, и творческое воображение.
Если позволяет сложившаяся ситуация, тактическая задача решается посредством тактических навыков; в этом случае вторая фаза имеет свернутый (сжатый) характер, на это решение нужно минимальное время. Гораздо медленнее протекает мысленное решение, когда спортсмен встречается с незнакомой или непривычной ситуацией.
Психомоторная реализация тактической задачи осуществляется в виде движений. В этой фазе большое значение имеют сенсомоторная координация, быстрота и точность действий.
Психологическая структура тактической подготовки спортсмена состоит из специальных знаний, умений, навыков, тактических способностей и тактического мышления.
Тактические знания представляют собой совокупность понятий и представлений о тактических действиях в избранном виде спорта. Спортсмен должен обладать знаниями об особенностях индивидуальной и командной тактики в данном виде спорта, о правилах ее применения и условиях, позволяющих добиться наиболее эффективных результатов, о тенденциях ее развития. Он должен знать особенности тактических действий ведущих спортсменов, а в спортивных играх — применяемые в настоящее время тактические схемы и их варианты. Необходимо также знать особенности и закономерности процессов восприятий, внимания, мышления, психомоторики.
При подготовке к конкретным соревнованиям с определенным противником спортсмену необходимы знания условий соревнования, а также особенностей и возможностей противника (характерных черт его личности, уровню технического и тактического мастерства, излюбленных приемов, типичных ошибок и т. п.), чтобы действовать с учетом этих условий и особенностей и использовать их для достижения поставленной цели.
Тактические умения — это такая форма проявления сознания спортсмена, в которой отражаются фактические действия, формируемые и совершаемые на основе приобретенных тактиче-
235
ских знаний. Уровень тактического мастерства спортсмена во мнот! гом определяют его умения разгадывать замыслы противника, предвидеть ход решения тактических задач, быстро и правильно видоизменять свою тактику. К. тактическим умениям спортсмена относятся планирование, организация, контроль и регулированш спортивной деятельности в условиях состязания.
Тактические навыки —это заученные приемы, комбинации индивидуальных и коллективных тактических действий. Так-' тические навыки в спорте имеют свои психологические особенности. Они очень быстротечны и вариативны.
Тактические способности — это психологические особенности и качества спортсмена в сфере перцепции, интеллекта, | психомоторики, которые являются условием успешного выполнения тактических действий, становления высокого уровня тактического мастерства. К числу таких способностей можно отнести:
— перцептивные, обеспечивающие восприятие информации
(спортивной ситуации): объект поля зрения,, глубинное зрение,
быстрота и точность восприятия изменения ситуации («чувство
пространства», «чувство времени») и др.;
— интеллектуальные, способствующие оценке ситуации и при
нятию решения: быстрота и гибкость мышления, точность опера
тивной памяти, творческое воображение и др.;
— психомоторные, способствующие осуществлению тактиче
ских действий: точность сенсомоторной координации, быстрота
реакции и движений, дифференцировка мышечно-двигательной
чувствительности и др.
XII.4.2. Связь тактической подготовки спортсмена с развитием психических функций
Эффективность тактических действий спортсмена во многом зависит от уровня развития ряда психических процессов и функций—восприятия, представления, воображения, памяти, внимания, мышления, психомоторики. Следовательно, психологической основой тактической подготовки является целенаправленное совершенствование этих психических процессов и функций.
Особенности восприятия при выполнении тактических действий. Тактические действия спортсменов, особенно в спортивных играх и единоборствах, выполняются в сложной, непрерывно ме^1 няющейся обстановке. Своевременный выбор и реализация наиболее эффективных в данный момент тактических действий возможны лишь при быстрой и правильной ориентировке в конкретной ситуации, а в этом важное значение имеют различные виды восприятия, особенно зрительного.
В процессе состязания спортсмен непрерывно наблюдает за действиями своих партнеров и соперников, чтобы получить возможно более полную и точную информацию и на основе ее анализа (переработки) оценить каждое действие в отдельности и си-1 туацию в целом, принять целесообразное решение и реализовать его в виде своевременного эффективного тактического действия.
236
Спортивные специалисты Б. А. Аркадьев в футболе и А. Г. Эйн-горн в волейболе отмечали, что быстрая и правильная оценка обстановки и умение находить наиболее целесообразные для данных условий решения определяют «игровую сообразительность спортсмена» и лежат в основе их тактического мастерства.
Успешность ориентировки спортсмена во многом определяется объемом поля зрения и точностью глазомера. У представителей игровых видов спорта, где периферическое зрение имеет большое значение, показатели объема поля зрения значительно выше, чем, например, у гимнастов, пловцов. Спортсмен должен не только видеть большое количество спортсменов или объектов на площадке, но и уметь точно воспринимать расстояние до них и между ними. Футболисту это нужно для того, чтобы точно послать мяч и соизмерить силу удара с этим расстоянием; боксеру — чтобы точно определить дистанцию до партнера, и т. д. Неточная оценка расстояния, дистанции — одна из причин неудач в тактических действиях спортсменов. В зависимости от уровня тренированности точность глазомера у представителей игровых видов спорта, фехтовальщиков, боксеров изменяется более чем на 40%, тогда как, например, у гимнастов, тяжелоатлетов остается постоянной.
Большое значение как для индивидуальных, так и для групповых тактических действий спортсменов имеет восприятие времени— отражение объективной длительности, скорости и последовательности различных движений, действий и явлений. Спортсмены постоянно используют различные формы временных отношений, применяют тактические действия (финты) на паузе, с ускорением, с изменением темпа и ритма. Восприятие времени, как и восприятие пространства, значительно изменяется в зависимости от состояния тренированности, поэтому требует постоянного совершенствования.
Особенности памяти и внимания при выполнении тактических действий. Успешность тактических действий спортсменов в значительной мере зависит от развития памяти и свойств внимания.
Несмотря на многообразие тактических действий, в том или ином виде спорта имеется большое число типичных тактических ситуаций и адекватных им контрдействий. Благодаря памяти у спортсменов формируются представления о воспринятых, изученных ранее тактических действиях. В связи с этим многие из них спортсмен выполняет на основе накопленных знаний, понятий благодаря различению, узнаванию,, вычленению и классификации типичных признаков конкретных ситуаций. Все это в значительной степени не только облегчает, но и ускоряет принятие тактического решения и его реализацию как бы без предварительной его подготовки.
Высокоразвитое внимание повышает эффективность психической деятельности, а значит, способствует более высокому уровню тактических действий спортсмена. Внимание во время состязания имеет произвольный характер. Спортсмен сознательно сосредоточивает его на своих действиях, отвлекаясь от всех посторонних раздражителей.
237
Чем больше объем внимания, тем шире диапазон тактически} действий спортсмена. Большое значение для успешности тактиче-5 ских действий имеет сохранение высокой концентрации внимания1 в наиболее ответственные моменты спортивной борьбы. Не менее' важное значение имеет и устойчивость внимания. Большое раз-] нообразие тактических действий в спорте, быстрая смена ситуаций не только предъявляют высокие требования к объему, интен-j сивности и устойчивости внимания, но и требуют мгновенного;! переключения и широкого распределения его.
Большую роль в тактических действиях играют также представления и творческое воображение, позволяющее спортсмен; находить новые, неожиданные для соперника тактические дейст-< вия (ходы).
Во время состязания спортсмен должен не только мгновенно; сориентироваться, быстро найти наиболее целесообразное для данной ситуации решение, но и немедленно реализовать его. Этс! требует высокой точности сенсомоторной координации и мышечно-] двигательной чувствительности, быстроты движений.
Напряженная спортивная борьба насыщена яркими эмоциональными моментами и требует больших волевых усилий. Спортсмену приходится принимать решения, нередко рискованные Ж ответственные, в условиях дефицита времени, при сильном влиянии зрителей, в самые сложные моменты спортивного поединка, находясь в состоянии психической напряженности. Следовательно, эффективность тактических действий спортсмена во многом зависит от его психологической устойчивости и уровня развития таких волевых качеств, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.
Как уже говорилось, необходимым условием высокого разви-| тия тактических способностей является техническое мастерство спортсмена. Совершенное владение техникой спортивных действий необходимо спортсмену для творческого мышления, направленного на решение тактических задач. Владея в совершенстве разнообразными техническими приемами, спортсмен может быстро осу-] ществить намеченные тактические планы.
Психологические особенности тактического мышления в спор тивной деятельности. Тактическое мышление — это мышление спортсмена, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях спортивного состязания и непосредст венно направленное на решение конкретных тактических задач.
Для тактического мышления спортсмена характерно то, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита (дефицита) времени, в процессе интенсивных физических напряжений и на фоне разнообразных и весьма интенсивных переживаний спортсмена и совершается с учетом степени вероятности (возможности) ожидаемых событий.
Тактическое мастерство основывается на умении спортсмена быстро и правильно оценивать непрерывно изменяющуюся обстановку спортивной борьбы и в соответствии с этим создавать соб-
238
ственные тактические замыслы. Наибольшие требования к мышлению спортсмена предъявляют такие виды спорта, как спортивные игры и единоборства, где тактическое мастерство имеет особо важное значение.
Тактическое мышление спортсмена имеет ряд особенностей.
Наглядно-образный характер мышления. Мышление спортсмена при решении тактических задач в процессе спортивных действий основано на наглядных чувственных образах и явлениях. Оно вносит конкретный характер и связано непосредственно с восприятием действий соперников и партнеров и всей ситуации спортивной борьбы в целом.
Действенный характер мышления. Мышление спортсмена включено в' его деятельность, протекает неотрывно от его моторных действий. Спортсмен мыслит в процессе активной деятельности, немедленно реализуя принятые решения в действиях, нередко находя правильные решения не путем предварительного продумывания, а в самом действии.
Ситуативный характер мышления. Мышление спортсмена протекает на фоне постоянно меняющихся ситуаций соревновательной борьбы и требует принятия только адекватных решений, ибо неверное решение исправить уже невозможно вследствие необратимости и быстротечности ситуаций.
Процесс тактического мышления спортсмена представляет собой сложную умственную деятельность и характеризуется определенными качествами — быстротой, гибкостью, целеустремленностью, самостоятельностью, глубиной, широтой, критичностью и др.
Быстрота мышления обусловлена жестким лимитом времени выполнения тактических действий. Естественно, какие-то тактические решения спортсмен принимает заранее, в спокойных условиях, но чаще всего он вынужден очень быстро оценивать обстановку, принимать решение и реализовывать его в условиях быстро меняющихся ситуаций. Поэтому тактическое мышление спортсмена должно отличаться максимальной быстротой протекания мыслительных процессов.
Гибкость мышления —это умение перестраивать намеченный план тактических действий, если он не удовлетворяет условиям спортивной борьбы, подмечать изменения в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение. При необходимости спортсмен должен отказываться от избранного пути и находить другие тактические действия, отвечающие новым обстоятельствам.
Целеустремленность мышления означает умение концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых тактических решений. Она тесно связана с развитием воли спортсмена, так как ему постоянно приходится решать тактические задачи в сложных бескомпромиссных условиях спортивного состязания.
Самостоятельность мышления проявляется в умении решать тактические задачи своими силами, самостоятельно при-
239
нимать решения и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами, не поддаваясь постороннему влиянию. Самостоятельность мышления свидетельствует о способности взять на себя ответственность за принятое решение, проявляя при этом| изобретательность и творчество.
Глубина мышления—-один из важнейших признаков тактической грамотности спортсмена. Глубина тактического мышления проявляется в умении выделять главное, существенное в тактических действиях. Обладающий глубоким мышлением спортсмен не ограничивается констатацией отдельных фактов или событий, он углубляется в их сущность, находит новые связи, отношения, определенные закономерности; он не только понимает ход тактических действий соперника, но и предвидит их дальнейшее развитие. При выяснении и оценке спортивной обстановки он глубоко вскрывает факторы, как затрудняющие, так и способствующие достижению победы.
Широта мышления заключается в умении постоянно держать под своим контролем большое число связей, отношений, влияющих на ход тактических действий. При этом спортсмен, при-1 нимая решения и реализуя их в тактических действиях, опирается не только на широкий круг данных конкретной ситуации, но и использует данные своего опыта и других источников.
Критичность мышления — это одно из проявлений мыс-, лительной деятельности, без которого невозможно творческое решение задачи. Критический подход к любой информации о противнике и его действиях —это всесторонняя проверка на прочность различных вариантов собственных тактических действий.
Интуиция —это протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса. Во время соревнования опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют действия мгновенно и правильно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание, т. е. выражение в словесной форме, наступает уже после совершения действия. В таких случаях говорят, что оно было выполнено интуитивно.
Интуицию ни в коем случае.нельзя понимать как какую-то особую способность, присущую некоторым людям. Интуитивные действия осуществляются на основе богатого, разностороннего опыта спортсмена, глубоких знаний особенностей тактики и совершенного владения техникой данного вида спорта, умения наблюдать за действиями соперников и партнеров по команде, хорошо развитых способностей к вероятностному прогнозированию и антиципации. Интуиция является следствием тщательной подготовки к соревнованию и постоянного сосредоточения мыслей на анализе и решении тактических задач.
Роль антиципации в планировании и реализации тактических действий. Планирование и реализация тактических действий спортсмена во многом определяется процессами антиципации, т. е. предвидения, предвосхищения. У представителей спортивных игр, единоборств предвидение действий соперника основывается
не только на вероятностном прогнозировании, но и на упреждающих действиях непосредственно в ходе спортивной борьбы. При этом особое место занимают антиципирующие реакции, т. е. действия с опережающим ответом на начало действий или движений соперника.
Антиципирующие реакции как опережающее отражение действительности возможны лишь на основе совокупности психических процессов. В одних случаях они осуществляются на основе восприятия движущихся объектов (например, летящего мяча, движущихся игроков и т. д.), в других— на основе памяти, мышления, воображения (например, при прохождении трассы в слаломе, ведении поединка в фехтовании, боксе, борьбе с неизвестными соперниками).
Предвосхищение действий, тактических комбинаций соперника возможно не только на основе памяти, творческого воображения и мышления, но и на основе учета ряда предшествующих действию признаков. Например, в футболе такими признаками могут быть положение стопы опорной ноги бьющего по мячу игрока, положение бьющей ноги; в волейболе при блокировании — положение предплечья и кисти бьющей руки, разворот плеч; в боксе — положение опорной ноги, положение рук и т. п. Именно учет этих наиболее информативных признаков и позволяет спортсменам с большой вероятностью распознать действия соперника.
Антиципация характерна не только для индивидуальных, но и для групповых тактических действий, в которых антиципирующий эффект возможен на основе накопления специальных знаний, формирования тактического мышления, а также на основе определенной информации (сигнализации) — речи, жестов, поз, действий спортсменов.
ХН .4.3. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
Для успешного решения задач, возникающих в процессе состязания, необходимо предварительно планировать тактические действия. Планирование должно основываться на возможно полной и точной информации о противнике и условиях соревнований, быть творческим, богатым по выбору тактических приемов и действий, носить ориентировочный характер, т. е. допускать необходимые изменения по ходу состязания.
Степень сложности тактических планов зависит от вида спорта и особенностей соревновательной борьбы. Примером простого тактического плана может быть график прохождения отдельных отрезков дистанции в легкой атлетике, конькобежном и лыжном спорте. Учитывая свои возможности, а также данные о результатах соперников, спортсмен так составляет график своего бега, чтобы добиться намеченной цели.
Более сложным является планирование тактических действий в единоборствах. Здесь в основе составления плана лежит изуче-
240
9 Зак. 1165
241
ни'е тактических и технических возможностей противника, разга* дывание его тактических замыслов.
Самыми сложными являются тактические планы в спортивны; играх, где имеет место детальная разработка командных тактических действий (в звеньях, линиях и т. п.) с учетом конкретны; индивидуальных заданий.
Планирование тактических действий включает в себя:
1} уяснение цели и задач соревнования;
2) учет сильных и слабых сторон тактической, психологиче
ской, технической и физической подготовки противника;
3) учет условий предстоящего соревнования;
4) прогнозирование и осознание тех трудностей и препятствий,1
с которыми, возможно, придется встретиться;
5) выбор средств и приемов для достижения успеха;
6) составление запасного плана тактических действий с учетом
возможных изменений в ходе состязания.
Предварительное планирование тактических действий всегда имеет вероятностный характер. Это связано с тем, что никогда] нет полной информации о противнике, его замыслах, условиях состязания. В ходе состязания, особенно в единоборствах и спор-] тивных играх, ситуации меняются молниеносно и таят в себе] массу деталей, которые невозможно предусмотреть. Поэтому pea-j лизация тактического плана в ходе состязания всегда связана с непрерывным решением многочисленных тактических задач.
Кроме того, противоборствующая команда или отдельные соперники также стремятся победить и имеют свой тактический| план. Поэтому реализация тактического плана предполагает:
1) уяснение тактических замыслов противника (например,
разведка боем в начале игры в баскетболе, и внесение соответству
ющих изменений в свои действия;
2) применение приемов, цель которых замаскировать собст
венный тактический план действий;
3) непрерывное решение частных тактических задач, возни-■
кающих по ходу соревновательной борьбы (при этом, с одно!
стороны, важно подчинить отдельные тактические действия об
щему тактическому плану, с другой —варьировать их в связи
с меняющимися условиями борьбы).
При реализации тактического плана большую роль играют выработанные в процессе тренировки и предшествующих соревнований тактические навыки, которые позволяют опытным спортсменам решать тактические задачи мгновенно, без потери времени, как бы автоматически. Важное значение имеют умение мыслить в процессе состязания, умение критически оценивать собственные решения и действия, умение обобщать, умение выбирать наиболее целесообразные технические приемы и др. Чтобы спортсмен мог успешно и творчески решать различные тактические за-j дачи, необходимо развивать его способности, важные для тактических действий и тактического мышления: быстроту, гибкость, целеустремленность, глубину, широту, критичность и др., совершенствовать тактические навыки и умения.
242
Тактическое мышление формируется в' процессе обучения тактическим действиям, которое осуществляется в соответствии с принципом постепенности: сначала разучиваются элементарные действия, потом целостный прием и, наконец, комбинация. Тактические действия и комбинации выполняются вначале в облегченных условиях, потом в усложненных и в условиях, максимально приближенных к соревновательным.
Для совершенствования тактического мышления можно применять следующие методы:
1. Переключение от одних тактических действий к другим по
заранее обусловленным сигналам. Это может быть зрительная
(слуховая) сигнализация или определенная соревновательная си
туация. Например, фехтовальщик после нанесения или получения
укола медленно переключается на другой темп боя.
2. Выделение конкретного раздела в общей тактической зада
че или создание такой ситуации, из которой спортсмен должен
выйти самостоятельно, творчески, без подсказок со стороны. На
пример, дать задание легкоатлету бежать 3 U дистанции строго по
графику, а на оставшейся ]Д дистанции действовать самостоятель
но, исходя из складывающейся ситуации, и т. д.
3. Применение специальных задач на быстроту и правильность
выбора тактических решений. При этом необходимо исходить из
специфики конкретного вида спорта, уровня подготовленности
спортсмена, его индивидуальных особенностей. Задачи, которые
выбирает тренер, могут быть разнообразными: игра в защите в
меньшинстве, различные элементы внезапности и т. п.
4. Проведение учебных и товарищеских состязаний с против
никами, значительно отличающимися друг от друга по силе, ха
рактеру, стилю, способам ведения тактической борьбы. Например,
боксеру следует проводить поединки с противниками, действую
щими в атакующем, контратакующем стиле, с левшой, с обла
дающими сильным ударом, предпочитающими ближний бой и т. п.
5. Использование соревнований как метода тренировки с целью
развития различных сторон тактического мышления, приобрете
ния соревновательного опыта, составляющего фундамент такти
ческого мастерства спортсмена.
6. Анализ и критический разбор тактических действий. Без
этого не может быть роста творческого мышления спортсмена.
Причем разбору должны подвергаться не только ошибки, но и
наиболее удачные приемы и действия.
7. Ведение дневника спортсмена. Это важный раздел тактиче
ской подготовки, позволяющий развивать наблюдательность, са
мостоятельность, целеустремленность и такие качества мышле
ния, как критичность, глубина, широта и др. Дневниковые записи
помогают наилучшим образом готовиться к соревнованиям, учи
тывать прошлый опыт и нюансы предстоящей спортивной борьбы.
Совершенствованию тактического мышления спортсмена может способствовать положительный перенос тактических знаний, навыков и умений, приобретенных в результате занятий другими видами спорта.
9* 243
Таким образом, тактическая подготовка спортсменов должнг строиться с учетом развития их тактических способностей на ши: рокой психологической основе.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 329.