XIII. 1.2. Спортивные способности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из важнейших проблем психологии спорта является проблема зависимости успешности спортивной деятельности от способностей. Как уже говорилось в курсе общей психологии, успешность деятельности зависит от общих и специальных способностей. Общие способности влияют на успешность во всех видах деятельности, а специальные — только в отдельных конкретных видах.

Психологические исследования показали, что общие способности выдающихся спортсменов обычно выше среднего уровня. Так, интеллектуальный уровень чемпионов Европы, мира и олимпийских игр, оцененный по тестам умственного развития, оказался на 1,5—2,0 стандартных отклонения выше среднего уровня. Эти спортсмены — высококультурные, эрудированные, активно занимающиеся общественно полезной деятельностью люди. Многие из них успешно сочетают занятия спортом с учебой в институте и даже в аспирантуре. Биографии многих выдающихся спортсменов показывают, что они могут легко освоить подавляющее большинство ответственных видов человеческой деятельности.

Достаточно высокая общая одаренность не исключает развития специальных способностей, различных в разных видах спорта. Так, для спортивных игр и единоборств необходим высокий уровень развития оперативного мышления. Оно обеспечивает решение задач в быстро меняющейся обстановке соревнований, где требуется решить задачу не только правильно, но и оперативно. Поэтому основными характеристиками оперативного мышления являются скорость и точность. Деятельность спортсмена в этих видах спорта представляет собой непрерывную цепь двигательных решений оперативных задач. Даже паузы (так называемый оперативный покой) не являются моментами отдыха, а используются для анализа текущей ситуации и выбора необходимого действия. Исследования А. В. Родионова (1983) показали, что главной ■ особенностью оперативного мышления спортсменов в играх

247


и единоборствах является способность быстро схватывать особенности текущей ситуации и немедленно реагировать определенным действием.

Быстрота и точность ответных действий зависят от квалификации спортсмена и спортивной специализации. С ростом спортивного мастерства быстрота и точность реагирования повышаются. Оперативное мышление развивается путем формирования иерархии реакций спортсмена. Для относительно простых или часто встречающихся типовых ситуаций у спортсмена появляются определенные «домашние заготовки», которыми он отвечает как бы по принципу сенсомоторного реагирования, как только узнает соответствующую эталонную ситуацию.. Если ситуация не узнается как эталонная, она .классифицируется и выбирается реакция, наиболее подходящая для соответствующего класса ситуаций. Наконец, решение наиболее сложных оперативных задач опирается не только на оперативное, но и на креативное мышление.

Успешность занятий конкретным видом спорта требует формирования у спортсменов строго определенных специальных способностей. Например, для боксера важны такие качества психики, как решительность, самообладание, готовность к риску; для стайера — настойчивость, выдержка, целеустремленность; для гим| наста — эстетическое чувство, высокая двигательная координация и др. В зависимости от требований спортивной- деятельности npo-J исходят отбор и тренировка спортсменов. В результате занятия избранным видом спорта приводят, с одной стороны, к развитию специфических способностей и качеств психики, а с другой — к до-1 стижению высоких спортивных результатов. Эта закономерность формирования специальных способностей в процессе занятий определенными видами спорта показана в исследованиях Т. Т. Джам-гарова, В. А. Марищука и др. с помощью стандартной батареи методик, направленной на изучение перцептивной, мнемической, сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Полученные профили, характеризующие степень развития различных психических и психомоторных качеств, показаны на рис. 6 *. На нем видно, что уровень развития таких качеств, как среднее время реакции на сложный сигнал, распределение и переключение внимания, а также скорость формирования и переделки сенсомоторного навыка, выше у баскетболистов, чем у пловцов, что объясняется более сложными и динамичными навыками в баскетболе и структурно более простыми и более стабильными — в плавании. Зато пловцы превосходят баскетболистов в тонкости сложной сенсомоторной координации, что, вероятно, связано с необходимостью сохранять ее на протяжении всей дистанции, несмотря на нарастающее утомление и кислородное голодание (иначе не из-ч бежать падения скорости плавания). Эти различия в психических особенностях спортсменов достаточно наглядны и являются следствием разных требований, предъявляемых конкретными видами спорта к специальным способностям спортсменов.

* Психология физического воспитания и спорта.—М.: ФиС, 1979, с. 140.

248


 

Рис. 6. Выраженность психических и психомоторных качеств у баскетболистов- (Л) и пловцов (Б); СМК. — тонкая сенсомоторная координация; ВОД — время ответных действий на сложные сигналы; РПВ — распреде-ляемость и переключаемость внимания; ВПН — овладение сенсомотор-ными навыками и их переделка; ПИ — перекодирование информации; Н — надежность в исполнении сен-сомоторных задач (число ошибок); СР — психическая устойчивость в условиях стресса

Х1И.1.3. Индивидуально-психологические особенности личности спортсменов

Из курса общей психологии известно, что индивидуально-психологические особенности могут быть разделены на две группы: индивидуальные свойства нервной системы и индивидуальные свойства личности.

Индивидуальные свойства нервной системы и успешность спортивной деятельности. В ряде работ советских психологов Б. М. Теп-лова, В. Д. Небылицына утверждается, что в структуре личности существует подструктура природных, биологических свойств высшей нервной деятельности и свойств темперамента. Эти свойства, являясь биологически обусловленными, данными индивиду от рождения, на протяжении всей его жизни остаются относительно неизменными, консервативными, в связи с чем по их наличию и выраженности можно прогнозировать характер адаптации человека к условиям среды, поведение и деятельность в экстремальных ситуациях.

Наиболее прогрессивной концепцией психофизиологических факторов индивидуальности является созданная И. П. Павловым и разработанная в трудах Б. М. Теплова, Н. И. Красногорского, А. Н. Иванова-Смоленского, В. Д. Небылицына и других исследователей теория свойств нервной системы.

Как уже говорилось, свойства нервной системы являются врожденными, стойкими, консервативными признаками индивидуальности, которые занимают ведущее место в структуре природных предпосылок спортивных способностей. Современные данные о связях высшей нервной деятельности с успешностью спортивной деятельности излагаются в соответствии с общепринятой в психологии классификацией основных свойств нервной системы.

1. Сила нервной системы (противоположное свойство — сла-

249


бость) характеризует выносливость нервной системы к значителЩ ным по интенсивности воздействиям.

Различают: 1) силу (слабость) нервной системы по процессу возбуждения — как выносливость нервной системы к действию развиваемого в ней возбудительного процесса; 2) силу (слабость)! нервной системы по процессу торможения — как выносливость к действию развиваемого в ней процесса торможения.

В двигательной деятельности это свойство обеспечивает организму возможность выполнять длительную монотонную работу. Такая работа характерна для тренировок во всех видах спорта, но особенно для стайерских дистанций в видах спорта циклического характера (плавании, лыжных гонках и т. п.). В них сила] нервной системы проявляется и со стороны процесса возбуждения как мобилизующая возможности организма на выполнение дли-, тельной работы, и со стороны процесса торможения как способность к сопротивлению действию утомления, развивающегося в процессе работы.

Кроме того, сильная нервная система позволяет выдерживать нагрузки одномоментного, «взрывного» характера, свойственные тяжелой атлетике, легкоатлетическим метаниям, отдельным видам гимнастического многоборья, прыжкам в воду и т. п. Эти относительно кратковременные двигательные действия требуют больших затрат нервной энергии. Данный вид работы обслуживается в основном силой возбудительного процесса, осуществляющего настройку и реализацию двигательного акта.

В исследовании, проведенном на гребцах, установлено, что у спортсменов сила нервной системы по возбуждению больше, чем у лиц, не занимающихся спортом. Помимо этого, выявлены достоверные различия в силе нервной системы у гребцов различных амплуа. Так, в экипаже из двух человек у первого номера (загребного) сила нервной системы больше, чем у второго номера. Еще больше она у загребных в лодках с большим составом экипажа. Это объясняется тем, что загребной—-это лидер экипажа, ведущий, задающий темп, и он должен проявлять длительное время волевое усилие. Для проявления его нужны сильная нервная система и инертность нервных процессов. Остальные члены экипажа должны обладать способностью воспроизводить заданный темп, т. е. быть устойчивыми к действию монотонного фактора. Это возможно при слабой нервной системе в сочетании с интертностью нервных процессов.

С требованиями деятельности, предъявляемыми различными видами спорта и различными амплуа в одних и тех же видах спорта, лучше справляются те спортсмены, у которых проявления силы нервной системы соответствуют этим требованиям.

2. Подвижность нервной j системы (противоположное свойство—инертность) характеризуется быстротой перестройки реакций нервной системы на меняющееся раздражение. Это свойство поз-! воляет спортсменам, быстро реагируя на действия противника, находить наиболее эффективные для текущей ситуации решения, обеспечивает успешное выполнение деятельности в видах спорта,

250


характеризующихся разнообразием и быстрой сменой ситуации,— спортивных играх и единоборствах.

3. Динамичность нервной системы — это скорость образования
временных нервных связей. По утверждению ряда исследователей
она способствует более быстрому образованию и переделке дви
гательных навыков и поэтому является чрезвычайно важным
свойством в таких видах спорта, как гимнастика, фигурное ката
ние на коньках и т. п., где необходимо в довольно сжатые сроки
осваивать огромное количество элементов, соединений, комбина
ций, а также забыть, отбросить ненужные, неправильно выученные.

4. Лабильность нервной системы характеризует скорость воз
никновения и угасания нервных процессов. Она связана с одним
из важнейших свойств клетки — возбудимостью. Существует связь
лабильности нервной системы с возможностями в спринте, треко
вых велосипедных гонках, гребле и других видах спорта, требую
щих максимальной частоты движений.

5. Баланс нервных процессов — это соотношение процессов воз
буждения и торможения. Имеются данные о том, что в таких ви
дах спорта, как борьба, бокс, необходима некоторая доминант
ность возбудительного процесса. В технически сложных видах
спорта, где все параметры движений должны оставаться относи
тельно неизменными, наиболее благоприятным условием успешной
деятельности будет, наоборот, уравновешенность нервных про
цессов.

Давно замечено, что уравновешенность нервных процессов влияет на характер предстартовых состояний спортсмена. «Неуравновешенные» спортсмены чаще испытывают состояние предстартовой лихорадки, «уравновешенные» —состояние боевой готовности. Стартовая апатия у «неуравновешенных» является следствием нарушений в координации нервных процессов, а у «уравновешенных» — следствием недостаточных физиологических сдвигов (при наличии свойства инертности). «Уравновешенные» спортсмены отличаются лучшим развитием волевых качеств личности по сравнению с «неуравновешенными».

Каждое из рассмотренных основных свойств нервной системы не выступает в деятельности как отдельное, изолированное от других свойств. В зависимости от уровня мастерства и особенностей вида спорта они входят в определенные типологические комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств нервной системы, позволяющие спортсмену добиваться высокой эффективности выступления на соревнованиях. В спортивной деятельности они определяют скорость формирования и устойчивость двигательных навыков, возможности их совершенствования и переделки, степень работоспособности, психические состояния в различные периоды и в различных условиях.

Индивидуальные свойства личности и успешность спортивной деятельности. Среди многочисленных и разнообразных свойств личности наибольшее значение в спортивной деятельности имеют тревожность, эмоциональная стабильность, воля, экстра-интровер-тированность, идейно-политическая зрелость и др. Поэтому осо-
























251


бенности личности спортсменов изучаются через призму этих свойств.

1. Тревожность — довольно сложное эмоциональное переживание. Прежде всего это отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности, чувства необходимости каких-то поисков, взбудораженность, переходящее в ажитацию возбуждение непродуктивного демобилизующего характера. В состоянии тревожности переживается собственная неполноценность, неприспособленность, ощущение потери сил и возможностей. Кроме того, тревожность направлена на будущее: тревожный человек не беспокоится о том, что происходит «здесь и сей-1 час», его волнуют предстоящие события. И наконец, это состояние деятельное. Сознание мечется в поисках выхода, наблюдается двигательное и идеаторное возбуждение, мышление ускорено, движения быстрые и хаотичные.

Таким образом, тревожность спортсмена описывается характерной триадой: 1) пониженным настроением; 2) потерей надежд на будущее; 3) повышенной активностью.

Исследования показали, что хотя уровень тревожности у спортсменов зависит от обстоятельств, каждый имеет свой «характерологический» уровень тревожности, который может иметь ситуативные колебания при изменении окружающей обстановки. Ситуативное повышение тревожности сопровождается переживанием возможностей неудачи на соревнованиях и опасением п<л поводу социальных последствий.

Ситуативный уровень тревожности спортсмена не постоянен; он закономерно изменяется на протяжении соревновательного се-,] зона. Исследования показали, что уровень тревожности максимален за 3 недели до соревнований и снижается почти до исходного уровня  в период соревнований. По окончании соревнований он] может вновь возрасти.

Уровень тревожности может по-разному влиять на успешность

выступления спортсмена в за-

гвисимости от значимости ре-

зультата или трудности решаемой задачи. В соответствии с законом Йеркса—Додсона успешность деятельности является функцией второго порядка от степени эмоционального напряжения (рис. 7).

Из этого закона могут вы-/ текать два очень важных следствия.

, 1. В соревнованиях одинаковой трудности (или значи-. мости) успешность выступления достигает максимума при некоторой определенной вели чине тревожности. Любые от-


клонения уровня тревожности вверх или вниз от оптимального значения влекут за собой снижение эффективности выступления.

2. С ростом трудности соревновательной задачи или ее значимости оптимальный уровень тревожности снижается, т. е. максимальная эффективность выступления на менее ответственных соревнованиях достигается при более высоком уровне тревожности, чем на ответственных соревнованиях.

Эти выводы находят подтверждение в многочисленных экспериментальных исследованиях. Показано, что в ряде случаев тревожность способствует повышению эффективности спортивной деятельности. Спортсмены с высоким уровнем тревожности добросовестны, старательны в учебно-тренировочных занятиях, а спортсмены с низким уровнем тревожности избегают длительных и монотонных тренировок. Спортсмены с высокой тревожностью постоянно совершенствуют мастерство, планируют свое поведение, стремятся предвидеть и предупредить все неожиданности. В соревнованиях низкого ранга, протекающих в благоприятной, знакомой обстановке, они способны показывать высокие спортивные результаты, однако в ответственных напряженных и неожиданных стартах выступают ниже своих возможностей.

Спортсмены; с низким уровнем тревожности менее старательны и работоспособны на тренировках, неровно и неустойчиво выступают в соревнованиях низкого ранга, но на наиболее значимых и ответственных соревнованиях демонстрируют свои лучшие результаты.

Спортсмены с разным уровнем тревожности по-разному мобилизованы на успех спортивной деятельности. Степень выраженности стремления к успешному завершению деятельности и уровень тревожности имеют высокий отрицательный коэффициент корреляции: у спортсменов с низким уровнем тревожности доминирует стремление к достижению успеха в деятельности {мотивация достижения), а у спортсменов с высоким уровнем тревожности — потребность избежать неуспеха, страх перед неудачей (мотивация избегания неудачи).

2. Эмоциональная стабильность — это способность человека к сохранению повышенной психической работоспособности при воздействии стрессогенных факторов. Спортсменов с высокой эмоциональной стабильностью отличает выдержка, эмоциональная зрелость, постоянство интересов и стремлений. Спортсмены с низкой эмоциональной устойчивостью характеризуются непостоянством интересов, импульсивностью, неуравновешенностью, легкостью дезорганизации мышления и поведения.

Современный спорт предъявляет чрезвычайно высокие требования к эмоциональной стабильности спортсменов, поэтому многие психологи считают эту черту одной из наиболее важных характеристик личности спортсмена, особенно для прогноза переносимости психических нагрузок и успешности деятельности в экстремальных условиях. В целом ряде исследований показано, что низкая эмоциональная стабильность отрицательно сказывается на достижении высоких соревновательных результатов. Таких

253


спортсменов характеризует резкое падение психической и физиче-*-ской работоспособности в стрессогенных условиях. У них относительно быстрее и уже при стрессах сравнительно небольшой Им тенсивности появляются симптомы невроза.

Психофизиологические исследования говорят о зависимости 1 эмоциональной стабильности от свойств нервной системы, главным . образом от силы нервной системы по возбуждению. Однако как качество личности эмоциональная стабильность формируется и развивается в процессе спортивной деятельности под влиянием целенаправленных психолого-педагогических воздействий.

3. Воля — осознанная саморегуляция человеком своего по
ведения и деятельности. Проявляется воля при столкновениях
с трудностями и помехами. Субъективным показателем волевого,
поведения является волевое усилие, которое переживается как
своего рода напряжение мобилизующего характера.

Всякое волевое поведение состоит из постановки цели, планирования способов ее достижения и реализации планов. Трудности выбора цели могут породить колебания, нерешительность и со- | провождаются борьбой мотивов. В этих случаях принятие реше-ния требует больших усилий (недаром в некоторых теориях воли" этап принятия решения считается основным). Однако настоящая ценность волевого решения заключена в его реализации, воплощении в жизнь.

Связь воли и спортивных достижений носит двусторонний характер: с одной стороны, достижение высоких спортивных результатов невозможно без совершенствования волевых качеств, с другой— сами занятия спортом являются эффективным средством формирования и развития воли. Считается доказанным наличие положительных связей между уровнем спортивных достижений и развитием волевых качеств личности. Причем оказалось, что у представителей различных видов спорта волевые качества личности имеют разную структуру и организацию (А. Ц. Пуни). Эта] объясняется специфичностью видов спорта, и прежде всего cneJ цифичностьго тех трудностей, которые приходится преодолевать спортсменам. Так, в. структуре волевых качеств стайеров ведущими являются настойчивость и упорство, у представителей слож-нокоординационных видов спорта — выдержка и самообладание, у специализирующихся в спортивных играх —инициативность и самостоятельность. Однако имеется и общее.волевое качество личности, одинаково важное для всех спортсменов. Это —целеустремленность. Недостаточное развитие этого качества разрушает всю структуру волевых качеств личности спортсмена.

4. Экст.ра-интровертированность характеризует со
циальную направленность личности на внешнее окружение (экст
раверсия) или на внутренние переживания (интроверсия).

При анализе экстра-интровертировашюсти у спортсменов следует различать два аспекта этой проблемы: степень выраженности и влияние на успешность деятельности. Высокая экстравер-тированность отмечается у боксеров, фигуристов, футболистов, волейболистов, баскетболистов, т. е. у представителей зрелищных.










254


видов спорта, высокая интровертированность — у альпинистов, стрелков (особенно стрелков из лука), лыжников.

Что касается успешности спортивной деятельности,, то существуют убедительные данные, показывающие, что она положительно связана с экстравертированностью. Экстраверты мото,рно более одарены, легче и быстрей приобретают любые физические навыки, чувствуют себя свободно, раскованно во время публичных выступлений, не теряются, когда оказываются в центре внимания. Поэтому они меньше подвержены соревновательному стрессу. Однако интроверты лучше переносят монотонные, многократно повторяющиеся тренировочные нагрузки, более дисциплинированны, меньше отвлекаются, благодаря чему добиваются не меньших результатов, чем экстраверты. Тем не менее реализация уровня, достигнутого на тренировках,, в условиях соревнований для интроверта более трудная задача, чем для экстраверта.

5. Идейно.-политическая зрелость является стержневой чертой личности советского спортсмена. Она выражается в коммунистической сознательности, патриотизме, преданности своей Родине и народу, готовности выполнить свой патриотический долг. У спортсмена, обладающего высокой идейно-политической зрелостью, четкая жизненная позиция, высокая целеустремленность и активность. В условиях соревнований,, когда психика спортсмена подвергается сильным стрессогенным воздействиям, политическая сознательность, понимание долга и личной ответственности обеспечивают ему готовность и способность преодолевать все препятствия на пути к спортивной победе.

Самоотверженность, смелость и другие высокие качества советских спортсменов — это прежде всего качества идейно-политической зрелости, опирающиеся на четкие мировоззренческие установки. Идейно-политическая зрелость, коммунистические убеждения являются, таким образом, основным цементирующим фактором в психологической подготовке спортсменов. Вот почему формирование марксистско-ленинского мировоззрения как системы коммунистических идей, убеждений и идеалов — главная задача и решающее направление в развитии личности советского спортсмена.

Но одного этого еще недостаточно. Особенно важно, чтобы спортсмен не только имел коммунистические взгляды и убеждения, но и ориентировался на них в своем поведении. Поэтому задача воспитания идейно-политической зрелости заключается в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, выступающего в неразрывном единстве с соответствующими формами поведения. Только в этом случае коммунистическое мировоззрение становится средством повышения спортивных результатов. Как показали исследования, идейно-политическая зрелость статистически значимо коррелирует с выносливостью, способностью переносить длительные и интенсивные нагрузки. Это не значит, конечно, что идейно зрелые, высоко сознательные спортсмены меньше подвержены утомлению. Причина большей выносливости в другом: коммунистическое мировоззрение, ставшее внутренним убеждением,


255


реализуясь в поведении, превращается в эффективное средство' достижения высоких спортивных результатов.

Личность спортсменов характеризуется не отдельной чертой, а совокупностью черт (личностным синдромом). Зная личностные синдромы, обусловливающие успешность спортивной деятельности, можно предсказать степень успешности на основе комплексного, исследования черт личности конкретного спортсмена.

Спортивные психологи разных стран ведут исследования по определению личностного синдрома спортсмена мирового класса, т. е. совокупности признаков личности, по которым можно отбирать .наиболее перспективных спортсменов. Эти исследования показали, что личностный синдром спортсмена мирового класса составляют такие свойства, как положительная реакция на условия психофизиологического напряжения, высокая мотивация на успех, низкая тревожность, здравое поведение в соревновательной обстановке, высокий интеллект, моральная зрелость и др.

Основными свойствами, формирующими личностный синдром спортсменов с низкой соревновательной устойчивостью, допуска-, ющих срывы и провалы на ответственных соревнованиях, являются легкомыслие, несерьезное отношение к тренировкам, недисциплинированность, которая часто выступает как следствие высо-. кой и плохо управляемой активности, чрезмерная гордость и самомнение, переоценка своих возможностей, стремление к самодемонстрации, рассеянность, небрежность, неумение подчинить поведение основной цели, повышенная тревожность, постоянное ожидание срывов (неблагоприятного хода событий), из-за чего возникает скованность в поведении и др.

Принятие концепции «личностный синдром» означает необходимость диагностики критических признаков в личностной сфере и прогноза на их основе спортивной перспективности. Эти признаки могут быть использованы также для управления психологической подготовкой отобранных спортсменов.

ХШ.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА

Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения.

X1I1.2J. Общее понятие о спортивной команде как малой социальной группе и коллективе

Спортивная команда является разновидностью малых социальных групп. Ей присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуют малые группы. К таким признакам относятся: численность, автономность, общегрупповая цель, кол--лективизм, диффереицированность и структурность.


Численность. Нижней границей малой группы является два человека, а верхняя не должна превышать 40 человек.

Работы советских социальных психологов показали, что наиболее устойчивыми и эффективными являются группы из 6—7 человек. Их можно считать оптимальным для решения целевых задач.

Этим требованиям к численности малой группы удовлетворяют все спортивные команды. Так, в состав хоккейной команды мастеров высшей лиги входит 30 человек: старший тренер, начальник команды, два его помощника (тренеры), врач, массажист, игроки. Понятие «игроки» охватывает хоккеистов основного состава (четыре пятерки плюс два вратаря) и 3—5 спортсменов из молодежной команды.

По правилам соревнований решение соревновательной задачи осуществляется частью команды. Например, в хоккее, водном поло, баскетболе и футболе число полевых игроков равно соответственно 5, 6, 7 и 11, что удовлетворяет критерию оптимальной численности малой группы. Таким образом, команда разбивается на оптимальные по численности подгруппы.

Автономность. Одной из основных особенностей спортивной команды является ее. сознательная обособленность от окружения, которая достигается благодаря существованию ограничений на число членов, наличию специфических узкогрупповых целей, внутрикомандной системы ценностей, правил, традиций, условностей и т. д.

Общегрупповая цель. Перед спортивной командой, как всякой малой социальной группой, стоят четкие и определенные задачи, на решение которых направлены усилия всех ее членов — и тренеров и спортсменов. В наиболее общей формулировке такой общекомандной целью является достижение высоких личных и командных спортивных результатов. Е. П. Ильин указывает* на необходимость различать именно общность, а не одинаковость цели для всех членов команды. Одинаковость целей может порождать соперничество, противоборство, как, например, борьба за победу у участников одного старта, а общность целей порождает взаимодействие, кооперацию, когда сотрудничество служит основой внут.ригрупповых контактов.

Коллективизм. Высшей формой развития спортивной команды, как всякой малой социальной группы, является коллектив. В коллективе групповая деятельность определяется и опосредуется социально значимыми общественными ценностями. Поэтому коллектив советских спортсменов отличает не только стремление к новым более высоким спортивным достижениям, но и активное участие в общественной жизни страны.

Важнейшими особенностями внутренней жизни советских спортивных коллективов являются: а) коммунистическая сознательность, идейная целеустремленность и политическая грамот-

* Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания.— М.: Просвещение, 1983, с. 122.


 


256


257


ность; б) действенная групповая эмоциональная идентификация,1! т. е. взаимное интерперсональное отождествление, когда члены ■ команды эмоционально реагируют на успехи и неудачи своих товарищей; в) коллективистическое самоопределение, т. е. принци-| пиальное отношение членов команды к любым событиям и информации, восприятие их через призму системы ценностей и цед лей группы, подчинение своих индивидуальных целей и желаний | требованиям групповой деятельности; г) высокая сплоченность, ] которая проявляется в единстве мнений всех членов коллектива по наиболее важным аспектам жизнедеятельности команды. Такое «...ценностное единство является важнейшим фактором включенности группы в деятельность всей социальной системы, мерой, действительной коллективности данной социальной общности»*. Подлинная сплоченность группы имеет место только при условии совмещения индивидуальных усилий отдельных членов группы и детерминированности этих усилий содержанием совместной деятельности. Для развития спортивной команды как коллектива особенно важно, чтобы совместные усилия ее членов были под! чинены высоким общественным идеалам. Успех спортивного коллектива может быть достигнут лишь при условии подчинения личных и узкогрупповых интересов общественно значимым целям.

Дифференцированность и структурность. Взаимодействие в процессе решения стоящих перед командой задач порождает дифференциацию между ее членами как по выполняемым функциям и] обязанностям, так и по личным контактам, т. е. внутри одной команды возникают формальные (официальные) и неформальные (дружественные) группировки. Однако групповая дифференциация еще не создает структуру. Структуру создают связи и отношения между спортсменами и подгруппами спортсменов внутр] команды.







Дата: 2019-04-23, просмотров: 250.