XII. 1. ПОНЯТИЕ О ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Процесс подготовки спортсмена многогранен. Условно его можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педагогический процесс. Обучая, мы тренируем, а тренируя—обучаем. Вместе с тем обучение и тренировки не являются тождественными по своим задачам, средствам и методам.
Под обучением в спорте принято понимать начальный этап овладения определенной системой знаний, формирования практических навыков и умений. Основное содержание обучения — освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятельности, простейших индивидуальных и групповых тактических действий.
Тренировка — это этап подготовки, направленный на закреп ление и совершенствование полученных знаний, навыков и уме ний. Основное содержание тренировки — совершенствование технических приемов, индивидуальных и командных тактических действий, развитие физических качеств, психических процессов и функций, воспитание моральных и волевых качеств.
Процесс обучения и тренировки имеет воспитывающий характер, он должен быть построен таким образом, чтобы содействовать воспитанию у занимающихся моральных и волевых качеств—■ целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, воли, чувства дружбы, товарищества, коллективизма, формированию нужной мотивации, интересов, идеалов, мировоззрения, убеждений и т. п.
В процессе обучения, тренировки и воспитания осуществляется совершенствование спортсмена.
Спортивное совершенствование — это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного мастерства ва счет максимального развития психических качеств, физических способ ностей и формирования положительных свойств личности спорт смена.
В процессе спортивного совершенствования необходимо соблюдать следующие психологические требования:
1) повышать активность всех познавательных и других пси
хических процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления
и т. п.);
2) активизировать необходимые свойства внимания (интенсив
ность, устойчивость и др.), обучать умению быстро переключать
внимание с одних объектов и действий на другие, пользоваться
способами повышения его устойчивости;
3) развивать способность к стимулированию волевых усилий;
4) формировать глубокие и устойчивые мотивы и интересы
к спорту и учебно-тренировочному процессу;
218
219
5) воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эсте
тические чувства;
6) формировать индивидуальный стиль спортивной деятельно
сти, чтобы помочь спортсмену найти свой наиболее эффективный
стиль деятельности, максимально соответствующий его индиви
дуальным особенностям;
7) широко использовать средства контроля и учета текущих
результатов.
XI 1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
XII.2.1. Психологические особенности физической
ПОДГОТОВКИ
Психологическую структуру физической подготовки составляют специальные знания, физические качества, методы их воспитания. К специальным знаниям относятся: а) понятия о физических качествах и б) представления о физических качествах.
Понятия о физических качествах формируются в процессе изучения специальной литературы и усвоения сложившейся спортивной терминологии. В спорте сложились такие общие понятия, как «быстрота», «сила», «выносливость» и др. Их конкретизация обусловливается специфическими особенностями отдельных видов спорта. В результате конкретизации складываются та-" кие понятия, как «скоростная выносливость», «темп движений», «взрывная сила» и т. п.
Представления о физических качествах — это воспроизведенный образ физического качества во всем многообразии его структурных элементов. В состав представлений о физических качествах входят: величина и степень дифференциации отдельных элементов их структуры, осознаваемые функции организма, связанные с напряжением и расслаблением мышц, частота и глубина дыхания и т. п. Представления о физических качествах динамичны и зависят от функциональных возможностей и уровня тренированности спортсмена.
Специализированное восприятие физических качеств —это сложный процесс отражения в сознании спортсмена сущности каждого физического качества в целостном его проявлении. Комплексное отражение сущности физического качества и условий совершаемых двигательных действий входит в состав специализированных восприятий спортсмена, которые выступают в виде «чувства силы толчка», «чувства силы сжатия», «чувства темпа движения» и т. п.
Формирование понятий и представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий и целенаправленное воспитание физических качеств составляют психологическую сущность физической подготовки спортсмена.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 231.