Если члены команды взаимодействуют только на основе формальных предписаний, согласованность их действий будет минимальна. Настоящее взаимодействие возникает лишь в том случае, когда официальные связи между спортсменами наполняются эмоциональным личностным содержанием, т. е. становятся субъективно значимыми, иными словами, когда над формальной системой отношений надстраивается другая, неформальная система Связей, характер отношений предписывается формальной структурой, однако все отношения, в том числе и деловые, протекают как личностные реакции.
Исследования, проведенные в разных видах спорта со спорт-
261
сменами разной квалификации, показали, что с ростом спортш ного мастерства происходит конвергенция, сближение обеих струк^ тур при доминирующей роли формальной структуры. Чем боле* зрелой и развитой становится спортивная команда, тем более! значительную роль приобретает формальная структура и теЛ большее влияние она оказывает на неформальное межличностном общение.
Неформальная структура команды, как и формальная, делит-1 ся на горизонтальную и вертикальную. По горизонтали нефорЛ мальная структура команды распадается на две подструктуры» деловую и эмоциональную.
Деловая подструктура возникает в результате коопе-'j ративно-деятельностной интеграции спортсменов. Она в значи-1 тельной степени определяется внешними целями команды и зако-* номерно меняется вместе с ними (например, при переходе от под-! готовительного периода к соревновательному).
Эмоциональная подструктура отражает непосред-"! ственные аффективные связи (симпатии, антипатии и безразли-1 чия) между членами команды. Она как бы дополняет деловую! подструктуру, сглаживая дезинтегративные тенденции, являющм еся следствием функционального расслоения (каждый спортсмен! отвечает за отдельный порученный ему участок). Эмоциональный отношения неизбежно возникают в любой команде как результат взаимных оценок поведения и поступков в процессе взаимодейст-1 вия.
Выделение деловой и эмоциональной подструктур носит уоя ловный характер. В спорте эмоциональные отношения формируй ются в процессе совместной деятельности, в зависимости от того! насколько успешно выполняются общекомандные цели. Кроме тов го, в связи с высокой значимостью для спортсменов успешности спортивной деятельности деловые отношения между ними всегда! сопровождаются сильными эмоциями, способствуют активном™ формированию субъективности в их межличностных отношениях!
Вертикальная организация неформальной структуры команды! отражает характер распределения отношений руководства и под! чинения между спортсменами. Каждый спортсмен имеет в команда определенный ранг, соответствующий его статусу власти: чем вы! ше ранг спортсмена, тем большей властью и авторитетом он поль! зуется внутри команды. Следовательно, вертикальная организация может рассматриваться как ранговая зависимость между спорт! сменами в неформальной иерархии команды.
Проблема лидерства в спорте. Максимальный ранг в нефор-1 мальной иерархии команды определяет статус ее лидера. Есте! ственно, лидер располагает в команде наибольшей властью и авторитетом, что позволяет ему осуществлять руководство коман-| дои, аналогичное тому, которое осуществляет тренер. Разница заключается в том, что тренер является лидером в формальной структуре команды и в своей руководящей деятельности - пользу! ется официальными санкциями: поощрениями, взысканиями, мач териальными стимулами и т. п.; лидер же обладает неформальной
262
властью, он не вправе использовать официальный аппарат власти, его власть опирается на нормы, ритуалы, неписаные правила g традиции команды.
Кроме того, тренер может эффективно выполнять свои функции только в условиях учебно-тренировочного сбора, где его власть практически неограничена. На соревнованиях тренер не может непосредственно вмешиваться в деятельность спортсменов, И поэтому его возможность руководить командой резко уменьшается. В это время управление командой почти полностью переходит к лидеру. Именно он должен организовать команду для реализации намеченных тактических замыслов, направить ее усилия на достижение победы.
Анализ руководящих действий лидера' позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную.
Организационная функция заключается в выработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных целей. В игровой ситуации эта функция проявляется главным образом в указаниях, направляющих, ускоряющих или закрепляющих определенные действия товарищей по команде: «Бросок!», «Блок!», «Стоять!», «Быстрей!», «На меня!» и т. п. Часто лидер сознательно временно уступает свои функции одному из спортсменов, находящемуся в более благоприятных условиях, или принуждает, навязывает своим партнерам определенные действия. Этими способами лидер организует и направляет усилия членов команды на осуществление тактической комбинации.
Информационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщает спортсменам информацию о текущих задачах команды, способах их решения, распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках и т. п. В игровой ситуации эта функция сводится к налаживанию и поддержанию на оптимальном уровне обмена информацией между спортсменами исходя из тактического замысла и выполняемой комбинации. Лидер сообщает сведения о заменах и перемещениях в своей команде и в команде соперников, информирует о времени, текущем счете, ожидаемых действиях противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» и т. п.
Воспитательная функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, Дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения. Эта функция осуществляется лидером главным образом не на соревнованиях, а в условиях тренировочных занятий и отдыха. В соревновательной обстановке воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Правильно!», «Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т. п. Их содержание и эмоциональная окраска служат эффективным средством закрепления правильных форм спортивного поведения и устранения ошибок.
263
Интенсивность использования лидерских функций в значител!! ной степени зависит от характера задач, стоящих перед командой! складывающейся спортивной ситуации и напряженности деятельности. Существует, по-видимому, соответствие между степенью' успешности деятельности команды в напряженной ситуации и интенсивностью осуществления лидерских функций.
Интенсивность использования различных лидерских функций (организационной, информационной и воспитательной) зависит от типа лидера и главным образом от того, в какой подструктуре; (деловой или эмоциональной) он является лидером. Спортсмен^ имеющий максимальный статусный ранг в деловой подструктуре* является деловым лидером команды, в эмоциональной — эмоцио-; нальным. Таким образом, в каждой команде имеется по крайней;| мере два лидера: деловой и эмоциональный.
Деловой лидер ориентирован на спортивные достижения, заботится о совершенствовании мастерства спортсменов, выступает инициатором в поисках более эффективных и современных методов подготовки (табл. 4).
Таблица 4. Социально-психологическая характеристика делового лидера (по Б. Дж. Кретти) | ||
Преимущества | Недостатки | |
Более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом на решение задач | Мало внимания уделяет межличност- ] ным отношениям в команде. Жертвует 1 личными интересами и спокойствием I членов группы ради достижения успеха 1 в делах | |
Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач | Мало эффективен в умеренно стрессо-1 вых ситуациях, когда члены группы! стремятся к общению | |
Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют дружественные отношения. Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел | Может неудачно взаимодействовать си членами команды, играющими важную 1 роль в деятельности, а также не удов-1 летворяет потребности в лидерстве у лиц,- стремящихся к дружественным от- 1 |
Эмоциональный лидер ориентирован на межличностные отношения в команде, поддержание благоприятного психологического климата, профилактику межличностных конфликтов, воспитание у спортсменов высоких нравственных и патриотических чувств (табл. 5).
В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров несколько условно. Нередко обе лидерские функции вы-.-. полняет один спортсмен. Причем такое совмещение наблюдается
264
Таблица 5. Социально-психологическая характеристика эмоционального лидера (по Б. Дж. Кретти) | |
Преимущества | Недостатки |
Заботлив, внимателен в межличностных отношениях | Не проявляет инициативы и настойчивости в делах |
Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача | Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием |
Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой | Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией |
Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений | Легко уступает групповому давлению не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях |
тем чаще, чем выше ранг спортивной команды. Специалисты объясняют это влиянием уровня требований на концентрацию власти в команде. Чем выше требования к результату и чем напряженнее спортивная деятельность, тем выше должна быть концентрация власти. Спортивная команда функционирует эффективнее, если распределение власти в команде соответствует характеру спортивной деятельности. Когда команда ориентирована просто на участие в соревнованиях, а не на определенный результат, более эффективным является распределенное лидерство, а когда команда ориентирована на достижение высоких результатов — интеграция лидерства. Поэтому при ориентации спортивной команды на рекорды (ведомственные, мировые, олимпийские и др.) она функционирует более эффективно, если лидерские функции совмещены. Когда в команде имеется несколько лидеров, между ними может возникнуть соперничество за абсолютное лидерство. В этом случае, они сами не могут успешно выступать в одной команде и вызывают раскол ее на конкурирующие группировки, что, конечно, отрицательно сказывается на спортивных достижениях команды.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 272.