Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:
1) минимальное время, необходимое для начала действия в
ответ на определенный раздражитель (латентное время двига
тельной реакции);
2) скорость отдельного движения (элемента техники);
3) частоту движений.
Эти элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга (можно отличаться очень быстрой ре- j акцией и быть относительно медлительным в движениях и наоборот). В чистом виде они встречаются довольно редко. Наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т. п.), а не элементарных форм проявления быстроты.
С точки зрения психологии быстрота —это способность управлять временными признаками движения, это отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.
Легче всего скоростные качества развиваются у юных спортсменов. Для мальчиков наиболее благоприятным периодом является возраст 14—16 лет, для девочек—11 —14 лет. Детям этого возраста свойственна большая подвижность и лабильность нервных процессов в коре головного мозга.
Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями (усилиями). Это одно из] важнейших физических качеств для абсолютного большинства видов спорта. В зависимости от особенностей тех или иных действий, характера и величины проявления силы принято различать несколько разновидностей силовых качеств. Чаще всего сила проявляется в движении, т. е. в динамическом режиме,—дин а м и-ческая сила. Но не всегда усилия спортсмена сопровождаются движением, в этом случае говорят о статическом режиме pa-: боты — статическая сила.
Сила характеризуется предельными, распределенными и дозированными мышечными усилиями. Предельные мышечные усилия имеют место там, где спортсмен полностью проявляет свои силовые возможности. Сознательное управление предельными мышечными усилиями затруднено, так как они ограничиваются функциональными возможностями спортсмена.
Распределенные мышечные усилия — это усилия в l /2, Vd 3Д максимальной силы.
222
Дозированные мышечные усилия — это усилия, требующие строгой дифференцировки в их проявлении. Они обеспечивают точность двигательных действий спортсмена — броска и передачи мяча, удара в боксе и укола в фехтовании и т. п.
Развитие и совершенствование силы возможны при определенной активности проявления личностных качеств спортсмена: мотивации, установки, волевых качеств (целеустремленности, упорства, настойчивости, смелости, самообладания и др.).
Выносливость — это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности.
Развитие выносливости осуществляется в процессе выполнения упражнений, вызывающих утомление и усталость. Без утомления нет тренирующего эффекта, без преодоления усталости нельзя совершенствовать выносливость.
Чувство усталости—^это субъективное переживание признаков утомления. Оно может наступать не только в результате утомления, но и вследствие монотонности работы (см. гл. IV). Для развития выносливости у спортсменов необходимо формировать положительное отношение к появлению этого чувства и обучать психологическим приемам его преодоления.
Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Объектом познания в проявлении ловкости выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных временных и силовых параметров.
Среди физических качеств ловкость занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами и проявляется только в комплексе с ними. Поэтому при оценке ловкости необходимо учитывать: 1) координационную сложность задания, 2) точность его выполнения и 3) время выполнения.
Ловкость — специфическое качество, по-разному проявляющееся в различных видах спорта. Можно отличаться хорошей ловкостью в гимнастике и недостаточной — в спортивных играх. Одни виды спорта требуют предельной точности воспроизведения мышечных усилий и времени движения (легкоатлетические прыжки), другие — пространственных параметров и мышечных усилий (гимнастические упражнения), третьи — пространственных и временных признаков движения (прыжки в воду), четвертые — всех признаков движения (единоборства, спортивные игры).
В спортивной деятельности воспитание ловкости предполагает: во-первых, воспитание способности быстро осваивать координационно сложные двигательные действия; во-вторых, воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Существенное значение имеет также совершенствование способности восприятия пространственных, временных, силовых параметров движения («чувство пространства», «чувство времени», «чувство усилия»).
223
Важнейшими проявлениями ловкости могут считаться способность к расслаблению мышц и способность к сохранению устой, чивого положения тела, в разнообразных условиях движений, т. е,! к сохранению равновесия.
Равновесие находится в прямой зависимости от уровня вести-! булярной устойчивости. Различают статическое и динамическое^ равновесие. В психологическом плане воспитание способности^ к сохранению устойчивого положения тела основано на избирав тельном совершенствовании соответствующих ощущений и восГ приятии.
ХИ.2.4. Специализированные восприятия физических качеств и их взаимодействие с двигательными навыками
Все физические качества спортсмена органически взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В основе этогс механизма лежит принцип целостности проявлений психики щ ловека.
Взаимосвязь физических качеств характерна для любого bi да спорта, однако удельный вес проявления их в разных вида; спорта различен. Например, в беге, плавании доминируют быстрота, выносливость, в тяжелой атлетике — сила. При этом следует отметить, что наивысшие показатели развития одного качества, могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому процесс подготовки спортсменов должен обес-' печивать развитие физических качеств в необходимом соотношении.
У людей с низким уровнем физической подготовленности вы-1 полнение упражнения, требующего преимущественного проявде-j ния какого-либо одного физического качества, предъявляет значительные требования к другим. Например, для новичков бег на 100 м является испытанием не только быстроты, но и в значитель-1 ной мере выносливости, силы, ловкости. Поэтому на начальных этапах тренировки воспитание какого-либо одного качества при-1 водит к развитию и совершенствованию других. Однако в дальней-, шем подобный параллельный рост прекращается и могут даже, проявляться отрицательные отношения между отдельными качествами.
Взаимодействие физических качеств может выступать в виде их переноса. Например, развитие динамической силы способству-i ет лучшему проявлению скоростных качеств, тогда как развитие силы в статических упражнениях может тормозить совершенствование быстроты. Высокий уровень сознательного управления проявлениями силы и быстроты способствует формированию и совершенствованию ловкости и т. д.
Успешное решение задач физической подготовки должно предусматривать не только воспитание физических качеств, но и формирование специализированного восприятия их- проявления. Специализированное восприятие быстроты проявляется в «чувстве
224
скорости» движений, «чувстве темпа», «чувстве ритма» движения, «чувстве времени» совершаемого действия (в каждом конкретном виде спорта). Так, в беге отчетливо проявляется «чувство скорости» пробегаемого заданного отрезка дистанции, «чувство темпа» шагов, «чувство ритма» дыхания и т. п.
Специализированное восприятие силы выступает в виде «чувства силы», включающего отражение всей совокупности развиваемых мышечных усилий, а также проявление этих усилий с учетом условий среды.
Специализированное восприятие выносливости проявляется в чувстве скоростной, силовой, скоростно-силовой, прыжковой и т. п. выносливости. Так, в специализированное восприятие скоростно-силовой выносливости входит четкий образ заданной скорости движений, заданной величины развиваемых усилий и продолжительности выполняемой работы.
Специализированное восприятие ловкости проявляется в виде образов точного воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движения. Это чувства заданной амплитуды, направления и формы движения; чувства заданной величины развиваемых усилий; чувства заданной скорости, темпа и ритма движения.
Формирование специализированного восприятия проявления физических качеств требует широкого использования различных: психологических упражнений с установкой на точность воспроизведения развиваемых пространственных, временных и силовых параметров движений. Весьма эффективно применение обучающей аппаратуры, тренажерных устройств, различных динамометров, динамографов, хронометров и т. п., которые позволяют с предельной точностью не только воспринимать, но и воспроизводить любую величину заданных параметров физических качеств.
Воспитание физических качеств и формирование двигательных навыков — две стороны единого процесса подготовки спортсмена. Физические качества сами по себе не существуют, они всегда конкретизируются определенным видом двигательной деятельности, проявляются через спортивную технику движений и действий... Двигательные навыки без соответствующего развития физических качеств не могут обеспечить высоких спортивных показателей, так как навыки представляют собой как бы форму, посредством которой физические качества проявляются в спортивной деятельности.
Физические качества и двигательные навыки входят в состав целостного образа конкретного двигательного действия. Поэтому в программу физической подготовки спортсменов следует включать такие упражнения, которые бы отражали специфику данного технического приема и активно содействовали специализированному воспитанию и проявлению физических качеств.
225
xii. 3. психологические основы технической подготовки
XII. 3.1. Психологические особенности технической подготовки
Психологическую структуру технической подготовки составляют специальные знания, навыки, умения, а также образы движений и действий, протекающих по типу двигательных реакций. К специальным знаниям относятся: а) понятия о технике двигательных действий и б) двигательные представления.
Понятия о технике двигательных действий — это обобщенное отражение в сознании спортсмена сущности наиболее рациональных способов решения двигательных задач. Выработка этих понятий требует глубокого изучения специальной литературы и усвоения спортивной терминологии. Понятия о технике движений составляют основу спортивно-технического мышления. Разнообразие физических упражнений и уровень спортивного мастерства находятся в определенной зависимости от богатства приобретенных понятий о технике двигательных упражнений.
Двигательные представления-— это образы движений и действий спортсмена, обеспечивающие решение конкретной двигательной задачи. Двигательные представления формируются при непосредственном и неоднократном выполнении определенных движений и действий. Следует различать представления о движениях и двигательные представления. Если первые несут в себе информацию о внешних признаках движения и при этом ведущими из комплекса психических процессов являются зрительные процессы, то вторые отражают внутреннюю сущность движения, которая раскрывается при непосредственной двигательной активности, и ведущая роль уже переходит к кинестетическим процессам.
Все заученные двигательные действия приобретают форму двигательного навыка. Двигательный навык — это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в процессе упражнения до известной степени совершенства, выполняемое точно, экономно, с высоким качественным и количественным результатом. Овладеть навыками, техникой физических упражнений— значит научиться управлять двигательными действиями, регулировать их по параметрам пространства, времени и интенсивности прилагаемых усилий.
В процессе занятий спортом по мере накопления двигательного опыта спортсмен приобретает определенные двигательные умения. Двигательные умения — это усовершенствованные способы выполнения действий на основе полученных знаний и опыта. Умения требуют творческого использования знаний и навыков в разнообразных, не стандартных условиях спортивной деятельности.
Многие действия в спорте осуществляются в виде двигательных реакций. Двигательная реакция — это осознаваемое ответное двигательное действие на определенный сигнал.
226
XII. 3.2. Связь технической подготовки спортсмена с развитием психических процессов и функций
Точность, надежность и эффективность двигательных действий спортсмена зависят от уровня развития ряда психических процессов и функций: психомоторики, ощущений, восприятий, представлений, мышления, памяти, внимания. Следовательно, психологической основой технической подготовки спортсменов является целенаправленное совершенствование тех психических процессов и функций, которые принимают участие в регуляции двигательных действий, характерных для каждого конкретного вида спортивной деятельности.
Особенности ощущений при выполнении физических упражне ний. Техника физических упражнений связана с многообразными ощущениями, основными из которых являются мышечно-двига-тельные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые.
Мышечно-двигательные ощущения. Исключительное значение для правильного выполнения физических упражнений имеют те чувственные сигналы, которые исходят из двигательного аппарата и выступают в сознании в виде двигательных ощущений и восприятий. И. М. Сеченов их назвал «мышечным чувством».
Экспериментальные исследования, проведенные А. Ц. Пуни в изучении мышечно-двигательных ощущений в спорте, позволили установить, что развитие отчетливости мышечно-двигательных ощущений способствует овладению техникой спортивных упражнений; в то же время совершенствование техники приводит к дальнейшему развитию данных ощущений. Установлено, что между уровнем развития мышечно-двигательной чувствительности и уровнем спортивного мастерства имеется прямая связь.
Мышечно-двигательные ощущения играют большую роль в правильной координации движений. Нарушение мышечно-двигательной чувствительности всегда приводит к нарушениям точности движений.
Большое значение в выполнении техники спортивных упражнений играет ощущение мышечного напряжения, в котором различают:
— ощущение мышечного усилия (т. е. степень затрачиваемой
физической силы — поднятие штанги и т. п.),
— ощущение сопротивления, испытываемого при мышечном
напряжении (гребля, плавание и т. п.),
— ощущение продолжительности мышечного напряжения и ее
изменений (гимнастика и т. п.),
■— ощущение скорости движений (спринт и т. п.),
— ощущение сопротивления, связанного с преодолением сил,
Действующих в противоположном нашему движению направлении
(гимнастика и т. п.).
Вестибулярные ощущения. Для технических элемен-
227
тов некоторых видов спорта характерны резкие движения, пово- | роты, внезапные ускорения движения тела или' его отдельных ча-Г стей. Все это требует повышенной вестибулярной устойчивости. Вестибулярные ощущения играют особенно большую роль в тая ких видах спорта, как гимнастика, акробатика, сложнокоордина-цио.нные виды легкой атлетики, прыжки в воду, спортивные игры и единоборства. Они имеют важное значение для деятельности органов равновесия, координации движений, что проявляется в| определении положения тела в пространстве, направлении и скорости его передвижения, степени ускорения и замедления, в согласовании движений.
Вестибулярные ощущения находятся в тесной связи с мышеч- i но-двигательными, зрительными и другими ощущениями и вос-1 приятиями и оказывают значительное влияние на психомоторные и сенсорные процессы и функции. Так, раздражение вестибулярного аппарата вызывает замедление движений рук и ног, нарушение координации и точности движений, увеличение в среднем до 15—20% (а в отдельных случаях до 70—90%) времени реакций.
Наблюдения и эксперименты, проведенные с высококвалифицированными волейболистами, показали, что специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата повышают эффективность игры в защите на 8—10%, а точность второй передачи — | на 10—12%.
Осязательные и органические ощущен, и я. Осязательные ощущения в совокупности с мышечно-двигательными участвуют в формировании восприятия пространственных отношений предметов, их формы, величины, веса, твердости, упругости, что очень важно при работе на спортивных снарядах, с мячом и т. д. Из осязательных ощущений, играющих большую роль в технической подготовке спортсменов, следует выделить:
а) ощущения прикосновения (в спортивной борьбе при определении замыслов и намерений соперника; при определении скорости и направления передвижния яхтсмена; при ориентировке в пространстве прыгунов в воду, прыгунов с трамплина на лыжах и т. п.);
■ б) ощущения давления, которые помогают определить силу хвата в тяжелой атлетике, гимнастике, прыжках с шестом и т. п.;
в) ощущения вибрации, которые помогают «слить» свои движения со спортивным снарядом (в гимнастике) или средством передвижения (велосипедом, мотоциклом).
Особая роль в комплексе ощущений, формирующих восприятие" движения, принадлежит органическим ощущениям, сигнализирующим о состоянии самого двигательного аппарата. К ним можно отнести болевые ощущения в мышцах, суставах, а также ощущения свободы и легкости сокращений мышц. Значение органических ощущений заключается в том, что они отражают физическое состояние работающего органа и всего тела и лежат в основе общего самочувствия, от которого во многом зависит эффективное выполнение спортивных упражнений.
Большую роль в выполнении физических упражнений играют
228
зрительные и слуховые ощущения. Они в основном выполняют ориентирующую и регулирующую функции, помогают осмыслить особенности спортивного действия, выделить в нем наиболее существенные моменты, оценить качества выполнения, вносить определенные коррективы, управлять собственной двигательной деятельностью.
Особенности восприятия при выполнении физических упраж нений. В восприятии движений при выполнении спортивного действия, технического приема отражаются различные их особенности и свойства, такие как характер, форма, амплитуда, направление, усилие, продолжительность, скорость и ускорение, положение тела и его отдельных частей.
В восприятии движений при выполнении многих технических приемов большую роль играет сенсомотормая координация. Так, спортсмен, выполняя те или иные технические приемы (например, передачу мяча в волейболе, футболе и т. п.), регулирует свои движения и мышечные усилия с помощью глазомера, оценивая расстояние до игрока, которому будет передан мяч, скорость его передвижения. Все это опирается на точность восприятия времени, пространства и собственных движений.
В восприятии времени при выполнении физических упражнений большое значение имеют длительность, скорость, последовательность, темп и ритм движений. В нем участвуют различные анализаторные системы. Однако наиболее точную диф-ференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И. М. Сеченов считал их «превосходными измерителями маленьких промежутков времени». Все двигательные действия характеризуются выраженной растянутостью, дробностью, что определяет быстроту, последовательность, темп и ритм движений.
Отражением сложных форм временных отношений движений
спортсмена являются восприятия темпа и ритма.
В основе восприятия темпа лежит последовательная смена мышечно-двигательных ощущений, так как темп характеризует быстроту, с которой сменяется одно движение другим. От темпа действий во многом зависит интенсивность физических упражнений и их координационная структура. Поэтому овладение оптимальным темпом движений является одной из важнейших задач технической подготовки спортсменов. Особое значение темп имеет в видах спорта циклического характера.
В основе восприятия ритма лежит определенное чередование действий, движений, их размеренность. Ритм имеет исключительно важное значение в технической подготовке спортсменов, так как позволяет установить правильное чередование движений и их элементов. Вот почему при выполнении ряда технических приемов ритмический рисунок спортивного действия не должен изменяться. Если он изменится, то изменится и характер движения и действия.
Специализированные восприятия формируются в результате развития в процессе занятий конкретным видом спорта
229
специфических качеств ощущений, восприятий, внимания и т. п. В основе специализированных восприятий лежит тонкая диффе-ренцировка раздражений, поступающих в различные анализаторные системы. Основную роль при этом играют мышечно-двигатель-ные, зрительные, вестибулярные, слуховые ощущения и восприятия. В спортивной практике имеют место такие специализированные восприятия, как «чувство времени», «чувство дистанции», «чувство мяча», «чувство воды» и т. п.
Особенности внимания и памяти при выполнении физических 1 упражнений. Очень большую роль в технической подготовке спорт-Г сменов играет внимание. Оно выполняет организующую, координирующую, контролирующую, регулирующую и стимулирующую, функции. Так, сосредоточение внимания проявляется в способности спортсмена направлять свое сознание на выполнение физического упражнения, отвлекаясь от восприятия всего остального. Поэтому роль этого свойства особенно важна при выполнении таких спортивных действий, как старт, метания, прыжки, поднятие штанги и т. п. Объем внимания имеет большое значение при выполнении сложных технических приемов, требующих тщательного контроля за многими элементами движения или действия. Распределение внимания особенно важно при выполнении технических приемов в сложной и быстро меняющейся обстановке (спортивные единоборства, игры). Переключение внимания помогает быстро и точно переходить от одних действий и движений к другим. Например, только за одну секунду внимание футболиста может переключиться поочередно на 6 объектов или элементов действия. Если распределение внимания обеспечивает комплексность действий, то переключение — точность и своевременность их последовательности и очередности. Большое значение для эффективного выполнения технических приемов имеет устойчивость внимания. Оно обеспечивает стабильность и надежность их выполнения на протяжении длительного времени.
Важную роль в технической подготовке спортсменов играет осознанное запоминание изучаемых движений, а это невозможно без развития двигательной памяти, основу которой составляют мышечно-двигательные образы заученных движений и особенности логических компонентов движений (характерных для данного технического приема пространственных и временных отношений, взаимосвязанности отдельных элементов движения или действия и т. п.).
Особенности двигательных представлений. Двигательные представления имеют определенную структуру, которая определяется структурой двигательного действия. Еще П. Ф. Лесгафт писал, что «...наше представление о собственных движениях распадается на представление о движимой части тела, представления о силе, размере, направлении и быстроте движения»*, т. е. об опре-
* Лесгафт П. Ф, Руководство по физическому образованию. Собр. педагогических соч., т. П. —М.: ФиС, 1952, с. 110.
230
деленных пространственных, временных и силовых признаках движения, из которых складывается любой технический прием. Так, в двигательных представлениях о пространственных признаках движения можно выделить амплитуду, направление и форму; о временных — скорость, темп, ритм движения; о силовых — величину и продолжительность развиваемых мышечных усилий.
Двигательные представления выполняют программирующую, тренирующую и регулирующую функции. Если первая является основной в процессе овладения новым двигательным действием, на начальных этапах становления спортивной техники, то вторая и третья имеют существенное значение на стадии совершенствования техники, на этапе высшего спортивного мастерства.
Тренирующая функция двигательных представлений была открыта в психологии спорта профессором А. Ц. Пуни. Основой тренирующего действия двигательных представлений служит механизм мысленного выполнения действия, т. е. механизм идеомо-торных актов. Поэтому такое выполнение действий получило название идеомоторной тренировки. Многочисленными исследованиями доказана высокая эффективность этого метода. А. Ц. Пуни приводит такие примеры. В результате 10 тренировочных занятий в условиях лабораторного эксперимента быстрота движений при практической тренировке выросла на 17,5%, а при сочетании ее с идеомоторной тренировкой —на 28,4%. Подобные результаты имели место и в исследовании точности движений и мышечных З'силий. То же самое отмечается и в естественных условиях тренировки. Так, время отталкивания в прыжках в длину с разбега после предварительной идеомоторной тренировки «быстрого толчка» составляло 220—240 мс, а без идеомоторной тренировки 248— 265 мс, т. е. отталкивание производилось значительно медленнее. Характерной особенностью тренирующей функции двигательных представлений является то, что в результате идеомоторной тренировки повышается не только эффективность двигательного действия, но и активность всех систем организма, участвующих в осуществлении движения.
Тренирующий эффект двигательных представлений психологически объясняется общностью мозговых механизмов реального и мысленного выполнения действия. Практическое значение идеомоторной тренировки трудно переоценить. Двигательные представления способствуют не только формированию двигательных навыков, но и их сохранению, быстрому восстановлению и совершенствованию.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 315.