Спорт чрезвычайно многообразен. Многообразие его выражается в большом числе видов спорта, разнообразии содержательных и процессуальных проявлений спортивной деятельности, определяемых психологическими, биомеханическими, гигиеническими, энергетическими и другими особенностями соревновательных упражнений и условиями спортивного соревнования.
Для психологического анализа спортивной деятельности все виды спорта необходимо классифицировать и систематизировать. Ниже приводится психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений, принятая в советской психологии (Т. Т. Джамгаров). В ее основу легли следующие критерии:
1) противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта);
203
2) взаимодействие партнеров при совместно взаимосвязанных^ совместно синергических, совместно последовательных и совмест'' но индивидуальных действиях.
Для всех этих случаев характерен контакт психический- одна-' ко в первом случае имеет место конкуренция, а во втором —кооперация.
. Эти критерии позволили выделить девять групп видов спорта!
(рис. 4). Особенностью данной классификации является то что виды спорта, отнесенные к одной группе, имеют много общего в психологическом отношении при очевидных различиях в энергетических, биомеханических и других характеристиках деятель-, ности. ^ Так, внутренняя психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна на лыжах с трамплина, и слаломиста включает такие моменты, как максимальная концентрация внимания, психическая настройка непосредственно перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники упражнений, умение противостоять сбивающим воздействиям и др. Эта классификация позволяет сравнить психологические особенности соревновательной деятельности, в различных видах спорта.
XI.1.3. Социальные функции спортивной деятельности
Спорт как вид деятельности органически включен в систему социальных отношений и обусловлен в своем развитии социально-экономическими факторами. Философия, социология, психология и другие общественные науки отмечают все возрастающую и многогранную роль спорта в обществе.
Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции:
1. Спорт как соревновательная деятельность.
Спортивная деятельность без соревнования утратила бы свой смысл и свою специфику. Основное в спорте —это достижение максимальных результатов в условиях предельных физических и психических нагрузок.
2. Спорт как средство разностороннего разви
тия человека, воспитания и подготовки к другим
видам деятельности. Спорт является средством разно
стороннего развития человека, совершенствования его физических
и психических качеств и способностей, формирования жизненно
необходимых навыков и умений. Спортивная деятельность предо
ставляет большие возможности для воспитания моральных, эсте
тических, интеллектуальных чувств и качеств личности спортсме
на, его воли и эмоций. Занимая существенное место в жизни
человека, она является одним из основных факторов его нравствен
ного воспитания и формирования личности. Однако следует отме
тить, что конкретное воспитательное значение спорта зависит от
социальной направленности спортивной деятельности в том или
ином обществе.
204
205
'6. Оздоровительно-рекреативная функция спор-] т а. Занятия спортом благотворно воздействуют на здоровье че" ловека. Спорт является одной из самых доступных и популярных! форм активного отдыха, развлечения и организации досуга, источ-| никои положительных эмоций. Спорт является прекрасным сред-) ством борьбы с такими неблагоприятными явлениями, как гипо-] динамия, психическое перенапряжение и др.
4. Спорт как зрелище. Эстетическое свойство
спорта. Спорт издавна пользуется популярностью в качестве-
зрелища. Благодаря развитию средств массовой информации, осо-.
бенно телевидению, спорт как зрелище стал доступен большим
массам зрителей. В связи с этим он приобрел огромную популяр
ность и престижность. Популярность спорта можно объяснить осо-:
бой эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых пережи
ваний, честной, мужественной, бескомпромиссной борьбой за побе
ду, красотой и совершенством форм движений, что отвечает самым
■строгим эстетическим критериям.
5. Спорт как сфера широких социальных отно-з
ш е н и й. Межличностные, межколлективные, межнациональные
международные отношения, обусловленные спортивной деятель
ностью, способствуют укреплению интернациональных связей, рас
пространению идеи дружбы и мира между народами.
В процессе спортивной деятельности люди вступают в разнообразные взаимодействия и взаимоотношения: между членам! одной спортивной команды, соревнующимися спортсменами, спортсменами и судьями, спортсменами и тренером, спортсменами и болельщиками и т. д. Эти специфические отношения включены в широкую систему социальных отношений.
Активные занятия спортом и обусловленная им совокупност! различных взаимоотношений и взаимодействий способствуют со-, циализации личности, что проявляется в приобщении занимающихся спортом к общественной жизни, в приобретении ими жизненного опыта, в ускорении социальной адаптации, в более быстром усвоении норм и навыков практической деятельности.
6. Экономическое значение спорта. Экономический
эффект спортивной деятельности проявляется в укреплении здо
ровья занимающихся, снижении заболеваемости, повышении ра
ботоспособности и т. п.
Экономическое значение имеют финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортсооружений, проведения спортивных лотерей и т. д.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.